Изучение читательских интересов красноармейцев
Изучение читательских интересов красноармейцев
Аннотация
Код статьи
S013216250004018-2-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Выпуск
Страницы
142-156
Аннотация

     

Классификатор
Получено
20.03.2019
Дата публикации
20.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
611
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Предисловие

2 Изучение читательских интересов масс необходимо не только для руководства их самообразовательным чтением, но и для соответствующего снабжения библиотек наиболее подходящей литературой. Массовый учет читательских интересов должен быть положен также и в основу плана издания книг . Разработка вопроса об изучении читателя может дать и правильные практические методы подхода в обслуживании массового читателя, если она будет построена на научных основаниях и проверена коллективным опытом. Считая основной задачей выявление содержания и направления читательских интересов масс, мы полагаем, что этим определяется и методическая установка, понимаемая в смысле использования наиболее практических методов по изучению интересов этих масс – рабочих, крестьян, красноармейцев .
3 Начав с анкетного обследования читательских интересов красноармейских масс, пришлось постепенно расширить и уточнить работу, проверяя ее данными других методов (статистики библиотек, систематических наблюдений и т.д.). В нашей работе метод опроса является лишь дополнительным к основному объективному изучению читательских интересов (статистика, наблюдения, эксперимент и т.п.) и помогает нащупать неудовлетворенные запросы читателей .
4 Изучение читательских интересов красноармейцев построено на разработке данных статистики о количестве книг, выданных им из библиотек для чтения по отделам десятичной классификации, на соотношении данных статистики с результатами анкетного опроса этих же читателей и на иллюстрации читательских интересов путем разбора отдельных анкет и целых их коллекций. Наконец, дальнейшая эволюция вопроса – это комбинирование методов: библиотечно-статистического, систематических наблюдений, отзывов читателей, тестов, характеристик, естественного эксперимента, и устного или письменного опроса (анкеты), как непосредственного, так и «опосредственного» .
5

Развитие библиотечного дела в Красной армии и рост читательства

6 Развитие библиотечного дела в Красной армии и массовый характер чтения красноармейцев, в большинстве своем крестьян, устанавливается следующими цифрами по годам (табл. 1).
7

Общая тенденция развития читательских интересов

8 Переходя к вопросу об изменении читательских интересов по годам, мы помещаем целый ряд [сведений] о выдаче книг, [их] обращаемости, и сопоставляем их с данными о запросах читателей по анкетным данным.
9

Если данные о выдаче книг за два-три года (1921–1922) показывают содержание читательских интересов, выявляя некоторую устойчивость их в смысле процентного соотношения выдач книг по разным отделам библиотек (на первом месте – беллетристика, на втором – социальные знания). То сравнение этих данных за более продолжительный период времени – в данном случае за пять лет (1921–1925) устанавливает постепенное изменение этих интересов (табл. 2).

10 Таблица 1. Развитие библиотечного дела в Красной армии и массовый характер чтения красноармейцев [1918–1926 гг.]
11

12 Достаточно сравнить по годам цифры выдачи книг по беллетристике (1-е место) и по социальным знаниям (2-е место), чтобы заметить это ежегодное изменение читательских интересов, характеризующее рост массового читателя и его политическое развитие. Цифры показывают ежегодное понижение интереса к беллетристике и одновременное повышение интереса к социальным знаниям, хотя беллетристика и остается на первом месте .
13 Прикладные знания в смысле охвата читателей – на одинаковом уровне в 1922 и 1923 гг., в последние же годы интерес к [ним] увеличивается . Философия заняла почти последнее место, а по географии имеются неполные данные.
14 Весьма важной поправкой для характеристики читательских интересов служит обра- щаемость книг за те же годы, т.е. отношение выдач к [их] наличию. Вот эта-то обращаемость и вносит полноту для выявления содержания и направления читательских интересов, указывая неудовлетворенные интересы читателей по вопросам антирелигиозной пропаганды, беллетристики, точным знаниям (естествознанию), сельскому хозяйству, географии и прикладным знаниям. Кроме того, обращаемость книг служит показателем того, в какой степени используется наличие книг по разным отделам библиотеки. Практика устанавливает, что обращаемость книг увеличивается от недостаточного их наличия при большой выдаче, или от большого числа читателей, или большой выдачи книг при соответствующем их наличии.
15

Влияние художественной литературы на читателей

16 Вообще же массового читателя-красноармейца художественные произведения больше всего интересуют сюжетом и действующими лицами, и меньше всего – описанием природы, печалят или ободряют развязкой и возбуждают социальные и революционные настроения, пробуждая интерес к чтению книг по историческим и общественным вопро¬сам, и далее являются иногда поводом к чтению по прикладным знаниям .
17 В этом отношении следует отметить два общих типа читателей.
18 Первый тип характеризуется тем, что прочитанная книга пробуждает у него интерес к вопросу, который в порядке логики вещей сам собою следует из содержания прочитанной книги и близок к нему. Такие читатели заражаются интересом к определенным элементам основного содержания прочитанной книги и просят обычно дать «еще прочесть продолжение этой же книги» или «того же автора» (чаще Д. Бедного, М. Горького, Н. Рубакина), хотя бы продолжения и не было .
19 Второй тип читателя характеризуется тем, что прочитанная книга является лишь по- водом, внешним раздражителем к пробуждению основного социального интереса читателя, совершенно не связанного с содержанием прочитанной книги. Многие читатели, например, по прочтении беллетристических книг часто просят книгу по сельскому хозяйству .
20 Для получения подобных отзывов приходилось пользоваться таким методом: печатный листок (анкета-отзыв о книге)1 вкладывается с этой целью в выдаваемую читателю книгу. Практические результаты таких отзывов позволяют рекомендовать этот метод [к применению] .
1. Приложение 1 к данной публикации (Прим. ред.).
21 Конечно, анкета-отзыв читателя о книге является субъективным методом, поэтому и выводы, делаемые на основе сцепления двух-трех отзывов таких читателей, несомненно, являются субъективными и не могут характеризовать целые социальные группы массового читателя.
22 Таблица 2. Эволюция читательских интересов масс по данным выдачи и обращаемости книг за пять лет [1921–1925 гг.] в библиотеках РККА
23

Примечание. *По гражданским библиотекам, из коих 74% – деревенские [библиотеки]. **Возможно, что выдача была больше, но несовершенство и точность учета военных книг из <…> отдела социальных знаний, и неполнота данных показывают несколько приуменьшенный процент выдачи военных книг, хотя оптимизм здесь совершенно неуместен, ибо обращаемость очень низка. Необходимо при этом оговорить, что цифра выдачи военных книг 4,2 [за 1923 г.] относится лишь к последней четверти года.

24 Отсюда следует тот вывод, что полезность отзывов читателей о книгах зависит от следующих условий: а) массовости отзывов читателей определенных социальных групп и б) от проверки этих отзывов объективным методом изучения «поведения человека».
25 Одним из важнейших признаков объективного метода изучения массового читателя является учет социальной обстановки и условий, в которых живет этот читатель.
26 По отношению, например, к крестьянству, следует учесть его социальные группы (середняк, бедняк, кулак, батрак) и изучать их запросы и интересы как читательские, так и другие общие (не читательские) для того, чтобы установить корреляцию между этими социальными группами крестьянства и их читательскими и другими интересами – в их статике и динамике.
27

Значение статистического изучения читательских интересов

28 Детализируя обращаемость и читаемость книг по отделам, мы яснее и полнее сможем выявить всю творческую работу библиотеки. Но так как статистика по отделам библиотеки не указывает ни авторов книг, ни их названий, ни влияния их на читательские интересы, то для иллюстрации и дополнения ее необходимо давать статистику выдачи авторов и названий, пользующихся наибольшим успехом среди читателей при одновременном учете их наличия.
29 И сколько интересного не только статистического, но и чисто социального материала доставит библиотечная статистика. Производственное и экономическое значение статистики «ходких» и вовсе нечитаемых авторов и названий имеет решающее значение для издания тех или иных книг и установления тиража. Таким образом, мы сможем и должны влиять на издательства. Такой учет может запечатлеть влияние каждого нового автора на население. Сколько совершенно неожиданного узнают автор, издательство, учитель, библиотекарь и т.д. А между тем из всех материалов этот – наиболее важный, ибо жажда знания растет, и уже настало время, когда дело издания книг будет исходить из данных, полученных библиотеками .
30 Для характеристики библиотечной работы весьма необходимо установить наиболее важные цифры, получаемые путем сравнения других цифр и отвечающие на вопросы читаемости, обращаемости и дающие коэффициент интенсивности библиотечной работы [выделено ред.] в целом.
31 Обращаемость книг выводится из итогов статистического подсчета по периодам и определяется как частное от деления числа выданных книг на число их наличия в данной библиотеке. Например, библиотека имеет всего 10 000 томов, за год выдано 15 000 томов; 15 000 : 10 000 = 1,5 обращаемости. В некоторых случаях обращаемость приходилось условно переводить в проценты для наглядности сравнения.
32 Число всех выдач, разделенное на число подписчиков, дает читаемость. Например, выдано за год 15 000 томов, читателей за год перебывало 500: 15 000 : 500 = 30,0 читаемость.
33 Произведение читаемости на обращаемость есть «коэффициент интенсивности»: 1,5 * 30 = 45, определяющий деятельность библиотеки.
34 Таким образом, работу библиотечки можно выразить даже одной цифрой – коэффициентом интенсивности; эта цифра должна быть показана в отчетах библиотек.
35 Анализ обращаемости книг очень важен для тех отделов библиотек, которые недостаточно укомплектованы соответствующей литературой . Хотя процент выдачи книг указывает на наибольший интерес к беллетристике и социальным знаниям, но обращаемость выдвигает на первое место и отдел «религии» (антирелигиозная пропаганда). Таким образом, наибольшая обращаемость отделов указывает направление, по которому должно идти комплектование библиотек2. Необходимо дать массовую книгу по прикладным знаниям, [а] также и по антирелигиозной пропаганде.
2. Хавкина Л.Б. Руководство для небольших библиотек. 4-е изд. [М.:] Гиз, 1926. С. 253.
36 Таким образом, массовый читатель растет, и больше всего [он] читал в 1923 году (в последней трети года каждый [красноармеец] прочитывал 3,66 книг в месяц). Вообще, вся деятельность библиотеки, выражаемая коэффициентом интенсивности, достигла наибольшего напряжения в последней трети года помесячно (0,76). Летом, как общее правило для Красной армии, читаемость (2,87) и коэффициент интенсивности (0,48) уменьшились в том же 1923 г. Читаемость выросла в январе 1924 г. до 5,36 по сравнению с читаемостью (3,10) в январе 1923 г.
37 Анализируя таблицу обращаемости по отделам библиотек, мы можем установить следующий характер обращаемости по библиотекам РККА в порядке убывания – учитывая среднее помесячно (табл. 3).
38 Таблица 3. Обращаемость книг по отделам библиотек Красной армии
39

Примечание. *В 1924 г. перед демобилизацией красноармейцев, уходящих в бессрочный отпуск, их интерес к прикладным знаниям чрезвычайно повысился, и [этот отдел] с восьмого места в 1923 г. поднялся на третье место.

40 Таким образом, по всем отделам библиотек обращаемость в 1924 г. значительно повысилась, что, несомненно, характеризует работу массовых библиотек РККА.
41 Поскольку обращаемость книг характеризует отношение выдачи книг к их наличию в библиотеках, она указывает направление желательного удовлетворения читательских запросов, соответствующего комплектованию библиотек, а значит, и издательской продукции массового характера .
42 Таким образом, обращаемость книг является барометром и регулятором комплекто- вания библиотек на основе читательских интересов массовых читателей .
43 Рост читаемости в массовых библиотеках РККА не так заметен, если взять один или два года. Если же сравним читаемость за целый ряд лет, например за четыре года, то рост ее заметно повышается в первую часть года и падает в лагерный период. Эта читаемость характеризует общий рост красноармейца как читателя (табл. 4).
44 Библиотечный инструктор тов. Кузнецов приводит [данные], указывающие количество книг по отделам, прочитанных в среднем одним читателем за год в войсках СевероКавказского [военного] округа: общий отдел (2,7); философия (0,2); религия [антирелигиозная пропаганда] (1,2); социальные знания (8,3); языкознание (0,3); точные знания (2,4); прикладные знания (2,1); сельское хозяйство (0,5); искусство (3,0); беллетристика (15,4); история (3,0); география (0,2); военные знания (1,0); всего (38,0).
45 Таблица 4. Средняя читаемость по библиотекам Красной армии
46

47 Количество читателей к началу 1924 г. увеличилось по сравнению с началом 1923 г. на 20%. В общем тов. Кузнецов отмечает следующий прогресс библиотечной работы за 1923 год: среднее месячное количество прочитанных одним читателем книг увеличилось вдвое (с 2,9 до 4,3); среднее число читателей на 1 библиотеку возросло довольно заметно (на 27%); среднее месячное количество выдач [книг] на одну библиотеку повысилось в феврале 1924 г. на 88%.
48 Вообще же следует отметить, что каждый новый призыв красноармейцев отличается от предыдущего усилением читательной активности, выбирает для чтения все более серьезную литературу и читает больше и лучше.
49 Это показывает, что сама страна, дающая все более сознательных призывников, растет культурно с каждым годом.
50

Читательские интересы и книжные ножницы

51 Из всех производств издательство книг в смысле отсутствия учета потребностей и хотя бы приближающегося к этому учету производственного плана является, вероятно, самым неорганизованным. Несмотря на то, что мы уже имеем организации, которые могут дать массу данных по учету потребностей – книжные склады, магазины (распределение, распространение через продажу), библиотеки (потребление или пользование) и школы, – суммарного учета все же не имеется.
52 Нет даже суммарной статистики того, что имеется в массовых библиотеках и что там читается. Но ведь, для того, чтобы издавать книги, нужно суммировать данные библиотек не только Красной армии и гражданских политпросветов, но и профсоюзов, не говоря об изучении и того, что больше всего идет через магазины и через рынок.
53 Второй вопрос – это руководство чтением широких масс. В зависимости от этого вопроса должен разрешаться первый вопрос, т.е. об издательстве книг. Руководство плановым чтением есть следствие общего вопроса о задачах массовой агитпропработы3, определяемых установленными программами и директивами соответствующих центральных, учреждений, ведущих работу в деревне , и по линиям наркоматов, обслуживающих деревню. Сопоставление книжной продукции издательств с наличием книг в массовых библиотеках, их выдачей, их обращаемостью по отделам указывает на «книжные ножницы». Конечно, эти «ножницы» должны быть сжаты через согласование производства книг с их потреблением по всем каналам, и в особенности с результатами изучения работы библиотек .
3. Агитпропработа – агитационно-пропагандистская работа (Прим. ред.).
54 Как же сжимались «книжные ножницы» в 1924 году? Можно сказать, что в 1924 году [по сравнению с 1923 г.] начались слабые попытки [их] сжатия.
55 Так, сравнивая результаты книжной продукции 1924 и 1925 гг. с массовыми библиотечными данными выдачи книг и их обращаемости, характеризующими читательские интересы за те же годы, приходим к выводам (табл. 5).
56 Таблица 5. Сравнительный анализ результатов книжной продукции с массовыми библиотечными данными выдачи книг и их обращаемости (1924 и 1925 гг.)
57

Примечание. *Яницкий Н. Книжная индустрия СССР за 1924 год в цифрах. [М.: б.и., 1925]. **Общее количество печатных единиц за 1925 год 23 267 распределяются по отделам в указанном процентном отношении.

58 Первое место по обращаемости книг занимает отдел религии (антирелигиозная пропаганда) – 38,2. Между тем, издательская продукция по этому отделу занимает самое последнее место (0,8 и 0,9). Запросы – наибольшие, удовлетворение их – наименьшее ввиду чрезвычайно слабого отклика издательств по этому вопросу.
59 Первое место по издательской продукции принадлежит общественным наукам (отдел социальных знаний), процент изданий по ним достигает почти половины всего изданного в СССР (44,3%); по данным же выдачи книг из библиотек отдел общественных знаний занимает второе место (22,4%), а по обращаемости – седьмое (15,0%).
60 Беллетристика (8-й отдел) по выдаче книг занимает первое место (35,7%), обращаемость же книг ниже, [а] издательская продукция (13,2%) – на третьем месте.
61 Третье место по выдаче занимает отдел военных книг (8,8%), обращаемость которых на тринадцатом месте (7,9%); издательская же деятельность по этому отделу особо не учитывалась. Только в 1925 г. Гвиз4 стал выпускать массовую военную литературу («На страже» и военно-художественную серию).
4. Гвиз (ВОЕНГИЗ) – Государственное военное издательство (1924–1936) (Прим. ред.).
62 Отдел прикладных знаний (сельское хозяйство) по выдаче книг (3,4%) – на восьмом месте, по обращаемости (14,3%) – и доходит до 18%, а по данным анкет – запросы читателей по этому отделу на первом месте; общая же издательская продукция – на втором месте (17,8%), а по группе государственных издательств – на пятом месте (10,8%). Причем, группа ведомственных издательств по этому отделу прикладных знаний дает больше (24%) .
63 Книжная продукция 1924 года больше, чем в 1923 году, но все-таки не сжимает книжных ножниц по отделам: 1) антирелигиозной пропаганды, 2) военному, 3) беллетристики, 4) прикладных знаний (вместе с сельским хозяйством).
64 Нельзя сказать, чтобы массовый читатель был полностью удовлетворен качеством массовой литературы по этим отделам, но несомненно, что цифры книжной продукции 1924 года обнаруживают определенную тенденцию к удовлетворению массового читателя. В 1925 году издательская продукция еще больше идет навстречу запросам массового читателя .
65

Наблюдения библиотекарей

66 В дополнение к данным статистики и анкетных опытов следует указать и на метод наблюдений и ведения дневников, практикуемый библиотекарями .
67 Изучение читателей нужно библиотекарю, для того, чтобы не предлагать читателю то, что он знает, а воспользоваться теми методами, которые имеют успех в других видах внешкольной работы. Примером могут служить: музей, витрина магазинов, кинематографическая реклама. Необходимо быть готовым использовать тот или иной прием подхода к читателю .
68 Большую помощь в деле руководства чтением оказывает изучение читателей путем [ведения] дневника систематических наблюдений. Кроме наблюдения над одним читателем, полезно выделить для той же цели группу читателей .
69 Опыт N-й кубанской кавалерийской бригады.
70
  1. Усилить уже проводимую работу по изучению читателя и его запросов.
2. Для углубления работы взять объектом для постоянного наблюдения и изучения группу в 10 человек читателей, для чего: а) полкам взять группу для наблюдения в одном эскадроне, одном взводе, а остальным частям бригады – по своему усмотрению, но обязательно из состава одного взвода или отделения; б) означенную группу взять на строгий учет, а работу о ней считать особо важной задачей для всех политработников части; в) результаты работы ежедневно записывать в дневниках, отмечая все достижения и особенности; г) в конечном результате означенной работы должно быть определение читательских типов состава группы, для выработки специфических приемов работы и использования опыта для работы с читателями библиотеки.
71

Изучение читателей по абонементам

72 Формуляр читателя (абонемент) представляет интерес в том отношении, что дает возможность проследить содержание и характер выданных читателю книг . Несмотря на отсутствие системы чтения у большинства массовых читателей, на капризный выбор ими книг, все же следует отметить преобладающий характер (доминантный) содержания чтения у более развитых читателей .
73 Несмотря на обилие подобных формуляров в общественных библиотеках, вопрос об использовании их для изучения читателя слабо разработан. Между тем такой формуляр дает фактический материал о читательских интересах, более объективный и точный, чем анкета .
74 Предлагаем, наряду с выдачей книг читателю, регистрировать наблюдения библиотекаря о данном читателе по типу формуляров, дополняя изучением поведения читателя по дневнику наблюдений и по анкетам-отзывам, вкладываемым в выдаваемые книги. Сравнивая абонементы тех читателей, чтением которых руководит библиотекарь, с абонементами других, – чтением которых он не руководит, приходим к выводу, что по степени хаотичности и капризности чтения подписчиков можно судить об отсутствии руководства чтением со стороны библиотекаря. Вопрос о квалификации библиотекаря имеет здесь решающее значение .
75

Анкета как вспомогательный метод изучения читательских интересов и запросов

76 Предшествующие главы нашей работы посвящены анализу объективного изучения читательских интересов по данным статистики о массовой выдаче книг читателю и их обращаемости. Для более всестороннего изучения интересов читателя мы пытались сопоставлять объективные данные выдачи книг для чтения по отделам библиотек с субъективными данными читательских интересов и запросов – по данным массовой анкеты, желая выяснить характер и степень неудовлетворенных читательских интересов и запросов .
77 Хотя данные анкеты и заключают в себе определенную долю субъективизма, но при анкете (охватывающей большое количество опрашиваемых), нас не могут не интересовать даже субъективные интересы и запросы рабоче-крестьянских масс, тем более что выраженные в анкете интересы проверяются более объективным методом. Текст проведенной анкеты приводим ниже5 .
5. См. Приложение 2 к данной публикации.
78 Изучение читательских интересов красноармейцев было начато библиотечным отделением Пура6 еще летом 1920 г., когда первая массовая постановка анкетного изучения читательских интересов была, прежде всего, пропагандой изучения читателя, не говоря о непосредственной пользе для библиотекарей и для руководства чтением . Библиотечное отделение Пура, несмотря на разгар войны с Польшей, попробовало «позондировать почву» среди библиотекарей московского гарнизона с целью вскрыть читательские интересы и запросы красноармейцев и проверить массовую качественность книжной продукции того времени7 . Этот предварительный опыт дал около 450 ответов .
6. Пур – Политическое управление Революционного военного совета Республики (ПУР РВСР,

7. См. Приложение 3 к данной публикации.
79 В конце 1920 г. – в начале 1921 г. в наше распоряжение стал поступать массовый анкетный материал из провинции . Основной опыт дал 11 200 анкет. После этого массового опыта работа по изучению читательских интересов красноармейцев продолжалась нами до последнего времени .
80 Политуправлением Ленинградского военного округа проведена была массовая анкета, давшая чрезвычайно интересный материал . Для изучения читательских интересов молодого пополнения, прибывшего весной 1923 г. в части Ленинградского [военного] округа, [его политическое управление] провел[о] массовую анкету среди молодняка в апреле того же года. Число полученных анкет 13.910, число ответов 93.289 .
81 Результаты анкеты выявили лицо читателя-крестьянина , пришедшего от сельско- го хозяйства и сохи, но интересующегося не только вопросами сельского хозяйства, но и общественно-политическими вопросами, художественной литературой, научно-популярной или естествознанием и вопросами антирелигиозной пропаганды (табл. 6).
82 Таблица 6. Читательские интересы [красноармейцев] по социальному положению8
8. Результаты анкетного массового опроса, проведенного Ленинградским Пуокром [политическим управлением округа] в частях Красной Армии в 1923 году (13 910 анкет, 93 289 ответов).
83
Вопросы анкеты [тематика] Крестьяне Рабочие Прочие Общая
[сословия] сводка
Путешествия и приключения 7,81 9,13 9,1 8,34
О сельском хозяйстве 11,0 7,35 7,31 9,42
О ремеслах 6,7 8,11 5,46 6,69
О здоровье и болезнях 8,14 8,06 8,52 8,22
Как люди на белом свете живут 8,83 8,82 9,0 8,86
О религии, вере 6,07 7,05 7,5 7,0
О любви, романы и рассказы 10,11 10,42 10,72 10,31
Сказки 5,2 3,21 2,9 4,31
Как люди жили в разное время, в старину 8,66 9,52 10,62 9,28
Политические книги 9,91 11,12 11,12 10,41
Как справедливо жить 7,13 7,11 7,2 7,13
О природе 10,77 10,03 10,6 9,93
84 Сравнивая данные массовых анкет , следует указать, что рабочие в 1920 г. политикой интересовались больше всех других групп, но и к сельскому хозяйству интерес в то время был также велик, хотя почти наполовину меньше, чем у крестьян. В 1923 г. интерес к политике передвинулся у рабочих на первое место. Повысился и интерес к художественной литературе, к «природе», к «истории», к «здоровью и болезням» и к антирелигиозной литературе .8
85 Переход интересов от «исторических» к «политическим» показателен для группы служащих [«прочих»] и вполне увязывается с характером переживаемой нами эпохи .
86 Кроме того анализ сравнительной таблицы по ленинградскому опыту показывает, что у крестьян на первом месте стоит интерес к сельскому хозяйству, у рабочих – к «политике» и только у «прочих» – интерес к беллетристике больше, чем у крестьян, и больше, чем у рабочих. Это отчасти и повлияло на повышение цифры интереса к художественной литературе в общей сравнительной таблице, учитывающей интересы всех социальных групп. Тем не менее, поскольку в книжном составе наших библиотек преобладает беллетристика на социальные темы, этот факт говорит о еще более повышенном интересе к вопросам социальной жизни. Интересно также подтвердить наш вывод о нарастании интереса к художественной литературе с повышением образования читателей .
87

По общеобразовательному стажу красноармейцы разделены на четыре группы: I группа заключает в себе всех самоучек, малограмотных и тех, которые пробыли в начальной школе один год и менее [«низшее» образование]; II группа – пробывших в начальной школе 2 года [«начальное» образование]; III группа – пробывших в начальной школе 3–4 года и IV группа – это все те, которые получили более высокое образование [«среднее» образование] (табл. 7).

88 Таблица 7. Читательские интересы по уровню образования
89
Вопросы анкеты [тематика] Низшее Начальное Среднее Общая
[образование] [образование] [образование] сводка
Путешествия и приключения 8,36 8,29 8,9 8,34
О сельском хозяйстве 10,07 9,53 7,14 9,42
О ремеслах и технике 6,94 6,73 5,48 6,69
О здоровье и болезнях 8,19 8,13 8,95 8,22
Как люди на белом свете живут 8,82 8,84 9,08 8,86
О религии, вере 6,74 7,07 7,41 7,0
О любви, романы и рассказы 10,34 10,25 10,63 10,31
Сказки 5,62 3,78 3,42 4,31
Как люди жили в разное время, в старину 8,59 9,43 10,74 9,28
Политические книги 9,98 10,56 10,87 10,41
Как справедливо жить 7,12 7,23 6,5 7,13
О природе 9,23 10,56 10,87 9,93
90 Малограмотные привыкают упражняться в чтении на книгах больше всего беллетристического содержания9, так как книг другого содержания (например, сельскохозяйственных) совершенно нет для начинающего читателя; поэтому нужно считать положительным фактом интерес этой группы к беллетристике .
9. К беллетристике автор относит художественную литературу: «романы, о любви, рассказы, сказки, литературу о путешествиях и приключениях» (Прим. ред.).
91 Сравнивая интерес к беллетристике всех [образовательных] групп, на основании соответствующих цифр приходится сделать заключение, что интерес к беллетристике увеличивается с повышением [уровня] образования . Характерен преобладающий интерес к некоторым вопросам, как то: к сельскому хозяйству, политике, беллетристике. В большинстве анкетных опытов эти вопросы занимают первые места, что отчасти совпадает и с данными библиотечной выдачи и обращаемости книг.
92 Поскольку анкета проводилась по одному анкетному листу и среди одного преобла- дающего социального состава Красной армии (главным образом, крестьян), мы считаем полезным сравнить результаты всех анкетных опытов. Проведение же последних в разное время дает нам возможность устанавливать эволюцию читательских интересов красноармейских, в большинстве своем крестьянских, масс (табл. 8).
93 Если в первом опыте на первом месте стоит интерес к сельскому хозяйству, то необходимо указать, что это есть выражение интересов главным образом крестьян различных возрастов, бывших в Красной армии. При этом крестьяне старших возрастов обнаружили в 1920–1921 гг. больший интерес к сельскому хозяйству. Слова «сельское хозяйство» понимались многими не только в собственном смысле, но и как экономика, быт и другие стороны крестьянской жизни .
94 Таким образом, почти во всех наших однородных анкетных опытах, проводившихся среди красноармейцев, на первом месте сельское хозяйство, за исключением ленинградского опыта. Последний на первое место в общей сравнительной таблице выдвигает художественную литературу , но дальнейшая сводка, объединяющая интересы к отдельным вопросам анкеты в более общие группы, вносит поправку, указывающую на научно-прикладное направление интересов читателей и по ленинградскому опыту.
95 Таблица 8. Направление читательских интересов по анкетным данным (19201923 гг.)
96

97 Второе место в преобладающей части опытов в 1923 г. занимает интерес к «политике», который был в 1920 г. на четвертом месте, что указывает на общее повышение интереса к политике для всех социальных групп красноармейцев по всем массовым опытам .
98 Общая сводка показывает, что как в [1920–]1921 г[г]., так и в 1923 г. проявлен был [интерес] к научно-прикладным знаниям (сельскому хозяйству), затем – к беллетристике, далее – к группе общественно-политических знаний, естествознанию, этике, религии и «обо всем» .
99

Эти результаты анкет выявляют запросы масс, которые сравнением с выдачей книг могут показать, чем масса заинтересована и в какой мере она удовлетворена или не удовлетворена книгой.

100

Заключение

101 Влияние чтения книги на изменение политических взглядов, вернее, на политическое развитие массового читателя, несомненно .
102 Необходимо сделать общее замечание к вопросу о содержании и характере читательских интересов красноармейцев. Это замечание сводится к тому, что красноармейцы находятся в особых условиях полит[ического] [и] воен[ного] воспитания. Работа с красноармейцами вытекает из задач воспитания бойца и сознательного гражданина на принципах военизации, интернационализации и советизации, и лишь в последний период пребывания красноармейцев на службе проводится подготовка их для общественной работы в деревне. Этими задачами определяется и подбор книг для библиотек Красной Армии. Книжный же их состав, подбираемый для этих целей, влияет на развитие читательских интересов. Вот почему интерес красноармейцев к общественным знаниям, отражаемый выдачей книг, стоит на высоком месте .
103 За 1923 и 1924 гг. можем установить, что наибольшему количеству выдач книг соответствует наибольшее количество посещения беспартийными открытых собраний ком[мунистических] ячеек и политзанятий. Из форм массовой работы за этот период больше всего проведено – спектаклей, концертов, киносеансов, лекций, живых и устных газет. Выводы отсюда вполне ясные и определенные.
104 ПРИЛОЖЕНИЕ 1
105

106 ПРИЛОЖЕНИЕ 2
107

10 Эта анкета с соответствующими изменениями некоторых других вопросов может быть поставлена и для рабочих и крестьян. 11 Приказ Пура № 58 от 1920 г. («Известия Наркомвоен», № 152, 1920 г.).

108

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

109

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести