ОИФНАзия и Африка сегодня Asia and Africa Today

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online) 2782-2389

Особенности деловой коммуникации в арабских странах: рекомендации для российских бизнесменов

Код статьи
S27822389S0321507525100055-1
DOI
10.7868/S2782238925100055
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер выпуска 10
Страницы
40-50
Аннотация
Статья посвящена специфике деловой коммуникации в арабских странах с акцентом на культурные, религиозные и социальные факторы, определяющие стиль переговоров и особенности межличностного взаимодействия. Отмечается высококонтекстный характер коммуникации, в рамках которой содержание сообщения неотделимо от формы. Центральную роль играет исламская этика, задающая рамки профессионального поведения. Особое внимание уделено феномену – института личных связей и посредничества, в арабской культуре выполняющего функцию механизма доверия. Анализируются вербальные и невербальные особенности арабского делового общения. Специальный раздел посвящен цифровой коммуникации, специфику которой продолжают определять традиционные нормы конфиденциальности, этикета и визуального оформления. На основе академических источников и собственного опыта работы в регионе автор формулирует практические рекомендации. Подчеркивается, что успех на арабских рынках зависит не столько от формальных процедур, сколько от способности встроиться в местную символическую и этическую систему. Адаптация к культурным кодам рассматривается как стратегическая инвестиция в долгосрочное партнерство.
Ключевые слова
арабские страны деловая коммуникация исламская культура васта деловой этикет гендерные нормы цифровое общение Россия бизнес-практика
Дата публикации
30.07.2025
Год выхода
2025
Всего подписок
0
Всего просмотров
1

Библиография

  1. 1. Графов Д.Б. Wasta как социальный капитал и легитимный консервативный порядок. Полития. 2021. Т. 103. № 4. С. 81–99. DOI: 10.30570/2078-5089-2021-103-4-81-99
  2. 2. Grafov D.B. 2021. Wasta as Social Capital and a Legitimate Conservative Order. Politeia. Vol. 103. № 4. Pp. 81–99. (In Russ.) DOI: 10.30570/2078-5089-2021-103-4-81-99
  3. 3. Аль-Хамад Мунтасер Фаез. Жест и знак. В кн.: Невербальное общение в культуре Катара (пер. с араб.). Отв. ред. В.В.Наумкин. М.: ИВ РАН, 2024.
  4. 4. Al-Hamad Muntasir Faez. 2024. Gesture and Sign. In: Nonverbal Communication in Qatari Culture (trans. From Arabic). Ed. by V.V.Naumkin. Moscow. (In Russ.)
  5. 5. Магомедов Г. Этикет в арабо-исламской культуре. Россия и мусульманский мир. 2012. № 12. С. 186–188.
  6. 6. Magomedov G. 2012. Etiquette in Arab-Islamic Culture. Russia and Muslim World. № 12. Pp. 186–188.
  7. 7. Матвеенко В.Э. Национально-культурные особенности вербальных и невербальных средств аргументации в арабском официально-деловом стиле общения. Русистика. 2012. № 4. C. 85–90.
  8. 8. Matveenko V.E. 2012. National and cultural peculiarities of verbal and non-verbal means of argumentation in Arab official communication. Russian Language Studies. № 4. Pp. 85–90. (In Russ.)
  9. 9. Шагалина Е.А. Международные коммуникации в арабских странах. Межкультурная коммуникация. 2018. № 5. С. 37–45.
  10. 10. Shagalina E.A. 2018. International Communications in Arab Countries. Intercultural Communication. № 5. Pp. 37–45. Moscow. (In Russ.)
  11. 11. Гасымов Н.А. Роль ислама в формировании государственных и общественных институтов в монархиях Персидского залива. Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. 2014. Т. 129. № 7. С. 208–216.
  12. 12. Gasymov N.A. The Role of Islam in the Formation of State and Social Institutions in the Monarchies of the Persian Gulf. Vestnik RGGU. Series: Political Science. History. International Relations. 2014. Vol. 129. № 7. Pp. 208–216.
  13. 13. Zaharna R.S. 1995. Understanding cultural preferences of Arab communication patterns. Public Relations Review. Vol. 21. № 3. Pp. 241–255. DOI: 10.1016/0363-8111(95)90024-1
  14. 14. Ayyash M.M., Herzallah F.A. 2022. Arab cultural dimensions model for e-government services adoption. Electronic Government. Vol. 18. № 3. Pp. 301–320.
  15. 15. Algumzi A.A. 2017. The impact of Islamic culture on business ethics: Saudi Arabia and the practice of wasta. PhD dissertation, Lancaster University. https://core.ac.uk/download/pdf/153320454.pdf (accessed 24.06.2025)
  16. 16. Alajmia M., Mohammadiana M., Talukder M. 2023. The determinants of smart government systems adoption by public sector organizations in Saudi Arabia. Heliyon. Vol. 9. № 10, October. DOI: 10.1016/j.heliyon.2023.e20394
  17. 17. Ali Al-Kandari T. 2011. Kenn Gaither, Arabs, the west and public relations: A critical/cultural study of Arab cultural values. Public Relations Review. Vol. 37. № 3. Pp. 266–273. DOI: 10.1016/j.pubrev.2011.04.002
  18. 18. Gruys M.L., Stewart S.M., Patel T. 2010. Business etiquette in 12 countries: Special considerations for female expatriates. Journal of Applied Business and Economics. Vol. 11. № 2. Pp. 73–92.
  19. 19. Abokhodair N., Vieweg S., Schaub J. 2017. Privacy and behavior in GCC social media. ICWSM Conference. https://www.academia.edu/download/82183626/32.pdf (accessed 27.06.2025)
  20. 20. Chaurasia M., Fatima S., Khanum M.A. 2012. Arabic interface analysis based on cultural markers. Riyadh: King Saud University. https://arxiv.org/pdf/1203.3660 (accessed 24.06.2025)
  21. 21. Al-Boinin H., et al. 2025. Gender, culture, and social media: Women’s entrepreneurship in Qatar. Administrative Sciences. Vol. 15. № 3. P. 89. DOI: 10.3390/admsci15030089
  22. 22. Rababa M.A., Malkawi N.A.A. 2012. Linguistic etiquette of greeting and leave-taking in Jordanian Arabic. European Scientific Journal. Vol. 8. №. 18. Pp. 14–28.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека