- Код статьи
- S27822389S0321507525040095-1
- DOI
- 10.7868/S2782238925040095
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер выпуска 4
- Страницы
- 74-82
- Аннотация
- Традиционно балетные постановки изучаются с точки зрения хореографических, музыкальных и сценографических решений, однако материалы постановки балетных спектаклей представляют интерес и с точки зрения отражения в них культурной политики государства, связанной с регулированием отдельных сегментов социокультурных практик, и формирования картины мира. В советский период балет стал одним из каналов трансляции значимых идей внутренней политики и международной дипломатии. В балете находили отклик изменения в отношениях со странами и их включение в орбиту интересов СССР (Индия, Китай и т.д.). В статье на материалах балетов на сюжеты, связанные с культурой Африки («Аистенок», 1937; «Тропою грома», 1958), показывается, как происходила трансляция значимых идей об Африканском континенте, его международном положении и роли Советского Союза в процессах обретения независимости рядом стран. Содержание либретто и материалы постановок, хранящиеся в Центральном государственном архиве литературы и искусства Санкт-Петербурга, позволяют понять, как происходил переход от абстрактного представления о странах Африки как территорий, находящихся в колониальной зависимости, к пониманию специфики положения отдельных стран и расширению представлений о странах Африканского континента.
- Ключевые слова
- СССР Африка балет театр искусство культурная политика международная дипломатия
- Дата публикации
- 01.04.2025
- Год выхода
- 2025
- Всего подписок
- 0
- Всего просмотров
- 4
Библиография
- 1. Сапанжа О.С. Баландина Н.А. «Красный мак» и советская повседневная культура: исторические очерки к 95-летию балета. Спб.: НП-Принт, 2022. 89 с.
- 2. Сапанжа О.С. Советский балет в системе культурной дипломатии: три неосуществленных спектакля Государственного академического театра оперы и балета им. С.М.Кирова («Чудо Индии», «Дочь Индии», «Танцовщица из Калькутты»). Journal of Modern Russian History and Historiography. 2021. Т. 14. № 1. С. 225-251. (In Russ.). DOI: 10.30965/22102388-12340006
- 3. Волобуев О.В. Из истории советского востоковедения начала 1930-х гг.: «Аграрный вопрос в колониальной революции» О.Тарханова. Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2020. № 2. С. 71-78. DOI: 10.18384/2310-676X-2020-2-71-78
- 4. Александров А. Французские колонии в Африке. М.: Изд-во Коммунистической академии, 1930. 182 с.
- 5. Давидсон А.Б. Россия и Африка: этапы формирования взаимных представлений. Электронный научно-образовательный журнал «История». 2016. № 3 (47)
- 6. Джексон Т. Страна алмазов и рабов. М.: ЦК Мопр СССР, 1932. 31 с.
- 7. Зусманович А.З. и др. Принудительный труд и профдвижение в негритянской Африке. Рабочее движение и принудительный труд в негритянской Африке. М.: Профиздательство, 1933. 180 с.
- 8. Викторов В.И. Наталия Сац и Детский музыкальный театр. М.: Композитор, 1993. 192 с.
- 9. Рыжкова А.С. Балетный спектакль для детей на сцене Большого театра в постановках Московского хореографического училища периода 1930-1960-х годов: эстетика, художественные средства, техника исполнения. Дис... к. искусствоведения. М., 2014. 218 с.
- 10. Слонимский Ю.И. Советский балет: материалы к истории советского балетного театра. М., Ленинград: Искусство, 1950. 365 с.
- 11. Ганзелка И., Зикмунд М. Африка грез и действительности. I. Прага: Артия, 1961. 267 с.
- 12. Россия и Южная Африка. Три века связей. М.: ИД ГУ ВШЭ, 2010. 331 с.