The Class Teacher in the School Today
Table of contents
Share
QR
Metrics
The Class Teacher in the School Today
Annotation
PII
S013216250005489-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Pavel V. Shevchenko 
Occupation: Senior Scientific Researcher
Affiliation: Moscow City Pedagogical University
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
133-139
Abstract

The social role of the class teacher in the Moscow school and its specific functions of training infrastructure coordinator and organizer are considered. An attempt is made to measure the significant differences between the professional activity of the class teacher and the ordinary teacher. The perception of the class teacher functional duties by parents of pupils is compared with the teachers’ perception. The conclusion about new conditions of the class teacher professional activity is based on the data analysis of sociological surveys. Modern school requires from a class teacher in the first place intensive communication with parents, ability to resolve emerging conflicts between teachers and parents, and also among pupils. Today the class teacher takes on the complex role of a mediator, who is responsible for the safety and functioning of the school environment in general, and because of modern technology, he has to be always and everywhere «in touch».

Keywords
school, class teacher, professional qualities, managerial competence
Received
26.06.2019
Date of publication
26.06.2019
Number of purchasers
89
Views
607
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf
1 Модернизация современной школы приводит к изменению характеристик профессиональной деятельности и к переоценке значимости учителя в обществе [Ильин, 2017: 56]. В потоке изменений меняются требования к администрации школы, к регулярным обязанностям учителей и, особенно, к функциям классных руководителей. Классный руководитель обретает новую социальную значимость. Являя собой главное связующее звено между родителями и школой в целом, он становится не только коммуникатором, но также организатором и проектным менеджером.
2 Лаборатория управления проектами МГПУ провела исследование практик взаимодействия педагогов и родителей, по результатам которого предпринята попытка описать с помощью количественных данных специфику работы классного руководителя по сравнению с «обычным» учителем-предметником, не являющимся классным руководителем (далее в тексте – «предметник»). Речь пойдет не только о его существенно бóльшей загруженности, но также об особенностях ролевых требований и родительских ожиданий.
3 Анкетный опрос проводился в 2018 г. в два этапа (в апреле и в мае). На первом этапе было опрошено 1800 школьных работников. В выборку вошли представители всех современных школьных должностей, в том числе 93% – учителя, из которых 65% осуществляли классное руководство. На втором этапе дополнительно было опрошено 400 учителей и 400 родителей обучающихся по одинаковым вопросам, адаптированным для разных категорий опрошенных. Репрезентативность этой случайной выборки была проверена по трем параметрам (пол, трудовой стаж работников и средний уровень педагогической нагрузки в неделю). Проверка показала, что выборка репрезентативна для московских учителей в целом.
4

Коммуникационная нагрузка классного руководителя.

5 Прежде всего, была проанализирована разница объема взаимодействия с родителями у классного руководителя и у «обычного» учителя (который ведет только свой предмет). По времени занятость предметника составляет 54% от занятости классного руководителя (соответственно 4,8 и 8,9 часов в неделю).
6 На рис. 1 представлено распределение ответов на вопрос «Каким образом и сколько времени в среднем за неделю Вы тратите на взаимодействие с родителями?» Респонден- там предлагалось оценить, сколько времени у них уходит на заполнение электронного журнала и электронного дневника (ЭЖ и ЭД), использование форм обратной связи на сайте школы, участие в заседаниях Управляющего совета школы, посещение родительских собраний, обмен сообщениями при помощи мобильной связи (смс, Telegram, Viber, WhatsApp и т.п.), звонки по телефону, встречи в школе, электронные письма, обмен сообщениями в социальных сетях. Расчет производился следующим образом: ответ 0–30 минут считался как 15 минут, 30–60 минут – как 45 минут, 1–2 часа – как 90 минут и т.д. Все ответы суммировались по формам общения, по каждой из них высчитывалось среднее значение для группы классных руководителей и для группы предметников (рис. 1).
7

Рис. 1. Формы и продолжительность общения преподавателей с родителями (в минутах в неделю)

8 Как показал опрос, практически во всех формах общения классный руководитель задействован существенно больше, чем учитель-предметник. Классного руководителя обязывает к этому роль посредника между учителями-предметниками и родителями детей курируемого им класса, а современные технологические средства коммуникации наделили его, как и большинство современных людей, новой характеристикой – быть всегда и везде на связи [Коломиец, 2017: 6].
9 При равной учебной нагрузке (независимо от наличия классного руководства у респондентов в среднем она составила 24,5 ч в неделю) часы, потраченные на общение с родителями, – это дополнительная «домашняя работа» классных руководителей, оплачиваемая очень по-разному.
10 Для контроля коммуникационной нагрузки классного руководителя вопрос о разных формах общения со школьными работниками задавался родителям. В их ответах преобладают те же три основные формы общения: родительские собрания, электронные журнал и дневник, сообщения мобильной связи с классным руководителем.
11 В отличие от преподавателей, у которых общение с родителями рассматривается в целом, в общении родителей со школой можно выделить три основных группы корреспондентов. Это – классные руководители, все прочие учителя-предметники и администрация школы. Поэтому формулировка вопроса про взаимодействие со школой предполагала больше вариантов ответов: по отдельности – с классным руководителем, другими педагогами, администрацией школы. Первые 10 позиций, набравшие наибольшую продолжительность, приведены на рис. 2.
12

Рис. 2. Формы и продолжительность общения родителей со школой (в минутах в неделю)

13 Из диаграммы следует, что больше всего родители общаются с классным руководителем. При этом родительские собрания, несмотря на большую длительность, достаточно редкие мероприятия, а для частого взаимодействия используются более экстренные формы.
14 Родительские собрания и проверка электронных журнала и дневника универсальны, поскольку предполагают взаимодействие с несколькими учителями сразу. Что же касается дифференцированного взаимодействия, то среднестатистический родитель с классным руководителем общается в 1,7 раза больше, чем со всеми остальными педагогами вместе взятыми. Таким образом, классному руководителю приходится играть очень важную социальную роль – быть полномочным представителем педагогического коллектива, и характер общения с ним может повлиять на отношение родителей к педагогам в целом.
15

Основные темы общения с родителями.

16 Отличается не только длительность общения классных руководителей с родителями, но и его тематика. Для ее понимания учителям задавался вопрос «По каким вопросам вы контактируете с родителями?», ответ на который предусматривал множественный выбор из более чем 40 вариантов. Первые 10 позиций, наиболее часто отмечавшихся обеими группами, представлены в табл. 1.
17 Как видно, у классных руководителей и учителей-предметников совпадают только 3 из топ-10 позиций. Оценки, взаимоотношения детей и внеклассные мероприятия являются важнейшими для всех учителей, поскольку охватывают в самых общих чертах основные сферы ответственности учителя – успеваемость на уроках, безопасность выездных мероприятий и психологический настрой обучающихся. В то же время к предметнику обращаются по большей части «по предмету»: как связан предмет и профиль, как подготовиться к аттестации и олимпиаде, есть ли дополнительные занятия, что задают на дом, кто поможет отстающему. Классный же руководитель выполняет иные функции: разъяснить правила обращения с электронным дневником, дать справку по расписанию, проконтролировать учащихся – как выглядят, чем живут в школе, у кого какие проблемы, помочь им «достучаться» до учителя. Это – социальная роль координатора и организатора инфраструктуры обучения.
18

Таблица 1. Темы взаимодействия классных руководителей и предметников с родителями (ранги)

см.
19

Примечание. Курсивом выделены позиции, входящие одновременно в топ-10 наиболее часто отмечаемых как классными руководителями, так и учителями-предметниками.

20 Примечательно, что вопрос «С какими трудностями вы, как педагог, сталкиваетесь?» не выявил в большинстве позиций различий. Все учителя примерно в равной степени жалуются на дисциплину учеников, их незаинтересованность в получении знаний, частые организационные нововведения, жалобы и претензии родителей и т.д., но давление со стороны родителей классные руководители отмечают в 1,5 раза чаще предметников. Именно через классных руководителей родители пытаются воздействовать на других учителей, на администрацию школы и на одноклассников своего ребенка.
21

Специфика социально-педагогической деятельности классного руководителя.

22 Несмотря на наличие классного руководства, подавляющее большинство нынешних классных руководителей идентифицируют себя, прежде всего, с учительской ролевой позицией. Поэтому вопросы, сформулированные в социально желательном виде, например: «Что должно быть присуще хорошему (или современному) педагогу?», вызывают одинаковую реакцию у всех учителей независимо от того, являются ли они только предметниками или выполняют, помимо преподавания предмета, функции классного руководства.
23 Наиболее часто (на уровне 85–95%) упоминаются знание и свободная ориентация в предмете, умение излагать трудный материал ясно, общая культура и эрудиция – это позиции, которые обеспечивают педагогу успешность деятельности по передаче знаний детям. Анализ востребованных в учительской среде знаний, умений и навыков при большом количестве предлагаемых позиций не выявляет различий в структуре приоритетов у классных руководителей и предметников.
24 Тем не менее представляют интерес общие педагогические знания и умения, по которым наблюдаются существенные расхождения между категориями учителей. Обычно таковые находятся в середине списка качеств, ранжированных по частоте упоминаний. В конце ранжированного списка различия несущественны. В таблице 2 представлены именно те позиции, по которым видна наиболее существенная разница (> 10%) в ответах.
25 Данные пять позиций соответствуют выявленным ранее актуальным направлениям деятельности классного руководителя. Акцент делается на внеучебную работу, в русле которой важно уметь оказывать воспитательное воздействие, а также взаимодействовать с родителями и специалистами-психологами. И, конечно, классный руководитель должен разбираться во всех технических сложностях, возникающих при заполнении электронного журнала другими предметниками, поскольку родители в случае возникновения вопросов скорее обратятся именно к нему.
26

Таблица 2. Педагогические знания и умения, более востребованные у классных руководителей, чем у учителей-предметников (в %)

27

Ролевой стандарт классного руководителя.

28 Для более точного описания актуальных требований к профессиональной роли классного руководителя из отдельных требований школьных администраторов и формулировок локальных нормативных актов был составлен перечень специфических профессионально-важных качеств, насчитывающий более 30 пунктов. Этот перечень предъявлялся учителям и родителям. Распределение ответов на вопрос «Какими профессиональными качествами должен обязательно обладать современный классный руководитель в школе?» приведено в табл. 3.
29

Таблица 3. Наиболее востребованные профессиональные качества классного руководителя, самооценка учителей (ранги)

30 Классные руководители и остальные учителя на предложенный перечень качеств реагировали по-разному. Классные руководители отмечали в среднем 12 вариантов и затруднились в 1% случаев. Не связанные в настоящее время с классным руководством учителя отмечали 8 вариантов и затруднились в 14% случаев. В целом, общее представление о том, что нужно классному руководителю, у обеих групп совпадает, но есть позиции, которые сильно недооценены теми, кто ежедневно не связан с проблемами учеников.
31 Прежде всего, это позиции – бесконфликтное взаимодействие с родителями обуча­ ющихся и профилактика правонарушений обучающихся. У предметников они занимают соответственно 5 и 16 места. Следует полагать, что конфликты с родителями у простых предметников назревают реже, а правонарушениями они практически не занимаются. Классный руководитель в силу своей функции связующего звена вынужден выступать в роли смягчителя конфликтов, а взаимодействие с комиссией Управы района по делам несовершеннолетних и полицией всегда касается классного руководителя.
32 В целом, три специфические для роли классного руководителя группы качеств в той или иной форме связаны с 1) умением упреждать и разрешать конфликты; 2) внеурочными мероприятиями; 3) безопасным поведением учащихся.
33 Собственно учебная деятельность – вовлечение детей в участие в олимпиадах, работа с отстающими и одаренными – также присутствует среди приоритетных направлений. Но по значимости она несколько уступает трем вышеназванным, а для предметников она важнее. Именно этим и отличаются приоритеты классного руководителя и обычного учителя.
34 Вопрос про компетенции задавался и родителям детей. Отмечается высокая общая согласованность понимания того, что требуется от классного руководителя, между классными руководителями и родителями. Интерес представляют позиции, значимость которых заметно различается для разных сторон (табл. 4).
35

Таблица 4. Профессиональные качества классного руководителя, оцениваемые родителями и учителями (ранги)

36 Представляется естественным выбор родителями того, что без помощи школы они не могут сделать сами, – определить, чем хочет заниматься их ребенок в настоящем и будущем, а также научить его работать в проектной команде. Однако возникает вопрос, насколько может быть в этом компетентен классный руководитель, который по базовому образованию учитель-предметник, а не специалист по диагностике и командообразованию. Вероятнее всего, ответ на этот вопрос лежит в плоскости организационных и координационных компетенций классного руководителя, в его совместной с педагогом-психологом деятельности по профессиональному самоопределению учащихся [Кондратенко, 2014: 4].
37

Выводы.

38 Подведем итог изложенных наблюдений за работой классных руководителей в современной московской школе. Главной особенностью современных ролевых требований к классному руководителю является не повышенное внимание к организационной и воспитательной работе с детьми во внеурочное время, как было раньше. В современной школе от классного руководителя требуется в первую очередь интенсивное общение с родителями, умение разрешать назревающие конфликты как между учителями и родителями, так и среди школьников. Конечно, эти медиаторские функции проявляются и у обычных учителей-предметников, но у классного руководителя они забирают качественно больше времени. Данная ситуация связана с ростом абсентеизма родителей школьников: с трудом ориентируясь в школьных нововведениях, родители свою ответственность за выбор их ребенком образовательного будущего склонны переложить на классного руководителя, от которого ожидают гораздо большего, чем он в принципе физически способен сделать.
39 Таким образом, сегодня быть классным руководителем означает принять сложную роль медиатора, который в зоне своей ответственности отвечает за безопасность и функционирование образовательной среды в целом.

References

1. Ilyin V.A., Leonidova G.V., Golovchin M.A. (2017) Russian Teacher in the Reformed Society: Regional Outlook. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 3: 51–57. (In Russ.)

2. Kolomiets V.P. (2017) Sociology of Mass Communication in Society of Communicative Abundance. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological Studies]. No. 6: 3–14. (In Russ.)

3. Kondratenko E.V., Kurochkinа L.V. (2014) The Role of the Class Teacher in the Organization of Psychological and Pedagogical Support of Professional Self-determination of Pupils in the Context of Profile Training. Gumanitarnye, sotsial’no-ekonomicheskie i obshchestvennye nauki [Humanities, Socio-economic and Social Sciences]. No. 5–2: 36–40. (In Russ.)

Comments

No posts found

Write a review
Translate