Социально-психологическая лаборатория Курского государственного университета: история создания и тенденции развития
Социально-психологическая лаборатория Курского государственного университета: история создания и тенденции развития
Аннотация
Код статьи
S020595920005474-7-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Чернышев А. С. 
Должность: Профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Сарычев С. В.
Должность: Заведующий кафедрой психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Елизаров Сергей Г.
Должность: Профессор кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Лобков Юрий Л.
Должность: Доцент кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Беспалов Д. В.
Должность: Доцент кафедры психологии
Аффилиация: ФГБОУ ВО Курский государственный университет (КГУ)
Адрес: Курск, ул. Радищева, 33
Выпуск
Страницы
95-106
Аннотация

Анализируется история становления и развития Курской социально-психологической лаборатории. Отмечается роль социального заказа из сфер образования и молодежной политики в создании лаборатории. Постулируется, что деятельность лаборатории опиралась на методологический принцип отечественной психологии о единстве теории, эксперимента и практики, заложенный В.М. Бехтеревым и Б.Ф. Ломовым. Указывается, что предметом исследования стали социально-психологические основы общественной активности личности и группы; психологический статус группы как субъекта совместной деятельности, общения и отношений; теория и практика подготовки молодежных лидеров в регионе. Исследования проводились на основе разработанной сотрудниками лаборатории под руководством профессора Л.И. Уманского параметрической теории малых групп и коллективов, включающей наряду с понятийным аппаратом (в который входят такие понятия, как социально-психологическая структура группы, уровень социально-психологической зрелости, этапы развития группы и др.) соответствующий методический арсенал, состоящий из опросников, лабораторного эксперимента на основе приборов-моделей совместной деятельности, а также различных видов естественного эксперимента. Апробация и практическое применение теории проводились в психологической школе молодежных лидеров, которая была создана лабораторией совместно с областным комитетом комсомола, а также  на вновь открывшемся в 1960-е годы историко-педагогическом факультете Курского государственного педагогического института в ходе учебно-воспитательного процесса. Лаборатория принимала участие в государственной программе “Помощь” по изучению психологических последствий и выработке защитных мер в регионах Чернобыльского следа. В итоге был предложен метод проектирования психологической помощи детям через создание образовательных сред с большими воспитательными возможностями (так называемые развивающие социальные среды, или социальные оазисы). Лаборатория приняла участие в организации психологической службы образования и открыла соответствующие психологические центры. Традиционно лаборатория сотрудничает с другими лабораториями и психологическими центрами. 

Ключевые слова
Общественная активность, параметрическая теория, развивающая социальная среда, эксперимент, психологическая школа молодежных лидеров, психологическая помощь молодежи, психологическая служба
Классификатор
Получено
15.06.2019
Дата публикации
26.06.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
877
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 СОЦИАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ФОРМИРОВАНИЯ, ОРГАНИЗАЦИЯ И СОТРУДНИКИ ЛАБОРАТОРИИ
2 Как известно, 60–80-е годы XX века для отечественной и зарубежной социальной психологии стали временем интенсивных, имевших как теоретическую, так и непосредственную практическую значимость исследований малой группы как социально-психологического феномена, обладающего высоким потенциалом в повышении производительности труда и влияющего на социализацию личности членов таких групп. В большинстве своем эти исследования, несмотря на огромное количество эмпирических данных, не поддавались единому теоретическому осмыслению вследствие разнообразия существовавших в то время теоретико-методологических подходов.
3 На этот сложный и важный для социальной психологии малой группы период и приходится создание и первоначальное развитие Курской социально-психологической лаборатории, возникшей при кафедре педагогики и психологии Курского государственного педагогического института в 1965 году.
4 Создание лаборатории (на общественных началах) было связано, с одной стороны, с имевшимся на кафедре значительным научным потенциалом, с другой стороны – с непосредственными потребностями существовавшей в то время практики в области воспитания и работы с молодежью (школьники, студенты). Ректорат оказал существенную помощь в создании научно-материальной базы лаборатории (помещение, аппаратура для проведения исследований, комплектование штатов, финансирование научных командировок, приобретение материалов и т.д.). Таким образом, лаборатория вошла в систему общественных организаций Курского государственного педагогического института. Позже (в 2001 году) решением Ученого совета Курского государственного университета лаборатория вошла в структуру научных подразделений университета.
5 Научный потенциал лаборатории базировался в первую очередь на деятельности ведущих ученых кафедры того периода профессорах Ш.А. Френкеле (аспирант С.Л. Рубинштейна) и Л.И. Уманском (аспирант Б.М. Теплова), вокруг которых объединились аспиранты и преподаватели кафедры А.С. Чернышев, А.Н. Лутошкин, Е.А. Шанин, А.С. Крикунов, Е.И. Тимощук, В.Я. Подорога, И.С. Полонский, Л.И. Акатов, Е.И. Дымов и др.
6 Ведущими направлениями научной деятельности лаборатории стали фундаментальные и прикладные исследования психологии групп и коллективов школьников и студентов, которые проводились на базе двух основных экспериментальных площадок – лагеря комсомольского актива “Комсорг” (созданного по инициативе Л.И. Уманского и его учеников), который в сущности являлся первой в стране психологической школой молодежных лидеров, и историко-педагогического факультета Курского государственного педагогического института, деканом которого был кандидат психологических наук А.С. Чернышев. Теоретическая новизна и научная значимость полученных в ходе исследований сотрудниками лаборатории результатов во многом определялась их апробацией в реальной практической деятельности на экспериментальных базах лаборатории.
7 Важным фактором возникновения и успешной деятельности лаборатории стал и непосредственный социальный заказ работников образования г. Курска и Курской области, заинтересованных в научных рекомендациях по совершенствованию учебно-воспитательного процесса, и руководителей Курского областного комитета ВЛКСМ на открытие в Курской области летнего лагеря с целью обучения комсомольского актива школ области правилам организаторской работы. Это стало основой сотрудничества лаборатории с представителями властных структур. Накопленный в ходе экспериментально-практической работы в этом лагере (получившем название “Комсорг”) психолого-педагогический опыт также способствовал успешной научно-практической деятельности членов лаборатории. Важнейший и более общий вопрос о роли практических потребностей общества в становлении и развитии социально-психологических исследований в 1960-е годы изложен более подробно А.Л. Журавлевым [8].
8 С момента основания лаборатории перед ее руководителями и коллективом исследователей встала проблема определения направления деятельности лаборатории. Таковым в то время была общественная активность молодежи. Различные аспекты этой комплексной проблемы изучались философией, социологией, социальной психологией и педагогикой.
9 Курские психологи опирались на известное методологическое положение о том, что общественная активность личности и группы представляет собой диалектическое единство объективных (внешних) и субъективных (внутренних) факторов, которое является результатом преломления общественно-значимых явлений через внутренние условия личности и группы. Такое понимание дало возможность сформулировать проблему исследования, а именно: определение социально-психологических характеристик реальной контактной группы школьников и студентов с точки зрения ее общественной активности, критериев диагностики и уровня ее развития как коллектива.
10 Для решения поставленной проблемы была выдвинута рабочая гипотеза о критериях группового статуса и уровня развития группы. Главные положения этой гипотезы формировались, исходя из следующих оснований:
11
  • принципа отечественной психологии о единстве теории, эксперимента и практики (В.М. Бехтерев, Б.Ф. Ломов, С.Л. Рубинштейн [1; 12; 22]);
12
  • теоретических положений и результатов конкретных исследований, опубликованных в советской литературе по вопросам групповой психологии и педагогики (К.К. Платонов, Б.Д. Парыгин, А.В. Петровский, Е.С. Кузьмин и др. [15; 17; 19; 20]). Особое значение придавалось идеям А.С. Макаренко [14], который на теоретическом и практическом уровнях раскрыл значительную роль коллектива в формировании личности;
13
  • собственного психолого-педагогического опыта непосредственной воспитательной работы членов лаборатории в школах, пионерских и комсомольских лагерях, опыт работы со студентами и, наконец, данные исследований, проведенных по следующим проблемам: психология организаторской деятельности и организаторских способностей, организованность группы школьников, эмоциональные групповые состояния, стихийные группы, группы с отрицательной направленностью деятельности и их организаторы, интегративная функция речи школьников-организаторов, групповое мнение, единство нравственного сознания и поведения группы школьников, групповое волевое усилие, мотивы групповой деятельности, групповые стрессовые состояния, межвозрастная совместимость, количественный анализ групповых феноменов [25, 26].
14 На основе этих данных был разработан первый вариант параметрической концепции, согласно которой допускалось, что группу школьников и студентов следует оценивать по критериям (параметрам) нравственной направленности, подготовленности, организационному единству и психологической коммуникативности, что именно эти параметры являются необходимыми и достаточными для характеристики уровня развития группы как коллектива и определения меры ее общественной активности.
15 Другой краеугольной проблемой, возникшей перед социально-психологической лабораторией в то время, стало методическое обеспечение исследований, проводившихся на созданных экспериментальных площадках. Она была связана с тем, что отечественная социальная психологии в тот период, по замечанию А.В. Петровского, была лишена экспериментальной основы. Характеристика и оценка социально-психологических явлений осуществлялась главным образом на основе наблюдений и имела в значительной степени умозрительный характер [18].
16 В связи с этим перед коллективом лаборатории стояла задача дополнения традиционно описательного подхода объяснительным и преобразующим, с характерным для последнего использованием экспериментальных подходов (лабораторный и естественный формирующий эксперименты) и методов количественного анализа.
17 Оригинальное решение данной проблемы было найдено с опорой на отечественный методологический и методический опыт. В основе его лежали идеи А.С. Макаренко, педагогическая деятельность которого являлась примером естественного формирующего эксперимента [13], и В.М. Бехтерева, впервые в нашей стране успешно применившего лабораторный эксперимент для изучения эффективности групповой деятельности относительно точности восприятия, продуктивности памяти и наблюдательности индивидов в ходе выполнения совместной задачи [1, 2]. Актуальность проблемы разработки и использования эксперимента, по мнению Т.В. Дробышевой и А.Л. Журавлева [6], определялась не только логикой развития науки, но и запросами практики, прежде всего:
18 а) интенсивным развитием авиации и космонавтики [5];
19 б) подготовкой (обучением и воспитанием) молодежных лидеров в учебных и производственных группах [21, 29];
20 в) включением психологов в деятельность промышленных предприятий [15].
21 Важное значение для курских психологов также имели научные исследования того времени, осуществленные в лабораториях К.К. Платонова, Ф.Д. Горбова, Е.С. Кузьмина, Н.Н. Обозова, А.В. Петровского и др. [5, 15, 16, 19, 20]
22 Особое место в экспериментальных исследованиях, проводимых членами лаборатории под руководством Л.И. Уманского, занял аппаратурный эксперимент. В социально-психологических исследованиях курские психологи стали широко применять оригинальные приборы, позволяющие моделировать совместную деятельность – “Арку”, “Групповой сенсомоторный интегратор”, “Эстакаду”, “Стрессор” и др. Эти приборы использовались и как диагностические средства, и как социально-психологические тренажеры [25] .
23 Кроме того, Л.И. Уманский и его ученики начали изучать организаторские способности и их развитие у подростков и юношей с позиций системного подхода в рамках малых групп в условиях многоплановой совместной деятельности и общения в экспериментально созданной развивающей социальной среде – социуме, отличающемся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания и введением социального обучения [26].
24 ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛАБОРАТОРИИ
25 В процессе многолетних исследований малых групп произошло уточнение исходных гипотетических положений, что позволило усовершенствовать параметрическую теорию малой группы, ее понятийный аппарат и методический инструментарий.
26 Основные положения данной теории сводились к следующему:
27 Группа, включившись в социально значимую совместную деятельность, приобретает социально-психологическую структуру как результат отражения этой деятельности, а ее состояние оценивается по критерию “уровень социально-психологической зрелости группы”. Структура содержит три блока, связанных с влиянием на психологию группы общественной идеологии, личностных особенностей членов группы и социально-психологических общих качеств, возникающих в результате взаимодействия и взаимоотношений индивидов между собой, со своей и другими группами. Все компоненты трех блоков определяются в первую очередь компонентом “направленность группы”. Параметры “общественного” блока главным образом обусловливаются внешним социальным контекстом, обществом в целом, а компоненты “личностного” блока – психологическими особенностями группы, взаимоотношениями ее членов. Параметры “личностного” блока более динамичны и подвижны, чем параметры “общественного” блока.
28
  1. Общественный блок включает такие параметры группы, как ее“направленность ”, “организованность” и “подготовленность”:

– направленность – это социальная ценность целей и мотивов деятельности, нормы и ценности группы как коллективного субъекта;

29

– организованность – это самоуправляемость и эффективность управления, координация взаимодействия, способность создать организацию в ситуации неопределенности, получить относительную независимость от среды;

30

– подготовленность к групповой деятельности – это профессиональные и социально-психологические знания, навыки, умения отдельных членов группы и группы в целом.

31

2. Личностный блок содержит такие параметры, как “интеллектуальная”, “эмоциональная” и “волевая” коммуникативность: 

32

– интеллектуальная коммуникативность – способность членов группы к межличностному восприятию и установлению взаимопонимания, единству мнений, нахождению оптимальных способов принятия решений;

33

– эмоциональная коммуникативность – доминирующий в группе эмоциональный настрой, мера единства эмоциональных переживаний, взаимной симпатии/антипатии;

34

– волевая коммуникативность – способность группы противостоять трудностям и преодолевать препятствия на пути к достижению цели.

35

3. Блок социально-психологических общих качеств– это интегративность, микроклимат, референтность, лидерство, интрагрупповая активность, интергрупповая активность, которые проявляются в рамках каждого параметра:

36

– интегративность – мера единства членов группы, целостности группы;

37

– микроклимат – уровень психологического комфорта индивидов в группе, удовлетворенности группой;

38

– референтность – мера принятия индивидами групповых норм и ценностей, идентификации индивидов с группой;

39

– лидерство – наличие неформальных лидеров и мера их влияния на членов группы;

40

– интрагрупповая активность – мера активности членов группы при решении групповых задач;

41

– интергрупповая активность – мера активности взаимодействия группы с другими группами и влияния на них.

42 Эти блоки и параметры описывают все основные аспекты жизнедеятельности группы. Внутри каждого блока и между блоками существуют многообразные взаимосвязи и взаимозависимости.
43 В рамках параметрической теории предложена модель развития группы, которую можно отнести к категории моделей последовательных стадий с завершенным развитием. Показателем уровня развития конкретной малой группы являются особенности проявления параметров каждого блока. Только что созданная группа рассматривается как исходная позиция ее формирования и называется “группа-конгломерат”, состоящая из незнакомых между собой людей, объединенных в пространстве и времени. Дальнейшее развитие группы может происходить в положительном или отрицательном пространстве. Движение группы в положительном пространстве может последовательно проходить через ряд этапов: номинальная группа, группа-ассоциация, группа-кооперация, группа-автономия. Последующее развитие может происходить в сторону группы-корпорации (самоизоляция и противопоставление своей группы другим группам при сохранении просоциальной направленности группы) или в сторону коллектива (выраженная просоциальная направленность, высокий уровень подготовленности и организованности, внутреннего единства и способности противостоять трудностям). Движение группы в отрицательном пространстве также проходит несколько этапов: группа-дезинтеграция, группа-интраэгоизм, антиколлектив. Для этих групп повторяющейся особенностью является замкнутость относительно внешней среды в сочетании с внутренней антипатией и эгоизмом, конфликтностью и агрессивностью.
44 Данная теория неоднократно упоминалась и оценивалась в отечественной литературе. Так, например, по оценке А.В. Брушлинского, А.В. Сидоренкова и др., в свое время она внесла новую идею, связанную с переходом от изучения отдельных характеристик малой группы к ее всестороннему анализу посредством более или менее широкого спектра социальных и социально-психологических параметров [3, 24].
45 Разработанная фазовая модель группового развития также необходима для осмысления развития группы, как и составление возрастной периодизации человека для понимания смены состояний его развития. Использование такого рода четко структурированных моделей облегчает проведение теоретико-экспериментального исследования и практической работы, когда можно “примерить” ту или иную модель к любой конкретной группе и посредством этого определиться с точкой некоторого континиума, в которой она находится.
46 Для изучения параметров и определения уровня развития группы разработан методический инструментарий – “Карта-схема психолого-педагогической характеристики учебной группы” и модели экспериментального исследования совместной деятельности.
47 Создана первая в стране региональная психологическая школа молодежных лидеров “Комсорг” (1961 г.), которая работает до настоящего времени. За полувековой период подготовлено свыше 50 тысяч молодежных лидеров, некоторые из них стали крупными руководителями в различных сферах народного хозяйства.
48 Успешность деятельности психологической школы по оказанию социально-психологической помощи учащейся молодежи в лидерском и личностном становлении оказала положительное влияние на общественное сознание региона. Школа вошла в общественное сознание региона как большое и полезное дело по воспитанию молодежи, как ценность и гордость Курской области. Так, например, во время презентации Курской области в Москве во Всероссийском выставочном центре правительство и губернатор области сочли целесообразным включить в достижения региона материалы о психологической школе (в 2002 г.), в которых была отмечена ее большая роль в подготовке кадрового состава Курской области.
49 После Чернобыльской катастрофы лаборатория включилась в государственную программу “Помощь” с целью изучения психологических последствий катастрофы и разработки рекомендаций по проектированию психолого-педагогической помощи школьникам [10]. В Курской психологической школе лидеров получали социально-психологическую помощь подростки и юноши из регионов Чернобыльского следа, а в Воронежском санатории имени Ф.Э. Дзержинского (директор канд. психол. наук В.И. Скурятин) было открыто отделение для детей из зоны Чернобыльского следа.
50 Совместно с сотрудниками лаборатории социальной психологии Института психологии РАН (научный руководитель – А.Л. Журавлев) проводилось изучение влияния последствий Чернобыльской катастрофы на жизнедеятельность детей и взрослое население в “чистых” и зараженных территориях. Итоги работы в форме научного отчета были представлены в правительственные организации.
51 Опираясь на идеи Б.Ф. Ломова о создании в стране психологической службы, лаборатория внесла значительный вклад в организацию психологической службы образования и психологического обеспечения молодежного движения региона. В структуре психологической службы образования определялись два уровня: первичный, непосредственно в образовательных учреждениях, и вторичной в виде специализированных центров психологической помощи. Так, возникло муниципальное казенное учреждение «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи “Гармония”», созданный в 1991 году лабораторией и исполкомом горсовета г. Курска. Сотрудники центра вели психологическое наблюдение за каждым ребенком изучение детей на протяжении всего периода обучения, для обеспечения полноценного развития детей, каждого ребенка, раннего выявления, преодоления и профилактики их неуспеваемости и недисциплинированности детей.
52 В 1993 году был открыт телефон экстренной психологической помощи для детей и подростков–подростков. Это самый первый “телефон доверия” в регионе, работающий регионе. Работает круглосуточно без выходных и праздничных дней по номеру. Телефон входит в состав единой службы экстренной помощи 112, а с112. С 2011 года входит в общероссийскую программу по организации детского телефона доверия с единым общероссийским номером 8 800 2000 122. За эти годы были приняты тысячи звонков от различных категорий детей и взрослых по таким проблемам как взаимоотношения детей и взрослых, одиночество, непонимание в отношениях со сверстниками, трудность личностного роста и поиска профессии, суицидальные мысли и намерения, проблемы семьи и брака. Более 20 лет работает «Центр творческого развития “Диалог”» для детей от 3-х до 15 лет.
53 На основе опыта психологической школы “Комсорг” Комитетом по делам молодежи и туризма региона с участием лаборатории организовано 13 молодежных профильных лагерей, в которых ежегодно психологическую помощь получают более тысячи подростков и юношей [28], в том числе подростки с личностными проблемами (диленквентные, аддиктивные).
54 Для психологической подготовки молодых руководителей среднего звена создана психологическая школа на одном из крупных промышленных заводов региона. Программа школы ориентирована на формирование организаторских и личностных качеств и повышение социально-психологического потенциала первичного производственного коллектива.
55 В конкурсе “Золотая Психея”, который регулярно объявляется «Психологической газетой», лаборатория трижды побеждала в различных номинациях.
56 Сотрудниками лаборатории и под их непосредственным научным руководством защищено более 40 кандидатских и докторских диссертаций, опубликован целый ряд монографий и сборников научных трудов, наиболее значимые из них приведены ниже.
  • Социально-психологические вопросы общественной активности школьников и студентов. Ученые записки. Т. 88 / Отв. ред. И.А. Френкель. Курск, 1971.
  • Вопросы психологии коллектива школьников и студентов. Т. 12 (105) / Отв. ред. И.А. Френкель. Курск, 1972.
  • Уманский Л.И.. Организаторские способности и их развитие. Курск, 1967.
  • Чернышев А.С., Крикунов А.С. Социально-психологические основы организованности коллектива. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.
  • Социально-психологические аспекты оптимизации жизнедеятельности молодежных групп в изменяющихся социально-экономических условиях: Сб. науч. трудов / отв. ред. А.С. Чернышев. Курск: Курс.гос. пед. ун-т, 2000.
  • Чернышев А.С., Сарычев С.В. Социально-психологические аспекты надежности группы. Курск: Курск.гос. пед. ун-т, 2000.
  • Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лунев Ю.А. Аппаратурные методики психологической диагностики группы в совместной деятельности. М.: Изд-во “Ин-т психологии РАН”, 2005.
  • Чернышев А.С. и др. Психологическая школа молодежных лидеров. М.: Московский психолого-социальный институт, 2005.
  • Чернышев А.С. и др. Социально одаренные дети: путь к лидерству (экспериментальный подход). Воронеж: Кварта, 2007.
  • Чернышев А.С. и др. Роль лидерства в функционировании группы как субъекта совместной деятельности. Курск: Курск.гос. ун-т, 2013.
  • Чернышев А.С., Чертова А.А., Фришман И.И. и др. Профильный лагерь: курский вектор. Теория и практика специализированных (профильных) смен в детских оздоровительных учреждениях. Курск: ОООАПИИТ “Гиром”, 2014.
  • Чернышев А.С. и др. Социально-психологические условия становления успешных лидеров-организаторов. Курск, 2016.
57 СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ЛАБОРАТОРИИ
58 Традиции лаборатории продолжает коллектив сотрудников второго и третьего поколений, в составе которого пять профессоров, докторов наук; тринадцать доцентов, кандидатов наук; а также аспиранты и магистры. Кардинально улучшена научно-материальная база за счет оборудования компьютерной техникой кабинета психодиагностики и комнаты психологической разгрузки.
59 Проводятся исследования по изучению реальных учебных групп в новых социально-экономических условиях, которые подтвердили не только эвристические возможности параметрической теории, но и выявили ограничения и способы их преодоления как в содержании социально-психологической структуры группы, так и в понимании ее статуса как субъекта совместной активности.
60

Это связано с тем, что качественно изменились и внешние, и внутренние условия жизнедеятельности современных групп. Нестабильность современного общества с его вызовами, рисками, неопределенностью, расслоением социальных сред стимулирует становление субъектности группы не только в целях самозащиты, но и в стремлении оказывать влияние на решение социальных проблем.

61 Для определения стратегии лаборатории в этих условиях методологически продуктивными оказались идеи системного подхода Б.Ф. Ломова. В итоге малая группа рассматривалась не только в рамках субъекта внутригрупповой активности, но и в пространстве совместной активности с социальными организациями разного уровня – однопорядковыми группами, основным коллективом и организациями более высокого статуса. В этой связи решалась задача по определению социально-психологических качеств социальной среды, которые обеспечивают ее высокий воспитательный потенциал как для индивидов, так и для групп.
62 В итоге был описан феномен “развивающая социальная среда (социальный оазис)” (РСС), сущность которого заключалась в следующем. Это социум, отличающийся от обычной среды более высокими по содержанию и интенсивности характеристиками совместной деятельности и общения, эмоционально и интеллектуально насыщенной атмосферой сотрудничества и созидания. В такой среде наиболее полно актуализируются и межличностные, и межгрупповые механизмы успешного саморазвития личности и групп. Роль психологов-педагогов заключается в том, чтобы задать единые “правила игры”. Обучающий эффект обеспечивается прежде всего за счет социальной активности самих учащихся. Основными социально-психологические качествами данной среды являются: актуализация духовной культуры молодежного социума; социальное, духовное и предметное обогащение совместной деятельности; интенсификация интеллектуальных, эмоциональных и поведенческих компонентов совместной активности; общая пространственная организация коллективных действий; демократическое внедрение организационного порядка; высокая организованность.
63 Потенциал РСС актуализируется с помощью социального обучения – это формирование знаний, умений и навыков конструктивного взаимодействия с людьми на межличностном и социальном уровнях, направленного на достижение разнообразных, общественно значимых целей.
64 По своему предмету и методам оно является одним из видов психологической помощи. На основе вышесказанного были сформулированы гипотезы социально-психологической помощи учащейся молодежи в духовно-нравственном развитии в рамках формирующего эксперимента в региона. Согласно этим гипотезам, во-первых, социально-психологическая помощь учащейся молодежи (особенно социально одаренной) наиболее эффективна в условиях экспериментально созданной социальной среды с высокими духовными характеристиками совместной жизнедеятельности, т.е. в особом микросоциуме, заметно отличающимся по ряду показателей от обычной среды – своего рода социальном оазисе. Во-вторых, периодическое включение индивидов и групп подростков и юношей в качестве субъектов совместной деятельности и общения в специально созданные реальные улучшенные социальные среды (“социальные оазисы”) на основе актуализации принципа сочетания социального знания и социального действия ведет к значительным лидерским и личностным изменениям индивидов (“социальному обновлению” личности) и повышению уровня социально-психологической зрелости групп.
65 Реализация системного подхода позволила расширить понятийный аппарат теории. Так, параметр “надежность группы” как система групповых мотивов и социальных установок на совершенствование организации совместной деятельности группы в напряженных и экстремальных условиях введен С.В. Сарычевым. Психологическими механизмами надежности группы в напряженных и экстремальных условиях совместной деятельности являются: развитая ориентировочная часть совместной деятельности, качественное обогащение и преобразование лидерства, активное обращение к групповому опыту совместной деятельности, сохранение организационного порядка, гибкое и целесообразное изменение взаимодействия членов группы, совершенствование функциональной структуры организации [23].
66 Раскрыто содержание общего свойства “интерактивность” С.Г. Елизаровым, который выявил формы мотивационно-ценностной включенности группы в социальные организации разного уровня – однопорядковые группы, основную социальную организацию (например, школа, факультет, вуз и т.д.).
67 В качестве структурных элементов включенности выступают мотивационный, ценностный, установочный и интерактивный компоненты [7].
68 В итоге дополнена социально-психологическая структура группы за счет параметра “надежность”, вошедшего в общественный блок, а также раскрыто содержание таких общих свойств группы, как интер- и интраактивность через формы мотивационно-ценностной включенности групп в совместную активность социальных организаций разного уровня и механизм статусно-позиционной системы социального самочувствия индивидов в группе. Изучена структура групповой рефлексии.
69 Поставленная А.В. Брушлинским [3] и А.Л. Журавлевым [9] проблема значимости индивидуального и группового субъекта в изменившихся социально-экономических условиях стимулировала изучение малых групп как субъектов совместной деятельности, общения и отношений, отраженных в работах Д.В. Беспалова, К.М. Гайдар, С.Г. Елизарова, С.В. Сарычева, А.А. Форопоновой, А.С. Чернышева, Т.А. Антопольской, Н.А. Галкиной, А.А. Ереминой, Н.В. Ивановой, А.В. Корнева, Н.А. Котелевцева, Ю.Л. Лобкова, Ю.А. Лунева, И.Н. Логвинова, Т.И. Сурьяниновой, Н.П. Сазоновой, О.В. Чернышовой. Разработанная К.М. Гайдар субъектная концепция малой группы раскрывает потенциал группы для успешного решения комплекса внутренних и внешних задач [4]. В итоге статус субъектности группы в определенной мере снимает вопрос о “прекращении” развития группы после достижения ею точки “коллектив” на “линейке развития”, как отмечают А.В. Сидоренков и др. [24]А.А. Форопоновой предложена модель мультиэтнической студенческой группы как субъекта психологической помощи ее членам. В этой модели компонентами помощи выступают психоэмоциональная поддержка, стимулирование ответственного отношения к учебе, консультативная взаимопомощь студентов в усвоении трудных разделов и тем [27].
70 Достижение группой статуса коллективного субъекта создает благоприятные условия для духовно-нравственного становления личности в ней.
71 Проведенный цикл исследований о социально-психологических условиях формирования у современной молодежи представлений об идеале, свободе, будущем России, нравственной значимости движения “Бессмертный полк” подтвердили ведущую роль социально-психологической зрелости групп и РСС в этом процессе (Г.Н. Ларина, К.С. Петросян, Л.С. Маринов, А.С. Чернышев, Г.Ш. Кочкарова).
72 Существенно переработан методический блок в целом, в частности, расширен класс методических процедур с помощью приборов-моделей совместной деятельности. Так, впервые были разработаны методики лабораторного эксперимента по изучению социально-психологических механизмов межгруппового взаимодействия.
73

Наиболее популярной стала модель совместной деятельности “Арка”, принятая компанией “Иматон” для изготовления и реализации как уникальный комплект для диагностики малой группыc 2016 г. Основные направления применения: 

74

● моделирование совместной деятельности;

75

● формирование и развитие навыков командной работы;

76

● выявление лидеров;

77

● изучение групповых процессов;

78

● оценка результативности группы.

79

Для подготовки отечественных психологов к применению “Арки” профессор С.В. Сарычев провел 11 мастер-классов по освоению “Арки” в рамках различных встреч психологов России:

80

● на IX–X–XI–XII Саммитах психологов в Санкт-Петербурге (2015, 2016, 2017, 2018 годы);

81

● на XIX Всемирном фестивале молодежи в Сочи 14–20 октября 2017 г. (аспиранты М.И. Логвинова, Т.И. Богачева);

82

● в Институте психологии РАН – 18 мая 2017 года;

83

● на Всероссийском Артек-форуме 5–7 октября 2017 года и т.д.;

84 На основании вышеизложенного нами разработана рабочая модель группы как субъекта совместной активности.
85

В модели представлены два уровня жизнедеятельности группового субъекта: 

86

а) в системе социальных организаций различного уровня (например, группа, однопорядковые группы, факультет, вуз, добровольческие и волонтерские организации, детские и юношеские клубы и др.);

87

б) в рамках внутригрупповых явлений.

88 Модель способствует формированию установки на группу как открытую социально-психологическую систему, способную преодолевать групповой эгоизм, самоизоляцию и включаться в решение задач, выходящих за границы внутригрупповых интересов.
89 НАУЧНЫЕ СВЯЗИ ЛАБОРАТОРИИ И ЕЕ СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС В РЕГИОНЕ
90 В течение длительного времени, начиная с 1980-х годов, ведутся совместные исследования с лабораторией социальной и экономической психологии Института психологии РАН (ранее сектором социальной психологии ИП АН СССР) по социально-психологическим проблемам в регионах Чернобыльского следа, силовых структурах, изучению возможностей человека и группы в экстремальных условиях, духовно-нравственном становлении современной молодежи. Результаты исследований обсуждаются на совместных конференциях, в научных публикациях.
91 С психологическими кафедрами Воронежского государственного университета и Воронежского государственного педагогического университета систематически проводятся исследования социальной психологии учебных групп, проводятся научные конференции, издаются сборники научных трудов, в течение 17 лет готовились кандидаты и доктора психологических наук на базе диссертационного совета при Курском госуниверситете.
92 Периодически происходят научные контакты с психологами Костромского и Орловского университетов, со специалистами Винницкого социально-экономического института (Украина), психологической службой международного детского центра “Артек”.
93

Официальные руководители Курской области высоко оценивают вклад лаборатории в молодежное движение, особенно в деле подготовки руководящих кадров. Так, в план повышения квалификации сотрудников областной администрации (решением губернатора) включены лекции по социальной психологии. Психологи выступают по актуальным проблемам на страницах местной печати и по телевидению. Лаборатория систематически проводит судебно-психологические экспертизы по обращению силовых структур. В итоге лаборатория внесла заметный вклад в повышение значимости психологических компонентов общественного сознания региона.

94 Наиболее значимые проблемы в организации научно-исследовательской деятельности связаны с получением согласия руководителей организаций на исследование сотрудников и трудовых групп в условиях реальной деятельности, особенно для проведения любых видов эксперимента.
95 Сокращение публикаций по социальной психологии малых групп ограничивает возможности сравнения результатов, полученных разными авторами. Естественно, остались и традиционные проблемы: финансовые, кадровые, а также связанные с возможностями внедрения в практику результатов исследований.

Библиография

1. Бехтерев В.М. Избранные работы по социальной психологии. М.: Наука, 1994.

2. Бехтерев В.М. Коллективная рефлексология. Пг.: Колос, 1921.

3. Брушлинский А.В. Вопросы методологии и теории субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта / Под ред. А.В. Брушлинского, М.И. Воловиковой. М.: ПЕР СЭ, 2002. С. 9–33.

4. Гайдар К.М. Социально-психологическая концепция группового субъекта: монография. Воронеж: Изд-во Воронеж.гос. ун-та, 2013.

5. Горбов Ф.Д., Новиков М.А. Вопросы интегративной оценки групповой активности // Тез.докладов на II съезде психологов СССР. Вып.3. М., 1963. С. 12–22.

6. Дробышева Т.В., Журавлев А.Л. Специфика естественного формирующего эксперимента в социально-психологическом исследовании // Вестник практической психологии образования. 2008. № 3 (16). С. 18–24.

7. Елизаров С.Г. Мотивационно-ценностная включенность малой группы в социальную систему (систему групп) различных типов: на материале исследования молодежных учебных групп: дисс. ... доктора психол. наук. Курск, 2010.

8. Журавлев А.Л. Развитие концепции совместной деятельности в современной отечественной психологии // Психология совместной деятельности малых групп и организаций. М.: Изд-во “Социум”, “Институт психологии РАН”, 2001. С. 120–135.

9. Журавлев А.Л. Понимание “коллективного субъекта”: основные подходы в психологии // Индивидуальный и групповой субъекты в изменяющемся обществе /Под ред. А.В. Брушлинского и М.И. Воловиковой. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”,1999. С. 68–70.

10. Комплексная программа Минобразования России “Помощь” / Под ред. А.А. Тюкова. М.: Редакционно-издательский центр “Помощь”, 1994.

11. Ломов Б.Ф. Теория, эксперимент и практика в психологии // Психол. журн. 1980. Т.1. № 6. С. 8–21.

12. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984.

13. Макаренко А.С. О воспитании. М., 1988.

14. Макаренко А.С. Трудовое воспитание: Отношения, стиль, тон в коллективе // Собр. соч. Т. 5. М.: Педагогика, 1960.

15. Методы социальной психологии / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: ЛГУ, 1977.

16. Обозов Н.Н. Аппаратурный метод исследования срабатываемости и совместимости людей // Методы социальной психологии. Л.: ЛГУ, 1977.

17. Парыгин Б.Д. Социальная психология. Проблемы методологии, истории и теории. СПб.: ИГУП, 1999.

18. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. М.: Политиздат, 1982.

19. Петровский А.В. Психология в России. XX век. М.: УРАО, 2000.

20. Платонов К.К. О процессе самоукрепления коллектива // Коллектив и личность / Под ред. Е.В. Шороховой и др. М.: Наука, 1975. С. 87–96.

21. Психологическая наука в России XX столетия: проблемы теории и истории / Под ред. А.В. Брушлинского. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 1997. С. 415–416.

22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб.: Питер, 2001.

23. Сарычев С.В. Мотивационная основа надежности группы в напряженных ситуациях совместной деятельности // Психология инновационного управления социальными группами и организациями: Материалы международного конгресса. М.–Кострома, 2001. С. 358–359.

24. Сидоренков А.В., Захарченко Н.А., Сидоренкова И.И. Социально-психологические теории малой группы. М.: Вузовская книга, 2011.

25. Уманский Л.И. Личность, организаторская деятельность, коллектив: Избр. труды. Кострома: Костром.гос. ун-т, 2001.

26. Уманский Л.И. Психология организаторской деятельности школьников. М.: Просвещение, 1980.

27. Форопонова А.А. Влияние социально-психологических качеств группы на успешность учебной деятельности иностранных студентов: автореф. дис…. канд. психол. наук. Курск, 2014.

28. Чернышев А.С., Сарычев С.В. Проблема единства теории, эксперимента и практики в социальной психологии // Социальная и экономическая психология. Часть 1: Состояние и перспективы исследований / Отв. ред. Т.А. Нестик, Ю.В. Ковалева. М.: Изд-во “Институт психологии РАН”, 2018. С. 103–110.

29. Чернышев А.С., Сарычев С.В., Лобков Ю.Л. Социально-психологический эксперимент в личностном развитии социально одаренных подростков и юношей // Problems of education in the 21st century. Vol. 2 “Variety of education in Central and Eastern Europe”. 2007. P. 161–165.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести