Официальная помощь развитию Афганистана: анализ результатов
Официальная помощь развитию Афганистана: анализ результатов
Аннотация
Код статьи
S032150750000508-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Елагин Денис Павлович 
Должность: Аспирант, преподаватель кафедры мировой экономики
Аффилиация: МГИМО
Адрес: РФ, 119454, Москва, пр-т Вернадского, 76
Выпуск
Страницы
61-68
Аннотация

В статье анализируется эффективность и результативность официальной помощи развитию (ОПР) Афганистана. Авторский подход базируется на макроэкономическом и статистическом анализе выделенных целей развития и результатов взаимодействия страны и государств-доноров в этой сфере. Дана характеристика содействия развитию Афганистана с точки зрения результатов взаимодействия.

Ключевые слова
официальная помощь развитию, содействие международному развитию, «нестабильные» государства, социально-экономическое развитие Афганистана, эффективность и результативность помощи
Классификатор
Получено
09.10.2018
Дата публикации
14.10.2018
Всего подписок
11
Всего просмотров
2554
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 Официальная помощь развитию (ОПР) - важнейший инструмент обеспечения развития современного Афганистана. Однако она не позволила в полной мере достичь всех поставленных целей, что свидетельствует о ее весьма ограниченной эффективности.
2 Сама проблема содействия развитию в международной повестке не нова. Потоки международной финансовой помощи начали интенсифицироваться начиная со 2-й половины ХХ в., что было связано, прежде всего, с реализацией плана Маршалла.
3 То же можно сказать и о содействии развитию Афганистана. На протяжении нескольких десятилетий в этом процессе активно участвовали ведущие страны мира.
4 В системе международных отношений «проблема Афганистана» стала традиционной. Внутриполитическая ситуация в стране, терроризм и экстремизм угрожают не только соседним государствам, но имеют трансграничный характер и привлекают внимание ведущих держав мира и международных организаций. Многие проблемы развития страны, безусловно, связаны с тяжелой ситуацией в экономике страны и сфере государственного управления.
5 Проблема содействия развитию Афганистана неоднократно становилась одной из центральных тем международных конференций по афганской тематике, привлекала внимание ведущих стран- доноров. «В период между 2003 и 2016 гг. суммарные дотации стран-доноров Афганистана составили более $83 млрд» [1], что делает ее «самой крупной в мировой истории программой помощи отдельно взятой стране» [2].
6

ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ

7 Под официальной помощью развитию эксперты и исследователи понимают финансовые потоки, предоставляемые на льготных условиях правительствами стран-доноров или многосторонними институтами развивающимся государствам в целях содействия их социально-экономическому развитию и повышения благосостояния (исключая военную помощь и финансирование миротворческих операций). Льготный характер ОПР подразумевает наличие грант-элемента в размере не менее 25% от общего объема [3].
8 Сегодня основные реципиенты помощи развитию - развивающиеся страны, страны с переходной экономикой и т.н. нестабильные государства (fragile states), к числу которых относится и Афганистан [4].
9 «Нестабильными государствами» считаются те страны, где «государственные институты демонстрируют неспособность или нежелание выполнять базовые функции и испытывают нехватку легитимности» [5]. Для многих нестабильных государств характерны внутренние конфликты различной степени интенсивности, неэффективность и слабость государственных институтов, низкий уровень социально-экономического развития, что обусловливает потребность этих стран в получении помощи их развитию.
10 «В современном мире ключевым показателем при оказании международной помощи является ее эффективность» [6]. Под оценкой эффективности и результативности понимается «проведение анализа прогресса в достижении определенных результатов» [7]. Сегодня ОПР воспринимается экспертами и исследователями как одно из «глобальных общественных благ» [6], проявление ответственности за обеспечение гармоничного и устойчивого развития всего мира. Оценка эффективности проведена автором на основе сравнительного статистического анализа целей и результатов взаимодействия в рамках международного содействия развитию Афганистана на основе официальных документов, принятых по итогам международных конференций, посвященных дан- ной тематике, и официальных документов, принятых правительством страны.
11

ЦЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ АФГАНИСТАНА

12 На протяжении длительного времени «нестабильные государства» считались трудными партнерами и подвергались маргинализации при получении финансовой помощи. Однако впоследствии подобное отношение было пересмотрено, чему немало способствовали события 2001 г., непосредственно связанные с Афганистаном и сформировавшие устойчивое представление о «нестабильных государствах» как источниках трансграничных угроз.
13 Постталибский Афганистан - одно из наименее развитых государств мира, не обладающее внутренним потенциалом для успешного экономического развития, да и все еще находящимся в состоянии вооруженного конфликта (хотя его интенсивность и снизилась). Страна столкнулась не просто с проблемой восстановления экономики - перед ней стояли вызовы, связанные с перспективами миростроительства и государственного строительства.
14 Эволюция целей содействия развитию Афганистана шла на протяжении продолжительного времени в ходе многочисленных международных конференций по Афганистану. Важнейшей вехой на этом направлении стал доклад «Обеспечивая будущее Афганистана» (Securing Afghanistan’s Future), принятый по итогам Берлинской конференции 2004 г. и впервые утвердивший конкретные цели экономического развития страны. Они были увязаны с достижением Целей развития тысячелетия (ЦРТ): именно в 2004 г. Афганистан присоединился к Декларации тысячелетия ООН. Важнейшая роль в достижении этих целей придавалась получению и использованию ОПР. Реализовать эти цели изначально планировалось к 2015 г., однако в результате того, что Афганистан присоединился к Декларации тысячелетия ООН несколько позже, чем большинство стран, и, соответственно, позже приступил к их реализации, было решено отложить сроки реализации некоторых из целей на несколько лет (точный срок так и не был определен).
15 Кроме того, были установлены цели развития страны, связанные с совершенствованием институциональной среды, которые «правительство Афганистана считает реалистичными и достижимыми при содействии международного сообщества» [8]. Сроками их реализации были установлены 2015 и 2020 гг. К числу основных целей развития Афганистана были отнесены: повышение эффективности расходования бюджетных средств и увеличение доходов бюджета, борьба с коррупцией, создание благоприятного инвестиционного климата. Критериями оценки выступали показатели страны по соответствующим комплексным индикаторам и рейтингам.
16 ОПР была призвана содействовать миростроительству и стабилизации обстановки в стране. Страны-доноры вкладывают средства «потому, что от нелегального производства и транспортировки наркотиков исходит угроза, потому, что необходимо обеспечить безопасность, подрываемую терроризмом, потому, что необходимо бороться с коррупцией и нарушением прав человека» [9]. Таким образом, наряду с отмеченными ранее показателями социально-экономического и институционального развития, именно установление прочного мира в Афганистане воспринималось как одна из приоритетных целей взаимодействия.
17

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПР АФГАНИСТАНУ

18 По мнению большинства исследователей, финансовая помощь не смогла оказать ожидаемого воздействия и придать импульс экономическому развитию Афганистана.
19 Так, афганский исследователь А.Атайи считает, что, несмотря на вложенные донорами средства, «экономика страны продолжает оставаться в кризисном состоянии» [10], а «правительству Аф- ганистана так и не удалось … перейти к самообеспечению и самостоятельности» [10]. Схожего мнения придерживается и сотрудник Кабульского университета профессор Р.Фарзам, утверждающий, что иностранная помощь «в действительности так и не смогла стать ответом на нужды афганцев» [11].
20 Однако многие авторы все же говорят о позитивных эффектах иностранной помощи. Так, афганский исследователь и журналист М.Б.Додьяль утверждает, что «в целом за последние 13 лет в Афганистане произошли значительные изменения, как с качественной, так и с количественной точки зрения» [12]. Так же считают и некоторые американские исследователи, например, Т.Фиппейн, говорящий «о некоторых признаках улучшения ситуации» [13].
21 Американцы П.Фиштейн и А.Уилдер - авторы работы, посвященной влиянию иностранной финансовой помощи на ситуацию в сфере безопасности в Афганистане, провели в некоторых провинциях страны опрос общественного мнения, который показал, что, по мнению жителей, «ничего не было сделано» [14]. И «хотя многие опрошенные знали о некоторых достижениях, в большинстве своем они заявляли, что этого недостаточно по сравнению с нуждами страны» [14]. По мнению авторов, достижения ОПР зачастую оказываются недооцененными ввиду того, что не трансформируются в улучшение ситуации в сфере безопасности [14], а также из-за огромных средств, потраченных донорами в стране.
22 Российские исследователи также обращают внимание на невысокую эффективность ОПР в Афганистане. По мнению Т.В.Никифоровой, несмотря на все усилия международного сообщества, перспективы развития Афганистана представляются неутешительными [15]. В то же время российские исследователи отмечают, что Афганистан по абсолютному большинству показателей сегодня - более развитая страна, чем в 2001-2002 гг. Однако несмотря на все достижения, ОПР Афганистану - «программа одновременно и неэффективная, и нерезультативная» [2].
23

Схожую оценку эффективности международной финансовой помощи Афганистану дает и Международная кризисная группа, эксперты которой отмечают, что «несмотря на миллиарды долларов помощи, государственные институты остаются слабыми и неспособны предоставить базовые услуги большей части населения страны или обеспечить безопасность людей» [16]. 

24

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПР АФГАНИСТАНУ

25 Для преодоления подобных расхождений автор провел мониторинг достижения поставленных целей на основе выделенных индикаторов социально-экономического и институционального развития, одобренных странами-донорами, по официальным документам, устанавливающим цели развития страны. Результаты представлены в табл. 1
26

Таблица 1 Результаты ОПР Афганистану в сфере экономического и финансового развития

27 Таблица 2 Цели и результаты содействия развитию Афганистана в социальной сфере1
1. * % всего населения, оценка 2011 г. (тут и далее - прим. авт.).** Данные на 2011 г.*** Учитываются и вторичные поступления в школу.
28

29

Таблица 3 Результаты ОПР Афганистану в сфере инфраструктурного и технологического развития(* Оценочно (прим. авт.). Источник: [17; 20; 22]. )

30

Таблица 4 Цели и результаты ОПР Афганистану (оценка по комплексным индикаторам и рейтингам)

31 Источник: [28; 23; 24; 25; 26; 27].
32 Принятые правительством Афганистана цели развития разбиты на несколько групп: экономический рост, ликвидация наркопроизводства, повышение уровня жизни, финансовая стабильность, искоренение бедности, повышение уровня образования, культурное и инфраструктурное развитие. Для каждой из этих целей были утверждены несколько показателей - их предполагалось достичь к 2015 г., хотя, как уже было указано, позднее сроки сдвинули на неопределенный период.
33 Страна была близка к реализации большинства из заявленных целей. Так, был достигнут показатель необходимого экономического роста, что в то же время не отменяет трудностей, связанных с его волатильностью и заметными колебаниями, а также его значительным замедлением в последние несколько лет. Собираемость налогов в стране также заметно улучшилась, хотя намеченные результаты так и не были достигнуты. Основным препятствием для стабильного и успешного экономического развития Афганистана остается проблема наркопроизводства: там, к сожалению, сложно говорить о какой-либо позитивной динамике (см. табл. 2).
34 В сфере социального и культурного развития отмеченные результаты свидетельствуют о не столь уж благополучной ситуации. Материнская и младенческая смертность все еще остается на очень высоком уровне, несколько превышающем средний уровень для наименее развитых стран. Свидетельство этого также - и зарегистрированные случаи заболевания полиомиелитом, который предполагалось искоренить в стране к 2015 г., однако на деле были зарегистрированы, как минимум, 3 подобных случая. Существующие оценки уровня грамотности и бедности также заметно отстают от целей взаимодействия в сфере ОПР.
35 В сфере инфраструктурного и технологического развития (см. табл. 3) заметны успехи Афганистана в распространении мобильной связи, электроснабжения. В то же время стране недостает электроэнергии, что становится причиной отключений и перебоев в электроснабжении, которые регулярно происходят во всех крупных городах страны.
36

ДОСТИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

37 Наряду с этим афганскими властями выдвигались и другие, связанные с положением страны в различных международных рейтингах, критерии, которые позволили бы оценить эффективность ОПР в сфере институционального строительства и развития (см. табл. 4).
38 На основе приведенных данных можно отметить, что отставание страны от намеченных целей оказалось весьма значительным, не удалось добиться ни одной из поставленных задач. Именно эти индикаторы, индексы и рейтинги отражают прогресс страны в ключевых сферах институционального развития, в частности, в противодействии коррупции, улучшении инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса, а также в увеличении эффективности формирования и расходования средств государственного бюджета.
39 Конечно, нельзя отрицать наличия определенных достижений. Так, ИЧР увеличился на 5,3%, улучшились показатели, свидетельствующие об инвестиционной привлекательности страны, есть определенные улучшения и в сфере противодействия коррупции (табл. 4).
40

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПР АФГАНИСТАНУ

41 На основе приведенного выше сопоставления целей и результатов программы можно утверждать, что программа помощи, конечно, не является абсолютно успешной, хотя, вопреки заявлениям многих экспертов и исследователей, ее также сложно назвать и полностью неудачной. По состоянию на 2015 г., Афганистану удалось реализовать, по крайней мере, некоторые из поставленных задач, в частности, обеспечить запланированные показатели среднегодового экономического роста, довести до установленного уровня ВВП на душу населения. Также были реализованы и некоторые из целей, связанные с инфраструктурным развитием страны, обеспечением доступа жителей к электроснабжению и другим услугам, удалось увеличить долю налогов и сборов в государственном бюджете.
42 Наиболее сложной остается ситуация в сфере здравоохранения и образования, где ОПР так и не стала эффективным инструментом развития. Именно здесь фактические результаты больше всего отстают от установленных целей, несмотря на то, что правительство Афганистана и страны- доноры заявляли о приоритетном значении данных программ.
43 Наименее значительными оказались достижения страны в сфере привлечения иностранных инвестиций, реальный уровень которых на данный момент в несколько раз ниже намеченного . Большой проблемой, по-прежнему привлекающей внимание всего международного сообщества, остается производство наркотических веществ: Афганистан стал производить их приблизительно в 1,5 раза больше (с 3300 т до 4800 т).
44 Не удалось добиться заметного прогресса по ключевым индикаторам, отражающим социально- политическое и институциональное развитие страны, в частности, в сфере борьбы с коррупцией, расходования бюджетных средств, развития человеческого капитала. Страна по-прежнему страдает от тех же проблем, что и ранее, когда страны-доноры только начинали свое взаимодействие с Афганистаном.
45 Афганистану так и не удалось перейти на принципиально новый уровень развития. Проведенные преобразования не привели к заметному улучшению качества государственного управления, сохраняет свое значение проблема коррупции, нецелевого расходования бюджетных средств. А ведь стране были предоставлены значительно бóльшие объемы помощи по сравнению с тем уровнем, который был заявлен как необходимый для реализации отмеченных целей развития.
46 Невысокую эффективность и результативность ОПР Афганистану характеризует также и неспособность ОПР стать инструментом стабилизации военно-политической обстановки, на что, прежде всего, рассчитывали доноры. Ситуация в стране продолжает оставаться нестабильной: на протяжении последних 4 лет в год гибнет более 3,5 тыс. афганцев [27], что заметно выше, чем в конце 2000-х гг. Одним из примеров может служить теракт в г. Мазари-Шарифе 21 апреля 2017 г., ставший самым кровавым с момента ввода в страну международных сил [28].
47 * * *
48 Сравнение целей программы международной помощи Афганистану с ее результатами показывает некоторые успехи в этой сфере и позитивную динамику страны по ряду ключевых показателей. Удалось добиться заметного увеличения ВВП на душу населения, прогресса по финансовым индикаторам, показателям, свидетельствующим о распространении технологии и предоставлении основных услуг на территории страны. В то же время многие комплексные показатели-индекс восприятия коррупции (ИПР), а также сохраняющаяся сложная военно-политическая обстановка подтверждают предположение о невысокой эффективности международной помощи Афганистану: она так и не позволила стране перейти на новую ступень развития, разрешить наиболее важные из ее проблем. Как верно отмечает экс-посол Российской Федерации в Афганистане М.А.Конаровский, страна по-прежнему неспособна решать «сложные экономические задачи без привлечения широкомасштабной внешней помощи» [29].

Библиография

1. Асеф Н. Возвращение России в Афганистан: перспективы двустороннего экономического сотрудничества // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. 2017. № 4. С. 781-792.

2. Бартенев В.И. «План Маршалла» для Афганистана: парадоксы реализации // США и Канада: экономика, политика, культура. 2015. № 7. С. 54-73.

3. Капица Л.М. Иностранная помощь и развитие: теория и практика // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 4. С. 70-98.

4. Дегтерев Д.А. Основные подходы к оказанию содействия международному развитию // Вестник МГИМО-Университета. 2011. № 4. С. 99-104.

5. Содействие международному развитию: Курс лекций / М., Всемирный банк. 2012. 408 с.

6. Коргун В.Г. Конференция по Афганистану в Лондоне. - http://afghanistan.ru/doc/5248.html (accessed 09.04.2018)

7. Никифорова Т.В. К стратегии внешнеэкономической политики России: Республика Афганистан // Экономиче- ский журнал. 2010. № 19. - https://cyberleninka.ru/article/n/k-strategii-vneshneekonomicheskoy-politiki-rossiirespublika-afganistan (accessed 09.04.2018)

8. Окимбеков У.В. Экономика Афганистана (производственная инфраструктура. М., ИВ РАН. 2016. 447 с

9. Конаровский М.А. Афганистан после 2014 года // Вестник международных организаций: образование, наука, но-вая экономика. 2017. № 3. - https://cyberleninka.ru/article/n/afganistan-posle-2014-goda (accessed 09.04.2018)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести