RAS History & PhilologyАзия и Африка сегодня Asia and Africa Today

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online) 2782-2389

Polivanova K.N. at al. Education outside the school. How parents design their children's learning environment. Moscow: VSHEh, 2020. 384 p. Reviewed вy Kliucharev G.A.

PII
S013216250010463-2-1
DOI
10.31857/S013216250010463-2
Publication type
Review
Status
Published
Authors
Volume/ Edition
Volume / Issue 9
Pages
156-159
Abstract

      

Keywords
Date of publication
21.09.2020
Year of publication
2020
Number of purchasers
4
Views
177

«Освобождение» от школы – именно так озаглавил книгу И. Иллич, вышедшую в 1971 г. и ставшую на несколько десятилетий бестселлером1. Книга была переведена на русский. Переводчики столкнулись с проблемой – как передать оригинальное название с английского «Deschooling Society”: «Освобождение», «Избавление», «Школа вне общества» или «Общество без школ» – все эти варианты подходят лишь отчасти, потому что в книге Иллича наряду с критикой общего образования и его институционального воплощения – школы, речь идет о роли внеинституционального образования и, если быть более точным, учебе вне стен школы.

1. Иллич И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир. М.: Просвещение, 2006. 160 с.

В постсоветский период такой подход начал постепенно распространяться у нас в виде концепции непрерывного образования. С 2000-х гг. начинают появляться отдельные статьи по педагогике, психологии, андрагогике, планированию образовательных систем и неформальных учебных практик, в которых так или иначе ставились и обсуждались вопросы, поставленные Илличем (правда, в основном, без ссылок на его труд). И вот, наконец, мы держим в руках первую в нашей стране коллективную монографию, посвященную итогам междисциплинарного исследования феномена внешкольного образования.

Основной пафос работы – альтернатива школьному формальному образованию есть (!). Институционально она существует в виде неформального дополнительного образования, которое признается на законодательном уровне. В первую очередь – это кружки, секции, студии, которые посещают дети во внеурочное (внеклассное) время. Но авторы идут дальше и вводят понятие досуговое образование, которое совсем не обязательно институализировано. Любая деятельность – игра, экскурсия, путешествие и т.д., которая ведет к развитию маленького человека, знакомит его с миром двора, улицы, города, приобщает к культуре, дает компетенции практического поведения – является, по сути, неформальной (иногда говорят, информальной) учебной деятельностью. Мне видится, что авторы очень удачно и убедительно развели понятия институализированного образования и неформальной, внеинституализированной учебной деятельности. Первое – это государственная услуга, официальное обслуживание. Второе – нечто личное, персонифицированное, плохо поддающееся контролю не только со стороны государства, но и, часто, со стороны семьи. Первое и второе дополняют друг друга, они обеспечивают то, что Гегель называл «восхождением ко всеобщему через образование» и здесь, действительно разрешается дихотомия объективного (государство) и субъективного (человек).

Один из важнейших концептов, который разрабатывается и используется в работе – это «образовательное пространство» (Learning Environment). По сути, это континуум, гегелевская «всеобщность», которая содержит массу возможностей для развития ребенка, подготовки его ко взрослой жизни. В этой нелинейной модели теряется смысл «образовательной траектории», которая в традиционных моделях описывает и характеризует учебный процесс. Напротив, в каждой точке этого пространства множество возможностей и какая из них реализуется – неизвестно. Отсюда получается «вероятностная модель образования». Никто не знает в какой мере опыт, который приобретет ребенок от участия в проектах, экскурсиях, походах пригодится в дальнейшем. Но этих событий становится все больше по мере взросления и они обеспечивают расширяющуюся возможность развития за счет накапливаемого нового опыта.

Собственно, в этом видится разумность компетентностного подхода, когда знания и навыки используются для решения конкретной проблемы и перехода к следующей, более сложной. Мне доводилось видеть, как такая модель учебы реализуется в Датских народных школах (Folkeoplysnings) – межпредметных и, иногда, межпоколенческих (Ann-Kristin Bostrom). Здесь неформальная учебно-игровая деятельность всякий раз выстраивается вокруг конкретной проблемы – например, заказ билетов в онлайне, выживание в лесу, приготовление пищи членам своей семьи, оказание первой медицинской помощи, ремонт бытовой техники и т.д. Все такие компетенции требуют знаний из разных дисциплин, в том числе из тех, которые входят в учебные планы общеобразовательной школы (физика, химия, география и т.д.).

Одна из центральных проблем, которая рассматривается в книге – это качество и доступность дополнительного образования детей. В фокусе исследования оказались мегаполисы, которые предоставляют массу образовательных возможностей. Но и здесь, оказывается, не все просто. Конкретные данные показали, что платные и бесплатные услуги распределены очень неравномерно – в тех районах, где стоимость жилья выше (элитные районы и центр города) больше платных и качественных возможностей. Кстати, оказалось, что стоимость жилья значимо коррелирует с образовательным уровнем родителей и напрямую связано со знанием хотя бы одним из родителей иностранного языка. Напротив, в переферийных районах и там, где проживают менее обеспеченные семьи услуги дополнительного образования оказывают чаще бесплатные и, как правило, более низкого качества.

О каком качестве идет речь? Дело заключается в том, что для профессионального образования понятие качества предполагает хорошо оплачиваемую работу по полученной специальности, возможность профессионального роста, удовлетворенность трудом и т.д. В случае детского дополнительного образования критерии качества принципиально иные. Неустойчивость интересов детей и их смена по мере взросления определяют самый широкий спектр возможных занятий. Качественной услуга становится, если отвечает интересам и запросам как ребенка, так и воспитательным приоритетам и материальным возможностям родителей. Поэтому качество становится относительной характеристикой в неоднородном образовательном пространстве, где существует неравенство и многообразие возможностей. Качество становится субъективным понятием, оно связано не с результатами, а с учебным процессом и его восприятием всеми участниками.

При знакомстве с книгой отчетливо заметен пафос семейного обучения и воспитания, которое, в идеале, может быть гораздо эффективнее школьного. Члены семьи учатся вместе с маленьким человеком, а естественный рост сопровождается «совместным культивированием» новых знаний и ценностей. Особенно тщательно описано как ребенок учится проектировать свое личное образовательное пространство, как размещает игрушки, книги, обеспечивая себя образовательными возможностями досуга. Именно семья берет на себя функции организатора образования ребенка и она же в значительной степени определяет порядок взаимодействия со школой.

Отдельно стоит вопрос о семейном обучении (без посещения школы) и использовании сторонних ресурсов. Уже после выхода книги в свет жизнь поставила жесткий эксперимент вынужденного семейного обучения. В период самоизоляции семейное обучение вошло во взаимодействие и, даже, в конфликт с дистанционным и онлайн образованием. Почти все – родители, дети, учителя – оказались не готовы использовать цифровые технологии в формальном обучении. Авторы, разумеется, не могли предвидеть такое развитие событий, поэтому Интернет и его образовательные возможности оставили за скобками проведенного исследования. Однако, по нашему мнению, Интернет не менее (а возможно и более) важный фактор, чем семейное воспитание. Именно он создает в отличие от всегда ограниченных семейных ресурсов бесконечный параллельный мир образовательных опций, предложений и возможностей2, по отношению к которому институты формального образования выглядят локальными дополнениями.

2. См., например, ресурс Академия Хана (русская версия): >>>> . Или известный платный англоязычный ресурс репетиторов и подсказок: >>>> .

Еще один аргумент в пользу иных, отличных от семейного форм образования, слабое развитие коммуникационных (мягких, soft-skills) навыков. И в этом смысле двор, улица, «школьный дворик» (вспомним известное полотно Питера Брейгля ст. «Игры детей» или «Школа в Афинах» Рафаэля) не менее важны, чем дом и семья. Авторы приводят выдержки из интервью, где дети признаются, что довольно часто обманывают родителей, отстаивая свое право (как они считают) на самостоятельный выбор шагов и поступков. Естественно, это происходит не в семье, а на улице, в компаниях сверстников.

В книге достаточно подробно на больших выборках рассмотрены самые различные аспекты участия детей в дополнительном образовании. В целом, различные формы внеурочных занятий посещают около 80% детей. Среди девочек доминируют занятия искусствами, среди мальчиков – спорт. При этом, более образованные семьи стремятся выбирать для своих детей занятия именно вне школы. Авторы связывают это с тем, что более образованные родители имеют высокие потребности, удовлетворить которые массовая школа даже на платной основе не может. Напротив, низкий культурный капитал семьи может препятствовать участию детей в дополнительном образовании потому, что родители не мотивированы на подобные занятия, не видят в них пользы, и, просто, не знают как найти и воспользоваться информацией о них. При этом, наибольший воспитательный эффект от неформального внешкольного образования приносят практики, связанные с социальным участием и не ориентирующиеся на конкретный результат – занятия проектного типа, волонтерская деятельность и т.д.

В заключение стоит отметить, что радикальный подход И.Иллича к вопросу о роли и месте институтов образования в современном обществе – безусловно важен. Он применим к образованию любого уровня, но в данном случае обращен к наиболее консервативной институции – средней общеобразовательной школе. Как бы отвечая на вопросы Иллича, авторы рецензируемой книги сделали важное дело – убедительно показали, что формальное образование в стенах школы имеет очень важное продолжение в виде неформальных учебных практик вне школы. Большего они делать не стали, а мне, после обстоятельного знакомства с книгой, показалось, что на уме у авторов «крамольная» мысль о том, что образование вне школы – первичнее, эффективнее, полезнее, по крайней мере, для самого ребенка, а школа есть лишь продолжение и дополнение детской повседневной жизни. Но об этом в рецензируемой книге ничего не сказано.

References

QR
Translate

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Higher Attestation Commission

At the Ministry of Education and Science of the Russian Federation

Scopus

Scientific Electronic Library