00.00.00 Social Sciences in General. 03.00.00 History. Historical science. 04.00.00 Sociology. 05.00.00 Demographics. 06.00.00 Economy. The economic science. 11.00.00 Policy. Political science. 26.00.00 Complex problems of social Sciences. 27.00.00 Mathem
В статье рассматриваются медиастратегии «Исламского государства» (ИГ). Авторы приходят к выводу, что «мягкая сила» ИГ основывается на трех составляющих: культура, политическая идеология и внешняя политика. Источниками «мягкой силы» являются компоненты ее привлекательности для потребителя, т.е. те элементы и образы, которые позволяют заинтересованному и применяющему «мягкую силу» добиться контроля над потребителем. За время своего существования ИГ смогло превратиться в раскрученный и привлекательный «мировой бренд», умело инструментализируя информационные и внешнеполитические стратегии.
В статье показано, что рост общего числа антиправительственных демонстраций и массовых беспорядков в Африке южнее Сахары (АЮС) в 2011-2015 гг. был слабее, чем в большинстве других мир-системных макрозон, но по меркам самого региона этот рост был очень заметным. При этом, по данным системы CNTS, в 2014 г. в странах АЮС он оказался исторически рекордным за весь период наблюдений, т.е. с 1919 г.
Катарско-турецкий альянс, используя панарабскую сеть ассоциации «Братьев-мусульман», а также их идеологию в качестве инструмента в достижении регионального лидерства, сумел достичь впечатляющих успехов в первый период «арабской весны» 2011-2012 гг. Однако в 2013 г. Саудовская Аравия и ее союзники перешли в контрнаступление. Его главным успехом было свержение правительства «Братьев-мусульман» в Египте, осуществленное в союзе с египетскими военными и некоторыми другими внутренними египетскими и международными силами. На данный момент Саудовская Аравия, похоже, остается единственной ближневосточной державой, которая всерьез стремится к региональному лидерству, но потенции турецко-катарско-ихванского альянса все-таки не стоит недооценивать.
Катарско-турецкий альянс, используя панарабскую сеть ассоциации «Братьев-мусульман», а также их идеологию в качестве инструмента в достижении регионального лидерства, сумел достичь впечатляющих успехов в первый период «арабской весны» 2011-2012 гг. Однако в 2013 г. Саудовская Аравия и ее союзники перешли в контрнаступление. Его главным успехом было свержение правительства «Братьев-мусульман» в Египте, осуществленное в союзе с египетскими военными и некоторыми другими внутренними египетскими и международными силами. На данный момент Саудовская Аравия, похоже, остается единственной ближневосточной державой, которая всерьез стремится к региональному лидерству, но потенции турецко-катарско-ихванского альянса все-таки не стоит недооценивать.
Статья посвящена анализу противостояния катарско-турецкого и саудовского-эмиратского блоков за влияние в Республике Судан. Выяснено, что, помимо традиционной борьбы за продвижение интересов между Саудовской Аравией и Ираном, в Судане на геополитической арене появился новый игрок в лице Катара и Турции.
Особую активность по укреплению своих позиций катарско-турецкий блок проявил в период событий «арабской весны», вызвав реакцию со стороны Саудовской Аравии и его союзника - Объединенных Арабских Эмиратов. Для ослабления турецко-катарско-суданских отношений саудовско-эмиратский блок оказал финансовую и материальную помощь Хартуму, находившемуся в тяжелой социально-экономической ситуации после отделения Южного Судана. Однако усилия Саудовской Аравии и ОАЭ оказались неэффективными и вынудили их прибегнуть к более решительным действиям. В результате саботажа со стороны военных и экономических элит, поддержанных саудовско-эмиратским блоком весной 2019 г. 30-летний суданский режим О. аль-Башира был свергнут.
К власти пришла военная элита, которая сумела ослабить социально-экономическое напряжение в стране. Немаловажную роль в этом сыграла финансовая и военная помощь Эр-Рияда и Абу-Даби. Падение режима О. аль-Башира нанесло серьезный удар по позициям Катара и Турции в Судане, параллельно укрепив саудовско-эмиратские позиции. Несмотря на это, Катар и Турция не потеряли надежду на восстановление своего влияния в Судане и продолжают попытки наладить дипломатические, финансовые, военные и культурные отношения.
В статье анализируется эволюция внешней и внутренней политики Объединенных Арабских Эмиратов со времени образования государства по настоящее время. Продемонстрировано, что практически непрерывный экономический рост способствовал привлечению в страну крупных инвестиций и превращению ОАЭ в ведущий финансовый центр арабского мира. Достижению такого успеха сопутствовал ряд факторов: эффективное управление, предприимчивость элит, а также взаимовыручка двух ведущих эмиратов – Абу-Даби и Дубая. Более того, достигнутая экономическая мощь, сопоставимая с мощью Саудовской Аравии, позволила Эмиратам включиться с борьбу за региональное лидерство в период событий «арабской весны». Важным представляется использование ОАЭ силовых инструментов, которые убедительно проявились в ливийском, сирийском и йеменском кризисах. Отметим, что до «арабской весны» ОАЭ были сосредоточены на укреплении региональных позиций посредством мирной дипломатии и опоры на финансовые ресурсы. При проведении исследования были использованы системный и количественный методы.