Accessible environment: social and technological innovations and development prospects
Table of contents
Share
QR
Metrics
Accessible environment: social and technological innovations and development prospects
Annotation
PII
S013216250004598-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Valentina N. Yarskaya-Smirnova 
Occupation: Director
Affiliation: Scientific and educational regional center for monitoring research of Yuri Gagarin State Technical Uni-versity of Saratov
Address: Russian Federation, Saratov
Natalia P. Korogodova
Affiliation: Scientific and educational regional center for monitoring research of Yuri Gagarin State Technical Uni-versity of Saratov
Address:  Russian Federation, Saratov
Dmitriy V. Zaitsev
Occupation: Deputy Director
Affiliation: Scientific and educational regional center for monitoring research of Yuri Gagarin State Technical Uni-versity of Saratov
Address:  Russian Federation, Saratov
Edition
Pages
162-164
Abstract

      

Received
28.05.2019
Date of publication
28.05.2019
Number of purchasers
89
Views
692
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Современные российские сельские и городские поселения, в большинстве своём, характеризуются крайне низкой, фрагментарной доступностью объектов социально-культурной инфраструктуры и ориентированы на людей, не имеющих проблем со здоровьем. Реализация с 2011 г. федеральной целевой программы «Доступная среда» не дала желаемых результатов, прежде всего, из-за недостаточного контроля со стороны государства. Pа восемь лет реализации программы созданы лишь отдельные элементы доступной среды, которые не всегда соответствуют действующим строительным нормам и правилам.
2 Между тем расширение границ доступного жизненного пространства значимо не только для людей с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья, но и для пожилых, беременных, детей, людей с колясками. Кроме того, практически каждый здоровый человек периодически оказывается маломобильным в силу разных жизненных обстоятельств.
3 Комплексному анализу различных аспектов создания и развития доступной среды жизнедеятельности для граждан России и была посвящена VIII Международная Конференция ICEVI Восточно-европейских стран «Доступная среда для людей с ограниченными возможностями: технологический и социальный контексты инклюзии с позиций конвенции о правах лиц с ограниченными возможностями», прошедшая 27 - 29 сентября 2018 г. в Саратовском государственном техническом университете им. Ю.А. Гагарина (СГТУ) и Саратовском национальном исследовательском государственном университете имени Н.Г. Чернышевского (СГНИУ). В конференции приняли участие более 500 представителей науки, образования, социальной сферы, государственных и общественных организаций России и зарубежных стран (Венгрия, Германия, Дания, Израиль, США, Армения, Грузия, Казахстан, Латвия, Республика Беларусь).
4 На открытии конференции с приветственным словом выступили О.А. Афонин (и.о. ректора СГТУ имени Гагарина Ю.А.), А.Н. Чумаченко (ректор СГНИУ). Пленарное заседание открыл Х. Веллинга (Королевский Голландский Центр экспертиз для людей с ослабленным зрением, президент ICEVI-Европа) с докладом «Инклюзивное общество как вызов), в котором отмечалась необходимость не только декларирования принципов инклюзии, но и их продвижения на практике, в повседневной жизни общества. Проф. В.З. Кантор (директор ИДОР РГПУ им. А.И. Герцена) выступил с докладом «Лица с инвалидностью в пространстве инклюзивного высшего образования: проблемы и системные решения», обозначив актуальные вопросы современного образования студентов с нарушением зрения: ассистивная поддержка, создание адаптивной реабилитационно-образовательной среды, необоснованный отказ от рельефно-точечного шрифта Брайля. Кроме того, он подчеркнул и важность их постдипломного сопровождения. Проф. Е.Р. Ярская-Смирнова (НИУ ВШЭ) в своем выступлении «Право на доступную среду в перспективе мобильного гражданства» сформулировала ключевые проблемы реализации социально-уязвимых групп — права на свободу передвижения по городу, мобильность. В.В. Соколов (МГПУ) представил анализ эффективности различных дидактических технических средств, применяемых в процессе обучения студентов с нарушением зрения и отстаивающего применение рельефно-точечного шрифта Брайля в современном образовании.
5 Многие выступления на секционных заседаниях оказались оригинальными и эмоционально окрашенными.
6 На дискуссионной площадке «Информационные технологии в образовании и реабилитации людей с инвалидностью» обсуждались роль специальных библиотек в свете развития современных информационных технологий для лиц с нарушением зрения Г.В. Генералов), особенности библиотечно-информационной поддержки инклюзивного образования (В.В. Портнягина). В дискуссии было отмечено, что ресурсы специализированных библиотек в регионах используются недостаточно, а некоторые люди с ОВЗ не знают об их существовании.
7 Приобщение людей с ограниченными возможностями к спорту как средству реабилитации и коррекции обсуждалось в рамках секции «Спорт как средство реабилитации и социальной инклюзии людей с ограничением здоровья» (В.К. Петряков, О.Ф. Филимонова, О.В. Огурцова, С. И. Павлюкова, А.И. Махмудова, С.А. Петров).
8 Работу секции «Социальная политика инвалидности» открыл председатель общества Алеха З. Гинио (Израиль), представивший систему инклюзивного образования в своей стране. Активная дискуссия последовала после выступления М.В. Мироновой, проанализировавшей противоречия реализации образовательной инклюзии детей с нарушением зрения. Интерес вызвал доклад Д. М. Роза (РООИ «Перспектива») о сопровождении образовательной деятельности детей с ОВЗ в контексте программы “Доступная среда”. О скрытых параметрах отечественной социальной политики рассказала В.Н. Ярская-Смирнова. Д.В. Зайцев выступил с анализом инклюзивных маркеров в доступности современного социально-урбанистического пространства для маломобильных групп. Обсуждались проблемы инклюзии и социальной активности пожилых, проблемы и потребности семей, воспитывающих детей с ОВЗ, а также пути их решения в региональном контексте (С.А. Григорьева. Н.П. Корогодова).
9 Об опыте применения российскими НКО технологии поддерживаемого трудоустройства для людей с особенностями развития, доступности среды для формирования велоинфраструктуры, противоречиях инклюзивной образовательной политики через объективные и субъективные параметры социального неравенства, туристических практиках в социальном контексте инклюзии рассказали: Н.С. Смолина, Н. А. Телегина, Н.А. Сайгин, Н.И. Ловцова, О.В. Лысикова. Отдельная секция была посвящена «Социально-психологической поддержке и реабилитации учащихся с инвалидностью».
10 Ключевые аспекты законодательства в политике инвалидности были представлены Т.В. Скляровой. Отношение населения к отечественной политике инвалидности было темой доклада А.Д. Любимовой. В ходе выступления Н.И. Ловцовой на тему «Методологическая матрица исследований социальной инклюзии», возникла дискуссия, которая перешла в обсуждение темы социального урбанизма как доступной среды в контексте неравенства, концепции универсального дизайна, дискурса социального урбанизма (В.Н. Ярская-Смирнова, Е.Р. Ярская-Смирнова), доступности социально-урбанистического пространства (Д.В. Зайцев). С анализом проблем доступности жилья для инвалидов выступил А.Н. Шибаев, С.А. Григорьева представила типологию маломобильных групп, а Н.П. Корогодова раскрыла проблемы маломобильного детства в контексте социального урбанизма.
11 Во второй день конференции пленарное заседание открыл содержательный доклад проф. В.З. Денискиной «Состояние образования и реабилитации детей с нарушениями зрения в России: внедрение ФГОС (опыт и проблемы)». Она продемонстрировала масштабный педагогический и терапевтический опыт в содержании самой проблемы и подготовке кадров в этой области. С подробным анализом доступности образовательной среды для учащихся с ОВЗ и подведением итогов исследований выступила проф. Ю.В. Селиванова.
12 Работа пленарного заседания продолжилась на секциях: «Организация доступной образовательной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья», «Технологии медико-социального и психолого-педагогического сопровождения лиц с ограниченными возможностями», «Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования» и дискуссионной площадке «Особенности обучения слепых и слабослышащих детей в условиях ФГОС».
13 Ключевая цель конференции заключалась в поиске технологических и социальных средств реабилитации и смягчения барьеров неравенства для всех людей с ограниченными возможностями здоровья, инвалидностью. Формат мероприятия позволил обсудить эту проблему в широком ключе от организационных форм доступности до специфики развития социально-интеграционных процессов в России и мире.
14 Итоги конференции подведены в рамках заключительного пленарного заседания, на котором были сформулированы рекомендации по ряду адресных направлений регионального развития.

Comments

No posts found

Write a review
Translate