- Код статьи
- S032150750010108-0-1
- DOI
- 10.31857/S032150750010108-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №7
- Страницы
- 67-72
- Аннотация
Малайзия более чем за шесть десятилетий независимого развития прошла сложный путь модернизации экономики. Проведенные реформы и благоприятная конъюнктура мирового рынка позволили ей перейти от аграрно-сырьевой структуры хозяйства к новому индустриальному укладу. Малайзии предстоит адаптироваться к текущей ситуации в глобальной экономике и найти дополнительные драйверы роста, важнейшим из которых является формирование человеческого капитала.Малайзия более чем за шесть десятилетий независимого развития прошла сложный путь модернизации экономики. Проведенные реформы и благоприятная конъюнктура мирового рынка позволили ей перейти от аграрно-сырьевой структуры хозяйства к новому индустриальному укладу. Малайзии предстоит адаптироваться к текущей ситуации в глобальной экономике и найти дополнительные драйверы роста, важнейшим из которых является формирование человеческого капитала.
- Ключевые слова
- Малайзия, человеческий капитал, знания, образование, экономический рост, производительность труда
- Дата публикации
- 27.08.2020
- Всего подписок
- 27
- Всего просмотров
- 3319
Среди развивающихся государств Малайзию можно выделить в качестве одного из успешных примеров стран, которым удалось превратиться из поставщика сырьевых товаров в экспортера обрабатывающей промышленности, добившись при этом существенного повышения уровня жизни населения и перейти в категорию стран с доходами выше среднего уровня, согласно классификации Всемирного банка (ВБ). Об этом свидетельствуют и относительно высокие и устойчивые темпы экономического развития Малайзии.
Среднегодовые темпы роста ВВП в 1970-2018 гг. составили 6,3% (среднемировые – 3,1%) и превышают уровень стран с доходом выше среднего (4,4%) [17]. Объем ВВП (в постоянных ценах 2010 г.) за этот период увеличился в 18 раз, что, в свою очередь, способствовало четырехкратному наращиванию вклада Малайзии в мировое производство (0,46% в 2018 г. по сравнению с 0,1% в 1970 г.) [18]. Произошла перестройка и в социальной сфере. Доходы домохозяйств выросли с $64 в 1970 г. до $1695 в 2019 г., или в 26 раз [7].
Успехи Малайзии были достигнуты благодаря ряду различных факторов. Среди социальных об-стоятельств, способствующих процессу трансформации Малайзии, следует выделить повышенное внимание государства к развитию человеческого капитала на всех этапах независимого развития страны.
В первые десятилетия после обретения независимости в 1957 г. экономика Малайской Федерации (с 1963 г. – Малайзия) не претерпела существенных изменений по сравнению с колониальным периодом. Страна вступила на путь самостоятельного развития, обладая малочисленным национальным предпринимательским сектором, в основном китайским, и при почти полном отсутствии квалифицированных национальных кадров [6]. Одним из важнейших факторов конкурентоспособности экономики Малайзии на первом этапе становления хозяйства стала дешевизна и доступность рабочей силы, необходимые для формирования экспортных отраслей.
Для преодоления отсталости в экономике и снижения численности населения, живущего за чертой бедности, правительство Малайзии выбрало плановую стратегию экономического роста. В 1971 г. была разработана «новая экономическая политика», направленная на всемерное ускорение промышленного развития и преодоление неравенства трех национальных общин, проживающих в Малайзии (малайцы, китайцы, индийцы) [4].
Ориентация на промышленное производство способствовала трансформации хозяйства. Из крупнейшего в мире производителя каучука и олова Малайзия превратилась в страну c диверсифицированной экономикой, ориентированной на экспорт, что повлияло на снижение доли занятых в сельском хозяйстве и добывающей промышленности с 48% в 1970 г. до примерно 19% в 2000 г. [4]. Начиная с 1970-х гг. основной сферой занятости стали отрасли индустриального сектора, в особенности, обрабатывающая промышленность: если в 1959 г. её вклад в ВВП составлял только 9%, то к 1970 г. он достиг 12%, а к 1985 г. – 35% [3].
Форсированное развитие промышленности вызвало ускоренный рост ВВП на душу населения: в 1960 г. этот показатель составлял всего $829 (по ППС), в 1970 г. – $1125, а в 1981 г. - $1796 [5], т.е. увеличился более чем в 2 раза. Таким образом, благодаря динамичному развитию индустриального сектора за 20 с небольшим лет Малайзии удалось достичь существенных изменений в социально-экономической сфере.
ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
Вследствие стремительного развития производства Малайзия перестала быть страной с избыточным предложением дешевой рабочей силы и, напротив, становится государством, в котором больше всего ценится образованное население.
В последнем, 11-м плане развития Малайзии (2016-2020 гг.)1 в качестве приоритетной задачи была поставлена цель сформировать эффективную дифференцированную систему накопления знаний [16]. Если говорить о процентном соотношении расходов на образование к общему объему ВВП, особое внимание обращает на себя тот факт, что доля капиталовложений Малайзии заметно превышает показатели соседних стран региона, в отдельные периоды (2001-2003 гг.) достигая 7,5% [10].
Одним из наиболее распространенных индикаторов социальной среды и качества жизни стран является Индекс человеческого развития ООН (ИЧР) [2], который служит комплексным сравнительным показателем и используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми государствами. Исходя из расчетов ООН, можно сделать вывод о наличии общей тенденции к повышению качества жизни в Малайзии, которая находится в группе с очень высоким ИЧР: в 2019 г. ее показатель составил 0,804 (61-е место из 189 рассмотренных стран) [25], в то время как еще в 2011 г. был 0,781 [24], а в 1990 г. не поднимался выше отметки 0,643 [23].
В рамках представленного ВБ в 2018 г. глобального проекта развития человеческого капитала впервые был опубликован новый интегральный показатель – Индекс человеческого капитала (ИЧК), позволяющий дать количественную оценку вклада здравоохранения и образования в производительность и уровень дохода следующего поколения граждан.
Расчет ИЧК включает в себя анализ по 5 компонентам: 1 – выживаемость; 2 – ожидаемая продолжительность обучения детей в школе, скорректированная на 3 – результаты тестирования по международным и региональным программам оценки образовательных достижений учащихся; 4 – распространенность низкорослости среди детей в возрасте до 5 лет; и 5 – доля лиц в возрасте 15 лет, которые доживут до 60 лет [22].
Согласно последним имеющимся исследованиям, производительность труда человека, родившегося в 2018 г. в Малайзии, по достижении совершеннолетия составит 62% от потенциального 100%-ного уровня, который возможен при условии получения полного образования и абсолютного здоровья. Это обеспечит стране место среди стран с ИЧК выше среднего (55-я позиция из 157 охваченных государств). Малайзия станет третьей после Сингапура (1-е место в мире) и Вьетнама (49-е) в регионе ЮВА (см. диагр.).
Сравнивая группы стран по этому индексу, выявляется закономерность: чем выше уровень доходов, тем выше показатель ИЧК. Повышение качества человеческого капитала является как условием, так и следствием экономического роста.
Несмотря на то, что по всем 5 компонентам ИЧК Малайзия еще не может конкурировать с лидирующими в рейтинге экономически развитыми центрами, в стране наблюдаются позитивные тенденции в состоянии образования и здоровья населения. Еще в 1970 г. смертность детей младше 5 лет на 1000 составляла 54 человека, в 2018 г. этот показатель снизился до 8 (практически в 7 раз) [19]. При этом если ребенок, родившийся в Малайзии в 1970 г., мог рассчитывать прожить до 64 лет [20], то к 2019 г. продолжительность жизни увеличилась до 74,5 лет [9].
Диаграмма. Индекс человеческого капитала в отдельных странах, 2018 г.
Примечание: страны сгруппированы по уровню доходов по классификации ВБ. Уровень доходов определяется по показателю ВВП на душу населения.
Составлено по: The World Bank / World Data Bank / World Development Indicators. >>>> (accessed 18.01.2020); [22].
Важно отметить, что ожидаемая продолжительность жизни в Малайзии существенно различается по этническим группам: средние показатели китайского населения (77,3) на 4 года превышают ожидаемую продолжительность жизни бумипутра2 (73,3) и на 5,5 лет индийского населения (71,8) [8]. Такое неравенство может говорить о все еще существующем диспаритете в уровне жизни, доходе и социальном обеспечении трех основных этнических общин этой страны.
Заметное улучшение прослеживается и в уровне образования. Малайзии удалось достичь значительного продвижения по распространению грамотности среди населения. Только за последние годы осуществлялись такие программы, как «Национальная миссия грамотности» и сопутствующая ей «Программа непрерывного обучения» [11]. Усилия государства выражаются в существенном улучшении результатов: с 69% грамотных среди населения старше 15 лет в 1980 г. до 88% в 2000 г. и до 94% в 2016 г. [21].
Интегральным по нескольким показателям является среднее ожидаемое число лет обучения для детей, начиная с 5 лет. Этот индикатор учитывает как степень охвата населения образованием, так и продолжительность учебы и позволяет составить общее представление о системе образования страны. Средняя ожидаемая продолжительность обучения для детей в возрасте от 5 лет в Малайзии с 1980 по 2000 гг. увеличилась с 5,6 лет до 8,8 [26], а в 2018 г. достигла уже 12,2 лет.
О значительных изменениях можно сделать вывод и на основании индекса образования, рассчитываемого в рамках ИЧР ООН. С 1990 по 2018 гг. Малайзии удалось повысить данный показатель в 1,5 раза – с 0,488 до 0,713, что соответствует 74-му месту в мире из 189 стран, располагаясь между Коста-Рикой (73-е) и Боснией и Герцеговиной (75-е место).
Основными причинами пока еще недостаточно высоких результатов Малайзии в сфере образования на фоне уровня экономически развитых стран могут служить следующие: во-первых, можно говорить о более позднем начале дошкольного обучения (6 лет) и, соответственно, недостаточном охвате образованием детей моложе 7 лет. Это приводит к существенному снижению показателей ожидаемой продолжительности обучения. Во-вторых, значимой причиной является отсутствие
Таблица
Вклад факторов производства в темпы роста ВВП Малайзии, % (1991-2018 гг.)
Примечание: * показатели качества труда основаны на квалификационном составе рабочей силы, определяемом уровнем их образования.
Cоставлено и рассчитано по: Malaysia Productivity Corporation. 25th Productivity Report. Selangor, p. 4; OECD Economic Survey Malaysia, July 2019. >>>> (accessed 10.01.2020)
обязательного среднего образования, в связи с чем степень охвата населения данной ступенью обучения значительно ниже развитых стран и составляло лишь 86% в 2018 г. [15]. В-третьих, несмотря на увеличение в 4 раза доли населения, получившего третичное образование3 с 7% в 1990 г. до 42% в 2017 г. [26], коэффициент охвата высшим образование все еще невысок, в особенности в сельской местности и штатах Сабах и Саравак на о. Борнео, а также среди населения старше 45 лет.
Развитие человеческого капитала является одной из приоритетных задач для стимулирования производительности труда. Тем не менее, применяемый труд, согласно данным таблицы, по-прежнему остается значительным фактором в стимулировании прироста ВВП, достигая в период с 2011 по 2018 гг. 21% от ВВП [12].
Количественное увеличение трудовых ресурсов происходит за счет активного включения в общественное производство сельского населения, что позволяет сдерживать оплату труда на низком уровне и обеспечивать высокую конкурентоспособность малазийских товаров на мировом рынке. Так, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, в 2018 г. Малайзия занимает 27-ю позицию среди 141 рассматриваемых стран [27].
При этом Малайзия продолжает зависеть в особенности от низкоквалифицированного применяемого труда, а также от иностранной рабочей силы [1]. Хотя рост численности квалифицированных рабочих (на 3,9% в год в течение 2016-2018 гг.) выше, чем работников с более низкой квалификацией (0,9%), их доля в общей занятости по-прежнему невелика и составляла 25% в 2019 г. [26]. В 11-м плане развития поставлена цель – довести этот уровень до 35%. Пока же совокупный вклад качественного человеческого капитала в ВВП остается ниже, чем средний показатель по странам ОЭСР (15,3%), не превышая 11% в 1991-2018 гг. (см. табл.).
Зависимость хозяйства Малайзии от количественных составляющих говорит о том, что экономический рост продолжает обеспечиваться такими экстенсивными факторами, как применяемый труд, а также накопление неинновационного капитала, который направляется, в основном, в сферу строительства.
Так, вклад реальных капиталовложений в прирост ВВП, т.е. капиталовложений, направленных на развитие и поддержку реальных объектов производства (например, закупку нового оборудования для предприятия), остается по-прежнему значительным, составив 55% в 2011-2018 гг. Наряду с этим, за исключением периода с 2011 по 2018 гг., наблюдалась позитивная, хоть и медленная и не вполне устойчивая, динамика в повышении доли капиталовложений, направленных в инновационные сектора: с 16% в 1991-1995 гг. до 29% в 2011-2018 гг. Это свидетельствует о тенденции усиления интенсивных составляющих экономического роста в стране (см. табл.).
Вместе с тем, уровень совокупной факторной производительности (СФП)4 с 1991 по 2018 гг. продолжает испытывать значительные колебания, лишь в отдельные годы достигая положительных значений. Согласно целям, поставленным в 11-м плане, прирост СФП должен стать основным драйвером роста хозяйства Малайзии и к 2020 г. достигнуть прироста, как минимум, 3,7% в год, составив 92 300 малазийских ринггитов ($22 575)5.
5. Рассчитано по текущему курсу $ к малазийскому ринггиту на 02.03.2020 (прим. авт.).
В период 2014-2017 гг. Малайзии уже удалось достичь среднего прироста в 3,6%, повысив величину производительности с 73 087 ринггитов ($17 876) в 2014 г. до 81 268 рингг. ($19 877) в 2017 г. [12], что свидетельствует о постепенном, хотя и не вполне устойчивом, изменении соотношения экстенсивных и интенсивных факторов для развития экономики Малайзии. Вследствие чего предполагается, что вклад СФП в прирост ВВП увеличится с 4% в 2011-2018 гг. до 15% в 2019-2025 гг. [12]. Повышение роли СФП может говорить о постепенном переходе экономики Малайзии к отраслям с более высокой добавленной стоимостью и квалифицированным человеческим капиталом.
При этом в абсолютном значении почасовая производительность труда в расчете на одного занятого в стране, рассчитанная по ППС, возросла с 2012 по 2016 гг. в 1,6 раза, составив $31,5 [12], что превышает аналогичные показатели в других странах региона, кроме Сингапура и Брунея. Столь высокая эффективность труда в Малайзии обеспечивается, прежде всего, высокопроизводительной структурой производства, сложившейся там к началу ХХI в. [1]. Согласно докладу Министерства международной торговли и промышленности, в 2019 г. самый высокий прирост производительности труда был зафиксирован в таких областях, как строительство (3,3%), добывающая промышленность (3,3%) и услуги (2,5%) [13]. Вклад этих отраслей в совокупную добавленную стоимость достигает: в добывающей промышленности – 8%, в строительстве – 23%, в сфере услуг – 54,5% [12].
Несмотря на то, что за период с 2013 по 2017 гг. рост заработной платы превышал темпы инфляции, составив в среднем 3,3% в год, он был ниже среднего прироста реального ВВП в этот период (5,3%), означая, что выгода трудящихся от экономического благополучия страны была меньше, чем у других экономических агентов. В результате чего доля оплаты труда работников в ВВП остается на достаточно низком уровне в 35% в 2017 г. с предполагаемым повышением до 38% к 2020 г. [14], что позволит повысить доходы населения. Наряду с этим, согласно официальной малазийской статистики, с 2015 по 2018 гг. доходы домашних хозяйств ежегодно увеличиваются, в среднем, на 6,2% [7]. Тем не менее, для достижения поставленной в 11-м плане цели – повысить доходы домохозяйств за период с 2015 по 2020 гг. в 1,7 раза, темпы роста пока являются недостаточными [14].
В целом, можно говорить о том, что Малайзии удалось добиться существенного прогресса в выравнивании распределения доходов между домохозяйствами, измеряемое коэффициентом Джини, индекс которого с 0,513 в 1970 г. составил 0,446 в 1989 г. и 0,399 – в 2016 г. [7], а к 2020 г. планируется уровень в 0,384 [15]. Сглаживание неравенства с одновременным сокращением масштабов бедности было достигнуто путем устойчивого экономического роста. Доля населения, проживающего в абсолютной бедности, сократилась с 49,3% в 1970 г. до 0,4% – в 2018 г. [7].
* * *
Подводя итоги, необходимо отметить, что на разных этапах экономического развития в Малайзии ценились различные стороны человеческого потенциала. Если в период после обретения независимости основным конкурентным преимуществом страны являлась дешевизна рабочей силы, необходимая для развития трудоемких ориентированных на экспорт отраслей, то, начиная с 1970-х гг. по мере наращивания индустриального потенциала, государство стало нуждаться в более квалифицированном персонале и эффективной дифференцированной системе распространения и накопления знаний, необходимой для устойчивого развития современной национальной экономики.
Библиография
- 1. Бойцов В.В. Экономический рост в современной Малайзии: факторы и эффективность. Страны Азии и Африки в XXI веке: экономическое развитие и научно-технический прогресс. К 90-летию В.Г. Растянникова. Москва, ИВ РАН, 2018, с. 301.
- 2. Гришин И. Человеческое развитие: количественное измерение и процессы в мировой системе. Мировая экономика и международные отношения. 2010, № 7, с. 102-114.
- 3. Тюрин В.А. История Малайзии. Краткий очерк. Москва, Наука, 1978, с. 243. (Tyurin V.A. 1978. History of Malaysia. A brief sketch. M.) (In Russ.)
- 4. Тюрин В.А., Цыганов В.А. История Малайзии. ХХ век. М., ИВ РАН, 2010, с. 119.
- 5. Ravallion M. Ethnic Inequality and Poverty in Malaysia Since 1969. Nber working paper series. Cambridge. 2019, p. 3. https://doi.org/10.3386/w25640 (accessed 11.01.2020)
- 6. Samuel Bassey Okpostin, Abdul Halim Abdul Hamid, Ong Hway Boon. The changing phases of Malaysian economy, Selangor, 2005, p.120.
- 7. Department of Statistics Malaysia. Report of Household Income And Basic Amenities Survey 2016. https://www.dosm.gov.my/v1/index.php?r=column/cthemeByCat&cat=120&bul_id=RUZ5REwveU1ra1hGL21JWVlPRm U2Zz09&menu_id=amVoWU54UTl0a21NWmdhMjFMMWcyZz09 (accessed 11.01.2020)
- 8. Department of Statistics Malaysia. Abridged Life Tables Malaysia, 2017-2019. https://www.dosm.gov.my/v1/index. php?r=column/pdfPrev&id=YnV4S1FyVnNzUWJlQ3F5NHVMeFY3UT09 (аccessed 18.01.2020)
- 9. Department of Statistics Malaysia. Employment Statistics 2019. https://www.dosm.gov.my/v1/index.php?r=column/ cthemeByCat&cat=439&bul_id=akhuTkdhaTEvbzdTWUhIZnFKaktTZz09&menu_id=Tm8zcnRjdVRNWWlpWjRlbmtla Dk1UT09 (accessed 19.01.2020)
- 10. Department of Statistics Malaysia, Official Portal. Labour Force & Social Statistics. https://www.dosm.gov.my/v1/index.php?r=column/ctwoByCat&parent_id=123&menu_id=U3VPMldoYUxzVzFaYmNkWXZteGduZz09 (accessed 19.01.2020)
- 11. Malaysia Education Blueprint (Higher Education), 2015-2025. Putrajaya: Ministry of Education Malaysia. https://www.usm.my/index.php/my-usm/vice-chancellors-column/arkib-ucapan/298-malaysia-education-blueprint-2015-2025-higher-education-addressing-current-and-future-challenges-in-malaysian-higher-education-2 (аccessed 08.07.2019)
- 12. Malaysia Productivity Corporation. 25th Productivity Report. Selangor, p. 4.
- 13. Ministry of International Trade and Industry. Malaysia’s labour productivity continues to record positive growth in second quarter 2019.https://www.miti.gov.my/miti/resources/Media%20Release/Media_Release_Malaysia%E2%80%99s_Labour_Productivity_Continues_To_Record_Positive_Growth_In_Second_Quarter_2019.pdf (аccessed 08.07.2019)
- 14. OECD Economic Survey Malaysia, July 2019, p. 16. http://www.oecd.org/economy/surveys/Malaysia-2019-OECDeconomic-survey-overview.pdf (accessed 23.12.2019)
- 15. Official portal of Ministry of Finance Malaysia. Statistical Outlook 2019, p. 39. https://www.treasury.gov. my/pdf/economy/2019/st_sosioeconomic.pdf (accessed 08.01.2019)
- 16. The Eleventh Malaysia Plan 2016-2020. https://policy.asiapacificenergy.org/node/2508 (аccessed 10.11.2019)
- 17. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. GDP Growth (Annual %), https://data.world bank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?end=2018&locations=MY&start=1980&view=chart (accessed 08.01.2020)
- 18. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. GDP (constant 2010 US$). https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD (accessed 08.01.2020)
- 19. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. Mortality rate (under 5 per 1,000). https://data.worldbank.org/indicator/SE.PRM.ENRR (аccessed 18.01.2020)
- 20. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. Expectancy at Birth (total years). https://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN.LE00.IN?locations=MY (accessed 18.01.2020)
- 21. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. Literacy rate, adult total (% of people ages 15 and above). https://data.worldbank.org/indicator/SE.ADT.LITR.ZS?locations=MY (accessed 10.04.2020)
- 22. The World Bank. The Human Capital Project. Washington, 2018, p. 32.
- 23. UNDP. Human Development Report. 1990, p. 111.
- 24. UNDP. Human Development Report. 2011, p. 128.
- 25. UNDP. Human Development Report. 2019, p. 300.
- 26. UNDP. Human Development Reports. Mean Years of Schooling. http://hdr.undp.org/en/content/mean-yearsschooling-males-aged-25-years-and-above-years (accessed 18.01.2020)
- 27. World Economic Forum. The Competitiveness Report 2019, Geneva, p. 383. Ministry of International Trade and Industry. Malaysia’s labour productivity continues to record positive growth in second quarter 2019. https://www.miti.gov.my/miti/resources/Media%20Release/Media_Release_Malaysia%E2%80% 99s_Labour_Productivity_Continues_To_Record_Positive_Growth_In_Second_Quarter_2019.pdf (аccessed 08.07.2019)