- Код статьи
- S207054760011693-9-1
- DOI
- 10.18254/S207054760011693-9
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск № 3
- Страницы
- 0
- Аннотация
В статье проанализированы изменения в составе внешнеторговых партнёров Канады после глобального кризиса 2008–2009 гг. Кратко охарактеризовано содержание внешнеэкономической стратегии, которая осуществлялась правительством страны в последние несколько лет с целью стимулирования экспорта, освоения новых рынков в Европе и Азии, расширения источников импорта. Рассмотрены результаты начального этапа реализации масштабных соглашений Канады о либерализации торгово-инвестиционных обменов со странами Европейского Союза и Азиатско-Тихоокеанского региона. Исследование показало, что в первые два года действия этих соглашений выросли объёмы торговли Канады с экономическими лидерами ЕС, а также с некоторыми государствами Азии. Вместе с тем проявилось негативное влияние эскалации конфликтов между США и Китаем на торговые отношения между Китаем и Канадой.
- Ключевые слова
- внешнеэкономическая стратегия Канады, внешнеторговые партнёры Канады
- Дата публикации
- 25.09.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 25
- Всего просмотров
- 2970
Введение
Канада входит в число стран, экономика которых сильно зависит от торгово-инвестиционных связей с другими государствами. В 2019 г. внешнеторговый оборот – экспорт и импорт в сумме – превышал 62% национального ВВП. В группе семи ведущих рыночных стран только Германия имеет более высокий уровень «открытости» для экспортно-импортных обменов – в сумме порядка 87% ВВП. В США до пандемического кризиса этот показатель составлял около 27,5%1.
Географическое положение Канады во многом определяет особые характеристики её внешнеэкономических связей. Имея сухопутную границу только с одной страной, Канада является единственным северным соседом Соединённых Штатов – мощнейшей в экономическом и научно-техническом плане мировой державы. Обе страны имеют тесные и разветвлённые хозяйственные связи, которые в последние три десятилетия развиваются на основе всеобъемлющих соглашений о либерализации торгово-инвестиционных режимов. В 1989 г. вступило в силу Соглашение о свободной торговле между Канадой и США. С 1994 г. начало действовать трехстороннее соглашение НАФТА с участием Мексики. В 2019 г. вступил в силу обновлённый вариант НАФТА – трёхстороннее соглашение ЮСМКА. Преимущественная ориентация поставок из Канады на американские рынки достигла максимального уровня в начале нового века. В 2001 г. доля экспорта в США составила 87% при расчётах в долларах США или примерно 84% при расчётах в канадских долларах. Однако в последующие годы эта доля снизилась примерно до 75%, а состав внешнеторговых партнёров Канады несколько расширился.
Изучению различных аспектов торгово-инвестиционных взаимоотношений Канады и США, интеграционным процессам в Северной Америке посвящено много работ зарубежных и российских авторов2.
Данное исследование имеет более узко очерченные и конкретные цели: проанализировать изменения, происшедшие в составе основных экономических партнёров Канады с начала XXI века, в частности, в 2018–2019 гг. – после ратификации масштабных соглашений о либерализации торгово-инвестиционных режимов Канады с ЕС и с несколькими странами Азиатско-Тихоокеанского региона. В числе прочего, подобный анализ важен для оценки результатов многолетних усилий канадского правительства, направленных на развитие торговых связей за пределами Западного полушария, в странах Европы и Азии.
О внешнеторговой стратегии Канады в 2009-2019 гг.
Канада находится на значительном удалении от зарубежных рынков, за исключением американских. А это, без сомнения, осложняет торговлю товарами и удорожает поставки на рынки, находящиеся на других континентах. Вместе с тем оба североамериканских государства имеют особые преимущества в плане развития международных торгово-инвестиционных связей, поскольку важным фактором формирования их населения и трудовых ресурсов является иммиграция.
В XXI веке в Канаде иммиграция вновь превратилась в главный источник увеличения численности населения, обеспечивая до 70% ежегодного прироста. Крупнейшие промышленно-торгово-финансовые центры страны – Торонто, Монреаль, Ванкувер, Оттава, Калгари – одновременно являются крупнейшими городскими агломерациями с интернациональным составом населения, имеющего самые разнообразные потребительские предпочтения.
Мультиэтничный и мультикультурный характер канадского предпринимательского сообщества – естественный стимул и движущая сила экспортно-импортной активности. Экономическая деятельность тех диаспор, которые численно растут и «подпитываются» за счёт притока новых переселенцев, при прочих равных условиях поддерживает определённый уровень стабильности в объёмах торговли со «странами происхождения». Даже в периоды напряжённости в отношениях на уровне высшего руководства. В особенности по тем видам экспорта и импорта, которые относительно менее зависимы от «больших политических решений» (сельскохозяйственное сырьё и продукты питания, предметы домашнего обихода и иные потребительские товары).
С конца XX века Канада выступает последовательным сторонником либерализации международных режимов для торговли и инвестиций. В дебатах по вопросам защиты национальных производителей и внутренних рынков, в Канаде верх берут сторонники свободной торговли. Как отмечают авторы фундаментальных исследований, касающихся роли внешней торговли в развитии национальной экономики, «Канада не может выиграть от протекционистской политики даже на коротком отрезке времени»3.
После глобального кризиса 2008–2009 гг. в торговой политике некоторых ведущих рыночных стран и в первую очередь США, стали усиливаться протекционистские подходы. В Канаде, напротив, правительство начало предпринимать разносторонние действия с целью стимулировать рост экспорта, расширить рынки сбыта и найти новые источники импорта за пределами Северной Америки.
Активизировались начатые ещё в 2008 г. переговоры по соглашению о свободной торговле с Европейским Союзом. В 2012 г. Канада присоединилась к инициированным Соединёнными Штатами переговорам с десятью странами Азиатско-Тихоокеанского региона о создании Транстихоокеанского партнёрства (ТТП)4.
Быстрые и масштабные сдвиги в объёмах и товарной структуре торговли между Канадой и Китаем начались уже после того, как в 2001 г. состоялся визит в КНР многочисленной и представительной канадской делегации по модели «Сборная Канады» (Team Canada) во главе с премьер-министром Жаном Кретьеном. За этим последовал интенсивный обмен деловыми делегациями с участием представителей региональных и центральных властей обеих стран. Много договоров было подписано второй делегацией «Сборной Канады» в 2005 г. Несмотря на ряд сложных моментов, возникших в двусторонних политических отношениях после прихода к власти Консервативной партии в январе 2006 г., противоречия и напряжённость были со временем в основном преодолены. В феврале 2012 г. в Китай была направлена третья торговая «Сборная Канады» во главе с премьер-министром Стивеном Харпером5. По итогам переговоров главы правительств КНР и Канады заключили ряд новых соглашений, которые создали солидную основу для развития двусторонних торгово-инвестиционных отношений в долгосрочной перспективе. (Как оказалось, до того периода, когда в конце десятилетии Канада стала заложником торгово-экономического и геополитического конфликта между США и Китаем).
В 2013 г. федеральное правительство приняло специальную программу – План действий на глобальных рынках (Global Markets Action Plan)6.
Следует отметить, что после смены правящей партии в результате федеральных выборов 2015 г. упоминания о названии плана ушли из официальных документов. Однако сохранились основные направления действий, нацеленных на расширение присутствия Канады на рынках за пределами Северной Америки. А «тема глобальности» перешла в название профильного федерального министерства, ведающего вопросами развития комплекса взаимоотношений с зарубежными странами. Министерство иностранных дел и международной торговли в 2015 г. было преобразовано в Министерство глобальных дел (Global Affairs Canada)7.
Правительством Дж. Трюдо с не меньшей решимостью были продолжены переговоры с потенциально наиболее перспективными и желательными партнёрами в плане развития торговых и инвестиционных обменов. Усилилась активность применения инструментов экономической дипломатии8.
Подобная преемственность в сфере внешнеэкономической политики примечательна, но не удивительна: меняющиеся составы центрального правительства продолжают служить целям реализации фундаментальных экономических интересов канадского бизнеса, прежде всего, крупного. (Внешнеэкономическую стратегию, направленную на поддержку и стимулирование экспорта национальными компаниями, так или иначе, проводят правительства всех развитых рыночных стран).
За два десятилетия Канада заключила и ратифицировала около полутора десятков двусторонних соглашений о свободной торговле с отдельными, небольшими по масштабам экономики странами Латинской Америки, Европы, Азии и Ближнего Востока9.
Сложные и продолжительные переговоры со странами ЕС и АТР, в ходе которых имели место и паузы, и драматические изменения в позициях и составе участников, растянулись почти на десятилетний период.
Переговоры о заключении Всеобъемлющего торгово-экономического соглашения между Европейским Союзом и Канадой (Comprehensive Economic and Trade Agreement, СЕТА) были начаты ещё в 2008 году. О подписании полного текста соглашения объявлялось дважды – в сентябре 2014 г. и феврале 2016 г. Частичная реализация была начата только в конце 2017 г., поскольку значительная часть положений, касающихся инвестиционных режимов и согласования экономической политики стран-участниц, требует ратификации на уровне национальных парламентов. Между тем во многих странах Европы против реализации полного варианта соглашения выступают не только многие граждане, но и представители национального бизнеса, региональных и местных властей, а также правительства некоторых небольших стран. Протесты связаны с опасениями, что выигрыш от снижения барьеров для торговли и прихода иностранных инвесторов в первую очередь получит транснациональный бизнес. А менее сильные игроки окажутся под давлением возросшей конкуренции на внешних рынках и могут понести потери на внутренних рынках в собственных странах.
Процесс ратификации СЕТА затормозился также в результате выхода Великобритании из состава Европейского Союза. По состоянию на 2020 г. соглашение ещё не ратифицировано несколькими странами ЕС и действует не полностью.
С сентября 2017 г. вступили в силу торговые положения СЕТА, по которым от ввозных пошлин были полностью освобождены 98% товарных групп. Важно отметить, что до этого момента торговля между ЕС и Канадой уже велась в беспошлинном режиме по 94% группам товаров. В оставшихся случаях поэтапное снижение пошлин до нулевого уровня растянуто на несколько лет. Это касается главным образом торговли некоторыми видами высокотехнологичного оборудования, автомобилями, продукцией сельского хозяйства и рыболовства. К 2024 г. без пошлин должны ввозиться 99% всех категорий товаров. Страны – участницы СЕТА имеют право сохранять «защищённые» категории по собственному выбору, если им удалось отстоять свои позиции в ходе переговоров.
После выход США из Транстихоокеанского партнёрства оставшиеся одиннадцать участников продолжили переговоры по соглашению, получившему новое название – Всеобъемлющее и прогрессивное соглашение о Транстихоокеанском партнёрстве (The Comprehensive and Progressive Agreement for Trans-Pacific Partnership, CPTPP).
Новый торговый блок включает страны с общим населением численностью 495 млн человек и суммарным ВВП, который в 2019 г. достигал 13,5% ВВП мира. В документах правительства Канады указывается, что таким образом страна «получила преференциальный доступ ко многим наиболее динамично растущим рынкам, что будет способствовать усилению канадского бизнеса, росту экономики и созданию хорошо оплачиваемых рабочих мест»10.
По состоянию на конец 2018 г. соглашение CPTPP было ратифицировано и вступило в силу для шести стран, в том числе Австралии, Канады, Японии, Мексики, Новой Зеландии и Сингапура. 14 января 2019 г. к этим странам присоединился Вьетнам. Для остальных участников партнёрства (Брунея, Чили, Малайзии и Перу), положения CPTPP начнут действовать через 60 дней после ратификации.
В итоге Канада стала единственной страной, которая имеет соглашения о свободной торговле со всеми государствами, входящими в состав группы семи ведущих рыночных стран. С Соединёнными Штатами – в рамках североамериканского соглашения ЮСМКА («обновлённый» договор НАФТА). С Японией – в рамках Всеобъемлющего и прогрессивного соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве. С Германией, Францией, Италией – в рамках Всеобъемлющего торгово-экономического соглашения между Канадой и Европейским Союзом (СЕТА). В этом ряду особняком стоит Великобритания, с которой имеется договорённость о заключении двустороннего соглашения о свободной торговле в кратчайшие сроки после завершения формальностей по брекситу.
Происшедшие в 2018–2019 гг. сдвиги в составе «первой десятки» внешнеэкономических партнёров Канады в динамике и структуре товарной торговли с лидерами этой группы важны для оценки первых результатов действия новых соглашений. Важно это и для оценки влияния «торговой войны» между США и Китаем на взаимодействие Китая и Канады.
Изменения в составе основных экономических партнеров Канады в 2001-2019 гг.
Глобализация мирового хозяйства, увеличение удельного веса новых рыночных стран в мировом производстве и их включение в число активных участников международной торговли существенно повлияли на состав ведущих торговых партнёров Канады (табл.1). Менее чем за два десятилетия в «шестёрке лидеров» по объёму двустороннего внешнеторгового оборота на вторую и третью позиции выдвинулись Китай и Мексика, оттеснившие Великобританию и Японию.
Также можно отметить, что состав торговых партнёров Канады стал несколько более диверсифицированным. В 2001 г. всего шесть стран получали 93% канадского экспорта, а на прочие страны приходилось лишь 7%. В 2019 г. доля прочих стран поднялась до 13%. Аналогичные изменения произошли и среди поставщиков импорта в Канаду. Доля шести основных поставщиков снизилась с 80,5% в 2001 г. до 76,7% в 2019 г., а на прочие страны теперь приходится 23,3%.
Таблица 1
Изменения в составе основных партнёров Канады по экспорту и импорту товаров* в 2001–2019 гг.
Страны | Экспорт из Канады, % общего экспорта | Импорт в Канаду, % общего импорта | ||||||
2001 | 2010 | 2018 | 2019 | 2001 | 2010 | 2018 | 2019 | |
США | 87,01 | 74,90 | 75,02 | 75,4 | 63,62 | 50,38 | 51,13 | 50,7 |
Китай | 1,06 | 3,33 | 4,74 | 3,9 | 3,71 | 11,03 | 12,68 | 12,5 |
Мексика | 0,68 | 1,26 | 1,41 | 1,2 | 3,53 | 5,47 | 6,17 | 6,1 |
Великобритания | 1,25 | 4,11 | 2,80 | 3,3 | 3,42 | 2,02 | 2,08 | 1,5 |
Япония | 2,06 | 2,31 | 2,22 | 2,1 | 4,27 | 3,33 | 2,83 | 2,7 |
Германия | 0,73 | 1,12 | 1,14 | 1,1 | 1,91 | 2,80 | 3,20 | 3,2 |
Прочие страны | 7,21 | 12,97 | 10,61 | 13,0 | 19,54 | 24,97 | 21,91 | 23,3 |
Все страны | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 | 100 |
*Расчёты осуществлены на основании данных о стоимостных объёмах экспорта и импорта, выраженных в долларах США. Рассчитано по: Trade Summary for Сanada 2001. World Integrated Trade Solution WITS. >>> ; Trade Summary for Сanada 2010. World Integrated Trade Solution WITS. >>> ; Trade Summary for Сanada 2018. World Integrated Trade Solution WITS. >>>
После глобального кризиса 2008–2009 гг. доля поставок в США в общем экспорте Канады снизилась с максимального значения, достигнутого в начале 2000-х годов (87% при расчётах в долларах США), примерно до 75% в 2010 г. и с тех пор удерживалась на этом уровне в течение следующего десятилетия.
Соединённые Штаты остались главным источником импорта для Канады, но её доля в общем импорте при этом утратила позиции первого поставщика импорта в США, уступив эту роль Китаю.
Важно учитывать, что при высоком уровне хозяйственной интеграции между США и Канадой, значительную часть экспортно-импортных обменов составляет встречное перемещение промежуточной продукции, которая в конечном счёте становится готовой продукцией на территории либо США, либо Канады. (Например, экспорт в США накануне глобальной рецессии 2008 г. составлял около 34% ВВП Канады. При расчётах экспорта продукции по добавленной стоимости, за вычетом импортированных компонентов данный показатель опускался до 22% ВВП)11.
Великобритания, которая до конца прошлого века сохраняла позиции второго по величине торгового оборота партнёра Канады, также уступила Китаю. В 2010 г. в канадском экспорте ещё сохранялся небольшой перевес в пользу бывшей метрополии, однако импорт из Китая уже в пять с лишним раз превосходил импорт из Великобритании.
Во втором десятилетии XXI века Китай уверенно занял вторую строку в рейтинге крупнейших торговых партнёров Канады. В 2018 г. в Китай направлялось уже почти 5% канадского экспорта, а оттуда поступало около 13% импорта. В 2019 г., когда эскалация конфликтов между США и КНР отрицательно сказалась на отношениях Канады с Китаем, объём канадского экспорта в эту страну всего за год уменьшился на 17,7%.
По общему товарообороту с Канадой, то есть по сумме экспорта и импорта, в рейтинге крупнейших партнёров на строчку выше Великобритании поднялась и Мексика. Главным образом, благодаря существенному увеличению экспорта этой страны на канадские рынки. Доля Мексики как поставщика товаров в Канаду поднялась с 3,5% в 2001 г. до более чем 6%.
В целом можно сделать вывод, что страны с переходной рыночной экономикой – Китай и Мексика – вытеснили Великобританию с её многолетних позиций «второго главного» торгового партнёра Канады.
В таблице 2 приведён более детальный список стран, которые по объёму экспортно-импортных обменов с Канадой до начала «пандемической рецессии» занимали первые 15 позиций. В сумме на полтора десятка государств в 2019 г. приходилось почти 93% экспортных поставок из Канады и около 87% импорта.
Таблица 2
15 крупнейших торговых партнёров Канады. Экспорт и импорт товаров, 2019 г.
Страны | Экспорт из Канады, млрд кан. долл. | Доля в общем экспорте, % | Импорт в Канаду, млрд кан. долл. | Доля в общем импорте, % | |
Все страны мира | 592,552 | 100 | 601,303 | 100 | |
1 | США | 446,950 | 75,4 | 304,845 | 50,7 |
2 | Китай | 23,249 | 3,9 | 74,992 | 12,5 |
3 | Мексика | 7,319 | 1,2 | 36,911 | 6,1 |
4 | Япония | 12,522 | 2,1 | 16,518 | 2,7 |
5 | Великобритания | 19,807 | 3,3 | 9,191 | 1,5 |
6 | Германия | 6,293 | 1,1 | 19,224 | 3,2 |
7 | Южная Корея | 5,485 | 0,9 | 9,620 | 1,6 |
8 | Италия | 3,241 | 0,5 | 9,452 | 1,6 |
9 | Франция | 3,636 | 0,6 | 8,687 | 1,4 |
10 | Индия | 4,782 | 0,8 | 5,457 | 0,9 |
11 | Нидерланды | 5,183 | 0,9 | 4,663 | 0,7 |
12 | Бельгия | 3,118 | 0,5 | 4,963 | 0,8 |
13 | Тайвань | 2,040 | 0,3 | 5,968 | 1,0 |
14 | Вьетнам | 0,993 | 0,1 | 6,986 | 1,2 |
15 | Бразилия | 2,254 | 0,4 | 5,398 | 0,9 |
Источник: Annual Merchandise Trade. Global Affairs Canada. >>>
Подавляющая доля канадского экспорта в 2019 г. приходилась на континентальные рынки – в странах-партнёрах по соглашению ЮСМКА (прежде – договор НАФТА). Всего 76,6%. При этом – 75,4% в США, и только 1,2% в Мексику.
В страны Азии в сумме направлялось 11,7% экспорта из Канады, но при этом оттуда поступало почти 20% всего импорта. По внешнеторговому обороту в этом регионе с большим отставанием от Китая следует Япония – 2,1% экспорта и 2,7% импорта. После вступления в силу нового соглашения о Транстихоокеанском партнёрстве двусторонние экспортно-импортные обмены выросли по стоимости, но не по доле в общем объёме торговли.
В то же время канадский экспорт в Китай сократился в 2019 г. на 17,7%, а ввоз товаров оттуда уменьшился на 11%, что связано с резким ухудшением двусторонних отношений в результате эскалации конфликта между США и КНР.
На все европейские страны всё ещё приходилось менее 9% канадского экспорта и около 10% импорта. Германия, находящаяся на шестой позиции в рейтинге торговых партнёров Канады, получила немногим больше 1% экспортных поставок, хотя в 2019 г. оказалась лидером по темпам роста их объёма – на 27,4%.
Небольшие доли экспортных поставок из Канады «разбросаны» по другим регионам и континентам. Несмотря на относительную географическую близость стран Латинской Америки (за исключением Мексики) и Карибского бассейна, на все эти государства в сумме приходится всего 1,3% экспорта из Канады – почти столько же, сколько на Мексику.
В страны Африки направляется менее 1% экспорта. В Австралию, Новую Зеландию, а также островные государства Океании – 0,5%.
Заключение
В течение двух десятилетий XXI века произошли существенные подвижки в составе крупнейших торгово-экономических партнёров Канады. В первую очередь они связаны с влиянием глобализации на мировое хозяйство, изменением баланса сил в глобальной экономике и международной торговле, с выходом крупнейших развивающихся рыночных стран, прежде всего, Китая на передовые позиции в двадцатке мировых лидеров по масштабам экономики и объёмам экспорта.
В определённой мере оказались успешными и предпринятые правительством Канады усилия, направленные на развитие связей с торгово-экономическими партнёрами в странах Европы и Азии. В течение небольшого срока действия всеобъемлющих торгово-экономических соглашений Канады со странами Европейского Союза, с одной стороны, и десятью странами АТР – с другой, произошёл некоторый рост торговых обменов с отдельными партнёрами в этих регионах. В 2018–2019 гг. заметно увеличились объёмы торговли с Германией и Францией, в меньшей степени – с Нидерландами. Это, в частности, подтвердило обоснованность опасений европейских «игроков второго плана» относительно того, что выгоды от либерализации торгово-инвестиционных режимов в первую очередь получают «экономические тяжеловесы» и транснациональный бизнес.
В Азиатско-Тихоокеанском регионе вступление в силу многостороннего торгово-экономического соглашения привело к увеличению объемов торговли Канады с Японией и Вьетнамом.
Вместе с тем важно иметь в виду, что рост торговых обменов со странами Европы и Азии происходит с низкого старта и показатели объёмов товарооборота, по-прежнему невелики. На все европейские страны в 2019 г. приходилось в сумме лишь 9% экспорта из Канады и несколько больше поставок на канадские рынки – 11% импорта. Около 3% канадского экспорта приходится на Великобританию, которая фактически уже не является членом ЕС, но ещё не имеет отдельного соглашения о свободной торговле с Канадой. Примечательно, что это рассматривается экспертами как указание на хорошие перспективы роста двусторонней торговли после формального «развода» Великобритании с континентальной Европой. На континенте барьер в 1% экспорта из Канады в текущем десятилетии преодолела только Германия. К этому уровню приблизились Нидерланды, тогда как даже Франция и Италия получают едва 0,6 и 0,5% общего объёма поставок из Канады.
Оценивая перспективы расширения торгово-экономических связей Канады со странами, находящимися за пределами Северной Америки, необходимо учитывать следующие обстоятельства. Договорно-правовые условия обменов, безусловно, были улучшены благодаря новым соглашениям. Однако с весны 2020 г. разворачивается глобальная пандемическая ситуация, которая приводит к масштабным и разноплановым последствиям.
Как отмечают международные эксперты, последствия самой пандемии COVID-19 и спровоцированной ею глобальной рецессии трудно предсказуемы. Но уже очевидно, что «пандемические барьеры» препятствуют перемещению людей и (в меньшей мере) грузов, сокращая, таким образом, возможности торговли услугами и товарами.
Повсеместный спад в экономике, снижение объёмов производства, инвестиций, потребительского спроса также неизбежно наносят удар по международной торговле. Скорее всего, на какой-то неопределённый и, возможно, продолжительный срок будут повёрнуты вспять процессы диверсификации внешнеэкономических связей Канады. А это, в свою очередь, вновь сделает экономику и внешнюю торговлю Канады более зависимой от США.
Библиография
- 1. Trading economics. United States – Exports of Goods And Services (% of GDP) https://tradingeconomics.com/united-states/exports-of-goods-and-services-percent-of-gdp-wb-data.html; Trading economics. United States - Imports of Goods And Services (% of GDP) https://tradingeconomics.com/united-states/imports-of-goods-and-services-percent-of-gdp-wb-data.html
- 2. В числе наиболее актуальных и практически значимых работ последнего времени следует отметить следующие публикации: Комкова Е.Г. ЮСМКА вместо НАФТА // Мировая экономика и международные отношения. 2019. Т. 63. № 4. С. 50-58. DOI: 10.20542/0131-2227-2019-63-4-50-58; Комкова Е.Г. С НАФТА и без него: гипотетические варианты экономических последствий для США, Канады и Мексики // США & Канада: экономика, политика, культура. 2019. № 3. С. 68-84. DOI: 10.31857/S032120680004156-5; Комкова Е.Г. Перспективы НАФТА // США & Канада: экономика, политика, культура. 2018. № 2. С. 5-19. DOI: 10.7868/S3254256418020015; Комкова Е.Г. Вокруг переговоров по пересмотру соглашения НАФТА // Россия и Америка в XXI веке. 2018. № 1. С. 9. https://rusus.jes.su/s207054760000092-8-1/ Хорошилов Е.Е. Взаимные прямые инвестиции США и Канады в первые два года президентства Трампа // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Выпуск S1. DOI: 10.18254/S207054760005403-0; Хорошилов Е.Е. Прямые инвестиции Канады в США в контексте эволюции канадского капитала // Россия и Америка в XXI веке. 2019. Выпуск 1. DOI: 10.18254/S207054760004630-0.
- 3. The Importance of International Trade to Canada’s Economy. Fraser Research Bulletin 8. October 2016 (https://www.fraserinstitute.org/sites/default/files/the-importance-of-international-trade-to-the-canadan-economy-an-overview-post.pdf)
- 4. Подробнее см.: Немова Л.А. Транстихоокеанское партнёрство: выгоды и издержки с точки зрения Канады // Россия и Америка в XXI веке. 2016, Выпуск 2 [электронный ресурс].
- 5. Chronology of Relations between Canada and China since Establishment of Diplomatic Relations. Canada-China Friendship Society (https://ccfso.org/chronology-canada-china-relations/)
- 6. The Global Markets Action Plan (https://www.international.gc.ca/global-markets-marches-mondiaux/assets/pdfs/plan-eng.pdf)
- 7. Global Affairs Canada (https://www.international.gc.ca/gac-amc/index.aspx?lang=eng). Важно отметить, что при обращении к документам и материалам, публикуемым Министерством глобальных дел по вопросам международной торговли, необходимо учитывать следующее: данные по экспорту и импорту товаров и услуг самой Канады отражаются в национальной валюте, то есть в канадских долларах.
- 8. Подробнее см.: Исраелян Е.В. Внешняя политика Канады: экономическое измерение.// Россия и Америка в ХХI веке. Электронный научный журнал. 2014. №2 (https://www.elibrary.ru/item.asp?id=22560534)
- 9. Подробнее см.: Немова Л.А. Внешнеэкономические связи Канады: проблемы диверсификации // США Канада: экономика, политика, культура, 2016. № 10.
- 10. CPTPP partner: Japan. Global Affairs Canada (https://www.international.gc.ca/trade-commerce/trade-agreements-accords-commerciaux/agr-acc/cptpp-ptpgp/countries-pays/japan-japon.aspx?lang=eng)
- 11. The Importance of International Trade to Canada’s Economy. Op. cit.