Official development assistance to Afghanistan: results analysis
Table of contents
Share
QR
Metrics
Official development assistance to Afghanistan: results analysis
Annotation
PII
S032150750000508-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Denis Elagin 
Occupation: Post-graduate student, lecturer
Affiliation: Moscow State Institute of International Relations
Address: Russian Federation, 119454, Moscow, Vernadsky Ave, 76
Edition
Pages
61-68
Abstract

Official development assistance has long become an integral part of international financial and economic relations and is deemed as a commitment of the international community to harmonious and sustainable global development and a global public good.

At the beginning of the new millennium after the fall of the Taliban government Afghanistan joined the ranks of aid recipients and soon became one of its foremost addressee. The article analyzes effectiveness of ODA to Afghanistan. The author clarifies the goals and the results of the ODA cooperation with Afghanistan, carries out comparative and statistical analysis of ODA cooperation on the basis of socioeconomic and institutional development indicators set forth by the Government of Afghanistan and approved by the international community. The relevance of the research is distinguished by the experts’ and scholars’ interest and widespread skepticism on the subject. Another factor contributing to the relevance of the present article is a lack of macroeconomic analysis of foreign aid and its effectiveness in Afghanistan, despite a variety of articles on its political and security effects.

The research has noted Afghanistan’s significant progress in socioeconomic development, both with regard to economic growth and infrastructure development. However, despite that the country failed to realize most of its development goals, with the least progress achieved in social and cultural spheres. Moreover, complex indicators and international ratings suggest that nearly two decades of development under the supervision of the international community failed to boost Afghanistan’s institutional development, which still largely remain corrupt and barely more efficient. These facts, as shown in the article, support a belief that aid in Afghanistan has been inefficient and ineffective.

Keywords
official development assistance, international development assistance, fragile states, socioeconomic and institutional development of Afghanistan, aid efficiency and effectiveness
Received
09.10.2018
Date of publication
14.10.2018
Number of purchasers
11
Views
2555
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 Официальная помощь развитию (ОПР) - важнейший инструмент обеспечения развития современного Афганистана. Однако она не позволила в полной мере достичь всех поставленных целей, что свидетельствует о ее весьма ограниченной эффективности.
2 Сама проблема содействия развитию в международной повестке не нова. Потоки международной финансовой помощи начали интенсифицироваться начиная со 2-й половины ХХ в., что было связано, прежде всего, с реализацией плана Маршалла.
3 То же можно сказать и о содействии развитию Афганистана. На протяжении нескольких десятилетий в этом процессе активно участвовали ведущие страны мира.
4 В системе международных отношений «проблема Афганистана» стала традиционной. Внутриполитическая ситуация в стране, терроризм и экстремизм угрожают не только соседним государствам, но имеют трансграничный характер и привлекают внимание ведущих держав мира и международных организаций. Многие проблемы развития страны, безусловно, связаны с тяжелой ситуацией в экономике страны и сфере государственного управления.
5 Проблема содействия развитию Афганистана неоднократно становилась одной из центральных тем международных конференций по афганской тематике, привлекала внимание ведущих стран- доноров. «В период между 2003 и 2016 гг. суммарные дотации стран-доноров Афганистана составили более $83 млрд» [1], что делает ее «самой крупной в мировой истории программой помощи отдельно взятой стране» [2].
6

ПОНЯТИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОФИЦИАЛЬНОЙ ПОМОЩИ РАЗВИТИЮ

7 Под официальной помощью развитию эксперты и исследователи понимают финансовые потоки, предоставляемые на льготных условиях правительствами стран-доноров или многосторонними институтами развивающимся государствам в целях содействия их социально-экономическому развитию и повышения благосостояния (исключая военную помощь и финансирование миротворческих операций). Льготный характер ОПР подразумевает наличие грант-элемента в размере не менее 25% от общего объема [3].
8 Сегодня основные реципиенты помощи развитию - развивающиеся страны, страны с переходной экономикой и т.н. нестабильные государства (fragile states), к числу которых относится и Афганистан [4].
9 «Нестабильными государствами» считаются те страны, где «государственные институты демонстрируют неспособность или нежелание выполнять базовые функции и испытывают нехватку легитимности» [5]. Для многих нестабильных государств характерны внутренние конфликты различной степени интенсивности, неэффективность и слабость государственных институтов, низкий уровень социально-экономического развития, что обусловливает потребность этих стран в получении помощи их развитию.
10 «В современном мире ключевым показателем при оказании международной помощи является ее эффективность» [6]. Под оценкой эффективности и результативности понимается «проведение анализа прогресса в достижении определенных результатов» [7]. Сегодня ОПР воспринимается экспертами и исследователями как одно из «глобальных общественных благ» [6], проявление ответственности за обеспечение гармоничного и устойчивого развития всего мира. Оценка эффективности проведена автором на основе сравнительного статистического анализа целей и результатов взаимодействия в рамках международного содействия развитию Афганистана на основе официальных документов, принятых по итогам международных конференций, посвященных дан- ной тематике, и официальных документов, принятых правительством страны.
11

ЦЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ СОДЕЙСТВИЯ РАЗВИТИЮ АФГАНИСТАНА

12 На протяжении длительного времени «нестабильные государства» считались трудными партнерами и подвергались маргинализации при получении финансовой помощи. Однако впоследствии подобное отношение было пересмотрено, чему немало способствовали события 2001 г., непосредственно связанные с Афганистаном и сформировавшие устойчивое представление о «нестабильных государствах» как источниках трансграничных угроз.
13 Постталибский Афганистан - одно из наименее развитых государств мира, не обладающее внутренним потенциалом для успешного экономического развития, да и все еще находящимся в состоянии вооруженного конфликта (хотя его интенсивность и снизилась). Страна столкнулась не просто с проблемой восстановления экономики - перед ней стояли вызовы, связанные с перспективами миростроительства и государственного строительства.
14 Эволюция целей содействия развитию Афганистана шла на протяжении продолжительного времени в ходе многочисленных международных конференций по Афганистану. Важнейшей вехой на этом направлении стал доклад «Обеспечивая будущее Афганистана» (Securing Afghanistan’s Future), принятый по итогам Берлинской конференции 2004 г. и впервые утвердивший конкретные цели экономического развития страны. Они были увязаны с достижением Целей развития тысячелетия (ЦРТ): именно в 2004 г. Афганистан присоединился к Декларации тысячелетия ООН. Важнейшая роль в достижении этих целей придавалась получению и использованию ОПР. Реализовать эти цели изначально планировалось к 2015 г., однако в результате того, что Афганистан присоединился к Декларации тысячелетия ООН несколько позже, чем большинство стран, и, соответственно, позже приступил к их реализации, было решено отложить сроки реализации некоторых из целей на несколько лет (точный срок так и не был определен).
15 Кроме того, были установлены цели развития страны, связанные с совершенствованием институциональной среды, которые «правительство Афганистана считает реалистичными и достижимыми при содействии международного сообщества» [8]. Сроками их реализации были установлены 2015 и 2020 гг. К числу основных целей развития Афганистана были отнесены: повышение эффективности расходования бюджетных средств и увеличение доходов бюджета, борьба с коррупцией, создание благоприятного инвестиционного климата. Критериями оценки выступали показатели страны по соответствующим комплексным индикаторам и рейтингам.
16 ОПР была призвана содействовать миростроительству и стабилизации обстановки в стране. Страны-доноры вкладывают средства «потому, что от нелегального производства и транспортировки наркотиков исходит угроза, потому, что необходимо обеспечить безопасность, подрываемую терроризмом, потому, что необходимо бороться с коррупцией и нарушением прав человека» [9]. Таким образом, наряду с отмеченными ранее показателями социально-экономического и институционального развития, именно установление прочного мира в Афганистане воспринималось как одна из приоритетных целей взаимодействия.
17

ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ОПР АФГАНИСТАНУ

18 По мнению большинства исследователей, финансовая помощь не смогла оказать ожидаемого воздействия и придать импульс экономическому развитию Афганистана.
19 Так, афганский исследователь А.Атайи считает, что, несмотря на вложенные донорами средства, «экономика страны продолжает оставаться в кризисном состоянии» [10], а «правительству Аф- ганистана так и не удалось … перейти к самообеспечению и самостоятельности» [10]. Схожего мнения придерживается и сотрудник Кабульского университета профессор Р.Фарзам, утверждающий, что иностранная помощь «в действительности так и не смогла стать ответом на нужды афганцев» [11].
20 Однако многие авторы все же говорят о позитивных эффектах иностранной помощи. Так, афганский исследователь и журналист М.Б.Додьяль утверждает, что «в целом за последние 13 лет в Афганистане произошли значительные изменения, как с качественной, так и с количественной точки зрения» [12]. Так же считают и некоторые американские исследователи, например, Т.Фиппейн, говорящий «о некоторых признаках улучшения ситуации» [13].
21 Американцы П.Фиштейн и А.Уилдер - авторы работы, посвященной влиянию иностранной финансовой помощи на ситуацию в сфере безопасности в Афганистане, провели в некоторых провинциях страны опрос общественного мнения, который показал, что, по мнению жителей, «ничего не было сделано» [14]. И «хотя многие опрошенные знали о некоторых достижениях, в большинстве своем они заявляли, что этого недостаточно по сравнению с нуждами страны» [14]. По мнению авторов, достижения ОПР зачастую оказываются недооцененными ввиду того, что не трансформируются в улучшение ситуации в сфере безопасности [14], а также из-за огромных средств, потраченных донорами в стране.
22 Российские исследователи также обращают внимание на невысокую эффективность ОПР в Афганистане. По мнению Т.В.Никифоровой, несмотря на все усилия международного сообщества, перспективы развития Афганистана представляются неутешительными [15]. В то же время российские исследователи отмечают, что Афганистан по абсолютному большинству показателей сегодня - более развитая страна, чем в 2001-2002 гг. Однако несмотря на все достижения, ОПР Афганистану - «программа одновременно и неэффективная, и нерезультативная» [2].
23

Схожую оценку эффективности международной финансовой помощи Афганистану дает и Международная кризисная группа, эксперты которой отмечают, что «несмотря на миллиарды долларов помощи, государственные институты остаются слабыми и неспособны предоставить базовые услуги большей части населения страны или обеспечить безопасность людей» [16]. 

24

МОНИТОРИНГ РЕЗУЛЬТАТОВ ОПР АФГАНИСТАНУ

25 Для преодоления подобных расхождений автор провел мониторинг достижения поставленных целей на основе выделенных индикаторов социально-экономического и институционального развития, одобренных странами-донорами, по официальным документам, устанавливающим цели развития страны. Результаты представлены в табл. 1
26

Таблица 1 Результаты ОПР Афганистану в сфере экономического и финансового развития

27 Таблица 2 Цели и результаты содействия развитию Афганистана в социальной сфере1
1. * % всего населения, оценка 2011 г. (тут и далее - прим. авт.).** Данные на 2011 г.*** Учитываются и вторичные поступления в школу.
28

29

Таблица 3 Результаты ОПР Афганистану в сфере инфраструктурного и технологического развития(* Оценочно (прим. авт.). Источник: [17; 20; 22]. )

30

Таблица 4 Цели и результаты ОПР Афганистану (оценка по комплексным индикаторам и рейтингам)

31 Источник: [28; 23; 24; 25; 26; 27].
32 Принятые правительством Афганистана цели развития разбиты на несколько групп: экономический рост, ликвидация наркопроизводства, повышение уровня жизни, финансовая стабильность, искоренение бедности, повышение уровня образования, культурное и инфраструктурное развитие. Для каждой из этих целей были утверждены несколько показателей - их предполагалось достичь к 2015 г., хотя, как уже было указано, позднее сроки сдвинули на неопределенный период.
33 Страна была близка к реализации большинства из заявленных целей. Так, был достигнут показатель необходимого экономического роста, что в то же время не отменяет трудностей, связанных с его волатильностью и заметными колебаниями, а также его значительным замедлением в последние несколько лет. Собираемость налогов в стране также заметно улучшилась, хотя намеченные результаты так и не были достигнуты. Основным препятствием для стабильного и успешного экономического развития Афганистана остается проблема наркопроизводства: там, к сожалению, сложно говорить о какой-либо позитивной динамике (см. табл. 2).
34 В сфере социального и культурного развития отмеченные результаты свидетельствуют о не столь уж благополучной ситуации. Материнская и младенческая смертность все еще остается на очень высоком уровне, несколько превышающем средний уровень для наименее развитых стран. Свидетельство этого также - и зарегистрированные случаи заболевания полиомиелитом, который предполагалось искоренить в стране к 2015 г., однако на деле были зарегистрированы, как минимум, 3 подобных случая. Существующие оценки уровня грамотности и бедности также заметно отстают от целей взаимодействия в сфере ОПР.
35 В сфере инфраструктурного и технологического развития (см. табл. 3) заметны успехи Афганистана в распространении мобильной связи, электроснабжения. В то же время стране недостает электроэнергии, что становится причиной отключений и перебоев в электроснабжении, которые регулярно происходят во всех крупных городах страны.
36

ДОСТИЖЕНИЯ В СФЕРЕ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

37 Наряду с этим афганскими властями выдвигались и другие, связанные с положением страны в различных международных рейтингах, критерии, которые позволили бы оценить эффективность ОПР в сфере институционального строительства и развития (см. табл. 4).
38 На основе приведенных данных можно отметить, что отставание страны от намеченных целей оказалось весьма значительным, не удалось добиться ни одной из поставленных задач. Именно эти индикаторы, индексы и рейтинги отражают прогресс страны в ключевых сферах институционального развития, в частности, в противодействии коррупции, улучшении инвестиционного климата и условий для ведения бизнеса, а также в увеличении эффективности формирования и расходования средств государственного бюджета.
39 Конечно, нельзя отрицать наличия определенных достижений. Так, ИЧР увеличился на 5,3%, улучшились показатели, свидетельствующие об инвестиционной привлекательности страны, есть определенные улучшения и в сфере противодействия коррупции (табл. 4).
40

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПР АФГАНИСТАНУ

41 На основе приведенного выше сопоставления целей и результатов программы можно утверждать, что программа помощи, конечно, не является абсолютно успешной, хотя, вопреки заявлениям многих экспертов и исследователей, ее также сложно назвать и полностью неудачной. По состоянию на 2015 г., Афганистану удалось реализовать, по крайней мере, некоторые из поставленных задач, в частности, обеспечить запланированные показатели среднегодового экономического роста, довести до установленного уровня ВВП на душу населения. Также были реализованы и некоторые из целей, связанные с инфраструктурным развитием страны, обеспечением доступа жителей к электроснабжению и другим услугам, удалось увеличить долю налогов и сборов в государственном бюджете.
42 Наиболее сложной остается ситуация в сфере здравоохранения и образования, где ОПР так и не стала эффективным инструментом развития. Именно здесь фактические результаты больше всего отстают от установленных целей, несмотря на то, что правительство Афганистана и страны- доноры заявляли о приоритетном значении данных программ.
43 Наименее значительными оказались достижения страны в сфере привлечения иностранных инвестиций, реальный уровень которых на данный момент в несколько раз ниже намеченного . Большой проблемой, по-прежнему привлекающей внимание всего международного сообщества, остается производство наркотических веществ: Афганистан стал производить их приблизительно в 1,5 раза больше (с 3300 т до 4800 т).
44 Не удалось добиться заметного прогресса по ключевым индикаторам, отражающим социально- политическое и институциональное развитие страны, в частности, в сфере борьбы с коррупцией, расходования бюджетных средств, развития человеческого капитала. Страна по-прежнему страдает от тех же проблем, что и ранее, когда страны-доноры только начинали свое взаимодействие с Афганистаном.
45 Афганистану так и не удалось перейти на принципиально новый уровень развития. Проведенные преобразования не привели к заметному улучшению качества государственного управления, сохраняет свое значение проблема коррупции, нецелевого расходования бюджетных средств. А ведь стране были предоставлены значительно бóльшие объемы помощи по сравнению с тем уровнем, который был заявлен как необходимый для реализации отмеченных целей развития.
46 Невысокую эффективность и результативность ОПР Афганистану характеризует также и неспособность ОПР стать инструментом стабилизации военно-политической обстановки, на что, прежде всего, рассчитывали доноры. Ситуация в стране продолжает оставаться нестабильной: на протяжении последних 4 лет в год гибнет более 3,5 тыс. афганцев [27], что заметно выше, чем в конце 2000-х гг. Одним из примеров может служить теракт в г. Мазари-Шарифе 21 апреля 2017 г., ставший самым кровавым с момента ввода в страну международных сил [28].
47 * * *
48 Сравнение целей программы международной помощи Афганистану с ее результатами показывает некоторые успехи в этой сфере и позитивную динамику страны по ряду ключевых показателей. Удалось добиться заметного увеличения ВВП на душу населения, прогресса по финансовым индикаторам, показателям, свидетельствующим о распространении технологии и предоставлении основных услуг на территории страны. В то же время многие комплексные показатели-индекс восприятия коррупции (ИПР), а также сохраняющаяся сложная военно-политическая обстановка подтверждают предположение о невысокой эффективности международной помощи Афганистану: она так и не позволила стране перейти на новую ступень развития, разрешить наиболее важные из ее проблем. Как верно отмечает экс-посол Российской Федерации в Афганистане М.А.Конаровский, страна по-прежнему неспособна решать «сложные экономические задачи без привлечения широкомасштабной внешней помощи» [29].

References

1. Asef N. 2017. Russia’s Return to Afghanistan: the Prospects of Bilateral Economic Cooperation // Vestnik RUDN. Series: International Relations. № 4 (In Russ.)

2. Bartenev V.I. 2015. «Marshall Plan» for Afghanistan: the Paradoxes of Realization // USA and Canada: economy, politics, culture. № 7 (In Russ.)

3. Kapitsa L.M. 2011. Foreign aid and Development: Theory and Practice // Vestnik MGIMO-Universiteta. № 4 (In Russ.)

4. Dom Catherine, Gordon Anthea. Budget Support in Fragile Situations / Oxford: Oxfam Discussion Papers, 2011. 205 p. - https://www.oxfam.org/sites/www.oxfam.org/files/dp-budget-support-fragile-situations-111111-en.pdf (accessed 09.04.2017)

5. Baudienville Geraldine. Aid Instruments in Fragile and Conflict-Affected Situations: Impacts on the State- and PeaceBuilding Agenda / London: Overseas Development Institute, 2010. 33 p. - https://www.odi.org/sites/odi.org.uk/files/odiassets/publications-opinion-files/6664.pdf (accessed 09.04.2018)

6. Degterev D.A. 2011. The main approaches to International Development Assistance // Vestnik MGIMO-Universiteta. № 4 (In Russ.)

7. 2012. International Development Assistance: Lecture course / Moscow: The World Bank. 2012. 408 p. (In Russ.)

8. Towards a Self-Sustaining Afghanistan: An Economic Transition Strategy / The Government of Islamic Republic of Afghanistan. 29 November 2011 - http://mfa.gov.af/Content/files/205581080230%20Nov%20JCMB%20Bonn%20Paper% 20FINAL.pdf (accessed 09.04.2018)

9. Korgun V.G. London Conference on Afghanistan (In Russ.) - http://afghanistan.ru/doc/5248.html (accessed 09.04.2018)

10. Atayi Abdulla. The Reforms Needed for Economic Growth in Afghanistan / Wadsam: A Newspaper on Afghan Economy. 2015 (In Dari) - http://dari.wadsam.com/%D8%A7%D8%B5%D9%84%D8%A7%D8%AD%D8%A7%D8% AA%DB%8C-%D9%85%D9%88%D8%AB%D8%B1-%D8%A8%D8%B1%D8%A7%DB%8C-%D8%B1%D8%B4%D8%AF%D8%A7%D9%82%D8%AA%D8%B5%D8%A7%D8%AF-%D8%AF%D8%B1-%D8%A7%D9%81%D8%BA%D8%A7% D9%86/ (accessed 09.04.2018)

11. Farzam R., Seerat R.A. The Failure of Foreign Aid in Afghanistan // The Diplomat. 2016 - http://thediplomat.com/2016/10/the-failure-of-foreign-aid-in-afghanistan/ (accessed 09.04.2018)

12. Dodyal M.B. A short 13-year experience of Afghanistan (In Pashto) - http://www.ketabton.com/media/books/820_13kalan_tajroba.pdf (accessed 09.04.2018)

13. Phippen T. Govt Investigator: Aid Money Sloshed Around Afghanistan «Like A Bathtub Running Over» // News Foundation «The Daily Caller». 2016 - http://dailycaller.com/2016/10/20/govt-investigator-aid-money-sloshed-aroundafghanistan-like-a-bathtub-running-over/ (accessed 09.04.2018)

14. Fishstein Paul, Wilder Andrew. Winning Hearts and Minds? Examining the Relationship Between Aid and Security in Afghanistan / Boston: Feinstein International Center-Tufts University, 2011. 25 p. - http://fic.tufts.edu/assets/Winning Hearts-Final.pdf (accessed 09.04.2018)

15. Nikiforova T.V. 2010. Russian Foreign Economic Policy Strategy: Republic of Afghanistan // Economic Journal. № 19 (In Russ.) - https://cyberleninka.ru/article/n/k-strategii-vneshneekonomicheskoy-politiki-rossiirespublika-afganistan (accessed 09.04.2018)

16. Aid and Conflict in Afghanistan / International Crisis Group. 2011 - https://www.crisisgroup.org/asia/southasia/afghanistan/aid-and-conflict-afghanistan (accessed 09.04.2018)

17. Securing Afghanistan’s Future: Accomplishments and the Strategic Path Forward / The Government of the Islamic Republic of Afghanistan. 2003 - https://reliefweb.int/sites/reliefweb.int/files/resources/7E32C513FD03CA1349256 E6900208A3F-govafg-afg-17mar.pdf (accessed 09.04.2018)

18. Afghanistan statistical yearbook 2015-2016. Donor Assistance / Central Statistics Organization of IRA. 2016 - http://cso.gov.af/Content/files/%D8%B3%D8%A7%D9%84%20%D9%86%D8%A7%D9%85%D9%87%20%D8%A7%D8%A D%D8%B5%D8%A7%D8%A6%DB%8C%D9%88%DB%8C%20%D8%B3%D8%A7%D9%84%201394/Donor%20Assistance. pdf (accessed 09.04.2018)

19. National Budget Document. Fiscal Year 1396 / Ministry of Finance of IRA. 2016 - http://www.budgetmof.gov.af/ images/stories/DGB/BPRD/National%20Budget/1397_Budget/1396%20Mid%20Year%20Review%20-%20 Approved%20by%20Parliament%20Stamped.pdf (accessed: 09.04.2018)

20. Okimbekov U.V. 2016. Economy of Afghanistan (industrial infrastructure). M. (In Russ.)

21. Afghanistan Opium Survey 2017. Cultivation and Process / United Nations Office on Drugs and Crime. November 2017 - https://www.unodc.org/documents/crop-monitoring/Afghanistan/Afghan_opium_survey_2017_cult_prod_web.pdf (accessed 09.04.2018)

22. World Bank Open Data // The World Bank - https://data.worldbank.org (accessed 09.04.2018)

23. Corruption Perception Index 2015 / Transparency International. 2015 - https://www.transparency.org/cpi2015 (accessed 09.04.2018)

24. Doing Business 2015 / The World Bank. 2015 - http://www.doingbusiness.org/~/media/WBG/DoingBusiness/ Documents/Annual-Reports/English/DB15-Full-Report.pdf (accessed 09.04.2018)

25. Human Development Report 2015 / United Nations Development Programme. 2015 - http://hdr.undp.org/sites/ default/files/2015_human_development_report.pdf (accessed 09.04.2018)

26. Open Budget Survey 2015 // International Budget Partnership. 2015 - https://www.internationalbudget.org/wpcontent/uploads/OBS2015-Report-English.pdf (accessed 09.04.2018)

27. Afghanistan: 10,000 Civilian Casualties in 2017 - UN Report Suicide Attacks and IEDS Caused High Number of Deaths and Injuries / United Nations Assistance Mission in Afghanistan. 15 February 2018 - https://unama.unmissions.org/ afghanistan-10000-civilian-casualties-2017-un-report-suicide-attacks-and-ieds-caused-high-number (accessed 09.04.2018)

28. New Information on a Terrorist Attack in Balkh // Tolo News. 30.04.2017 (In Pashto) - http://www.tolonews.com/pa/ afghanistan/%D9%BE%D9%87-%D8%A8%D9%84%D8%AE-%DA%A9%DB%90-%D8%AF-%D8%B4%D8% A7%D9%87%DB%8C%D9%86-%D9%BE%D8%B1-%D9%82%D9%88%D9%84-%D8%A7%D8%B1%D8%AF%D9%88- %D8%AF-%D8%A8%D8%B1%DB%8C%D8%AF-%D9%BE%D9%87-%D8%A7%DA%93%D9%87- %D8%AA%D8%A7%D8%B2%D9%87-%D9%85%D8%A7%D9%84%D9%88%D9%85%D8%A7%D8%AA (accessed 09.04.2018)

29. Konarovskyi M.A. 2017. Afghanistan after 2014 // Vestnik Mezhdunarodnykh Organizatsyi: Obrazovaniye, Nauka, Novaya Ekonomika. № 3 (In Russ.) - https://cyberleninka.ru/article/n/afganistan-posle-2014-goda (accessed 09.04.2018)

Comments

No posts found

Write a review
Translate