Мантра и сутра как формы построения древнеиндийских текстов разной функциональной направленности
Мантра и сутра как формы построения древнеиндийских текстов разной функциональной направленности
Аннотация
Код статьи
S241377150010945-2-
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Волошина О. А. 
Аффилиация: Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
12-23
Аннотация

Статья посвящена анализу мантры и сутры как вербальных формул построения текстов, по-разному функционирующих в древнеиндийском обществе. Если мантра является вербальным компонентом религиозного ритуала, то сутра используется как форма построения научного и философского текста. Повторение ритмически организованной мантры позволяет сосредоточить внимание на предмете медитации, обратиться к объекту мистического созерцания, тогда как логически выстроенная последовательность сутр воплощает научное представление об объекте исследования. В контексте понимания мантры и сутры как приемов построения текстов разной функциональной направленности анализируются также термины янтра и тантра, называющие приемы визуального инструмента медитации и принципы построения сложного философско-религиозного текста. Прагматика текста, возможность его функционирования в разных типах дискурса (например, ритуальном и научном) порождали различные формальные приемы построения ведийских текстов.

Ключевые слова
мантра, сутра, янтра, тантра, сакральные и научные древнеиндийские тексты
Классификатор
Получено
29.09.2020
Дата публикации
29.09.2020
Всего подписок
24
Всего просмотров
2376
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Другие версии
S241377150010945-2-1 Дата внесения исправлений в статью - 20.08.2020
Цитировать   Скачать pdf

Библиография

1. Соссюр Ф. де. Отрывки из тетрадей Ф. де Соссюра, содержащих записи об анаграммах // Ф. де Соссюр. Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 639–645.

2. Ригведа. Мандалы I–IV. Перевод, вступительная статья и примечания Т.Я. Елизаренковой. М.: Наука, Изд. 2-ое, 1999. 767 с.

3. Векшин Г.В. Очерк фоностилистики текста: звуковой повтор в перспективе смыслообразования. М.: МГУП, 2006. 462 с.

4. Вейдле В.В. Эмбриология поэзии: Статьи по поэтике и теории искусства. М.: Языки славянской культуры, 2002. 456 с.

5. Калыгин В.П. Язык древнейшей ирландской поэзии. М., 2003. 126 с.

6. Бодрийяр Ж. Истребление имени Бога // Бодрийяр Ж. Символический обмен и смерть. М.: Добросвет, Изд-во КДУ, 2013. 386 с.

7. Генон Р. Наука букв. СПб.: Владимир Даль, 2013. 159 с.

8. Парибок А.В. Мантра // Индийская философия. Энциклопедия. Отв. ред. М.Т. Степанянц. Ин-т философии РАН. М.: Восточная литература. Академический Проект. Гаудеамус, 2009. С. 508.

9. Рамачандра Рао Тантра. Мантра. Янтра. Тантрические традиции Тибета. М.: Беловодье, 2015. 304 с.

10. Пахомов С.В. Янтра // Индийская философия. Энциклопедия. Отв. Ред. М.Т. Степанянц. Ин-т философии РАН. М.: Восточная литература. Академический Проект. Гаудеамус, 2009. С. 893.

11. Альбедиль М.Ф. Янтра // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь под ред. М.Ф. Альбедиль и А.Н. Дубянского. М.: Республика, 1996. С. 482.

12. Захарьин Б.А. Категория “karmanˮ древнеиндийских грамматистов и ее применимость к индоарийскому синтаксису // Сравнительно-историческое и общее языкознание. Сборник статей в честь 80-летия В.А. Кочергиной. М.: Добросвет, 2004. С. 46–57.

13. Sharma R.N. Aṣṭādhyāyī of Pāṇini. New Delhi. Vol. III. 1995. (The second edition – 2002), 829 p.

14. Sharma R.N. Aṣṭādhyāyī of Pāṇini. New Delhi. Vol. 1–2. 1990. (The second edition – 2000), 557 p.

15. Волошина О.А. Типы правил-сутр в грамматике Панини // Индоевропейское языкознание и классическая филология – XXIII. Материалы чтений, посвященных памяти проф. И.М.Тронского. Т.I, СПб., 2019. С. 170–177.

16. Вигасин А.А. Сутра // Индуизм. Джайнизм. Сикхизм. Словарь под ред. М.Ф. Альбедиль и А.Н. Дубянского. М.: Республика, 1996. С. 406.

17. Панчатантра. Перевод с санскрита, предисловие и примечание А.Я. Сыркина. М.: Художественная литература, 1972. 368 с.

18. Спирин В.С. Построение древнекитайских текстов. СПб.: Петербургское Востоковедение, 2006. 276 с.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести