A true study of a benevolent state. S.N. Baburin. Moral State. Russian view on the values of constitutionalism
Table of contents
Share
QR
Metrics
A true study of a benevolent state. S.N. Baburin. Moral State. Russian view on the values of constitutionalism
Annotation
PII
S102694520016210-2-1
Publication type
Article
Source material for review
С.Н. Бабурин. НРАВСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВО. РУССКИЙ ВЗГЛЯД НА ЦЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА. М.: Норма, 2020. – 536 с.
Status
Published
Authors
Orlin Zagorov 
Affiliation: Bulgarian Academy of Sciences
Address: Bulgaria, Sofia
Edition
Pages
197-200
Abstract

This article is the author's reflections on the problems of humanism, morality, and traditional culture in connection with the concept of a Moral State put forward by Professor S.N. Baburin. The role of the spirituality of the Slavic peoples and their contribution to the strengthening of European cultural identity is considered. The author argues the importance of the conclusion that the virtue of the state as its internal quality in itself turns the state into a guarantor of virtue as a universal value and the validity of the thesis that the values of both Orthodox Christianity and Slavic spirituality represent a solid foundation of a Moral State. The author sees in the Moral State a mechanism for the harmonious combination of the spirit of the revolution with the revolution of the spirit.

Keywords
Moral State, Russia, Russian constitutionalism, Russian people, Slavs, humanistic rationalism, Orthodox Christianity, Slavic spirituality, morality
Received
05.03.2021
Date of publication
12.08.2021
Number of purchasers
15
Views
1573
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1

Новая монография известного российского ученого и государственного деятеля С.Н. Бабурина «Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма» – одна из самых ценных работ современной юридической науки, да в общественных науках вообще. Высокое значение этого исследования, одобренного к публикации Центром интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права Российской академии наук и юридическим факультетом Омского университета им. Ф.М. Достоевского, многогранно и представляет интерес не только для специалистов в областии теоретического и практического права, преподавателей вузов и высшего руководства, а также для студентов факультетов права и политической экономии, политологии и социологии. Несмотря на большой объем (536 с.), настоящая монография - монолитное исследование, посвященное проблеме, которую современная наука скорее упоминает в основном как историческое явление уровня самых смелых утопий. Рассматривая современные аспекты нравственно-интеграционных функций государства и дух законов, автор фактически обосновывает свой тезис о том, что философия государства содержит цивилизационную парадигму процесса управления. Он делает то же самое в ряде своих работ1.

Перевод с болгарского языка Н. Малинова. Translated from Bulgarian by N. Malinova. 1. См., напр.: Бабурин С.Н. Интеграционный конституционализм. М., 2020; Его же. Русская государственность и Российское государство в системе ценностей и интересов современной политики, международного и конституционного права. М., 2018; Его же. Страж нации. От защиты Советского Союза – до невооруженного восстания РГТЭУ. 2-е изд. М., 2019; Его же. Российский Путь: становление российской геополитики кануна ХХI века. М., 1995; Его же. Российский Путь: утраты и обретения. М., 1997; Его же. Российский Путь: накануне выбора. М., 1999; Его же. Российская реинтеграция: социально-экономические и политико-правовые проблемы. М., 2006; Его же. Государствоведение: научные труды. М., 2010; Его же. Новая русская империя. М., 2013.
2 Внимательное ознакомление с последним исследованием проф. С.Н. Бабурина убеждает читателя в том, что автор ищет историческую перспективу к теме нравственного государства или добродетельного правления, с давних времен волнующих человечество, в контексте современной цивилизационной парадигмы, реализованной в новой конституционной реформе Российской Федерации. Прежде всего его интересуют учение Конфуция, древнеиндийский трактат «Артхашастра» (наука о политике) как важный источник информации об общественных отношениях, экономике, политических учреждениях в Древней Индии, «идеальное государство» Платона – первого европейского мыслителя, создавшего относительно всеобъемлющую политическую философию, оказавшую значительное влияние почти на все основные политические доктрины, «Добродетельный город» аль-Фараби и т.д. Цель современного ученого С.Н. Бабурина – не отдельно изучить чрезвычайно смелые социально-политические точки зрения, а найти ответ на вопрос: почему они до сих пор остаются нереализованными? И он находит его в крайнем политическом прагматизме Никколо ди Бернардо Макиавелли. После ХVII в., когда капитализм вступил в новую фазу развития, в условиях которой буржуазия прожила свой «медовый месяц» и твердо придерживалась советам Макиавелли, что положило начало новой тоталитарной философии и идеологии государства.
3 Особый интерес представляет проведенное автором углубленное исследование исламской революции 1979 г. в Иране, ее последствий для самого Ирана и всего исламского мира. С.Н. Бабурин убежден в судьбоносном значении Великой Иранской революции в качестве успешной попытки вернуть современный мир на путь духовно-ценностной и конституционно-правовой ориентации. Он впечатляюще защитил тезис о том, что «революционное возвращение религиозных духовных ценностей в реальную политику важно не только для мусульман, но и для немусульманских народов» (с. 105). Здесь, конечно, важно отметить, что в исламском мире, в т.ч. и в Иране, в лоне ислама сосуществуют два противоположных государственно-идеологических течения, известных как суннизм (традиционный ислам) и шиизм, со значительными различиями в их концептуальных и ритуальных ценностях. Автор формулирует вывод, что «наличие разных факторов бывает решающим тем более тогда, когда в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующихся правовых систем» (с. 115).
4 Бесспорным вкладом является глубокая интерпретация взаимосвязи гуманизма в его различных воплощениях, таких как мировоззрение, моральная философия, правовая норма и т.д. В связи с этим автор отмечает особую важность умения различать крайние формы гуманистического рационализма, ведущие к отрицанию государства или прославлению абсолютной свободы – анархизма. В этом контексте он критикует практику членов Совета Европы грубо вмешиваться во внутренние дела государств - членов ЕС. Типичным примером навязчивых попыток, сопровождающихся грубым нарушением традиционных моральных ценностей государств - членов ЕС, является навязывание Стамбульской конвенции, Норвежской программы и др., применение которых представляет собой посягательство на духовную идентичность и суверенитет народов.
5 Ученый уделяет большое внимание формированию цивилизационных основ российского конституционализма, влиянию римского права на российские конституционные трансформации и др. В этом контексте в книге особое внимание уделяется разрушительным последствиям переворота 1993 г. в СССР.
6 В своей новой книге С.Н. Бабурин подчеркивает, что славянский мир может стать главной стабилизирующей силой в Объединенной Европе. Он утверждает, что славянская духовность резюмировала идею свободы и единения человечества как возможность защитить гуманистические идеи культуры. Он последовательно подчеркивает тезис о том, что в конце концов в начале ХХI в. славянская духовность все больше и больше становится общим цивилизационным кодом национальной и европейской идентичности. И не на последнем месте славянскому объединению еще предстоит утвердиться как конструктивная и объединяющая сила свободной и объединенной Европы2.
2. См.: Загоров О. Европа и славянский мир / пер. с болг. София, 2013; Его же. Славянская духовность – культурный код болгарской национальной идентичности // Славяне. Журнал Международной Славянской академии. 2018. № 3. С. 13 - 19.
7 Особенно актуальна идея о том, что претензия присоединения т.н. «нецивилизованных народов» к западной культуре основана на презумпции, что цивилизация – это высшее благо, во имя которого необходимо принести в жертву национальные особенности. Суть этой культуры, по Трубецкому, состоит в ненасытной жадности, заложенной в характере романо-германцев, в эгоцентризме, пронизывающем всю западную культуру. Это основа космополитизма и шовинизма.
8 Это естественным образом приводит к мысли об особой роли России в новом геополитическом пространстве, названном Евразия. С.Н. Бабурин убедительно отстаивает тезис о том, что евразийство, как и славянская духовность, есть нравственно-политическое движение, созданное российской интеллигенцией, не становясь широким народным движением и официальной политикой Российского государства. Это стало возможным благодаря реформе Конституции РФ в 2020 г. Решающее значение данной реформы заключается в том, что российский конституционализм возвращается на свой национальный путь. Важным в связи с этим является вывод автора о том, что без успешного преодоления хаоса и неразберихи 1991 г. и нарушения всех действующих в СССР законов невозможно дальнейшее успешное продолжение интеграционного конституционализма на постсоветском пространстве (с. 211).
9 Обладая глубоким познанием истории и основных идей, относящихся к изучаемым вопросам, ученый исследует аксиологические, эпистемологические, этические и духовно-идеологические аспекты формулы нравственного государства, долговременные черты которого формируются в совместных героических подвигах советских народов за великую победу над фашизмом, которая положила конец Второй мировой войне в 1945 г. Однако прошли десятилетия, в течение которых идея нравственного государства приобрела характер научной проблемы и неизбежной практической потребности, теоретическим освещением которой долгое время занимался политик С.Н. Бабурин. Чрезвычайно важной ценностью является убедительно защищенный тезис автора о том, что добродетель государства как его внутреннее качество сама по себе превращает государство в гаранта добродетели как универсальной ценности. Это механизм гармоничного сочетания духа революции с революцией духа, отсутствием которого, полагаю, можно объяснить крах могущественной в своей исторической миссии социалистической системы3.
3. См.: Загоров О. Славянската цивилизационна идентичност. София, 2016; Его же. Духовната криза. Устояване за нова духовност. София, 2010.
10 Особого внимания заслуживает тезис о том, что ценности как православного христианства, так и славянской духовности представляют собой прочную основу нравственного государства, несущую в себе гарантию братской взаимности между славянскими народами. Это заставляет автора рассматриваемой здесь книги исследовать конкретные общие ценностные характеристики православного христианства и славянской духовности как общий культурный код. Чтобы правильно решить эту проблему, российский ученый уделяет особое внимание российскому выбору. По его мнению, российский выбор есть «справедливое, социальное и правовое государство» (с. 512). И особенно важно подчеркнуть: выбор России – «единая нация как союз братских народов». Большое методологическое значение имеет вывод автора о том, что «русская нация никогда не была многоэтнической», что эта историческая правда отражена, как напоминает он, в Декларации XVIII Всемирного Русского Народного Собора 2014 г., в которой подчеркивается, что «русский народ имел сложный генетический состав, включающий потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтийских, иранских и тюркских племен. И это генетическое богатство никогда не представляло угрозы национальному единству русского народа» (с. 513).
11 В связи с особой актуальностью идеи нравственного (добродетельного) государства, основные принципы и ценности которого провозглашаются в новой конституционной реформе в Российской Федерации, для ее успешной реализации, с одной стороны, необходимы совместные усилия всех политических факторов и каждого гражданина Федерации как драгоценное творение современного российского конституционного разума, а с другой – как можно больше специалистов, политиков и простых людей должны познакомиться с новой работой выдающегося ученого, общественного деятеля с богатой творческой биографией проф. С.Н. Бабурина, чтобы превратить высокие нравственные ценности добродетельного государства в устойчивое гуманистическое ядро мировоззрения и нравственной философии поколений. Успешно выполнив эту историческую задачу, Российская Федерация может стать глобальным позитивным примером, как это уже неоднократно происходило в мировой истории, утверждая устойчивое развитие как прочную основу для своего социально-экономического, духовно-идеологического, морально-политического и цивилизационного развития. Думаю, что это и есть послание проф. С.Н. Бабурина во всем его творческом развитии и активной общественно-политической реализации.

References

1. Baburin S.N. State studies: scientific works. M., 2010 (in Russ.).

2. Baburin S.N. Integration constitutionalism. M., 2020 (in Russ.).

3. Baburin S.N. The New Russian Empire. M., 2013 (in Russ.).

4. Baburin S.N. Moral State. Russian opinion on the values of constitutionalism. M., 2020 (in Russ.).

5. Baburin S.N. Russian reintegration: socio-economic and political-legal problems. M., 2006 (in Russ.).

6. Baburin S.N. The Russian Way: on the eve of choice. M., 1999 (in Russ.).

7. Baburin S.N. The Russian Way: the formation of Russian geopolitics of the eve of the twenty-first century. M., 1995 (in Russ.).

8. Baburin S.N. The Russian Way: losses and gains. M., 1997 (in Russ.).

9. Baburin S.N. Russian statehood and the Russian state in the system of values and interests of modern politics, International and Constitutional Law. M., 2018 (in Russ.).

10. Baburin S.N. The Guardian of the Nation. From the defense of the Soviet Union to the unarmed uprising of the RSTEU. 2nd ed. M., 2019 (in Russ.).

11. Zagorov O. Europe and the Slavic world / transl. from Bolg. Sofia, 2013 (in Russ.).

12. Zagorov O. Slavic spirituality – the cultural code of the Bulgarian national identity // Slavs. Journal of the International Slavic Academy. 2018. No. 3. P. 13 - 19 (in Russ.).

13. Zagorov O. Духовната криза. Устояване за нова духовност. Sofia, 2010.

14. Zagorov O. Славянската цивилизационна идентичност. Sofia, 2016.

Comments

No posts found

Write a review
Translate