Проблема энергетического перехода в Японии и ее решение
Проблема энергетического перехода в Японии и ее решение
Аннотация
Код статьи
S013128120016121-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Емельянова Олеся Николаевна 
Должность: Научный сотрудник Центра азиатско-тихоокеанских исследований
Аффилиация: Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений им. Е.М. Примакова РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
95-111
Аннотация

В настоящий момент социально-экономическое развитие ведущих стран, которые сегодня развиваются в парадигме капиталистического индустриального уклада, претерпевает структурный кризис. Одновременно с этим серьезно нарастают мировые экологические проблемы, а также стремительно увеличивается потребление электроэнергии, что в свою очередь в традиционной современной парадигме означает увеличение спроса на невозобновляемые источники энергии.

Япония в этой ситуации не является исключением. Более того, структурный кризис существующего хозяйственного уклада проявил себя в Японии уже с 1991 г., когда произошел так называемый кризис «мыльного пузыря», после которого страна не смогла вернуться к устойчивому экономическому росту периода своего индустриального расцвета. Сегодня комплексное решение перечисленных проблем Япония, как и страны Запада, видит в «энергетическом переходе», для достижения которого разрабатываются меры для перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ), в том числе на водородное топливо, которое в перспективе может стать важнейшим ресурсом для успешного перехода в цифровую эпоху.

Основным документом, который регулирует стратегию энергетического перехода Японии, является «Базовый энергетический план» от 2003 г., последняя 5-ая версия которого была принята в 2018 г. Основной целью стратегии является значительное сокращение выбросов углеводорода в атмосферу. Документ представляет дорожную карту для поэтапного движения страны в сторону достижения углеродной нейтральности и содержит рекомендации развития до 2030 г. и 2050 г. Другим важным документом является «Стратегия зеленого роста для достижения углеродной нейтральности к 2050 г.» (2020).

В настоящей статье ставится задача выявить основные факторы, а также проанализировать перспективы энергетического перехода Японии в краткосрочном периоде до 2030 года.

 
Ключевые слова
Япония, энергетический переход, углеродная нейтральность, энергетическая стратегия, ВИЭ
Классификатор
Получено
05.03.2021
Дата публикации
20.08.2021
Всего подписок
17
Всего просмотров
1948
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Основные принципы и факторы энергетического развития Японии

2 Глобальный переход к цифровому социально-экономическому укладу сопровождается множеством трансформаций технологического, экономического, управленческого, а также культурного характера. Важными и очевидно спорными аспектами в этом процессе выступают экологические вопросы, а также проблемы внедрения новых технологических решений, влияющих на организацию общества и систему управления социальными структурами. Последнее, в свою очередь, неразрывно связано с необходимостью расширять доступ к информационно-коммуникационным сетям и источникам энергии, которые в новых условиях должны характеризоваться большей географической рассредоточенностью. Все это комплексно упирается в задачу энергетического перехода, без решения которой новый общественный уклад не представляется реалистичным.
3 Япония — одна из стран, которая осознанно подходит к решению проблемы энергетической трансформации, стремясь с опережением реализовывать стратегические проекты, чтобы преуспеть в конкурентной борьбе за только формирующийся рынок ВИЭ. Правительство Японии играет ведущую роль в этом процессе, разрабатывая планы дальнейшего социально-экономического развития, а также контролируя реализацию поставленных задач.
4 Центральным документом, определяющим цели цифровой трансформации японского общества, стал пятый «Базовый план (развития) науки и техники» (2016)1, который определяет переход страны от «информационного» хозяйственного уклада к «цифровому»2. Непосредственно задачи энергетического развития Японии регулируются «Основным законом об энергетической политике»3, первая версия которого была принята в 2002 г., а также «Базовым энергетическим планом» (2003), последняя пятая версия которого была принята в 2018 г.4.
1. 科学技術基本法 : (Базовый план развития науки и техники). 2016年1月28日. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5honbun.pdf (дата обращения: 30.11.2020).

2. Society 5.0. 内閣府. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/society5_0/index.html (дата обращения: 30.11.2020).

3. エネルギー政策基本法 : (Основной закон об энергетической политике). URL: https://elaws.e-gov.go.jp/document?lawid=414AC1000000071 (дата обращения: 30.06.2021).

4. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
5 Другими важными документами, регулирующими вопрос энергетического развития Японии, являются «Стратегия зеленого роста для достижения углеродной нейтральности к 2050 г.» (2020)5, «План освоения морской энергии и разработки минеральных ресурсов» (2019)6, «Базовый план (развития) океана» (3-я редакция от 2018 г.)7, «Базовая стратегия(по развитию) водорода» (2018)8, «Стратегия (развития) инноваций в области энергетики и окружающей среды» (2016)9, «Долгосрочный прогноз спроса и предложения на энергию» (2015)10.
5. 2050年カーボンニュートラルに伴うグリーン成長戦略 : (Стратегия зеленого роста для достижения углеродной нейтральности к 2050 г.). 2020年.

6. 海洋エネルギー・鉱物資源開発計画 : (План освоения морской энергии разработке минеральных ресурсов). 2019年.

7. 海洋基本計画 : (Базовый план (развития) океана). 2018年.

8. 水素基本戦略 : (Базовая стратегия (по развитию) водорода). ⽣可能エネルギー・⽔素等関係閣僚会議. 2018年.

9. エネルギー・環境イノベーション戦略 : (Стратегия (развития) инноваций в области энергетики и окружающей среды). 総合科学技術・イノベーション会議. 2016年. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/nesti/honbun.pdf (дата обращения: 05.07.2021).

10. 長期エネルギー需給見通し : (Долгосрочный прогноз спроса и предложения на энергию). 2015年.
6 Последняя версия «Базового энергетического плана» от 2018 г. в полной мере отражает основные принципы энергетического развития Японии11, которые были впервые опубликованы в 2015 г. в новой редакции «Основного закона об энергетической политике»12.
11. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 12. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).

12. エネルギー政策基本法 : (Основной закон об энергетической политике). 2002年. 第1〜2条. URL: https://elaws.e-gov.go.jp/document?lawid=414AC1000000071 (дата обращения: 30.06.2021).
7 – Безопасность — основная цель, которая обуславливает энергетическую стратегию и подкрепляется результатами следующих положений.
8 – Стабильность энергоснабжения — повышение уровня технологической самообеспеченности (2018: 11,8% 2030: 25%), энергетическая диверсификация (ВИЭ, водородная энергетика).
9 – Экономическая эффективность — увеличение конкурентоспособности японской промышленности, снижение нагрузки на потребителей (стоимость электроэнергии — 2013: 9,7 трлн иен 2030: 9,2–9,5 трлн иен).
10 – Окружающая среда — декарбонизация (сокращение выбросов парниковых газов к 2030 г. на 26% относительно 2013 г., по заявлению Ё. Суга в апреле 2021 г. этот показатель будет увеличен до 46%).
11 Однако помимо принципов, выделенных в основных документах японского правительства, на основе проведенного в исследовании анализа можно выделить дополнительные факторы, обуславливающие повестку энергетического развития Японии.
12 – Ожидание глобального «энергетического перехода», связанного с развитием новых технологий, а также задачей декарбонизации, принятой на международном уровне в рамках «Парижского соглашения по климату (2015)13;
13. Paris Agreement. United Nations, 2015. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/english_paris_agreement.pdf (дата обращения: 05.07.2021).
13 – Рост международной нестабильности и обострение противоречий, что вызывает колебания цен на энергоресурсы, приводит к нарушению логистических цепочек;
14 – Изменение международной энергетической структуры спроса и предложения, что вызвано увеличением роли ВИЭ;
15 – Низкий уровень самообеспеченности Японии энергоресурсами14;
14. Эта проблема традиционно являлась серьезным ограничением энергетической безопасности страны. В 2010 г. уровень самообеспеченности Японии составил 20,3%. Однако после аварии на АЭС Фукусима-1 в результате приостановки работы атомных реакторов ситуация усугубилась. В 2014 г. уровень самообеспеченности энергоресурсами снизился до минимального 6,4%. После этого началось постепенное восстановление атомной энергетики, однако даже к 2018 г. не удалось достичь показателя, соответствующего 2010 г. В 2018 г. уровень самообеспеченности энергоресурсами составил 11,8% (Министерство экономики торговли и промышленности (МЭТиП). 日本のエネルギー2020. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/about/pamphlet/energy2020/).
16 – Рост технологической зависимости от других стран (например, многие эксперты в Японии обеспокоены чрезмерным ростом зависимости Японии от поставок солнечных панелей из Китая15);
15. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 9. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
17 – Усиление международной конкуренции в области технологий декарбонизации (например, Япония ведет активную работу по организации глобальной логистической сети, включающей в себя производство, транспортировку и хранение водорода)16;
16. 水素基本戦略 : (Базовая стратегия (по развитию) водорода). 再⽣可能エネルギー・⽔素等関係閣僚会議. 2018年. P. 31.
18 – Изменения в структуре спроса на электроэнергию на внутреннем рынке Японии (например, ожидается сокращение конечного энергопотребления в пересчете на сырую нефть — 2010: 280 млн кл 2018: 240 млн кл (см. табл. 3)), которые обусловлены
19 • демографическими изменениями — сокращением населения;
20 • ростом энергосбережения;
21 • появлением технологий, работающих на новых видах энергии;
22 • развитием новых отраслей экономики в результате цифровизации.
23 Таким образом, можно заключить, что энергетическая стратегия в Японии обусловлена в первую очередь задачей обеспечения энергетической безопасности страны, а также стремлением завоевать долю формирующегося рынка ВИЭ.
24

Изменения в структуре энергобаланса

25 В структуре энергобаланса первичных источников энергии Япония испытывает ярко выраженную зависимость от ископаемого топлива, которое в 2018 г. составило 86%. Однако в связи со стратегией декарбонизации к 2030 г. правительство планирует сократить этот показатель до 76%, что будет ниже уровня 2010 г. на 5% (см. рис. 1). Увеличение доли ископаемого топлива к 2018 г. связано с последствиями аварии на АЭС Фукусима-1, из-за которой были закрыты все реакторы, а потери в энергоснабжении были частично восполнены за счет увеличения поставок ископаемого топлива, в основном СПГ.
26 В структуре вторичных источников энергии (энергопотребления) к 2030 г. планируется сокращение доли ископаемых источников энергии (56%) в пользу возобновляемых (22–24%) и атомной энергетики (20–22%) (см. рис. 2).
27

28 Рисунок 1
29 エネルギー基本計画策定後の動向と今後の対応の方向性について : (Тенденции после принятия основного энергетического плана и направление будущих мер). (About trends after the formulation of the basic energy plan and future policy directions). 資源エネルギー庁.2018 年 (Agency for Natural Resources and Energy, 2018) 12月27日. P.4. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/enecho/denryoku_gas/denryoku_gas/pdf/016_s01_00.pdf.
30

31 Рисунок 2
32 エネルギー基本計画策定後の動向と今後の対応の方向性について:
33 (Тенденции после принятия основного энергетического плана и направление будущих мер). (About trends after the formulation of the basic energy plan and future policy directions). 資源エネルギー庁.2018年 (Agency for Natural Resources and Energy, 2018) 12月27日. P.4. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/enecho/denryoku_gas/denryoku_gas/pdf/016_s01_00.pdf.
34

Ископаемое топливо

35 Исходя из статистики Министерства финансов за 2019 г., почти все ископаемое топливо Япония импортирует (нефть — 99,7%, СПГ — 97,7%, уголь — 99,5%). 88% сырой нефти поступает с Ближнего Востока. Большая доля угля (80,8%) и СПГ (66,8%) импортируется из Азии. Основными поставщиками угля являются Австралия (68%), Индонезия (12%) и Россия (12%). Поставки природного газа географически более диверсифицированы. С большим отрывом от других стран лидирует Австралия (38,9%), за ней следуют Малайзия (12,1%) и Катар (11,3%). Россия занимает четвертое место (8,3%)17.
17. 日本のエネルギー2020 : (Энергетика Японии 2020). 資源エネルギー庁. URL:https://www.enecho.meti.go.jp/about/pamphlet/energy2020/(дата обращения: 10.07.2021).
36 В структуре вторичного энергопотребления доля угля к 2030 г. должна составить 26%. В первую очередь сокращение потребления будет достигаться за счет отказа от неэффективной угольной энергетики, а также запуска проекта по комбинированному циклу топливных элементов с интегрированной газификацией угля, ускорения коммерциализации технологий управления, использования и хранения углерода. Долю нефти планируется снизить до 3%. Ожидается, что внутренний спрос на нефть в Японии будет продолжать снижаться в среднем на 1,7% в год. Доля СПГ будет снижена до 27% (см. рис. 2). Но как ведущий мировой импортер СПГ Япония продолжит уделять вопросам организации этого рынка повышенное внимание.
37

38 Рисунок 3
39 2030年における再⽣可能エネルギーについて : (О возобновляемых источниках энергии в 2030 году). (About renewable energy in 2030). 資源エネルギー庁. 2021年 (Agency for Natural Resources and Energy, 2021) 4月7日. P.51.
40

Возобновляемые источники энергии

41 Темпы внедрения ВИЭ в Японии значительно ускорились в результате введения системы «зеленых тарифов» в 2012 г. (см. рис. 3), когда электрогенерирующие компании стали обязаны закупать ВЭ, произведенную мелкими производителями18.
18. エネルギー基本計画策定後の動向と今後の対応の方向性について : (Тенденции после принятия основного энергетического плана и направление будущих мер).資源エネルギー庁. 2018年12月27日. P. 46. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/enecho/denryoku_gas/denryoku_gas/pdf/016_s01_00.pdf (дата обращения: 09.07.2021).
42

Наибольшее внимание будет уделяться введению в эксплуатацию солнечных батарей (см. рис. 4). Надежды также возлагаются на морскую ветроэнергетику (см. рис. 5), так как площадей, подходящих для установки наземных ветрогенераторов, недостаточно. Рисунок 4 Рисунок 5 エネルギー基本計画策定後の動向と今後の対応の方向性について : (Тенденции после принятия основного энергетического плана и направление будущих мер) (About trends after the formulation of the basic energy plan and future policy directions).資源エネルギー庁. 2018年 (Agency for Natural Resources and Energy, 2018) 12月27日.P.23. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/enecho/denryoku_gas/denryoku_gas/pdf/016_s01_00.pdf.

43 Помимо количественного увеличения ВИЭ вводятся в эксплуатацию батареи для накопления энергии и ее гибкого перераспределения в энергосистеме19.
19. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 15. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
44 Агентство природных ресурсов и энергетики в рабочем документе «О солнечной энергетике» от ноября 2020 г. обозначило задачу снизить себестоимость солнечной энергии коммерческого производства до 7 иен/кВтч к 2025 г., ветровой энергии до 8–9 иен/кВтч к 2030 г. При этом цена на ВЭ в Японии все еще остается высокой. Себестоимость солнечной и ветровой энергии составляет 12–13 иен/кВтч и 18 иен/кВтч, соответственно (2020 г.)20.
20. 太陽光発電について : (О солнечной энергетике). 2020年11月. P. 2. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/santeii/pdf/063_01_00.pdf (дата обращения: 14.07.2021).
45

Атомная энергетика

46 До аварии на АЭС Фукусима-1 атомная энергетика была важной составляющей энергобаланса вторичных источников энергии и составляла 25% в 2010 г. (см. рис. 2). После аварии было принято решение о временномпрекращении работы электростанций. Только после обновления требований к безопасности атомной энергетики с августа 2015 г. началось медленное восстановление работы реакторов. В 2018 г. в структуре энергопотребления атомная энергетика смогла восстановиться лишь до 6% (см. рис. 2).
47 По данным Агентства по ядерной и промышленной безопасности в начале июля 2021 г. в стране насчитывалось только 10 работающих реакторов, 17 находились на разных стадиях подготовки к запуску, 24 реактора получили заключение о выводе из эксплуатации, а 9 еще не успели пройти проверку21.
21. 原子力発電所の現状 : (Текущее состояние атомных электростанций). 資源エネルギー庁. 2021年.URL: >>>> (дата обращения: 13.07.2021).
48 Ожидается, что доля атомной энергетики в энергетической структуре страны продолжит расти, а в 2030 г. выйдет на уровень 20–22% (см. рис. 2). Установленный показатель планируется обеспечить примерно 30 работающими энергоблоками АЭС22.
22. 原発の廃止措置をめぐる現状 : (Текущее состояние вывода из эксплуатации атомных электростанций). 2015年. P. 81. URL: https://www.sangiin.go.jp/japanese/annai/chousa/rippou_chousa/backnumber/2015pdf/20151001080.pdf (дата обращения: 13.07.2021).
49 Сегодня вопросами регулирования атомной энергетики в Японии занимается Комитет по регулированию атомной энергетики, который формально входит в состав Министерства окружающей среды, но обладает максимальной независимостью и полнотой принятия управленческих решений в отрасли. Новый орган был образован в сентябре 2012 г. после того, как была расформирована прежняя структура управления атомной энергетикой в стране, которая характеризовалась крайней децентрализацией, а следовательно, и разобщенностью управленческих функций23.
23. Japan 2021. Energy Policy Review. International Energy Agency, 2021. P. 222–223.
50 Япония не имеет своих природных запасов урана и вынуждена полностью полагаться на импорт (до 2011 г. импорт составлял 8 тыс. т в год). В основном уран поставляется в Японию из Австралии, Канады и Казахстана. Чтобы иметь возможность влиять на колебания цен на уран, Япония охотно инвестирует в проекты по его добыче24.
24. Japan 2021. Energy Policy Review. International Energy Agency, 2021. P. 213.
51 В связи с возвращением атомной энергетики в энергетическую структуру Японии на повестке дня вновь стоит проблема захоронения ядерных отходов25.
25. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 49–50. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
52

Водородная энергетика

53 Планы развития водородной энергетики представлены в «Базовой стратегии по водороду», последняя версия которого была опубликована в 2019 г. Этот документ формулирует основные принципы и цели развития водорода в Японии до 2030 г. и 2050 г.
54 Развитие водородных технологий является перспективным направлением, так как их внедрение позволит обеспечить существенное сокращение выбросов CO2. Предполагается, что водород станет достойным конкурентом СПГ.
55 В основном рассчитывают на внедрение водородных технологий в транспортную сферу. К 2030 г. планируется вывести на дороги 800 тыс. водородных гибридных автомобилей, 1 200 автобусов и ​​около 10 000 вилочных погрузчиков на топливных элементах. Для их обслуживания к 2025 г. будут введены в эксплуатацию 320 заправочных станций26.Уже в 2020 г. во время Олимпийских игр в Токио Япония была готова показать свои первые достижения в реализации проекта27.
26. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 63. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).

27. 水素社会を実現する次の牽引役、カギを握る大手電力 : (Крупная электроэнергетическая компания, которая держит ключ к становлению следующей движущей силой реализации водородного общества).日経XTECH. 2020年06月23日. URL: https://xtech.nikkei.com/atcl/nxt/column/18/00001/04189/(дата обращения: 06.07.2021).
56 К 2030 г. планируется организовать поставки водорода в Японию в объеме 300 тыс. тонн в год, с расчётом выйти на стоимость 17 иен /кВтч.28. Для реализации этой задачи активно развиваются проекты по транспортировке водорода. В декабре 2019 г. компания Kawasaki Heavy Industries спустила на воду первый в мире перевозчик сжиженного водорода «Suiso Frontia» для перевозки топлива из Австралии (проект HySTRA). Работы над финальным оборудованием танкера были завершены весной текущего года. Строительство газогенератора бурого угля (Австралия), грузовой базы сжижения (Австралия) и погрузочно-разгрузочной станции (Кобе) также завершены. Ведется их тестовая и демонстрационная эксплуатация29.
28. 水素基本戦略 : (Базовая стратегия (по развитию) водорода). 再⽣可能エネルギー・⽔素等関係閣僚会議. 2018年. P. 23.

29. Hydrogen Energy Supply Chain Pilot Project between Australia and Japan. HySTRA. URL: http://www.hystra.or.jp/en/project/(дата обращения: 06.07.2021).
57 Были заключены меморандумы о сотрудничестве по водороду с Сингапуром в марте 2020 г. и с Малайзией в октябре 2020 г.30. Ведутся переговоры с Россией о закупках водорода31.
30. 今後の水素政策の検討の進め方について : (О вариантах рассмотрения будущей водородной политики). 2020年11月. P. 10. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/energy_environment/suiso_nenryo/pdf/018_01_00.pdf (дата обращения: 05.07.2021).

31. 露ロスアトム社と仏EDF、グリーン水素の製造で協力 : (Сотрудничество российского Росатома и французского EDF в производстве зеленого водорода). 原子力産業新聞. 2021年4月28日. URL: https://www.jaif.or.jp/journal/oversea/7869.html (дата обращения: 05.07.2021).
58 В мае 2020 г. в Брунее закончилось строительство завода по производству водорода, полученного из неиспользованной энергии, который будут транспортировать в Японию в виде метилциклогексана (проект AHEAD)32.
32. エネルギー基本計画の見直しに向けて : (К пересмотру базового энергетического плана). 経.済産業省. 2020年10月13日. P. 92–93.
59 В настоящее время популярной водородной технологией являются бытовые стационарные топливные элементы. К 2018 г. в Японии было введено в эксплуатацию 230 тыс. единиц оборудования (к 2030 г. 5,3 млн. единиц оборудования)33.
33. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 62. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
60 Демонстрация технологий использования водородной энергии с применением электролиза проходит в городе Намиэ (префектура Фукусима) с применением самого большого в мире электролизера мощностью 10 000 кВт. После окончания тестирования начнется тиражирование результатов проекта34.
34. 水素の地産地消で震災復興描く 福島県浪江町 : (Провести реконструкцию после землетрясения при помощи местного производства водорода в Намиэ, Фукусима).日本経済新聞. 2021年5月15日. URL:https://www.nikkei.com/article/DGXZQOUC101W40Q1A510C2000000/(дата обращения: 06.07.2021).
61 МЭТиП на 2021 г. запланировало 84,8 млрд иен бюджетных средств для развития водородной отрасли (2020 г. — 70 млрд иен). Из них до 14 млрд иен предполагается потратить на построение логистической сети водорода35.
35. 今後の水素政策の検討の進め方について : (О вариантах рассмотрения будущей водородной политики). 2020年11月. P. 19. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/energy_environment/suiso_nenryo/pdf/018_01_00.pdf (дата обращения: 05.07.2021).
62

Направления и приоритеты энергетической стратегии

63 В ответ на внутренние и внешние вызовы правительство стремится изменить топливно-энергетический баланс Японии в пользу снижения выбросов CO2, увеличения энергетической самообеспеченности и роста эффективности.
64 Таблица 1
65

66 エネルギー基本計画策定後の動向と今後の対応の方向性について : (Тенденции после принятия основного энергетического плана и направление будущих мер). (About trends after the formulation of the basic energy plan and future policy directions).資源エネルギー庁.2018 年 (Agency for Natural Resources and Energy, 2018) 12月27日. P.5. URL:https://www.meti.go.jp/shingikai/enecho/denryoku_gas/denryoku_gas/pdf/016_s01_00.pdf.
67

68 Рисунок 6
69 2050年カーボンニュートラルに伴うグリーン成長戦略:
70 (Стратегия зеленого роста для достижения углеродной нейтральности к 2050 г.). (Green growth strategy for reaching carbon neutrality in 2050). 2020年. P.3.
71

Декарбонизация

72 Япония в 2018 г. занимала 5-е место в мире по выбросам CO2 (3,2% мировых выбросов), следуя за Китаем (28,4%), США (14,7%), Индией (6,9%) и Россией (4,7%)36.
36. 世界の二酸化炭素排出量(2018年) : (Мировые объемы выброса CO2 в 2018 г.). JCCCA. 2018年. URL: https://www.jccca.org/download/13327 (дата обращения: 06.07.2021).
73 Однако стремясь к углеродной нейтральности, правительство развивает стратегию внедрения экологических и энергетических инноваций, которые к 2030 г. позволят сократить выбросы парниковых газов на 26% относительно 2013 г. (см. табл. 1). Выбросы CO2 в Японии в 2030 г. ожидаются на уровне 930 млн т. (см. рис. 6).
74 Для достижения этой цели необходимо, чтобы эффективность выработки тепловой энергии для каждой энергогенерирующей компании к 2030 г. превысила 44,3%, а коэффициент источников энергии с нулевым уровнем выбросов составил 44%37.
37. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 57. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
75

Увеличение уровня ресурсной и технологической независимости

76 К 2030 г. планируется повысить уровень энергетической самообеспеченности Японии до 24% (см. табл. 2), в основном за счет постепенного восстановления атомной энергетики после аварии на АЭС Фукусима-1 в 2011 г., а также наращивания ВИЭ. Уже с 2010 г. по 2018 г. доля ВИЭ в структуре потребления выросла почти в 2 раза, достигнув 17%. А к 2030 г. прогнозируется увеличение этого показателя до 22–24% (см. рис. 2).
77 Таблица 2
78

79 エネルギー基本計画策定後の動向と今後の対応の方向性について:
80 (Тенденции после принятия основного энергетического плана и направление будущих мер). (About trends after the formulation of the basic energy plan and future policy directions). 資源エネルギー庁, 2018 年 (Agency for Natural Resources and Energy, 2018) 12月27日. P.5. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/enecho/denryoku_gas/denryoku_gas/pdf/016_s01_00.pdf.
81 К 2030 г. планируется увеличить долю добычи нефти и природного газа с участием японских компаний до 40% и более (2016 г. — 27%, 2019 г. — 34,7%), а добычу угля за рубежом сохранить на прежнем уровне — 60% (2016 г. — 61%)38.
38. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 27. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
82 Кроме того, ведутся геологоразведочные работы в территориальных водах Японии.
83 – Гидрат метана
84 Исследования ведутся с 2013 г. Запуск коммерческого проекта запланирован на период с 2023 по 2027 гг.39.
39. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 30. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
85 – Нефть и природный газ
86 Активно составляются 3-D карты месторождений40.
40. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 30–31. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
87 – Рудные полезные ископаемые
88 Проводится работа по изучению морского дна в территориальных водах Японии. Например, осуществляется разведка кобальтоносной коры у юго-восточного побережья острова Минамитори. К 2030 г. планируется достичь 80% уровня самообеспечения рудными минералами, включая поставки собственных разработок из-за рубежа41.
41. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 31–32. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
89 Сегодня 100% лития, кобальта и никеля импортируется в Японию из-за границы42. Поставками цветных металлов занимается японская государственная корпорация JOGMEC.
42. 日本のエネルギー2020 : (Энергетика Японии 2020). 資源エネルギー庁. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/about/pamphlet/energy2020/(дата обращения: 10.07.2021).
90 Такой интерес к рудным минералам объясняется тем, что Япония планирует развивать электрификацию автомобилей, наращивать ВИЭ и активно вводить новое энергетическое оборудование, что, в свою очередь, сильно увеличит спрос на рудные минералы (например, никель и кобальт).
91 Для организации стабильных поставок энергоресурсов Япония продолжит сотрудничество с ведущими поставщиками: Ближний Восток (сырая нефть — 88% всего импорта), США (СПГ, СНГ, сырая нефть), Россия (СПГ, уголь, нефть), Австралия (уголь — 68%, литий — 54,5%), Конго (кобальт — 71,4%), Индонезия (никель — 29,6%), Чили (литий — 23,4%)43. Отдельно отметим, что Япония планирует закупать водород в Австралии (соглашения подписаны) и России (ведутся переговоры).
43. 日本のエネルギー2020 : (Энергетика Японии 2020). 資源エネルギー庁. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/about/pamphlet/energy2020/(дата обращения: 10.07.2021).
92

Рост энергоэффективности

93 Конечное энергопотребление в пересчете на сырую нефть в 2018 г. составило около 340 млн кл (см. табл. 3). Для сравнения, Россия потребляет примерно на 20% меньше, США — в 4 раза больше, Китай — почти в 7 раз больше, чем Япония. Несмотря на то, что спрос на энергию растет (по прогнозам, спрос на электроэнергию к 2050 г. вырастет на 30–50% по сравнению с 2020 г., примерно до 1,3–1,5 трлн квт/ч)44, к 2030 г. планируется добиться сокращения этого показателя до 330 млн кл за счет повышения энергоэффективности.
44. 2050年カーボンニュートラルに伴うグリーン成長戦略 : (Стратегия зеленого роста для достижения углеродной нейтральности к 2050 г.). 2020年. P. 2.
94 Таблица 3
95

96 エネルギー基本計画策定後の動向と今後の対応の方向性について : (Тенденции после принятия основного энергетического плана и направление будущих мер). (About trends after the formulation of the basic energy plan and future policy directions). 資源エネルギー庁, 2018 年 (Agency for Natural Resources and Energy, 2018) 12月27日. P.5.
97 URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/enecho/denryoku_gas/denryoku_gas/pdf/016_s01_00.pdf.
98 – В домашнем хозяйстве постоянно повышается уровень энергоэффективности электроприборов. К 2030 г. планируется обеспечить 100% переход на высокоэффективное освещение (например, светодиодное) и ввести новые стандарты ZEB (zeroenergy building) на строительство жилых и административных зданий45.
45. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 35. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
99 – В транспортной отрасли к 2030 г. планируется увеличить долю электромобилей в общем объеме продаж новых автомобилей до 50–70%. К середине 2030-х г. Япония будет стремиться к достижению 100% продаж электромобилей в продажах новых легковых автомобилей46.
46. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 35–36. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
100 – Прогресс в энергосбережении в промышленном секторе в последнее время замедлился (40% предприятий не достигают 1% энергосбережения в год). Связано это с тем, что значительный скачок в вопросе энергоэффективности многие компании совершили сразу после аварии на АЭС Фукусима-1 в 2011 г. и к сегодняшнему дню исчерпали наиболее доступные возможности для дальнейшего повышения этого показателя. Образцом повышения энергоэффективности стали компании по производству сборных домов или стандартизированных конструкций для их строительства, которые с 2005 г. до 2012 г. сократили энергопотребление на 34%.
101 – С внедрением систем управления энергопотреблением (FEMS), а также продвижением стандарта ISO500001 в ближайшее время ожидается новая волна роста энергоэффективности47.
47. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. P. 36–37. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения: 10.07.2021).
102 С целью увеличения уровня ресурсной и технологической независимости, а также энергоэффективности правительство Японии с 2016 г. начало проводить политику либерализации внутреннего рынка электроэнергетики. Увеличилась конкуренция между существующими компаниями. Десять вертикально интегрированных энергетических корпораций были разделены к 2020 г., разделение трех крупнейших газовых компаний завершится в 2022 г.48. И хотя несмотря на возросшее количество небольших компаний в руках прежних вертикально интегрированных корпораций все еще остается около 80% рынка49, работа правительства уже успела принести некоторые результаты. Цены на электроэнергию начали снижаться с 2018 г. Для предприятий тарифы на электричество составляли 17,3 иен за кВт/ч в 2018 г., а к 2019 г. снизились до 17,0 иен за кВт/ч; для домохозяйств тарифы упали с 25 иен за кВт/ч до 24,8 иен за кВт/ч, соответственно50. Политику, направленную на либерализацию, правительство планирует продолжать.
48. Japan 2021. Energy Policy Review. International Energy Agency, 2021. P. 34.

49. Japan 2021. Energy Policy Review. International Energy Agency, 2021. P. 28.

50. 日本のエネルギー2020 : (Энергетика Японии 2020). 資源エネルギー庁. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/about/pamphlet/energy2020/(дата обращения: 10.07.2021).
103 Кроме того, проводится работа над структурной модернизацией энергетических сетей. Существующая система была сформирована по принципу соединения крупномасштабных источников энергии и ведущих районов концентрации спроса на нее. Такой подход не соответствует потенциалу расположения ВИЭ.
104 До 2016 г. сохранялось монопольное разделение Японии между 10-ю крупными энергетическими компаниями. В соответствии с этим делением происходило и развитие энергетической инфраструктуры, замкнутой на централизованное энергоснабжение внутри каждого региона. Проблема усугубляется еще и тем, что сеть электропередач Японии разделена на две зоны, работающие на разных частотах: Восточная Япония (в т.ч. Токио, Кавасаки, Саппоро, Иокогама и Сендай) работает на частоте 50 Гц, Западная Япония (в т.ч. Окинава, Осака, Киото, Кобе, Нагоя и Хиросима) — на частоте 60 Гц. Зоны соединены тремя преобразовательными блоками, и их пропускная способность ограничена51.
51. Japan 2021. Energy Policy Review. International Energy Agency, 2021. P. 139.
105 Развитие системы т.н. «Зеленого тарифа» FIT52, предусматривающей перераспределение излишков энергии, аккумулированной домохозяйствами, для использования общественными зданиями и промышленными предприятиями, также требует более гибкой энергосистемы. Планируется продолжать работу над децентрализацией источников энергии, в т.ч. за счет внедрения аккумуляторных батарей и широкого распространения распределенных энергетических систем.
52. Более подробно по системе FIT в Японии можно посмотреть: Стрельцов Д.В. «Чистая энергетика» в Японии // Восточная аналитика. Ежегодник 2011. Экономика и политика стран Востока. М.: ИВ РАН, 2011.C. 108–110.
106

Заключение

107 Стратегия развития энергетического сектора Японии до 2030 г. направлена на переход к новой энергетической системе, в которой безуглеродные технологии будут играть ведущую роль.
108 В структуре энергопотребления планируется сокращение ископаемых источников энергии в пользу ВИЭ и атомной энергетики. Большие надежды возлагаются на водородное топливо.
109 Важной целью является своевременное встраивание Японии в формирующийся рынок новых источников энергии и энергосберегающих систем, активное развитие которого сегодня наблюдается во многих странах.
110 Кроме того, в апреле 2021 г. на встрече с Байденом премьер-министр Ё. Суга сделал заявление о том, что Япония готова сократить выбросы парниковых газов на 46% к 2030 г. относительно 2013 г.53. Отметим, что ранее ставилась задача снизить выбросы на 26%. В связи с новым решением следует ожидать серьезных изменений в энергетической стратегии Японии до 2030 г. в сторону увеличения целевых показателей развития ВИЭ и атомной энергетики.
53. 日本、温暖化ガス13年度比46%減2030年目標 : (Цель Японии — к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов на 46% по сравнению с 2013 годом).日本経済新聞. 2021年4月23日. URL: https://www.nikkei.com/article/DGKKZO71287300T20C21A4MM8000/(дата обращения: 13.07.2021).
111 При этом уже очевидно, что только за счет наращивания ВИЭ достичь новых заявленных правительством показателей не удастся, так как по последним опубликованным расчетам (апрель 2021 г.) максимально возможный потенциал роста ВЭ составляет 30% (см. табл. 4).
112 Таблица 4
113

114 2030年における再⽣可能エネルギーについて : (О возобновляемых источниках энергии в 2030 году). (About renewable energy in 2030). 資源エネルギー庁. 2021年 (Agency for Natural Resources and Energy, 2021) 4月7日. P.97. URL:  >>>> enecho/denryoku_gas/saisei_kano/pdf/031_02_00.pdf

Библиография

1. Михеев В.В. Глобализация энергетической безопасности и региональное взаимодействие в Северо-Восточной Азии // Энергетические измерения международных отношений и безопасности в Восточной Азии. М.: МГИМО, 2007.

2. Стрельцов Д.В. «Чистая энергетика» в Японии // Восточная аналитика. Ежегодник 2011. Экономика и политика стран Востока. М.: ИВ РАН, 2011.

3. Тимонина И.Л., Полищук А.В. Япония и АТР: конкуренция за энергоресурсы и энергетическая интеграция // Япония в Азиатско-Тихоокеанском регионе: политические, экономические и социально-культурные аспекты. М.: Восточная литература, 2009.

4. 2030年における再⽣可能エネルギーについて : (О возобновляемых источниках энергии в 2030 году). 資源エネルギー庁. 2021年4月7日.

5. 2050年カーボンニュートラルに伴うグリーン成長戦略 : (Стратегия зеленого роста для достижения углеродной нейтральности к 2050 г.). 2020年.

6. Hydrogen Energy Supply Chain Pilot Project between Australia and Japan. HySTRA. URL: http://www.hystra.or.jp/en/project/ (дата обращения: 06.07.2021).

7. Japan 2021. Energy Policy Review. International Energy Agency, 2021.

8. Paris Agreement. United Nations, 2015. URL: https://unfccc.int/sites/default/files/english_paris_agreement (дата обращения: 05.07.2021).

9. Society 5.0. 内閣府. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/society5_0/index.html (дата обращения: 30.11.2020).

10. エネルギー・環境イノベーション戦略 : (Стратегия (развития) инноваций в области энергетики и окружающей среды). 総合科学技術・イノベーション会議. 2016年. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/nesti/honbun.pdf (дата обращения: 05.07.2021).

11. エネルギー基本計画 : (Базовый энергетический план). 2018年. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/others/basic_plan/pdf/180703.pdf (дата обращения:10.07.2021).

12. エネルギー基本計画の見直しに向けて : (К пересмотру основного энергетического плана). 経済産業省. 2020年10月13日.

13. エネルギー基本計画策定後の動向と今後の対応の方向性について : (Тенденции после принятия основного энергетического плана и направление будущих мер). 資源エネルギー庁. 2018年12月27日. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/enecho/denryoku_gas/denryoku_gas/pdf/016_s01_00.pdf (дата обращения: 09.07.2021).

14. エネルギー政策基本法 : (Основной закон об энергетической политике). URL: https://elaws.e-gov.go.jp/document?lawid=414AC1000000071 (дата обращения: 30.06.2021).

15. 世界の二酸化炭素排出量(2018年) : (Мировые объемы выброса CO2 в 2018 г.). JCCCA. 2018年. URL: https://www.jccca.org/download/13327 (дата обращения: 06.07.2021).

16. 今後の水素政策の検討の進め方について : (О вариантах рассмотрения будущей водородной политики). 2020年11月. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/energy_environment/suiso_nenryo/pdf/018_01_00.pdf (дата обращения: 05.07.2021).

17. 原子力発電所の現状 : (Текущее состояние атомных электростанций). 資源エネルギー庁. 2021年.URL: https://www.enecho.meti.go.jp/category/electricity_and_gas/nuclear/001/pdf/001_02_001.pdf (дата обращения:13.07.2021).

18. 原発の廃止措置をめぐる現状 : (Текущее состояние вывода из эксплуатации атомных электростанций). 2015年. URL: https://www.sangiin.go.jp/japanese/annai/chousa/rippou_chousa/backnumber/2015pdf/20151001080.pdf (дата обращения:13.07.2021).

19. 太陽光発電について : (О солнечной энергетике). 2020年11月. URL: https://www.meti.go.jp/shingikai/santeii/pdf/063_01_00.pdf (дата обращения:14.07.2021).

20. 日本、温暖化ガス13年度比46%減2030年目標 : (Цель Японии — к 2030 году сокращение выбросов парниковых газов на 46% по сравнению с 2013 годом).日本経済新聞. 2021年4月23日. URL: https://www.nikkei.com/article/DGKKZO71287300T20C21A4MM8000/ (дата обращения:13.07.2021).

21. 日本のエネルギー2020 : (Энергетика Японии 2020). 資源エネルギー庁. URL: https://www.enecho.meti.go.jp/about/pamphlet/energy2020/ (дата обращения:10.07.2021).

22. 水素の地産地消で震災復興描く 福島県浪江町 : (Провести реконструкцию после землетрясения при помощи местного производства водорода в Намиэ, Фукусима). 日本経済新聞. 2021年5月15日. URL: https://www.nikkei.com/article/DGXZQOUC101W40Q1A510C2000000/ (дата обращения: 06.07.2021).

23. 水素基本戦略 : (Базовая стратегия(по развитию) водорода). 再⽣可能エネルギー・⽔素等関係閣僚会議. 2018年.

24. 水素社会を実現する次の牽引役、カギを握る大手電力 : (Крупная электроэнергетическая компания, которая держит ключ к становлению следующей движущей силой реализации водородного общества). 日経XTECH. 2020年06月23日. URL: https://xtech.nikkei.com/atcl/nxt/column/18/00001/04189/ (дата обращения: 06.07.2021).

25. 海洋エネルギー・鉱物資源開発計画 : (План освоения морской энергии и разработке минеральных ресурсов). 2019年.

26. 海洋基本計画 : (Базовый план (развития) океана). 2018年.

27. 科学技術基本法 : (Базовый план развития науки и техники). 2016年1月28日. URL: https://www8.cao.go.jp/cstp/kihonkeikaku/5honbun.pdf (дата обращения: 30.11.2020).

28. 長期エネルギー需給見通し : (Долгосрочный прогноз спроса и предложения на энергию). 2015年.

29. 露ロスアトム社と仏EDF、グリーン水素の製造で協力 : (Сотрудничество российского Росатома и французского EDF в производстве зеленого водорода). 原子力産業新聞.2021年4月28日. URL: https://www.jaif.or.jp/journal/oversea/7869.html (дата обращения: 05.07.2021).

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести