ОИФНАзия и Африка сегодня Asia and Africa Today

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online) 2782-2389

Действительно ли опросы общественного мнения изучают общественное мнение?

Код статьи
S013216250003169-8-1
DOI
10.31857/S013216250003169-8
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Номер 12
Страницы
56-62
Аннотация

Социологические дискуссии об общественном мнении содержат в себе ряд теоретических дилемм. Первая из них касается момента возникновения данного феномена: появляется ли он только с формированием современного общества, или же присутствует и в других, более ранних типах общества. Вторая дилемма связана с противопоставлением реалистского и номиналистского подходов, а третья – со спором сторонников монистической и плюралистической перспектив. В то же время с исследовательской точки зрения упомянутые теоретические дилеммы не имеют принципиального значения. Ученые-практики исходят из так называемого операционального определения понятия «общественное мнение», которое они трактуют как то, что изучают опросы общественного мнения. Однако в этом случае тоже возникает проблема – исследование, направленное на изучение и анализ общественного мнения, легко может стать его же источником. Другими словами, метод изучения общественного мнения рискует обернуться инструментом его создания.

Ключевые слова
общественное мнение • общественность • опрос общественного мнения • теоретические дилеммы • модернизм • примордиализм • реализм • номинализм • монизм • плюрализм
Дата публикации
09.01.2019
Год выхода
2019
Всего подписок
10
Всего просмотров
672

Библиография

  1. 1. Грушин Б.А. Мнения о мире и мир мнений: Проблемы методологии исследования общественного мнения. М.: Политиздат, 1967.
  2. 2. Гэллап Дж., Рей С.Ф. Пульс демократии. Как работают опросы общественного мнения. М.: ВЦИОМ, 2017.
  3. 3. Уледов А.К. Общественное мнение советского общества. М.: Соцэкгиз, 1963.
  4. 4. Allport F.H. (1965) Toward a Science of Public Opinion. In: Katz D., Cartwright, D., Eldersveld S., McClung L.A. (eds) Public Opinion and Propaganda: A Book of Readings. New York: Holt, Rinehart and Winston: 51–61.
  5. 5. Bain R. (1970) Veřejnost. In: Studijní a informační materiály II. Praha: ÚVVM ČSAV: 19–20. (In Czech)
  6. 6. Bauer W. (1930) Die Öffentliche Meinung in der Weltgeschichte. Wildpark; Potsdam: Akademische
  7. 7. Verlagsgesellschaft Athenaion. (In German)
  8. 8. Bláha A. (1946a) Veřejné mínění. Veřejné mínění. Vol. 1. No. 3: 2–3. (In Czech)
  9. 9. Bláha A. (1946b) Veřejné mínění. Veřejné mínění. Vol. 1. No. 4-5: 2–3. (In Czech)
  10. 10. Bourideu P. (1979) Public Opinion Does Not Exist. In: Matterlat A., Siegelaug S. (eds) Communication and Class Struggle. Vol. I: Capitalism, Imperialism. New York: International General: 124–130.
  11. 11. Bryce J. (1899) American Commonwealth. Vol. I–III. New York: The Macmillan Company.
  12. 12. Davison W.P. (1970) Veřejné mínění. In: Studijní a informační materiály II. Praha: ÚVVM ČSAV: 1–16. (In Czech)
  13. 13. Durkheim É. (1926). Pravidla sociologické methody. Praha: Orbis. (In Czech)
  14. 14. Filmer P., Phillipson M., Silverman D., Walsh D. (1975) Neue Richtungen in der soziologischen Theorie. Wien; Köln; Graz: Hermann Bölhaus Nachf. (In German)
  15. 15. Gallup G. (1948) Průvodce po výzkumu veřejné mínění. Praha: Orbis. (In Czech)
  16. 16. Gellner E. (2002) Nacionalismus. Brno: CDK. (In Czech)
  17. 17. Habermas J. (2000) Strukturální přeměna veřejnosti. Praha: Nakladatelství Filozofického ústavu AV ČR. (In Czech)
  18. 18. Le Bon G. (1994) Psychologie davu. Praha: KRA. (In Czech)
  19. 19. Lundberg G.A. (1939) Foundations of Sociology. New York: The Macmillan Company.
  20. 20. Mc Dougall W. (1921) The Group Mind: A Sketch of the Principles of Collective Psychology with Some Attempt to Apply Them to the Interpretation of National Life and Character. Cambridge: The University Press.
  21. 21. Monroe A.D. (1975) Public Opinion in America. New York: Dodd, Mead and Co.
  22. 22. Noelle-Neumann E. (1980) Die Schweigespirale: Öffentliche Meinung – Unsere soziale Haut. München: Piper. (In German)
  23. 23. Noelle-Neumann E. (1989) Öffentliche Meinung: Die Entdeckung der Schweigespirale. Frankfurt/Main; Berlin: Ullstein. (In German)
  24. 24. Ogle M.B. jr. (1950) Public Opinion and Political Dynamics. Boston: Houghton Mifflin Co.
  25. 25. Tarde G. (1901) L'Opinion et la foule. Paris: Félic Alcan, Éditeur. (In Fr.)
  26. 26. Tönnies F. (1922) Kritik der öffentlichen Meinung. Berlin: Julius Springer. (In German)
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека