- Код статьи
- S013216250002162-1-1
- DOI
- 10.31857/S013216250002162-1
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Номер 10
- Страницы
- 100-111
- Аннотация
Представлен обзор работ, идей и подходов, относящихся к истории отечественной социологии массовой коммуникации (СМИ, СМИП, журналистики) за 1960-е – 1980-е гг. Анализируются три выделенных направления: 1) формирование представлений о массовой коммуникации как социальном явлении (работы А. Н. Алексеева, Б. А. Грушина, Т. М. Дридзе, Б. М. Фирсова и др. авторов); 2) становление социологии прессы и журналистики (развивалось журналистами вместе с социологами: Б. А. Грушин, Ю. А. Левада, Е. П. Прохоров, И. Д. Фомичева, Л. Н. Федотова, Л. Г. Свитич; 3) начало социологического изучения телевидения (Б. М. Фирсов). Историческая реконструкция осуществляется с позиций нынешнего времени. Показана значимость для исследований современной коммуникационной среды теоретических построений, которые закладывались пионерами социологии массовой коммуникации.
- Ключевые слова
- массовая коммуникация • массовая информация • социология массовой коммуникации • социология журналистики • социология прессы • социология телевидения • аудиторные исследования
- Дата публикации
- 29.11.2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 695
Библиография
- 1. Алексеев А. Н. Контент-анализ, его задачи, объекты и средства // Сб. «Социология культуры». Вып.1. М., 1974. С. 24–32.
- 2. Батыгин Г. С. (ред.) Российская социология шестидесятых годов в воспоминаниях и документах. СПб., 1999.
- 3. Верховская А. И. Письмо в редакцию и читатель. М., 1972.
- 4. Верховская А. И. Социологические методы работы с редакционной почтой. М., 1984.
- 5. Вильчек В. М. Контуры. Наблюдение о природе телеискусства. Ташкент. 1967.
- 6. Вильчек В. М. Под знаком ТВ. М., 1987.
- 7. Вильчек В. Послесловие. Воспоминания. Стихи. Статьи. М., 2007.
- 8. Волков В. И. Влияние телевидения на структуру и интенсивность культурной деятельности различных слоев населения // Телевизионная аудитория: структура, ориентации, культурная активность. Сб. статей. Свердловск. 1975. С. 65–101.
- 9. Григорьева А. В., Живодеров В. Е. Изучаем нашу аудиторию. М., 1971.
- 10. Докторов Б. З. Борис Грушин. Это – надолго. К 10-летию со дня смерти Б. А. Грушина // Медиаальманах. 2017. № 4. С. 144–146.
- 11. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М., 1984.
- 12. Дугин Е. Я. Местное телевидение: Типология, факторы и условия формирования программ. М., 1982.
- 13. Зборовский Г.Е и др. Проблемы массовой коммуникации в буржуазной социологии // Философские науки. 1968. № 3. С. 34–39.
- 14. Иванов В. Н. К вопросу об изучении антисоветских пропагандистских кампаний // Социологические исследования. 1981. № 3. С. 22–28.
- 15. Иванов В. Н. Социология пропаганды: некоторые аспекты содержания // Социологические исследования. 1983. № 3. С. 18–23.
- 16. Коган Л. Н., Волков В. И. Телевидение и его аудитория как объект социологического исследования // Телевизионная аудитория: структура, ориентация, культурная активность. Сб.статей. Свердловск, 1973. С. 3–23.
- 17. Коломиец В. П. Социология массовой коммуникации в обществе коммуникационного изобилия // Социологические исследования. 2017. № 6. С. 3–14.
- 18. Коломиец В. П., Разин П. В. Преподавание социологии студентам-журналистам // Медиаскоп. 2018. № 1. URL: http:/www.mediascope.ru/2415 (дата обращения: 12.02.2018).
- 19. Косяков В. М. Критика в прессе: опыт контент-анализа // Социологические исследования. 1982. № 1. С. 93–97.
- 20. Коробейников B. C. Редакция и аудитория: социологический анализ. М., 1983.
- 21. «Литературная газета» и ее аудитория. М., 1978.
- 22. Массовая коммуникация в социалистическом обществе Л.: Наука, 1979.
- 23. Массовая информация в советском промышленном городе. М., 1980.
- 24. Материалы второго советско-венгерского симпозиума. Будапешт-Ленинград, 1979.
- 25. Материалы третьего советского-венгерского симпозиума. Будапешт-Ленинград. 1980.
- 26. Общественное мнение и массовая коммуникация: Рабочее. совещание., Будапешт, 1971 / Сост. А. Секфю; пер.: И. Барт, Л. Белоцерковская. Будапешт: Науч. центр по исслед. Масс. коммуникац., 1972.
- 27. Пирамидин В. Читатель и газета. М., 1971.
- 28. Проблемы контент-анализа в социологии: Материалы Сибирского социологического семинара / Ред. коллегия: А. Н Алексеев (отв. ред.) и др. Новосибирск: Ин-т истории, филологии и философии СО АН СССР. Сибирское отделение Советской социологической ассоциации, 1970.
- 29. Прохоров Е. П. Социологическая служба редакции // Проблемы научной организации журналистского труда. М., 1974.
- 30. Прохоров Е. П. (ред.) Социология журналистики. М., 1981.
- 31. Прохоров Е. П. Социология журналистики. Материалы к библиографии 1965–1990. М., 1992.
- 32. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Проблемы эффективности университетской подготовки журналистских кадров (по итогам социологического исследования) // Вестник МГУ. Сер. «Журналистика». 1979. № 1,2,3.
- 33. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Социологические методики изучения журналистов и журналистского образования. М.,2017.
- 34. Свитич Л. Г., Ширяева А. А. Журналист и его работа (Методологические основы и результаты конкретно-социологического исследования). М., 1979.
- 35. Телевизионная аудитория: структура, ориентация, культурная активность. Сб.статей. Свердловск, 1973.
- 36. Фирсов Б. М. Телевидение глазами социолога. М., 1971.
- 37. Фирсов Б. М. Пути развития средств массовой коммуникации. Л., 1977.
- 38. Фирсов Б. История советской социологии: 1950–1980-е годы. Очерки. СПб., 2012.
- 39. Фомичева И. Д. Журналистика и аудитория. Теоретические проблемы и опыт изучения городской аудитории средств массовой информации и пропаганды. М.,1976.
- 40. Фомичева И. Д. Методика конкретных социологических исследований и печать М.,1980.
- 41. Фомичева И. Д. Социология СМИ. М., 2012. С. 168–181.
- 42. Шариков А. В., Ермолаева О. Я. Отечественная социология и медиа: ретроспективный взгляд (1765– 2000) // Мониторинг общественного мнения. 2016. № 4 (134). С. 99–115.