ОИФНАзия и Африка сегодня Asia and Africa Today

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online) 2782-2389

Сотрудничество Россия-ЮАР: от упущенных возможностей – к потенциалу роста

Код статьи
S032150750004386-6-1
DOI
10.31857/S032150750004386-6
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №4
Страницы
64-69
Аннотация

Изначально отношения РФ и ЮАР складывались преимущественно в политической сфере при отсутствии экономических связей. Поддержка Советским Союзом антиапартеидной борьбы заложила прочный фундамент для торгового сотрудничества. Но с разрушением СССР приоритеты России сместились в сторону ЕС и США.

Санкции против РФ вызывают необходимость диверсификации внешнеторговых связей. Успех отечественных фирм в ЮАР зависит от знания специфики ведения бизнеса, нацеленности на долгосрочное партнерство и государственной поддержки.

Ключевые слова
металлы платиновой группы, природные ресурсы, Деловой совет, Норильский никель, Северсталь, Ренова
Дата публикации
29.04.2019
Год выхода
2019
Всего подписок
91
Всего просмотров
2468

Российско-южноафриканские связи имели свои особенности на каждом историческом этапе.

ХРОНОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ РОССИЕЙ И ЮАР

Наиболее активное вовлечение Российской империи в дела Южной Африки относится к периоду Англо-бурской войны 1899-1902 гг. В Трансваале русские воевали на стороне буров, что обусловливалось давним соперничеством с Англией. Однако с победой англичан развитие отношений между нашими странами было приостановлено.

Новый виток взаимоотношений приходится на период совместной борьбы СССР и Южно-Африканского Союза – доминиона Великобритании – против фашистской Германии. Союзнические отношения привели к установлению в 1942 г. дипломатических отношений между двумя странами, открытию советского Генерального консульства в Претории, торгово-экономического представительства в Йоханнесбурге и консульского агентства в Кейптауне [1]. Однако в 1956 г. эти отношения были разорваны по идеологическим причинам по инициативе правящей Национальной партии.

Начиная с 60-х гг. СССР стал оказывать всестороннюю помощь (политическую, дипломатическую, информационно-пропагандистскую, военную и гуманитарную) Африканскому национальному конгрессу (АНК), находившемуся под запретом с 1960 по 1990 гг. [2], в национально-освободительной борьбе против режима апартеида. Любые связи, в т.ч. торговые1, с режимом апартеида были разорваны вплоть до запрета гражданам ЮАР на въезд в Советский Союз.

1. Исключением явилась сделка по продаже необработанных алмазов СССР со швейцарской дочерней компанией De Beers (прим. авт.).

Разрушение СССР и смена социально-экономической парадигмы в нашей стране негативным образом сказались на развитии связей с новым правительством Южной Африки, пришедшим к власти в 1994 г. в ходе первых в истории государства подлинно демократических выборов. К такому развитию событий привело поспешное установление отношений с терпящим поражение и осуждаемым мировым сообществом расистским режимом. В ноябре 1991 г. были установлены консульские, а 28 февраля 1992 г. глава МИД РФ А.Козырев подписал соглашение об установлении дипломатических отношений [3].

Между тем, на рубеже XX-XXI вв. африканское направление стало играть незначительную роль в российской внешней политике. Было распространено мнение о том, что «Африка не нужна России. Она провалилась в черную дыру непреодолимой отсталости, кризисов и конфликтов и не представляет для нас интереса как партнер» [4].

Позже ситуация стала меняться. Этому, в частности, способствовал подписанный в 2006 г. Договор о дружбе и партнерстве между Россией и ЮАР. Однако все эти изменения касались укрепления отношений в политической сфере и мало способствовали углублению торгово-экономических связей.

В последнее время, особенно на фоне санкций США и Запада против России, стало очевидным, что приверженность европоцентризму себя не оправдала. В этой связи руководство страны вынуждено предпринимать энергичные шаги по диверсификации торговых потоков. Активное сотрудничество с Китаем и Индией, а также давними партнерами в Северной Африке и Латинской Америке, безусловно, дает возможность расширить рынки сбыта и нарастить наш экспорт. Вместе с тем, в ряде стран Ближнего Востока велики риски дестабилизации внутренней ситуации в силу высокого уровня социально-политических противоречий в обществе. В этой связи одним из наиболее привлекательных направлений для развития торгово-экономического сотрудничества на взаимовыгодной основе могла бы стать одна из крупнейших экономик Африканского континента – ЮАР.

ДИНАМИКА ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА РОССИИ И ЮАР

В постперестроечный период Россия утратила как влияние на африканские страны, так и открывавшиеся перед ней возможности для развития и углубления торгово-экономических связей. В это время ключевое значение для России приобретает сотрудничество с европейскими странами. Достаточно сказать, что в 1998 г. на долю стран Европейского Союза приходилось $23763,1 млн (32,8%) российского экспорта и $15978,5 млн (36,3%) импорта. На страны Африки в этот же период – $989,2 млн (1,4%) и 379,2 млн (0,9%), соответственно [5].

Товарооборот России и Южной Африки в этом же году составил всего $73,7 млн, из которого на экспорт пришлось $21,9 млн, а на импорт – $51,8 млн [6]. В результате, южноафриканский рынок оказался по-прежнему занят традиционными партнерами ЮАР из числа европейских стран, а также США и Китая. Отечественный же бизнес, ориентированный на быстрые и исключительно высокие прибыли в самой России, не был готов к жесткой конкуренции с западными компаниями.

Таким образом, недальновидные действия нового руководства РФ в 80-х – начале 90-х гг. прошлого века привели к тому, что огромный задел, возникший благодаря поддержке Советским Союзом национально-освободительной борьбы южноафриканского народа, был нивелирован, и фактически пропали колоссальные политические и экономические инвестиции, сделанные нами в период после обретения странами Африки независимости от европейских метрополий. Именно этим объясняется тот факт, что, несмотря на длительную историю взаимоотношений между ЮАР и СССР/Россией, на современном этапе они остаются на заметно более низком уровне, нежели можно было ожидать. В наших отношениях продолжает доминировать политическая составляющая над экономической.

Сегодня сохраняется высокая зависимость России от стран Евросоюза, доля которого в географической структуре внешней торговли нашей страны остается существенной, составив в 2017 г. 42,2% [7]. Основным торговым партнером России является Китай, доля которого во внешнеторговом обороте составляет 14,7%, на 2-м месте находится Германия – 8,5%, на 3-м – Нидерланды – 7%. ЮАР занимает 68-е место с долей 0,1% [8].

Тем не менее, нельзя не отметить наметившиеся в последние годы определенные позитивные сдвиги в торгово-экономических отношениях РФ и ЮАР. Так, если в 1992 г. товарооборот между Россией и ЮАР составлял лишь $0,8 млн, то в 2000 г. – уже $104,3 млн [8]. В 2010 г. этот показатель впервые превысил $500 млн, достигнув в 2013-м $1,072 млрд. В последующие годы, однако, показатель товарооборота снижался: в 2014 г. – $976 млн, в 2015 г. – $836,4, в 2016 г. – $717,7, в 2017 г. – $837 млн [8].

Таблица. Товарооборот между Россией и ЮАР, 2010-2017 гг. ($ млн)

Составлено автором по: ФТС России (http://www.customs.ru/); Ru-Stat: Экспорт и импорт России по товарам и странам (http://ru-stat.com).

Как видно из таблицы, характерной чертой двусторонних отношений является отрицательное сальдо в торговле России с ЮАР. В структуре российского экспорта в ЮАР преобладает сырьевая составляющая (см. диагр. 1), а в структуре российского импорта из ЮАР, наоборот, высока доля высокотехнологичной продукции (см. диагр. 2).

За 9 месяцев 2018 г. товарооборот России и Южной Африки составил $797 млн (рост на 26% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года [9]), за период с сентября 2017 г. по сентябрь 2018 г. $1,12 млрд. Доля ЮАР во внешней торговле с Россией по-прежнему составляет всего 0,2% (68-е место) [4].

Всего же за период с 2013 по 2018 гг. товарооборот России и Южной Африки достиг $5,23 млрд. Это, однако, в 90 раз меньше товарооборота России и Китая – главного на сегодняшний день торгово-экономического партнера нашей страны, который за тот же период составил $469,2 млрд. И доля товарооборота Россия-Китай равняется 12,7% против 0,1% – доли товарооборота Россия-ЮАР [8].

Диаграмма 1. Структура экспорта РФ в ЮАР, 2017 г. (%).

Составлено автором по: Внешняя торговля России (http://russian-trade.com/); Экспорт и импорт России по товарам и странам (http://ru-stat.com).

Диаграмма 2. Структура импорта РФ из ЮАР, 2017 г. (%).

Составлено автором по: см. диагр. 1.

Как видим из данного анализа, несмотря на явное улучшение показателей внешней торговли по сравнению с 1998 г., объем товарооборота между нашими странами продолжает оставаться крайне низким.

Вместе с тем, тот факт, что правящей партией в ЮАР является Африканский национальный конгресс, получивший неоценимую помощь Советского Союза в борьбе против режима апартеида и помнящий об этом до сих пор, мог бы послужить основой для развития крепких двусторонних отношений с ЮАР. Это, однако, было бы возможно при условии разворота внешней политики России на Юг и отнесения к числу приоритетных направлений сотрудничество нашей страны с государствами Африки южнее Сахары.

ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ РОССИЯ-ЮАР

В основе отношений между Россией и ЮАР лежит Соглашение между Правительством РФ и Правительством ЮАР от 28 апреля 1999 г., в соответствии с которым был образован Смешанный межправительственный комитет по торгово-экономическому сотрудничеству между РФ и ЮАР (СМПК). В настоящее время сопредседателем российской части СМПК является министр природных ресурсов и экологии РФ, а южноафриканской – министр международных отношений и сотрудничества ЮАР.

Очередное, 15-е заседание СМПК РоссияЮАР проходило в Москве с 19 по 21 ноября 2018 г. В ходе пленарного заседания Комитета, в частности, было отмечено, что одним из перспективных направлений совместной работы двух стран в области геологии и недропользования является добыча и переработка природных ресурсов, обмен технологиями в сфере переработки сырья. По итогам была подписана Программа российско-южноафриканского сотрудничества в области разведки, добычи, переработки, обогащения полезных ископаемых на период до 2025 г. Кроме того, стороны поставили подписи под «Дорожной картой» о реализации приоритетных направлений взаимодействия РФ и ЮАР по металлам платиновой группы (МПГ). Стороны договорились также создать Совместную рабочую комиссию по реализации «Дорожной карты» в срок до проведения очередной встречи Рабочей группы по МПГ в 2019 г., а также выразили готовность разработать приоритетные проекты и инициативы в соответствии с «Дорожной картой». В протоколе, подписанном по итогам заседания СМПК, отражена договоренность рассмотреть вопрос о создании в рамках Комитета постоянно действующей двусторонней структуры, координирующей сотрудничество в области борьбы с хищениями и незаконным оборотом драгоценных металлов.

Площадкой, призванной быть местом для обсуждения предпринимательским сообществом практических вопросов торгово-экономического характера, является Деловой совет Россия-ЮАР. Он был создан в ходе визита президента РФ В.В.Путина в ЮАР 5-6 сентября 2006 г. [10].

Совет состоит из двух частей: российской (ТПП РФ, Российский Союз промышленников и предпринимателей) и южноафриканской (ТПП Южно-Африканской Республики (CHAMSA), Союз предпринимателей ЮАР (BUSA)). Сопредседателем российской части Делового совета является управляющий директор ГК «Ренова» В.П.Кремер. Сопредседатель с южноафриканской стороны – глава горнодобывающей компании «Mmakau Mining» Бриджет Радебе.

Стоит отметить, что в рамках 15-го заседания СМПК должно было состояться очередное совместное заседание Деловых советов Россия-ЮАР и ЮАР-Россия. Однако большинство из участников этого мероприятия с южноафриканской стороны, в т.ч. сопредседатель Делового совета ЮАР-Россия Б.Радебе, не приехали в Россию.

18 февраля 2011 г. ЮАР присоединилась к межгосударственному объединению БРИК, превратившемуся с ее вступлением в БРИКС. Сегодня, помимо политических вопросов, эти страны координируют и экономические взаимоотношения.

В ходе рабочего визита в Москву тогдашнего министра международных отношений и сотрудничества ЮАР М.Нкоана-Машабане 2 сентября 2013 г. было заключено Соглашение об учреждении в городе Йоханнесбурге Торгового представительства РФ в ЮАР, которое создало правовую базу для его деятельности, развития внешнеэкономических связей, инвестиционного сотрудничества между двумя государствами и укрепления позиций России в африканском регионе.

С 2015 г. в Совете Федерации ФС РФ также действует группа по сотрудничеству с Национальным советом провинций ЮАР2, функционирует совместный комитет по научно-техническому сотрудничеству, задачами которого являются проекты взаимодействия в области ядерных исследований, разработки медицинских и суперкомпьютерных технологий [11].

2. Верхняя палата парламента (прим. авт.).

Необходимо отметить, что укреплению отношений на политическом уровне способствуют регулярные встречи глав государств, которые в т.ч. обсуждают вопросы торгово-экономического сотрудничества.

РОССИЙСКИЕ КОМПАНИИ НА РЫНКЕ ЮАР

Как показало прошедшее 15-е заседание СМПК, готовые проекты для реализации и реальные перспективы развития двустороннего сотрудничества существуют в области промышленности.

В октябре 2018 г. была успешно завершена сделка по приобретению компанией TMH Africa, являющейся международным подразделением АО «Трансмашхолдинг», машиностроительного завода DCD Rolling Stock по сборке, техническому обслуживанию и модернизации подвижного состава различного назначения в г. Боксбург. ООО «Комбайновый завод «Ростсельмаш» совместно с южноафриканской компанией Feeler Africa намерены создать сеть мототракторных станций, организовать сервисные центры и сборочные предприятия в ЮАР. Компания также планирует реализовать программу подготовки кадров для нужд проекта.

Выражена готовность ПАО «КАМАЗ» совместно с дистрибьютором – компанией BELL Equipmentобеспечить полное сервисное и гарантийное обслуживание российской грузовой техники КАМАЗ на всей территории Южной Африки. Стороны отметили успешное проведение российской компанией АО «Автомобильный завод «УРАЛ» демонстрационных показов автомобилей Урал-NEXT в ЮАР. Стороны приветствовали готовность ООО «НПО «Полет» учредить в ЮАР предприятие для локализации производства продукции из композитных материалов, включая конструкционные материалы, элементы внешней и внутренней отделки городских, пригородных и междугородних пассажирских вагонов.

Южноафриканская сторона приветствовала намерение российской компании САТКА учредить в сотрудничестве с принадлежащей черному бизнесу компанией Manvest железо-марганцевую электроплавильную компанию в ЮАР в рамках курса правительства ЮАР на обогащение минеральных ресурсов. Осуществляется сотрудничество госкорпорации «Росатом» в рамках Национальной программы промышленного участия3

3. National Industrial Participation Programme (NIPP) (прим. авт.).

Вместе с тем, стороны отметили появление в последние годы определённых осложнений в осуществлении двусторонних торговых расчётов в валютах третьих стран. Речь, конечно же, идет об американском долларе, который используется США в качестве инструмента для дестабилизации отношений России с другими странами. Южноафриканская сторона также обеспокоена сложностями в этом направлении, поэтому приветствует намерение перейти на расчет в национальной валюте.

Что касается сотрудничества в области геологии и недропользования, то стороны поддержали намерение АО «Росгеология» и профильных организаций ЮАР по реализации проектов геологоразведки, освоения и добычи углеводородного сырья и первичной переработки нефтяных ресурсов. Вместе с тем, в Южной Африке продолжаются споры относительно целесообразности строительства атомной электростанции.

Наиболее успешной на сегодняшний день сферой двустороннего экономического сотрудничества является добыча полезных ископаемых. Крупнейшим инвестором из российских компаний, работающих в ЮАР, является группа компаний (ГК) «Ренова», возглавляемая В.Вексельбергом. В 2005 г. «Ренова» совместно со своим южноафриканским партнером основала компанию United Manganese of Kalahari (UMK) по разведке и добыче марганцевых руд в пустыне Калахари. Сегодня UMK занимает 4-е место по производству марганца в мире [12].

Основным предприятием Группы «Норильский никель» в ЮАР является Nkomati Mining. Партнером ОАО «ГМК Норильский никель» по проекту Nkomati является южноафриканская компания African Rainbow Minerals (ARM). 50% акций принадлежит ОАО «ГМК Норильский никель», остальные 50% – компании ARM.

Другой пример российских инвестиций в южноафриканскую металлургию – приобретение в 2010 г. «Северсталью» за $25 млн [11] 33% акций южноафриканской компании Iron Mineral Beneficiation Services (IMBS). В 2011 г. в г. Палаборва (провинция Лимпопо) IMBS начала строительство завода по выпуску горячебрикетированного железа по новой технологии. К началу 2016 г. на предприятии было запущено коммерческое производство [13].

Как видим, примеров успешного ведения отечественными компаниями бизнеса в ЮАР не так уж и много. В основном это декларации о намерениях и изъявления желания сторонами развивать то или иное направление.

Среди шагов, которые могли бы дать толчок углублению двусторонних отношений, могли быть следующие:

  • открытие представительства одного из российских банков и/или открытие корреспондентских счетов между российскими и южноафриканскими банками, что облегчило бы взаиморасчеты, в т.ч. посредством национальных валют;
  • укрепление кооперации по металлам платиновой группы (наподобие ОПЕК);
  • организация ремонтного «хаба» в ЮАР с учетом того, что страны юга Африки оснащены нашей техникой (удержать рынок сервисного обслуживания);
  • строительство АЭС;
  • выдача связанных кредитов на покупку российского оборудования и постройку инфраструктурных объектов силами российских компаний;
  • создание Российского культурного центра в ЮАР, что позволило бы укрепить гуманитарное сотрудничество, как важную основу для укрепления доверительных отношений между двумя странами.

У России и ЮАР имеется огромный потенциал для взаимовыгодного сотрудничества. Однако российскому бизнесу приходится вступить в соперничество с мировыми гигантами из числа западных монополий, многие десятилетия, а то и столетия, работающих на южноафриканском рынке, а также с компаниями из Индии и Китая. Нужно также иметь в виду, что успех российских инвесторов будет в значительной мере определяться знанием всех нюансов ведения бизнеса в ЮАР, в т.ч. знанием ВЕЕ4-законодательства и правильным выбором ВЕЕ-партнеров.

4. Black Economic Empowerment (BEE) (прим. авт.).

Россия и ЮАР, несомненно, являются стратегическими партнерами. Восстановление Российской Федерацией экономических связей с ЮАР, открывающей доступ на рынки других стран Африки южнее Сахары, в области использования природных ресурсов и возможность координации их сырьевой политики, позволит существенно укрепить позиции страны на континенте. Очевидно, США и ЕС будут препятствовать расширению сотрудничества в сырьевой сфере между Россией и Африкой. Ибо объединение усилий между странами в области экономики повлечет за собой и политическое сближение, что, в свою очередь, сможет существенно укрепить позиции двух стран в качестве активных игроков на международной арене.

Библиография

  1. 1. Петраков М. К 25-летию установления дипломатических отношений России и ЮАР // Международная жизнь. 2017. (Petrakov M. 2017. To 25th anniversary of diplomatic relations between Russia and South Africa // International Affairs) (In Russ.) – https://interaffairs.ru/news/show/16955 (accessed 13.12.2018)
  2. 2. African National Congress Timeline 1960-1969 // South African History Online – https://www.sahistory.org.za/topic/african-national-congress-timeline-1960-1969 (accessed 12.12.2018)
  3. 3. Шубин В. Зачем Южной Африке БРИКС и зачем БРИКСу Южная Африка? // Индекс безопасности. 2013, № 2 (105). (Shubin V. 2013. Why South Africa needs BRICS and why BRICS needs South Africa? // Security index. № 2 (105) (In Russ.)
  4. 4. Васильев А., Корендясов Е. Российско-африканские отношения через десять лет: новый старт // Российский совет по международным делам. (Vasilyev A., Korendyasov E. Russian-African relations in ten years time: a new start) (In Russ.) – http://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/analytics/rossiysko-afrikanskie-otnosheniya-cherez-desyat-letnovyy-st/ (accessed 13.12.2018)
  5. 5. Российский Центр внешней торговли // Географическая структура экспорта и импорта России в 1998 г. (Russian National Trade Point // Geographic structure of exports and imports of Russia in 1998) (In Russ.) - https://www.rusimpex.ru/index7.htm (accessed 25.11.2018)
  6. 6. Торгово-экономические отношения Российской Федерации с Южно-Африканской Республикой. (Trade and economic relations of the Russian Federation with the Republic of South Africa) (In Russ.) – http://www.mid.ru/ru/maps/za/-/asset_publisher/mNKyBR4ugevQ/content/id/548482 (accessed 20.10.2018)
  7. 7. Вести. Экономика // Профицит внешней торговли РФ вырос в 2017 г. на 25%. (News. Economy // Russia’s foreign trade surplus increased by 25% in 2017) (In Russ.) – https://www.vestifinance.ru/articles/97401 (accessed 28.10.2018)
  8. 8. Статистика внешней торговли. По данным ФТС России // Товарооборот между Россией и Южной Африкой. (Russia: foreign trade statistics. According to the FCS of Russia // Trade between Russia and South Africa) (In Russ.) – http://ru-stat.com/date-Y2013-2018/RU/trade/ZA (accessed 15.11.2018)
  9. 9. Кобылкин: товарооборот между Россией и ЮАР за 9 месяцев 2018 года вырос на 26% // ТАСС. 21.11.2018. (Kobylkin: trade between Russia and South Africa for 9 months of 2018 increased by 26% // TASS. 21.11.2018) (In Russ.) – https://tass.ru/ekonomika/5817198 (accessed 25.11.2018)
  10. 10. О сотрудничестве с ЮАР по линии ТПП России. (About cooperation with the South Africa in the framework of the CCI of Russia) (In Russ.) – https://tpprf.ru/ru/vneshnie-svyazy/bilateral_cooperation/countries/africa/rsa/ccirfrsacoop/ (accessed 14.12.2018).
  11. 11. Сотрудничество стран БРИКС: Россия и ЮАР. (The cooperation of BRICS countries: Russia and South Africa) (In Russ.) – https://wtcmoscow.ru/services/international-partnership/analitycs/sotrudnichestvo-stran-briks-rossiya-i-yuar/ (accessed 14.12.2018)
  12. 12. United Manganese of Kalahari – http://umk.co.za/about_us.html (accessed 2.12.2018)
  13. 13. Iron Mineral Beneficiation Services – https://www.imbsworld.com/about.htm (accessed 5.11.2018)
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека