Доступность лекарственных препаратов в условиях медикаментозного эмбарго: по материалам исследований
Доступность лекарственных препаратов в условиях медикаментозного эмбарго: по материалам исследований
Аннотация
Код статьи
S013216250004588-9-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Фадеева Екатерина Викторовна 
Должность: Старший преподаватель
Аффилиация: Кафедра прикладной социологии Российского государственного гуманитарного университета
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
77-85
Аннотация

Особое внимание уделено анализу результатов медикаментозного импортозамещения и специфике локализации иностранных производств на территории нашей страны. В заключение отмечается, что объективная возможность медикаментозных санкций в отношении России ставит физическую доступность препаратов для россиян под угрозу, а вопрос об автономии отечественной фармацевтической отрасли от стран Запада остается дискуссионным.

Ключевые слова
здравоохранение • фармацевтический рынок • лекарственный препарат • доступность • лекарственное обеспечение населения • санкции • импортозамещение
Классификатор
Получено
28.05.2019
Дата публикации
28.05.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
564
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 В последние годы российское здравоохранение находится в сложном положении. Неэффективность организации оказания медицинской помощи в нашей стране признают даже ведущие мировые аналитики: в рейтинге1 эффективности организации здравоохранения за 2016 г. Россия заняла последнее место, оказавшись в одной пятерке с такими странами, как Бразилия, Азербайджан, Колумбия и Иордания. По продолжительности жизни Россия сегодня отстает от развитых стран на 9–13 лет, от Китая – на 6 лет, а по продолжительности жизни мужчин – на все 10.2
1. Рейтинг составлен аналитиками агентства «Bloomberg» на основании данных ВОЗ, ООН и Всемирного банка и включает 55 стран с населением более 5 млн чел., ВВП – свыше 5 тыс. долл. на человека в год и средней продолжительностью жизни более 70 лет. В его основе три ключевых показателя: 1) средняя ожидаемая продолжительность жизни при рождении; 2) государственные затраты на здравоохранение в виде процента от ВВП на душу населения; 3) стоимость медицинских услуг в пересчете на душу населения.

2. Российской медицине порекомендовали скачок по опыту Китая и Турции // Сайт газеты «Ведомости». 2018. URL: https://www.vedomosti.ru/economics/articles/2018/06/14/772688-meditsine-skachok-kitaya-turtsii (дата обращения: 20.06.2018).
2 При этом медицина в нашей стране в значительной мере недофинсирована. По оценке Всемирного банка, сейчас в России эти расходы ниже показателя развитых стран и составили 3,6% ВВП в 2016 г. по сравнению со средним уровнем Евросоюза в 7,2% ВВП и стран-членов ОЭСР в 6,5% ВВП.3 А 20–30% выделенных из бюджета средств на развитие здравоохранения, по мнению экспертов, вообще тратится впустую. Отсюда – проблемы несвоевременной диагностики ряда тяжелых заболеваний и недоступности паллиативной помощи, неравномерное распределение и нехватка медико-санитарной помощи и медикаментов, рост количества платных услуг.
3. Лечить некогда: 80% времени врачи тратят на бумажную работу // Сайт журнала «Forbes». 2018. URL: http://www.forbes.ru/biznes/363033-lechit-nekogda-80-vremeni-vrachi-tratyat-na-bumazhnuyu-rabotu (дата обращения: 21.06.2018).
3

Состояние отечественного здравоохранения в оценках россиян.

4 Опросы общественного мнения фиксируют: среди всех прав и свобод, гарантированных Конституцией РФ, наиболее важным и значимым население неизменно считает право на бесплатную медицинскую помощь (78%)4. В то же время это право, по мнению граждан, на сегодняшний день обеспечено, соблюдается и реализуется в России наименее успешно (54% выбрали вариант «плохо», 30% – «удовлетворительно»).
4. Гражданские права и свободы. Официальный сайт ФОМ. URL: http://fom.ru/TSennosti/14053 (дата обращения: 25.06.2018).
5 Попытки Минздрава реформировать здравоохранение, оптимизировать и информатизировать процесс лечения, непрерывный рост цен на препараты на фоне отсутствия увеличения доходов россиян, риск лекарственной изоляции, – все это создает серьезную угрозу обеспечению населения доступными и современными лекарственными препаратами, а значит, – непосредственно жизни и здоровью людей. Данные опросов общественного мнения5 свидетельствуют, что граждане крайне обеспокоены происходящими в медицине процессами и очень остро реагируют даже на малейшие изменения. В октябре 2017 г.6 более половины (52%) россиян оценили российское здравоохранение негативно, 37% – удовлетворительно и только 9% дают положительные оценки. При этом наиболее актуальными проблемами здравоохранения население назвало недостаточный уровень профессиональной подготовки врачей (37%) и их нехватку (37%), недоступность медицинской помощи для населения (дорогие лекарства, услуги; 35%), недостаточную оснащенность медицинских учреждений современным оборудованием (31%), недостаток финансирования здравоохранения (28%) и недостаточное обеспечение лекарствами медучреждений (20%).
5. Пресс-выпуск № 3683 «Проблемный фон страны: мониторинг». Официальный сайт ВЦИОМ. URL: >>>> (дата обращения: 20.06.2018).

6. Пресс-выпуск № 3516 «Эффективность российского здравоохранения и система ОМС». Официальный сайт ВЦИОМ. URL:  >>>> (дата обращения: 18.06.2018).
6 С марта 2018 г. состояние здравоохранения постоянно стало занимать лидирующие позиции среди наиболее значимых в масштабах страны проблем. Кроме того, с 2015 г. в России произошло резкое падение доверия населения к врачам. По данным Всероссийского центра изучения общественного мнения,7 сегодня медикам доверяют только 35% граждан, тогда как в 2010–2015 гг. таковых стабильно было более половины.
7. Пресс-выпуск № 3474 «Врач в России: доверие пациентов, доходы, положение в обществе». Официальный сайт ВЦИОМ. URL: >>>> (дата обращения: 18.06.2018).
7 Результаты опроса Фонда «Общественное мнение»8, проведенного в мае 2018 г., свидетельствуют: из всех министров население меньше всего доверяет главе Минздрава. У нее самый высокий антирейтинг: 14% респондентов оценивают ее работу как плохую, а симпатию и доверие к министру здравоохранения испытывают всего 4% опрошенных. Вместе с тем, граждане считают медицину наиболее коррумпированным институтом в нашей стране: 23% опрошенных убеждены, что именно эта сфера в наибольшей степени поражена коррупцией.9 К тому же более половины россиян уверены, что тяжелобольные пациенты в нашей стране умирают без должного внимания и достойной заботы со стороны врачей и социальных служб (78% населения и 81% врачей так или иначе согласны с этим утверждением)10.
8. О старых и новых министрах. Официальный сайт ФОМ. URL: >>>> (дата обращения: 20.06.2018).

9. Пресс-выпуск № 3678 «Коррупция в России: мониторинг». Официальный сайт ВЦИОМ. URL: >>>> (дата обращения: 20.06.2018).

10. Пресс-выпуск от 15.06.2018 «Россияне о помощи неизлечимо больным». Официальный сайт аналитического центра Юрия Левады. URL: >>>> (дата обращения: 21.06.2018).
8 Проблемы здравоохранения были в фокусе внимания россиян и в ходе «Прямой линии» президента РФ, прошедшей 7 июня 2018 г.11 Среди наиболее запомнившихся вопросов Владимиру Путину и его ответов, медицина – на втором месте (9% от тех, кто вообще знаком с выступлением президента). А в вопросе: «Какие темы в выступлении президента вы хотели бы услышать, но про них Путин ничего не сказал?», тема «Здравоохранение / качество медицины / бесплатная медицина» стала самой популярной (5% от тех, кто вообще знаком с выступлением президента).
11. Пресс-выпуск № 3688 «Прямая линия с Владимиром Путиным-2018»: первые впечатления». Официальный сайт ВЦИОМ. URL: >>>> (дата обращения: 18.06.2018).
9 Все эти данные наглядно иллюстрируют отношение населения к эффективности организации здравоохранения в нашей стране.
10

Ситуация на отечественном фармрынке.

11 В последние годы на розничном российском рынке лекарственных препаратов преобладают две тенденции: рост продаж отечественной фармацевтической продукции и брендированных дженериков. В секторе госзакупок ситуация аналогичная, однако реализуются в основном дженерики не по бренду, а по международному непатентованному наименованию. «Импортозамещение» в большей мере работает в сегменте госзакупок: +2% к доле 2016 г. В коммерческом сегменте доля отечественных препаратов растет более медленными темпами: +0,5%.12
12. Фармацевтический рынок России. Итоги 2017 года // Официальный сайт «DSM Group», 2018. URL: >>>> (дата обращения: 14.06.2018).
12 В среднем емкость фармацевтического рынка России ежегодно увеличивается на 8–9%. В натуральном выражении объемы продаж медикаментов значительно возросли: в 2017 г. было реализовано 6,3 млрд упаковок готовых лекарственных препаратов, что на 6% больше, чем в 2016 г. При этом более других россияне покупали препараты для лечения пищеварительного тракта и обмена веществ, заболеваний нервной, респираторной и сердечнососудистой систем, а также препараты для лечения заболеваний кожи и противомикробные препараты для системного использования.13
13. См. там же.
13

К вопросу о лекарственном обеспечении населения.

14 Эффективность лекарственного обеспечения напрямую связана с вопросом о доступности препаратов для граждан, а также об их качестве. Это является одной из наиболее существенных проблем здравоохранения и его кризиса в нашей стране. Огромное количество торговых наименований лекарственных препаратов, случаи фальсификации медикаментов и их постоянное удорожание ставят население в затруднительное положение: чем же лечиться?
15 Охрана здоровья граждан, декларируемая в 323-ФЗ, включает реализацию качественных, безопасных и доступных медикаментов, поэтому вопросы создания, производства, хранения и распространения лекарственных препаратов в России особенно важны для научного осмысления.
16 Обеспечение населения эффективными высококачественными лекарственными препаратами – проблема многоаспектная, решение которой зависит от нескольких факторов. Само понятие «доступность» является комплексным и включает в себя: физическую доступность (удобная транспортная доступность аптечного пункта и возможность приобрести лекарство в нужной аптеке, его наличие); ценовую доступность (ценообразование на препараты с учетом платежеспособности населения); альтернативность выбора (отечественные/зарубежные препараты, оригинальные/аналоги, различные производители); качество товара (эффективность и безопасность – задача государственного контроля).
17 С физической доступностью медикаментов дела в нашей стране отчасти обстоят неплохо. Согласно статистическим данным, количество аптек за последние три года увеличилось на 15%, а ежегодно их становится в среднем на 2 тысячи больше. На конец 2017 г. в России работало порядка 62,5 тыс. аптечных пунктов, тогда как в 2014 г. их было 54,6 тысяч.14 Очевидно, что при большом количестве аптек, их физическая доступность улучшается, а цены становятся конкурентоспособными. Однако рост числа аптечных пунктов характерен только для крупных городов, а в малонаселенной местности прослеживается дефицит как самих аптек, так и целых групп препаратов, например, обезболивающих для тяжелобольных пациентов и препаратов индивидуального изготовления (по рецепту). Даже в столице из почти пяти тысяч аптек только 80 имеют лицензии на продажу обезболивающих с содержанием наркотических средств. В других крупных городах с этим еще хуже. Часто за препаратами едут из регионов в Москву. 15
14. Хетагурова Э. В России увеличилось количество аптек // Сайт ООО «МИЦ «Известия». 2018. URL: >>>> (дата обращения: 26.06.2018).

15. Минпромторг хочет повысить доступность лекарств – для этого сократят аптеки // Деловой портал BFM.ru. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 10.07.2018).
18 Ценовая доступность медикаментов – наиболее противоречивый вопрос. С одной стороны, правительство регулирует цены на препараты из перечня жизненно необходимых и важнейших и заявляет об их стабильности. Минздрав отчитывается о том, что в текущем году рост цен в госпитальном и амбулаторном сегментах составил 0,6 и 1% соответственно (что даже ниже официального уровня инфляции, которая с начала 2018 г. установилась на уровне порядка 2%). В то же время цены на препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), увеличились более чем на 9%.
19 Кроме того, платежеспособность населения стремительно падает. Согласно опросам общественного мнения 2017 г., в проблемах со здоровьем (у себя и близких) граждане нашей страны винят прежде всего работу и стресс (35%), а также отсутствие денег на лекарства и профилактику болезней (35%), плохую экологию (32%). При этом, если значимость первого фактора заметно снизилась (с 47% в 2015 г.), то материальные трудности стали указывать в качестве причин болезней вдвое чаще (с 17%).16
16. Пресс-выпуск № 3371 «Национальный мониторинг здоровья россиян». Официальный сайт ВЦИОМ. URL: >>>> (дата обращения: 26.06.2018).
20 Альтернативность выбора препаратов в российских аптеках также неоднозначна. С одной стороны, соотношение объемов продаж импортных и отечественных лекарственных препаратов выглядит оптимистично: сегодня каждая шестая упаковка препаратов, продаваемых в российской аптеке, – отечественного производства.17 Кроме того, на конец 2017 г. количество российских и иностранных производителей на отечественном фармрынке практически сравнялось (около 600 и 700 компаний соответственно). Однако импортных брендов медикаментов в аптечных пунктах было представлено на 75% больше, чем российских. При этом средняя стоимость упаковки отечественного препарата была более чем в три раза ниже стоимости упаковки зарубежного. Иностранные компании больше реализуют «уникальные» позиции – оригинальные препараты и брендированные дженерики. Российские лекарства в большом объеме выпускаются в виде небрендированных дженериков сразу несколькими предприятиями.18 Рост популярности дженериков у россиян объясняется тем, что средняя стоимость упаковки оригинального препарата в аптеке почти в 5 раз выше стоимости аналога. Тем не менее только 8% россиян, покупающих импортные препараты, смогли найти отечественные аналоги. Не смогли заменить российским ни один иностранный препарат 11% граждан19.
17. Фармацевтический рынок России. Итоги года (за 2013–2017 гг.) // Официальный сайт «DSM Group». 2018. URL: >>>> (дата обращения: 14.06.2018).

18. Фармацевтический рынок России. Итоги года (за 2013–2017 гг.) // Официальный сайт «DSM Group». 2018. URL: >>>> (дата обращения: 14.06.2018).

19. Какие лекарства предпочитают россияне? // «Вести. Экономика». 2018. URL: >>>> (дата обращения: 30.07.2018).
21 Согласно результатам опросов общественного мнения в 2018 г., 38% россиян предпочитают импортные лекарственные средства и не пытались найти замену зарубежным лекарствам, а из тех, кто пытался найти российские аналоги, лишь 4% посчитали отечественные препараты более качественными.20
20. См. там же.
22 Вопросы качества препаратов, реализуемых на отечественном фармрынке, их эффективности и безопасности, – сфера государственного контроля. По информации Генеральной прокуратуры РФ, в последнее время в нашей стране вырос оборот поддельных лекарственных средств.21 При этом по данным Росздравнадзора, проблема фальсификата была актуальна в России до 2011–2012 гг. Потом объем некачественной фармпродукции пошел на спад и сейчас достиг минимума.22 Сегодня только 0,4% от объема лекарств, которые легально продаются в аптеках или приобретаются для медучреждений, – фальшивые, контрафактные или недоброкачественные. Однако существует и «черный» интернет-рынок поддельных препаратов, запрещенный де-юре, но процветающий де-факто.
21. Генпрокуратура отметила рост оборота некачественных и поддельных лекарств // Сетевое издание РИА Новости. 2018. URL: >>>> (дата обращения: 03.08.2018).

22. Таблетка без страха // Сайт газеты «Российская газета – Федеральный выпуск». 2018. № 7628 (165). URL: https://rg.ru/2018/07/30/murashko-lekarstva-v-rf-deshevle-i-kachestvo-ih-ne-huzhe-chem-za-granicej.html (дата обращения: 02.08.2018).
23 С целью борьбы с контрафактной и недоброкачественной медицинской продукцией с 1 января 2020 г. федеральным законом 425-ФЗ для всех препаратов вводится обязательная маркировка, представляющая собой «индивидуальный паспорт каждой упаковки». Любой покупатель с помощью специального бесплатного мобильного приложения сможет проверить приобретаемый препарат на предмет его легальности. Таким образом государство пытается решить проблему фальсификации медикаментов.
24

О санкционной политике.

25

Наибольшую остроту и необычайную актуальность в последнее время приобрела тема медикаментозного импорта. Все нарастающий к ней интерес был связан с внесением в апреле 2018 г. группой депутатов Госдумы РФ законопроекта № 441399-7 «О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и (или) иных иностранных государств», которым в пункте 15 был предусмотрен запрет на ввоз оригинальных препаратов из США и присоединившихся к ним стран. Согласно результатам опроса Фонда «Общественное мнение»23, законопроект, запрещающий ввоз лекарств, предлагаемый в качестве ответной меры на санкции, введенные рядом стран и США весной 2018 г. против российских бизнесменов, чиновников и компаний, посчитали правильной мерой 45% респондентов, а неправильной – 38%. Всероссийский союз пациентов настоял на исключении нормы о запрете ввоза в РФ американских препаратов, а ряд общественных пациентских организаций обратились с открытым письмом к президенту, председателю правительства, председателям Госдумы и Совета Федерации. Население было обеспокоено тем, что запрет на ввоз оригинальных препаратов из США и присоединившихся к ним стран может стать реальной угрозой жизни как минимум тех пациентов, которые уже проходят терапию на таких препаратах.

23. Новые санкции США. Официальный сайт ФОМ. URL: >>>> (дата обращения: 20.06.2018).
26 Общественный резонанс, который вызвала новость о возможном ограничении ввоза иностранных препаратов, массовые недовольства общественников и благотворителей привели к исключению этого пункта из законопроекта. Однако за внутренними спорами о «медикаментозных санкциях» все забыли о гораздо более серьезной угрозе: а что, если американцы сами введут запрет на поставки в Россию таких жизненно необходимых товаров? Ведь тогда и без того острейшая для нашей страны проблема доступности для населения качественных и эффективных лекарственных средств резко усугубится, а последствия для россиян могут стать просто катастрофическими!
27

Российский опыт медикаментозного импортозамещения.

28 С 2016 г. потребление лекарственных средств в России выросло с 4 122 до 5 065,8 млн упаковок на конец 2017 г. Опрос, проведенный Фондом «Общественное мнение»24, свидетельствует: примерно две трети россиян покупают лекарства не реже раза в месяц, 14% – раз в два–три месяца, а 16% – раз в полгода и реже. Такое активное потребление медикаментов в нашей стране вероятнее всего связано не только с общим состоянием здоровья населения и с активной рекламой медикаментов в СМИ, но и с самооценкой самочувствия граждан. Сегодня 61% россиян считают, что состояние их здоровья удовлетворительное, слабое или очень слабое25.
24. Домашняя аптечка. Официальный сайт ФОМ. URL: >>>> (дата обращения: 20.06.2018).

25. Пресс-выпуск № 3611 «Здоровый образ жизни: мониторинг». Официальный сайт ВЦИОМ. URL: >>>> (дата обращения: 10.07.2018).
29 Вместе с тем цены на лекарства в России постоянно растут. За последние 5 лет средняя стоимость упаковки готового лекарственного препарата выросла на 78% (со 104,3 руб. до 185,7 руб.), при этом рецептурного лекарственного средства – на 61% (с 176 руб. до 283 руб.), а безрецептурного – на 87% (с 74 руб. до 139 руб.)26. В то же время темпы медикаментозного импортозамещения замедлились. Отчасти это имеет положительный эффект: если в 2015–2016 гг. Минпромторг отчитывался о наращивании российскими фармпроизводителями объема выпуска медикаментов в денежном выражении на 26,2 и 23,4% соответственно, то в 2017 г. – всего на 3,5%. Однако за период с 2012 г. по 2018 г. доля «отечественных» препаратов на фармрынке России в натуральном выражении выросла только на 23%: за эти годы было зарегистрировано порядка 2,5 тыс. лекарственных средств, произведенных на территории нашей страны. С учетом значительного роста объема выпуска лекарств в денежном выражении возникает целый ряд вопросов: почему до сих пор для столь социально ориентированного бизнеса прибыль остается важнее здоровья населения? Неужели у государства нет действенных рычагов воздействия на производителей и распространителей лекарственных средств? Возможно, бизнес сам имеет такие рычаги в отношении государства?
26. Фармацевтический рынок России. Итоги года (за 2013–2017 гг.) // Официальный сайт «DSM Group». 2018. URL: >>>> (дата обращения: 14.06.2018).
30 Краеугольным камнем в вопросе доступности лекарственных препаратов для населения остается проблема импортозамещения. Люди хотят быть здоровыми и иметь доступ к лекарствам. Однако разгоревшиеся в последние годы «санкционные войны» ставят под вопрос способность государства обеспечить россиян необходимыми препаратами в полной мере.
31 Аналитики отмечают, что за период с января по апрель 2018 г. в России было произведено на 10,8% меньше упаковок готовых лекарственных препаратов, чем годом ранее27. При этом в апреле текущего года выпуск медикаментов наиболее заметно снизился: на 13,2% единиц препаратов меньше, чем за аналогичный период 2017 г.; денежный объем сократился на 22,5%, и это – худший показатель за последние 3 года. По всей видимости, причины этого явления таковы: низкая заболеваемость населения гриппом и ОРВИ за счёт вакцинации, а также окончание эпидемии гриппа, что логично привело к снижению производства противовирусных, противопростудных и противокашлевых препаратов и анальгетиков.
27. RNC Pharma: российский фармрынок в апреле показал отрицательную динамику // Фармацевтический вестник, 2018. URL:  >>>> (дата обращения: 14.06.2018).
32 Из доклада Минпромторга России об основных результатах деятельности за 2017 г.28 следует, что доля препаратов отечественного производства с 2016 г. осталась неизменной – 30%. При этом «российскими» эти препараты можно назвать с большой оговоркой. Во-первых, хоть они и произведены на территории нашей страны, но отечественными компаниями – лишь частично. Большая часть препаратов так называемого «отечественного производства» на самом деле – не более чем результат локализации иностранных производств в России.
28. Доклад о целях и задачах Минпромторга России на 2018 год и основных результатах деятельности за 2017 год // Официальный сайт Минпромторга России. URL: http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!doklad_o_celyah_i_zadachah_minpromtorga_rossii_na_2018_god_i_osnovnyh_rezultatah_deyatelnosti_za_2017_god (дата обращения: 14.06.2018).
33 Можно сказать, что медикаментозное импортозамещение в нашей стране – весьма условное. Многие иностранные компании открывают здесь свои предприятия либо организуют совместные производства в целях экономии и в стремлении получить особые преференции: в России большие расстояния для логистики, поэтому производить здесь удобнее, чем привозить из-за рубежа. Поэтому провести границу между отечественными и импортными медикаментами достаточно сложно: большое количество иностранных компаний давно локализовались в РФ. Только в период с 2013 по 2016 г. в России было открыто 7 фармацевтических заводов с иностранным капиталом. В 2017 г. на российском рынке лекарственных препаратов присутствовало более 1150 игроков. Из них – около 600 российских и порядка 700 иностранных производителей29.
29. Фармацевтический рынок России. Итоги 2017 года // Официальный сайт «DSM Group», 2018. URL: >>>> (дата обращения: 14.06.2018).
34 Государство обеспечивает локализованные предприятия специальными льготами, что позволяет снизить себестоимость готового продукта, облегчить доступ на рынок и обеспечить контракт на госзакупку. Лекарства, произведенные на таких заводах, могут быть ниже по цене до 30%. «Препараты становятся дешевле за счет более дешевой рабочей силы, дешевых энергоресурсов. А главное, за счет того, что в страну ввозится сырье, а не готовая продукция, снижаются и пошлины, и себестоимость»30.
30. Фармацевтика пошла на поправку // Сайт журнала «Деловой еженедельник «Профиль», 2018. URL: >>>> (дата обращения: 21.06.2018).
35 Эксперты называют несколько способов локализации иностранных производств в нашей стране:
  1. Фасовка и упаковка: готовые лекарственные препараты, произведенные за рубежом, расфасовываются и упаковываются на территории РФ.
  2. Выкуп и модернизация или строительство «с нуля» зарубежными компаниями собственных заводов полного цикла. По поводу таквой практики эксперты отмечали следующее: «В таких случаях с лекарствами происходит примерно то же, что и с автомобилями. Машину, произведенную по лицензии на калужском или петербургском заводе, с виду невозможно отличить от привезенной из Германии, Кореи или Японии – выдать происхождение могут только документы. От обычного переноса производства в регион с дешевыми ресурсами такая практика отличается только одним – конечным потребителем. Товары, сделанные в Китае или Юго-Восточной Азии под международным брендом, потом развозятся по всему миру. Выпущенные в России лекарства рассчитаны в первую очередь на наших соотечественников»31.
  3. Контрактное производство: иностранные предприятия полного цикла работают на отечественных производственных мощностях, предоставляемых за арендные платежи и/или инвестиции в строительство сборочных линий, цехов и заводов. «Многие фирмы специализируются на том, что ничего не разрабатывают сами, а просто предоставляют свои линии. И делают наценку на каждую упаковку лекарства – от 10 и до 50%»32.
  4. Лицензирование: зарубежные компании передают российским права на производство и распространение продукции, а также на присвоение выручки в обмен на лицензионный гонорар. «Случается так, что непригодную изначально субстанцию закупают за границей, очищают ее и выдают за чисто российскую»33. Либо отечественные производства изготавливают фармацевтические субстанции самостоятельно и с использованием российского сырья, но по формуле от иностранного правообладателя. Такая форма производства набирает в нашей стране всю большую популярность в связи с проводимой в России политикой импортозамещения: государство стимулирует предприятия полного цикла, работающие на базе именно отечественного сырья.
31. Фармацевтика пошла на поправку // Сайт журнала «Деловой еженедельник «Профиль», 2018. URL: >>>> (дата обращения: 21.06.2018).

32. См. там же.

33. См. там же.
36 Сегодня отечественный фармрынок очень зависим от иностранных поставок и крайне монополизирован. Более 2/3 лекарств (68%), присутствующих на отечественном фармрынке, импортные, а на американские препараты, по оценке специалистов, приходится около 10% российского рынка медикаментов. В 2017 г. 13% от объема импорта препаратов в Россию было завезено именно из США либо с американских заводов, расположенных в других странах (230 брендов). При этом 80% всех завезенных из-за рубежа лекарств – из стран, поддержавших санкции против России.
37 Большая часть отечественных аналогов американских препаратов, применяющихся при таких сложных заболеваниях, как, например, онкология, сахарный диабет и ВИЧ, не соответствует оригиналам в части клинической эффективности. Кроме того, часть аналогов, которые производятся в России, состоят из медицинских субстанций, закупленных за рубежом. По некоторым оценкам, это порядка 90% всех фармацевтических субстанций, из которых на территории нашей страны изготавливаются лекарственные средства34. Если ограничения на ввоз коснется и их, отечественные аналоги также исчезнут с прилавков. О каких импортозамещении и автономии может идти речь в таком случае?
34. Хетагурова Э. Производство лекарств в России выросло на 12% // Сайт ООО «МИЦ «Известия». 2018. URL: >>>> (дата обращения: 26.06.2018).
38 Первый заместитель руководителя фракции «Единая Россия» в Государственной Думе считает, что «зачастую у нас нет отечественных аналогов не потому, что наши производители не в состоянии их выпустить, а потому, что существуют сложные бюрократические процедуры по регистрации лекарственных препаратов» 35. А министр здравоохранения полагает, что Россия не готова отказаться от оригинальных импортных лекарств36.
35. Проблемы российских лекарств // Сайт газеты «Российская газета – Федеральный выпуск». 2018. № 7578 (115). URL: >>>> (дата обращения: 21.06.2018).

36. Минздрав: Россия не готова отказаться от оригинальных импортных лекарств // Сайт газеты «Коммерсант». 2018. URL: >>>> (дата обращения: 21.06.2018).
39

Заключение.

40

Обеспечение доступности медикаментов для граждан – одна из основных функций государственного регулирования в сфере лекарственного обеспечения населения и оборота фармацевтической продукции. Эффективность и безопасность препаратов, адекватность ценообразования на медикаменты, физическое присутствие препаратов в аптечных пунктах и наличие альтернативы – все это значимые факторы доступности лекарственных средств. И если с контролем роста цен на медикаменты (а точнее на препараты из перечня ЖНВЛП) и обеспечением отсутствия на фармрынке фальшивых, контрафактных и недоброкачественных препаратов наше государство сегодня, пусть отчасти и черепашьим ходом, но справляется, то риск физической недоступности препаратов так и остается велик: импортозамещение в России до сих пор не налажено.

41 Сегодня производство качественных собственных лекарственных препаратов – это гарантия медикаментозной безопасности любой страны, потому что доступность медикаментов для населения напрямую зависит от того, каким образом организован их выпуск и распространение. Хрупкие политические связи и нестабильные отношения России со странами Запада в любой момент могут грозить нам уже медикаментозными санкциями, за которыми неизбежно последует дефицит целых групп лекарственных препаратов, а, следовательно, и общее ухудшение состояния здоровья населения, распространение ряда заболеваний, увеличение числа тяжелобольных пациентов, рост инвалидизации и смертности. Именно поэтому так важно успешное решение проблемы обеспечения россиян препаратами, возможное только при грамотной реализации стратегически важной политики медикаментозного импортозамещения.
42 К сожалению, сегодня зависимость отечественной фармацевтической отрасли от импорта все еще остается колоссальной, а официальные «успехи» импортозамещения сильно преувеличены. Локализация иностранных производств на территории нашей страны привела к размытию понятия «отечественное лекарственное средство», и теперь под ним понимается любой препарат, произведенный внутри государства. Однако мало кто понимает, что в действительности медикаменты российского производства – те, которые произведены российскими компаниями, а не филиалами зарубежных корпораций на территории РФ. Это – принципиальный вопрос, ведь обеспеченность населения лекарственными средствами напрямую зависит от их физического наличия. Что будет, если иностранные фармкомпании прекратят импорт продукции и примут решение о закрытии своих филиалов в России, либо поднимут цены для российских потребителей на свои препараты в разы? Государству следует всерьез задуматься о том, что пора прекратить отчитываться о мнимых успехах медикаментозного импортозамещения и начать, наконец, достигать успехов реальных, без подмены понятий и дезориентации населения.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести