Forming of human capital in Malaysia
Table of contents
Share
QR
Metrics
Forming of human capital in Malaysia
Annotation
PII
S032150750010108-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Daria N. Kamyshnikova 
Occupation: Post-graduate student, Institute of Asian and African countries, Lomonosov Moscow State University
Affiliation: МГУ им. М.В.Ломоносова
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
67-72
Abstract

In more than six decades of independent development Malaysia has gone through the difficult path of modernization and  industrialization  of  the  economy.  Properly  implemented  reforms  and  a  favorable  global  situation  allowed  this  country  to transform itself from one-sided agrarian and raw material-based economy in the past to the so-called new industrial country. In order to develop further and achieve the status of the economically developed state, Malaysia should adapt to the current situation in the global economy and find additional drivers of growth, the most important of which is the development of human capital. The article  is  devoted  to  the  consideration  of  the  role  of  human  capital  as  a  key  factor  in  the  social  and  economic  development  of Malaysia.

In the analysis it is shown that investments in education and human capital development have become a decisive factor in increasing productivity, ensuring the unique competencies and special competitive advantages of Malaysia, as well as allowing the development of high-tech industries with constant growth of value-added production indicators.

The  experience  of  Malaysia  has  shown  that  in  the  context  of  transition  to  a  new  stage  of  development,  it  is  necessary  to strengthen income distribution between the three main ethnic groups which is necessary for building a modern and well-balanced economy. Nevertheless, at the current stage Malaysia has not yet reached the quality of human capital as high as in developed countries but has already managed to move forward along the path of education and quality improvement of work force in general.

Keywords
Malaysia, human capital, knowledge, education, economic growth, labor productivity
Date of publication
27.08.2020
Number of purchasers
27
Views
3296
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 Среди развивающихся государств Малайзию можно выделить в качестве одного из успешных примеров стран, которым удалось превратиться из поставщика сырьевых товаров в экспортера обрабатывающей промышленности, добившись при этом существенного повышения уровня жизни населения и перейти в категорию стран с доходами выше среднего уровня, согласно классификации Всемирного банка (ВБ). Об этом свидетельствуют и относительно высокие и устойчивые темпы экономического развития Малайзии.
2 Среднегодовые темпы роста ВВП в 1970-2018 гг. составили 6,3% (среднемировые – 3,1%) и превышают уровень стран с доходом выше среднего (4,4%) [17]. Объем ВВП (в постоянных ценах 2010 г.) за этот период увеличился в 18 раз, что, в свою очередь, способствовало четырехкратному наращиванию вклада Малайзии в мировое производство (0,46% в 2018 г. по сравнению с 0,1% в 1970 г.) [18]. Произошла перестройка и в социальной сфере. Доходы домохозяйств выросли с $64 в 1970 г. до $1695 в 2019 г., или в 26 раз [7].
3 Успехи Малайзии были достигнуты благодаря ряду различных факторов. Среди социальных об-стоятельств, способствующих процессу трансформации Малайзии, следует выделить повышенное внимание государства к развитию человеческого капитала на всех этапах независимого развития страны.
4 В первые десятилетия после обретения независимости в 1957 г. экономика Малайской Федерации (с 1963 г. – Малайзия) не претерпела существенных изменений по сравнению с колониальным периодом. Страна вступила на путь самостоятельного развития, обладая малочисленным национальным предпринимательским сектором, в основном китайским, и при почти полном отсутствии квалифицированных национальных кадров [6]. Одним из важнейших факторов конкурентоспособности экономики Малайзии на первом этапе становления хозяйства стала дешевизна и доступность рабочей силы, необходимые для формирования экспортных отраслей.
5 Для преодоления отсталости в экономике и снижения численности населения, живущего за чертой бедности, правительство Малайзии выбрало плановую стратегию экономического роста. В 1971 г. была разработана «новая экономическая политика», направленная на всемерное ускорение промышленного развития и преодоление неравенства трех национальных общин, проживающих в Малайзии (малайцы, китайцы, индийцы) [4].
6 Ориентация на промышленное производство способствовала трансформации хозяйства. Из крупнейшего в мире производителя каучука и олова Малайзия превратилась в страну c диверсифицированной экономикой, ориентированной на экспорт, что повлияло на снижение доли занятых в сельском хозяйстве и добывающей промышленности с 48% в 1970 г. до примерно 19% в 2000 г. [4]. Начиная с 1970-х гг. основной сферой занятости стали отрасли индустриального сектора, в особенности, обрабатывающая промышленность: если в 1959 г. её вклад в ВВП составлял только 9%, то к 1970 г. он достиг 12%, а к 1985 г. – 35% [3].
7 Форсированное развитие промышленности вызвало ускоренный рост ВВП на душу населения: в 1960 г. этот показатель составлял всего $829 (по ППС), в 1970 г. – $1125, а в 1981 г. - $1796 [5], т.е. увеличился более чем в 2 раза. Таким образом, благодаря динамичному развитию индустриального сектора за 20 с небольшим лет Малайзии удалось достичь существенных изменений в социально-экономической сфере.
8

ФОРМИРОВАНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

9 Вследствие стремительного развития производства Малайзия перестала быть страной с избыточным предложением дешевой рабочей силы и, напротив, становится государством, в котором больше всего ценится образованное население.
10 В последнем, 11-м плане развития Малайзии (2016-2020 гг.)1 в качестве приоритетной задачи была поставлена цель сформировать эффективную дифференцированную систему накопления знаний [16]. Если говорить о процентном соотношении расходов на образование к общему объему ВВП, особое внимание обращает на себя тот факт, что доля капиталовложений Малайзии заметно превышает показатели соседних стран региона, в отдельные периоды (2001-2003 гг.) достигая 7,5% [10].
1. Генеральные (на 10 лет) и среднесрочные (на 5 лет) планы развития являются комплексной стратегией экономической трансформации, нацеленной на превращение Малайзии в страну с высоким уровнем доходов по классификации Всемирного банка (прим. авт.).
11 Одним из наиболее распространенных индикаторов социальной среды и качества жизни стран является Индекс человеческого развития ООН (ИЧР) [2], который служит комплексным сравнительным показателем и используется для выявления отличий между развитыми, развивающимися и недостаточно развитыми государствами. Исходя из расчетов ООН, можно сделать вывод о наличии общей тенденции к повышению качества жизни в Малайзии, которая находится в группе с очень высоким ИЧР: в 2019 г. ее показатель составил 0,804 (61-е место из 189 рассмотренных стран) [25], в то время как еще в 2011 г. был 0,781 [24], а в 1990 г. не поднимался выше отметки 0,643 [23].
12 В рамках представленного ВБ в 2018 г. глобального проекта развития человеческого капитала впервые был опубликован новый интегральный показатель – Индекс человеческого капитала (ИЧК), позволяющий дать количественную оценку вклада здравоохранения и образования в производительность и уровень дохода следующего поколения граждан.
13 Расчет ИЧК включает в себя анализ по 5 компонентам: 1 – выживаемость; 2 – ожидаемая продолжительность обучения детей в школе, скорректированная на 3 – результаты тестирования по международным и региональным программам оценки образовательных достижений учащихся; 4 – распространенность низкорослости среди детей в возрасте до 5 лет; и 5 – доля лиц в возрасте 15 лет, которые доживут до 60 лет [22].
14 Согласно последним имеющимся исследованиям, производительность труда человека, родившегося в 2018 г. в Малайзии, по достижении совершеннолетия составит 62% от потенциального 100%-ного уровня, который возможен при условии получения полного образования и абсолютного здоровья. Это обеспечит стране место среди стран с ИЧК выше среднего (55-я позиция из 157 охваченных государств). Малайзия станет третьей после Сингапура (1-е место в мире) и Вьетнама (49-е) в регионе ЮВА (см. диагр.).
15 Сравнивая группы стран по этому индексу, выявляется закономерность: чем выше уровень доходов, тем выше показатель ИЧК. Повышение качества человеческого капитала является как условием, так и следствием экономического роста.
16 Несмотря на то, что по всем 5 компонентам ИЧК Малайзия еще не может конкурировать с лидирующими в рейтинге экономически развитыми центрами, в стране наблюдаются позитивные тенденции в состоянии образования и здоровья населения. Еще в 1970 г. смертность детей младше 5 лет на 1000 составляла 54 человека, в 2018 г. этот показатель снизился до 8 (практически в 7 раз) [19]. При этом если ребенок, родившийся в Малайзии в 1970 г., мог рассчитывать прожить до 64 лет [20], то к 2019 г. продолжительность жизни увеличилась до 74,5 лет [9].
17

Диаграмма. Индекс человеческого капитала в отдельных странах, 2018 г.

18 Примечание: страны сгруппированы по уровню доходов по классификации ВБ. Уровень доходов определяется по показателю ВВП на душу населения.
19 Составлено по: The World Bank / World Data Bank / World Development Indicators. >>>> (accessed 18.01.2020); [22].
20 Важно отметить, что ожидаемая продолжительность жизни в Малайзии существенно различается по этническим группам: средние показатели китайского населения (77,3) на 4 года превышают ожидаемую продолжительность жизни бумипутра2 (73,3) и на 5,5 лет индийского населения (71,8) [8]. Такое неравенство может говорить о все еще существующем диспаритете в уровне жизни, доходе и социальном обеспечении трех основных этнических общин этой страны.
2. Бумипутра – наименование этнической группы малайцев, коренного населения Малайзии. В буквальном переводе с малайского означает «дети земли» (от санскритских слов бхумиземля, путрасын) (прим. ред.)
21 Заметное улучшение прослеживается и в уровне образования. Малайзии удалось достичь значительного продвижения по распространению грамотности среди населения. Только за последние годы осуществлялись такие программы, как «Национальная миссия грамотности» и сопутствующая ей «Программа непрерывного обучения» [11]. Усилия государства выражаются в существенном улучшении результатов: с 69% грамотных среди населения старше 15 лет в 1980 г. до 88% в 2000 г. и до 94% в 2016 г. [21].
22 Интегральным по нескольким показателям является среднее ожидаемое число лет обучения для детей, начиная с 5 лет. Этот индикатор учитывает как степень охвата населения образованием, так и продолжительность учебы и позволяет составить общее представление о системе образования страны. Средняя ожидаемая продолжительность обучения для детей в возрасте от 5 лет в Малайзии с 1980 по 2000 гг. увеличилась с 5,6 лет до 8,8 [26], а в 2018 г. достигла уже 12,2 лет.
23 О значительных изменениях можно сделать вывод и на основании индекса образования, рассчитываемого в рамках ИЧР ООН. С 1990 по 2018 гг. Малайзии удалось повысить данный показатель в 1,5 раза – с 0,488 до 0,713, что соответствует 74-му месту в мире из 189 стран, располагаясь между Коста-Рикой (73-е) и Боснией и Герцеговиной (75-е место).
24 Основными причинами пока еще недостаточно высоких результатов Малайзии в сфере образования на фоне уровня экономически развитых стран могут служить следующие: во-первых, можно говорить о более позднем начале дошкольного обучения (6 лет) и, соответственно, недостаточном охвате образованием детей моложе 7 лет. Это приводит к существенному снижению показателей ожидаемой продолжительности обучения. Во-вторых, значимой причиной является отсутствие
25 Таблица
26 Вклад факторов производства в темпы роста ВВП Малайзии, % (1991-2018 гг.)
27

28 Примечание: * показатели качества труда основаны на квалификационном составе рабочей силы, определяемом уровнем их образования.
29 Cоставлено и рассчитано по: Malaysia Productivity Corporation. 25th Productivity Report. Selangor, p. 4; OECD Economic Survey Malaysia, July 2019. >>>> (accessed 10.01.2020)
30 обязательного среднего образования, в связи с чем степень охвата населения данной ступенью обучения значительно ниже развитых стран и составляло лишь 86% в 2018 г. [15]. В-третьих, несмотря на увеличение в 4 раза доли населения, получившего третичное образование3 с 7% в 1990 г. до 42% в 2017 г. [26], коэффициент охвата высшим образование все еще невысок, в особенности в сельской местности и штатах Сабах и Саравак на о. Борнео, а также среди населения старше 45 лет.
3. Третичное образование – обучение, продолжающее полное среднее образование с выпускным экзаменом. К третичному образованию относятся высшее и высшее профессиональное образование (прим. ред.)
31 Развитие человеческого капитала является одной из приоритетных задач для стимулирования производительности труда. Тем не менее, применяемый труд, согласно данным таблицы, по-прежнему остается значительным фактором в стимулировании прироста ВВП, достигая в период с 2011 по 2018 гг. 21% от ВВП [12].
32 Количественное увеличение трудовых ресурсов происходит за счет активного включения в общественное производство сельского населения, что позволяет сдерживать оплату труда на низком уровне и обеспечивать высокую конкурентоспособность малазийских товаров на мировом рынке. Так, согласно индексу глобальной конкурентоспособности, в 2018 г. Малайзия занимает 27-ю позицию среди 141 рассматриваемых стран [27].
33 При этом Малайзия продолжает зависеть в особенности от низкоквалифицированного применяемого труда, а также от иностранной рабочей силы [1]. Хотя рост численности квалифицированных рабочих (на 3,9% в год в течение 2016-2018 гг.) выше, чем работников с более низкой квалификацией (0,9%), их доля в общей занятости по-прежнему невелика и составляла 25% в 2019 г. [26]. В 11-м плане развития поставлена цель – довести этот уровень до 35%. Пока же совокупный вклад качественного человеческого капитала в ВВП остается ниже, чем средний показатель по странам ОЭСР (15,3%), не превышая 11% в 1991-2018 гг. (см. табл.).
34 Зависимость хозяйства Малайзии от количественных составляющих говорит о том, что экономический рост продолжает обеспечиваться такими экстенсивными факторами, как применяемый труд, а также накопление неинновационного капитала, который направляется, в основном, в сферу строительства.
35 Так, вклад реальных капиталовложений в прирост ВВП, т.е. капиталовложений, направленных на развитие и поддержку реальных объектов производства (например, закупку нового оборудования для предприятия), остается по-прежнему значительным, составив 55% в 2011-2018 гг. Наряду с этим, за исключением периода с 2011 по 2018 гг., наблюдалась позитивная, хоть и медленная и не вполне устойчивая, динамика в повышении доли капиталовложений, направленных в инновационные сектора: с 16% в 1991-1995 гг. до 29% в 2011-2018 гг. Это свидетельствует о тенденции усиления интенсивных составляющих экономического роста в стране (см. табл.).
36 Вместе с тем, уровень совокупной факторной производительности (СФП)4 с 1991 по 2018 гг. продолжает испытывать значительные колебания, лишь в отдельные годы достигая положительных значений. Согласно целям, поставленным в 11-м плане, прирост СФП должен стать основным драйвером роста хозяйства Малайзии и к 2020 г. достигнуть прироста, как минимум, 3,7% в год, составив 92 300 малазийских ринггитов ($22 575)5.
4. Совокупная факторная производительность (англ. total factor productivity) – экономическое понятие, обозначающее совокупность факторов, влияющих на выпуск продукции, за исключением затрат труда и капитала (прим. ред.).

5. Рассчитано по текущему курсу $ к малазийскому ринггиту на 02.03.2020 (прим. авт.).
37 В период 2014-2017 гг. Малайзии уже удалось достичь среднего прироста в 3,6%, повысив величину производительности с 73 087 ринггитов ($17 876) в 2014 г. до 81 268 рингг. ($19 877) в 2017 г. [12], что свидетельствует о постепенном, хотя и не вполне устойчивом, изменении соотношения экстенсивных и интенсивных факторов для развития экономики Малайзии. Вследствие чего предполагается, что вклад СФП в прирост ВВП увеличится с 4% в 2011-2018 гг. до 15% в 2019-2025 гг. [12]. Повышение роли СФП может говорить о постепенном переходе экономики Малайзии к отраслям с более высокой добавленной стоимостью и квалифицированным человеческим капиталом.
38 При этом в абсолютном значении почасовая производительность труда в расчете на одного занятого в стране, рассчитанная по ППС, возросла с 2012 по 2016 гг. в 1,6 раза, составив $31,5 [12], что превышает аналогичные показатели в других странах региона, кроме Сингапура и Брунея. Столь высокая эффективность труда в Малайзии обеспечивается, прежде всего, высокопроизводительной структурой производства, сложившейся там к началу ХХI в. [1]. Согласно докладу Министерства международной торговли и промышленности, в 2019 г. самый высокий прирост производительности труда был зафиксирован в таких областях, как строительство (3,3%), добывающая промышленность (3,3%) и услуги (2,5%) [13]. Вклад этих отраслей в совокупную добавленную стоимость достигает: в добывающей промышленности – 8%, в строительстве – 23%, в сфере услуг – 54,5% [12].
39 Несмотря на то, что за период с 2013 по 2017 гг. рост заработной платы превышал темпы инфляции, составив в среднем 3,3% в год, он был ниже среднего прироста реального ВВП в этот период (5,3%), означая, что выгода трудящихся от экономического благополучия страны была меньше, чем у других экономических агентов. В результате чего доля оплаты труда работников в ВВП остается на достаточно низком уровне в 35% в 2017 г. с предполагаемым повышением до 38% к 2020 г. [14], что позволит повысить доходы населения. Наряду с этим, согласно официальной малазийской статистики, с 2015 по 2018 гг. доходы домашних хозяйств ежегодно увеличиваются, в среднем, на 6,2% [7]. Тем не менее, для достижения поставленной в 11-м плане цели – повысить доходы домохозяйств за период с 2015 по 2020 гг. в 1,7 раза, темпы роста пока являются недостаточными [14].
40 В целом, можно говорить о том, что Малайзии удалось добиться существенного прогресса в выравнивании распределения доходов между домохозяйствами, измеряемое коэффициентом Джини, индекс которого с 0,513 в 1970 г. составил 0,446 в 1989 г. и 0,399 – в 2016 г. [7], а к 2020 г. планируется уровень в 0,384 [15]. Сглаживание неравенства с одновременным сокращением масштабов бедности было достигнуто путем устойчивого экономического роста. Доля населения, проживающего в абсолютной бедности, сократилась с 49,3% в 1970 г. до 0,4% – в 2018 г. [7].
41

* * *

42 Подводя итоги, необходимо отметить, что на разных этапах экономического развития в Малайзии ценились различные стороны человеческого потенциала. Если в период после обретения независимости основным конкурентным преимуществом страны являлась дешевизна рабочей силы, необходимая для развития трудоемких ориентированных на экспорт отраслей, то, начиная с 1970-х гг. по мере наращивания индустриального потенциала, государство стало нуждаться в более квалифицированном персонале и эффективной дифференцированной системе распространения и накопления знаний, необходимой для устойчивого развития современной национальной экономики.

References

1. Boytsov V.V. 2018. Economic growth in modern Malaysia: factors and efficiency. 2018. Countries of Asia and Africa in the XXI century: economic development and scientific and technological progress. On the 90th anniversary of V.G.Rastyannikov. M. (In Russ.)

2. Grishin I. 2010. Human development: quantitative measurements and processes in the world system. World Economy and International Relations. № 7 (In Russ.)

3. Tyurin V.A. 1978. History of Malaysia. A brief sketch. M. (In Russ.)

4. Tyurin V.A., Tsyganov V.A. 2010. History of Malaysia. XXth century (In Russ.)

5. Ravallion M. Ethnic Inequality and Poverty in Malaysia Since 1969. Nber working paper series. Cambridge. 2019, p. 3. https://doi.org/10.3386/w25640 (accessed 11.01.2020)

6. Samuel Bassey Okpostin, Abdul Halim Abdul Hamid, Ong Hway Boon. The changing phases of Malaysian economy, Selangor, 2005, p.120.

7. Department of Statistics Malaysia. Report of Household Income And Basic Amenities Survey 2016. https://www.dosm.gov.my/v1/index.php?r=column/cthemeByCat&cat=120&bul_id=RUZ5REwveU1ra1hGL21JWVlPRm U2Zz09&menu_id=amVoWU54UTl0a21NWmdhMjFMMWcyZz09 (accessed 11.01.2020)

8. Department of Statistics Malaysia. Abridged Life Tables Malaysia, 2017-2019. https://www.dosm.gov.my/v1/index. php?r=column/pdfPrev&id=YnV4S1FyVnNzUWJlQ3F5NHVMeFY3UT09 (аccessed 18.01.2020)

9. Department of Statistics Malaysia. Employment Statistics 2019. https://www.dosm.gov.my/v1/index.php?r=column/ cthemeByCat&cat=439&bul_id=akhuTkdhaTEvbzdTWUhIZnFKaktTZz09&menu_id=Tm8zcnRjdVRNWWlpWjRlbmtla Dk1UT09 (accessed 19.01.2020)

10. Department of Statistics Malaysia, Official Portal. Labour Force & Social Statistics. https://www.dosm.gov.my/v1/index.php?r=column/ctwoByCat&parent_id=123&menu_id=U3VPMldoYUxzVzFaYmNkWXZteGduZz09 (accessed 19.01.2020)

11. Malaysia Education Blueprint (Higher Education), 2015-2025. Putrajaya: Ministry of Education Malaysia. https://www.usm.my/index.php/my-usm/vice-chancellors-column/arkib-ucapan/298-malaysia-education-blueprint-2015-2025-higher-education-addressing-current-and-future-challenges-in-malaysian-higher-education-2 (аccessed 08.07.2019)

12. Malaysia Productivity Corporation. 25th Productivity Report. Selangor, p. 4.

13. Ministry of International Trade and Industry. Malaysia’s labour productivity continues to record positive growth in second quarter 2019.https://www.miti.gov.my/miti/resources/Media%20Release/Media_Release_Malaysia%E2%80%99s_Labour_Productivity_Continues_To_Record_Positive_Growth_In_Second_Quarter_2019.pdf (аccessed 08.07.2019)

14. OECD Economic Survey Malaysia, July 2019, p. 16. http://www.oecd.org/economy/surveys/Malaysia-2019-OECDeconomic-survey-overview.pdf (accessed 23.12.2019)

15. Official portal of Ministry of Finance Malaysia. Statistical Outlook 2019, p. 39. https://www.treasury.gov. my/pdf/economy/2019/st_sosioeconomic.pdf (accessed 08.01.2019)

16. The Eleventh Malaysia Plan 2016-2020. https://policy.asiapacificenergy.org/node/2508 (аccessed 10.11.2019)

17. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. GDP Growth (Annual %), https://data.world bank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD.ZG?end=2018&locations=MY&start=1980&view=chart (accessed 08.01.2020)

18. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. GDP (constant 2010 US$). https://data.worldbank.org/indicator/NY.GDP.MKTP.KD (accessed 08.01.2020)

19. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. Mortality rate (under 5 per 1,000). https://data.worldbank.org/indicator/SE.PRM.ENRR (аccessed 18.01.2020)

20. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. Expectancy at Birth (total years). https://data.worldbank.org/indicator/SP.DYN.LE00.IN?locations=MY (accessed 18.01.2020)

21. The World Bank. World Data Bank. World Development Indicators. Literacy rate, adult total (% of people ages 15 and above). https://data.worldbank.org/indicator/SE.ADT.LITR.ZS?locations=MY (accessed 10.04.2020)

22. The World Bank. The Human Capital Project. Washington, 2018, p. 32.

23. UNDP. Human Development Report. 1990, p. 111.

24. UNDP. Human Development Report. 2011, p. 128.

25. UNDP. Human Development Report. 2019, p. 300.

26. UNDP. Human Development Reports. Mean Years of Schooling. http://hdr.undp.org/en/content/mean-yearsschooling-males-aged-25-years-and-above-years (accessed 18.01.2020)

27. World Economic Forum. The Competitiveness Report 2019, Geneva, p. 383. Ministry of International Trade and Industry. Malaysia’s labour productivity continues to record positive growth in second quarter 2019. https://www.miti.gov.my/miti/resources/Media%20Release/Media_Release_Malaysia%E2%80% 99s_Labour_Productivity_Continues_To_Record_Positive_Growth_In_Second_Quarter_2019.pdf (аccessed 08.07.2019)

Comments

No posts found

Write a review
Translate