- Код статьи
- S020595920001089-3-1
- DOI
- 10.31857/S020595920001089-3
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 39 / №5
- Страницы
- 37-45
- Аннотация
Предлагается классификация профессий, в которой каждая профессия представляется как вектор в n-мерном пространстве элементов деятельности. Раскрываются ограничения традиционных типологических и признаковых подходов, при котором происходят существенные потери информации о содержании профессиональной деятельности. Описывается алгоритм векторного представления профессий и его реализация на базовых группах профессий, представленных в Общероссийском классификаторе занятий. В результате был определен 431 вектор в трехмерном пространстве целей деятельности (гностических, изыскательских и преобразующих). Для обоснования практической применимости данного подхода проверялась гипотеза о связи между содержанием определенного типа деятельности в профессии и уровнем квалификации, требуемой для её освоения. Было выявлено, что профессии первого уровня квалификации подразумевают выполнение лишь преобразующей деятельности. В структуру профессий второго уровня квалификации входит и гностическая деятельность. Ограниченный объем изыскательских задач появляется в профессиях третьего уровня квалификации, а для профессий четвертого уровня квалификации их объем достигает в среднем 26% от трудовой деятельности. С одной стороны, полученные результаты демонстрируют высокую прогностическую валидность данного подхода относительно описаний профессий, а с другой ― его возможности в качестве исследовательского метода.
- Ключевые слова
- психологическая классификация профессий, векторное представление профессий, типология по целям труда, уровни квалификации
- Дата публикации
- 02.11.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 686
Библиография
- 1. Гаврилов В.Е. Использование модульного подхода для психологической классификации профессий в целях профориентации // Вопросы психологии. 1987. № 1. С. 111–117.
- 2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. М.: Академия, 2004.
- 3. Наумкин Н.И., Грошева Е.П., Шекшаева Н.Н., Купряшкин В.Ф. Структуризация компетентности в инновационной инженерной деятельности и интеграция ее компонентов // Интеграция образования. 2014. № 3 (76). С. 25–32.
- 4. Новиков П.Н., Селиверстова О.Ф., Новикова Т.Р. Профессиональные стандарты: проблемы и перспективы развития // Вестник ФГОУ ВО МГАУ. 2014. № 1. С. 7–11.
- 5. ОК 010-2014 (МСКЗ-08). "Общероссийский классификатор занятий" (принят и введен в действие Приказом Росстандарта от 12.12.2014 N 2020-ст).
- 6. Пчелинова В.В. Дескрипторный словарь в формировании представлений психолога о мире труда // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. 2010. № 3. С. 76–87.
- 7. Пшеничников С.В. Инновационная деятельность и ее структура // Вестник ОмГУ. Серия: Экономика. 2010. № 2. С. 72–75.
- 8. Рубцова Н.Е. Основные направления классификаций профессиональной деятельности //Психология и психотехника. 2015. № 5. С. 501–510.
- 9. Эрисман Ф.Ф. Профессиональная гигиена или гигиена умственного и физического труда. СПб.: Типография М. Стасюлевича. 1877.
- 10. Holland J.L. Making vocational choices: A theory of vocational personalities and work environments. 2nd ed. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1985.