- Код статьи
- S032150750010862-0-1
- DOI
- 10.31857/S032150750010862-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №9
- Страницы
- 58-63
- Аннотация
В статье рассматривается влияние мировых тенденций на динамику внутриафриканской торговли и последние успехи интеграционных процессов. На основании сравнительного анализа географической и товарной структуры экспорта и импорта двух крупнейших экономик Африки, Нигерии и ЮАР, были определены их позиции в торговых потоках на континенте. В результате исследования автор выяснил, какая из двух стран может считаться региональным лидером и будет играть главную роль в изменении структуры торговли африканских стран, ожидаемого в связи с введением Африканской континентальной зоны свободной торговли (AfCFTA).
- Ключевые слова
- региональное лидерство, межафриканская торговля, торговая интеграция, АКЗСТ, Африка
- Дата публикации
- 28.09.2020
- Год выхода
- 2020
- Всего подписок
- 24
- Всего просмотров
- 3465
Для большинства стран Африки доходы от экспорта товаров – главный источник валютных поступлений. С точки зрения географической структуры товарооборота, страны Запада еще с колониальных времен выступают в качестве важнейших торгово-экономических партнеров африканских государств. Однако за время, прошедшее с начала нынешнего века, география экспортно-импортных товаропотоков на континенте претерпела значительные изменения. Среди наиболее очевидных перемен – постепенная переориентация торговых потоков с развитых рынков на развивающиеся.
Особое внимание привлекает ослабление позиций европейских стран во внешней торговле Африки. Суммарная доля товаров из 28 стран (включая Великобританию1) Европейского Союза (ЕС-28) в импорте континента снизилась c 44,4% в 1995 г. до 31,4% в 2018 г. Та же тенденция характерна и для удельного веса ЕС-28 в совокупном экспорте стран Африки. Если в 1995 г. 49,5% вывозимых товаров направлялись в ЕС-28, то в 2018 г. на ЕС-28 приходилось лишь 34,1% африканского экспорта [1; 2].
На утраченные позиции европейских держав пришли новые игроки – быстроразвивающиеся страны глобального Юга, желающие получить доступ к богатым запасам топливных и минеральных ресурсов, а также рынку с населением в 1,3 млрд человек. Суммарная доля развивающихся азиатских стран в торговле с Африкой возросла с 13,1% в 1995 г. до 34,4% – в 2018 г. А Китаю, на который в 2018 г. пришлось 13,7% товарооборота Африки, принадлежит место ведущего торгового партнера континента.
Также на фоне сокращения позиций Запада во внешней торговле континента происходит рост внутрирегионального товарооборота. Доля межафриканской торговли в общем африканском экспорте увеличилась с 10% в 1995 г. до примерно 15,8% в 2018 г., но она остается низкой по сравнению с удельным весом внутрирегиональной торговли в Европе (68,7%), Азии (60,0%) и Северной Америке (30,1%) [3].
Основной фактор роста межафриканской торговли – развитие региональных интеграционных процессов. При этом потенциал взаимной торговли далеко не исчерпан. Межафриканская торговля отличается тем, что в ней удельный вес несырьевых товаров2 выше, нежели в африканском экспорте в развитые страны. Доля товаров обрабатывающей промышленности в межафриканской торговле составляет 43,3%, а в совокупном экспорте в развитые страны – всего 25,4%, по данным на 2018 г. [2; 4]. В связи с типологической схожестью африканских экономик товары традиционного экспорта занимают сравнительно небольшую долю внутрирегионального товарооборота, а постепенно происходящая диверсификация товарной структуры позволяет разнообразить производимую продукцию и предложить на экспорт новые промышленные и сельскохозяйственные товары.
ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ И ТОРГОВАЯ СТРУКТУРА ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НИЕГРИИ И ЮАР
Развитие экономических региональных объединений во главе с сильными странами-лидерами может привести к следующему этапу изменения структуры торговли африканских стран, при котором товарооборот внутри самого континента будет значительно выше. Особая роль в трансформации подобного рода будет принадлежать государствам с наиболее крупными и диверсифицированными экономиками.
В этой связи мы сочли целесообразным более подробно проанализировать структуры торговых связей Нигерии и ЮАР, стран субрегиона Африки южнее Сахары, в наибольшей степени соответствующих указанным характеристикам. Подобный анализ позволяет получить представление о том, которая из этих двух стран и по каким параметрам в большей степени соответствует роли экономической доминанты во внешней и внутренней торговле региона.
ЮАР, на долю которой приходится примерно пятая часть товарооборота Африки c другими странами мира, занимает ведущее положение в совокупной внешней торговле региона. Нигерия же значительно отстает от ЮАР по объему экспорта и импорта. Однако, с точки зрения географического распределения, структура внешнеторговых связей Нигерии и ЮАР соответствует общеафриканским тенденциям.
Обе страны исторически ориентированы, прежде всего, на европейский регион и США. Однако с 2008 г. азиатские страны, особенно Китай, активно наращивающий свое влияние на Африканском континенте, превратились в ведущих торговых партнеров рассматриваемых государств. По данным на 2018 г., в стоимостном выражении ЮАР экспортировала больше всего товаров в Китай ($8,5 млрд), Германию ($6,7), США ($6,3), Великобританию ($4,8) и Индию ($4,4 млрд) [2; 5]. Главными поставщиками товаров в ЮАР в том же году были неафриканские партнеры – Китай ($17,1 млрд), Германия ($9,1), США ($5,5), Саудовская Аравия ($5,4) и Индия ($3,8 млрд) [2; 5].
Что касается межафриканской торговли, то ЮАР занимает лидирующие позиции и в этой сфере. Ее удельный вес во внутриконтинентальной торговле составлял 23,0% в 2018 г. [6, p. 99]. Среди главных партнеров ЮАР – члены Сообщества развития Юга Африки (Southern African Development Community, SADC)3 и Нигерия. На SADC приходится около 80% товарооборота ЮАР с Африкой [2]. Основной прирост в торговле ЮАР с остальными государствами континента в основном происходит за счет роста объема торговли со странами SADC: другие члены сообщества предъявляют наибольший спрос на товары из ЮАР. В 2018 г. экспорт внутри сообщества был на 58,5% представлен южноафриканскими товарами [2].
В географии внешней торговли Нигерии также заметна переориентация с развитых стран на развивающиеся. К примеру, стоимость китайских товаров, ввозимых в Нигерию ($10,7 млрд) в 2018 г., превышала стоимость ввоза из основных европейских стран-партнеров – Бельгии и Нидерландов, которые обеспечивали в совокупности $8,2 млрд [2; 7]. Крупнейшими импортерами нигерийских товаров в тот же период были Индия ($13,6 млрд) и Испания ($5,6 млрд), на которые приходилось 21,9% и 9,0% нигерийского экспорта соответственно. Доля вывоза в ЕС-28 в общем экспорте Нигерии держится примерно на одном уровне; до сих пор около трети вывозимых товаров направляется в страны Евросоюза, в основном в Испанию, Францию, Нидерланды, Германию, и Великобританию [2].
Нигерия безусловно обладает относительно крупным хозяйственным потенциалом. На страну приходится около 70% ВВП Западной Африки по данным на 2019 г. Однако, несмотря на доминирующее экономическое положение, торговля Нигерии с другими странами континента остается несоразмерно малой. Если ЮАР на протяжении долгого времени удерживает лидирующие позиции во внутриафриканской торговле, то Нигерия, напротив, уступила свое 2-е место, которое она занимала до 2016 г., Намибии, резко увеличившей товарооборот с соседними странами SADC.
До недавнего времени Нигерия оставалась одним из основных драйверов роста внутриафриканской торговли: ее доля выросла с 7,2% в 1995 г. до пика в 12,8% в 2012 г. [8, p. 49; 9, p. 39]. Однако с 2012 до 2016 гг. удельный вес Нигерии во внутриафриканском товарообороте сокращался и в 2017 г. составил 5,5%, что даже ниже показателя 1995 г. [10, p. 83]. Снижение доли Нигерии во внутриафриканской торговле связано с введением протекционистских мер и падением цен на нефть на мировом рынке; это сказалось на стоимости превалирующего над импортом экспорта из Нигерии в страны Африки.
Нигерия по-прежнему сохраняет доминирующую роль в Экономическом сообществе стран Западной Африки (ЭКОВАС, Economic Community of West African States, ECOWAS). В 2018 г. на нее приходилось 32,5% общего объема торговли внутри субрегионального объединения; за ней следовали Кот-д’Ивуар (25,9%) и Сенегал (12%)4 [2; 11, p. 3]. При этом торговые потоки с остальными государствами-членами ЭКОВАС составляют незначительную долю торгового баланса самой Нигерии. Только 4,7% от общего объема экспорта Нигерии приходилось на ЭКОВАС в 2018 г., аналогичным образом, доля других стран ЭКОВАС в совокупном импорте Нигерии составляла всего 1,6% [2].
Сравним товарную структуру экспорта двух стран. ЮАР обладает более разнообразной номенклатурой экспортных товаров, а также занимает лидирующую позицию среди всех африканских стран по суммарной стоимости поставок промышленной продукции на внешние рынки. Тем не менее, как и у Нигерии, большая доля экспорта ЮАР все же приходится на сырьевые товары и продукцию невысокой степени обработки. Суммарная доля промышленной продукции5 в общем объеме экспорта ЮАР в 2018 г. составляла 42,2%, в то время как на сырьевые товары, драгоценные камни и золото приходилось 57% ее общего экспорта [2].
Стоит заметить, что во внутриафриканском экспорте доля товаров обрабатывающей промышленности Южно-Африканской Республики выше, чем соответствующий показатель в торговле с развитыми странами (в 2018 г. – 63,8% против 48,0%) [2]. Экспорт ЮАР в остальную часть Африки имеет широкую основу и включает в себя транспортные средства, строительные материалы, сельскохозяйственные ресурсы, продукты питания, химикаты, а также металлопродукцию. Южноафриканские товары уже сейчас по некоторым позициям способны составить конкуренцию товарам из развитых стран.
Экспорт Нигерии характеризуется менее сложной структурой (124-е место из 126 по рейтингу экономической сложности института Observatory of Economic Complexity (OEC), по сравнению с 47-м местом ЮАР) [12]. Также более очевиден сырьевой характер нигерийского экспорта, т.к. на 90% он состоит из минерального топлива (сырой нефти и газа), остальные 10% приходятся на металлы, древесину, продукты питания и др. [7].
В нигерийском экспорте в ЭКОВАС также преобладают сырьевые ресурсы (нефть, железо, бокситы, марганец, древесина и др.); за ними следуют табачные изделия и химические товары [7]. Доля продукции промышленности в общем экспорте Нигерии в страны Сообщества выросла с 5,7% в 1995 г. до 14,1% в 2018 г., тогда как доля Нигерии в экспорте сельскохозяйственного сырья на протяжении всего рассматриваемого периода не превышала 1% [2].
В то же время структуры импорта Нигерии и ЮАР кардинально различаются. В связи с отсутствием запасов нефти основу импорта ЮАР составляют углеводородное сырье и продукты его переработки. Также ЮАР импортирует машины и оборудование. Главный товар импорта ЮАР во внутриафриканской торговле, как и внутри сообщества SADC, – сырая нефть и нефтепродукты, поставляемые в основном из Нигерии, Анголы и Мозамбика. Также страны сообщества SADC поставляют другие ресурсы, используемые впоследствии в промышленном производстве ЮАР, такие как металлические руды, газ, электроэнергию [13]. Примечательно, что потребность ЮАР во многих видах сырья удовлетворяется в основном за счет поставок из стран Африки [14].
Таблица
Нигерия и ЮАР во внутрирегиональной торговле в 2018 г.
Составлено автором по: [2; 6].
Нигерия импортирует, в основном, товары обрабатывающей промышленности: машины и текстиль, нефтепродукты, грузовые и пассажирские суда, транспортные средства (прежде всего автомобили). Между тем (см. табл.), импорт из стран ЭКОВАС имеет преимущественно сырьевой характер. Хотя товары более высокой степени обработки, такие, как нефтепродукты, продукция пищевой и химической промышленности, машины, в небольших количествах поставляются из Котд’Ивуара, Ганы, Бенина и др., их доля в общем объеме ввоза соответствующих товаров невелика [7].
Расширению торговли между Нигерией и другими странами в зоне ЭКОВАС препятствуют однотипность экономик, параллелизм и слабая взаимодополняемость производственных структур стран-членов. Например, в 2017 г. доля сельскохозяйственного сектора в ВВП составляла примерно 34% в Либерии и около 50% в Гвинее-Бисау. Доля обрабатывающей промышленности в ВВП была ниже 20% в Мали, Сьерра-Леоне и Нигере в 2017 г. [15]. Слабое развитие инфраструктуры также остается серьезным препятствием на пути расширения национальных производств и создания излишков для экспорта в регион. По данным ВБ (2019 г.), задержки в получении бизнесом доступа к электричеству в Западной Африке могут составлять в среднем до 126 дней [16, p. 21].
Другой фактор, препятствующий развитию торговли в зоне ЭКОВАС, – невероятно большой диапазон тарифных и нетарифных барьеров. Нигерия применяет меры протекционистской политики: повышены пошлины на импорт, действуют запреты на ввоз определенных видов продукции, которую можно производить или выращивать внутри страны. В 2016 г. сенат Нигерии призвал федеральное правительство приостановить действие плана либерализации торговли ЭКОВАС (ECOWAS Trade Liberalisation Scheme, ETLS) и общих внешних тарифов ЭКОВАС (Common External Tariffs, CET). По его утверждению, эти инструменты нанесли ущерб производственному сектору Нигерии и стимулировали переправку азиатских товаров в страну с нулевой пошлиной через рынки стран сообщества ЭКОВАС [17].
Введение в Нигерии ограничительных мер на ввоз товаров из остальной части Африки мало затронуло ЮАР, крупнейшего партнера Нигерии по поставкам химикатов, готовых продуктов питания и овощей, строительных материалов, машин и транспортных средств. Если на весь импорт из стран Африки в общем объеме импорта Нигерии в 2018 г. приходилось 4,2%, то ЮАР обеспечивала почти треть этого импорта. Таким образом, товары из стран Западной Африки как в процентном соотношении, так и в реальном выражении составляли незначительную часть нигерийского импорта [2; 7].
НИГЕРИЯ И ЮАР В АФРИКАНСКОЙ КОНТИНЕНТАЛЬНОЙ ЗОНЕ СВОБОДНОЙ ТОРГОВЛИ
Многие эксперты прогнозируют увеличение торговли на континенте и значительное усиление позиций Нигерии и ЮАР с вступлением в силу договора об Африканской континентальной зоне свободной торговли (African Continental Free Trade Area, AfCFTA). Официальное оформление соглашения произошло в столице Руанды – Кигали в 2018 г. на 10-й Чрезвычайной сессии АС; 44 из 55 стран поставили под документом свои подписи. Новый экономический блок призван способствовать развитию африканских стран за счет либерализации торговых барьеров и обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы по всему континенту. Экономическая комиссия ООН для Африки считает, что AfCFTA обладает потенциалом для увеличения внутриафриканской торговли на 15-25%, или $50-70 млрд, к 2040 г. [18]. Преимущество соглашения состоит в ориентации на торговлю промышленными товарами, произведенными в Африке, с целью развития уже начавшихся процессов диверсификации производства, повышения производительности и конкурентоспособности предприятий.
На фоне широко анонсируемого положительного эффекта соглашения о создании AfCFTA обращает на себя внимание первоначальное несогласие двух крупнейших экономик Африки – Нигерии и ЮАР – присоединиться к Договору.
Отказ Нигерии стал большой неожиданностью, т.к. она была одним из ключевых сторонников создания зоны свободной торговли с самого начала обсуждения этого проекта в 2002 г. и должна была сыграть ведущую роль в переговорах на саммите глав государств и правительств АС. Отмена официального визита президента Мухаммаду Бухари в Кигали поставила под сомнение желание Нигерии следовать высоким идеалам интеграционного сотрудничества с другими странами континента. Африканский банк развития заявил, что нежелание Нигерии подписать соглашение о создании AfCFTA может сдерживать континент в его стремлении к экономическому процветанию [19].
Нигерия долгое время откладывала подписание этого документа, ссылаясь на необходимость широких консультаций внутри страны, чтобы нивелировать будущее влияние таких рисков, как контрабанда и демпинг. Среди групп, участвующих в обсуждении по AfCFTA, можно выделить Национальную ассоциацию нигерийских торговцев (National Association of Nigerian Traders, NANTS) и Производственную ассоциацию Нигерии (Manufacturers Association of Nigeria, MAN) – организованные, чрезвычайно активные и выступающие против либерализации торговли в контексте как ЭКОВАС, так и всего континента [20]. Они опасались, что снижение таможенных пошлин может создать угрозу для растущего производственного сектора Нигерии, который сосредоточен на производстве товаров для своего крупного внутреннего рынка.
После долгих споров, с согласия Управления торговых переговоров Нигерии (Nigerian Office for Trade Negotiations, NOTN), на которое была возложена ответственность за расширение консультаций по рамочному соглашению о создании AfCFTA, в июле 2019 г. Нигерия одной из последних присоединилась к зоне свободной торговли [21].
Задержка в подписании AfCFTA демонстрирует существование противоречий во внутрирегиональной политике Нигерии. С одной стороны, Абуджа на протяжении многих лет поддерживала амбициозный план АС по развитию интеграции и межафриканской торговли, с другой, – многие представители бизнеса и профсоюзов Нигерии, которые оказывают заметное влияние на принятие политических решений, выступают против либерализации и открытия границ. Скорее всего, Нигерия не будет торопиться и с ратификацией соглашения, снижать торговые пошлины на ввозимые товары и увеличивать экспорт, т.к. сектор обрабатывающей промышленности страны еще слишком слаб, чтобы выдержать конкуренцию с зарубежными компаниями.
В отличие от Нигерии, ЮАР сразу заявила, что не сможет подписать рамочное соглашение на саммите в Кигали из-за необходимости соблюдения внутренних законодательных процедур. В заявлении, опубликованном на официальном сайте президента Южно-Африканской Республики, говорится, что ЮАР станет участником соглашения, когда оно будет ратифицировано парламентом страны [22]. Президент ЮАР Сирил Рамафоса лично присутствовал на чрезвычайном саммите АС и подписал Кигалийскую декларацию, подтвердив свое обязательство продолжать работу над соглашением о зоне свободной торговли. Кроме того, он публично заявил о поддержке ЮжноАфриканской Республикой AfCFTA в ожидании завершения внутренних процедур согласования (ратификации в парламенте).
Следуя примеру ЮАР, другие члены Южноафриканского таможенного союза (ЮАТС, Southern African Customs Union, SACU)6, за исключением Эсватини (ранее Свазиленд), воздержались от подписания AfCFTA, сославшись на аналогичные причины своего решения [23]. Их позиция также отражает общее согласие между странами ЮАТС по сохранению единой политики при ведении переговоров по новым торговым соглашениям.
Как отмечалось выше, ЮАР поддерживает прочные торговые связи со странами ЮАТС и обладает политической силой продвигать идеи, правила, нормы, поддерживаемые другими странами субрегиона, что проявилось в решении стран таможенного союза отложить дату подписания соглашения AfCFTA. ЮАР эффективно отстаивала свои позиции за столом переговоров, куда не была допущена Нигерия как страна-неподписант. Среди обсуждаемых вопросов были, например, фундаментальные основы зоны свободной торговли, касающиеся правил происхождения и количества ратификаций, необходимых для вступления соглашения о создании AfCFTA в силу.
* * *
Можно сделать вывод, что тесные торгово-экономические связи между африканскими странами являются перспективным фактором будущего роста их экономик. Сравнивая торговые отношения ЮАР и Нигерии с другими странами Африки, следует отметить, что ЮАР имеет более сильные позиции в региональной торговле с точки зрения как стоимости экспорта и импорта, так и разнообразия номенклатуры продаваемых товаров. Нигерия же теряет свое значение во внутрирегиональном товарообороте и не способствует интеграции в рамках объединения ЭКОВАС.
ЮАР имеет более успешный опыт региональной интеграции, нежели Нигерия, своевременно обозначив свою приверженность созданию континентальной зоны свободной торговли. Нигерия, напротив, пока не спешит ратифицировать соглашение AfCFTA и отказываться от политики ограждения национальной экономики от проникновения на внутренний рынок иностранных товаров.
Можно ожидать, что именно ЮАР, а не Нигерия будет заметно влиять на либерализацию торговли и дальнейшее развитие экономической интеграции в Африке.
Библиография
- 1. Saw M. Figures of the week: Africa’s intra and extra-regional trade. The Brookings Institution. 2018. https://www.brookings.edu/blog/africa-in-focus/2018/03/29/figures-of-the-week-africas-intra-and-extra-regional-trade/ (accessed 28.02.2019)
- 2. Рассчитано по UNCTAD Statistics. http://unctadstat.unctad.org (accessed 16.04.2019)
- 3. Trade structure by partner. Development statistics and information branch UNCTAD. 2020. https://stats.unctad.org/handbook/MerchandiseTrade/ByPartner.html (accessed 15.04.2020)
- 4. Фитуни Л.Л. Африка в современной мировой системе товарной торговли. Проблемы современной экономики, 2013, № 3 (47).
- 5. South Africa. Observatory of Economic Complexity. 2018. https://oec.world/en/profile/country/zaf/ (accessed 09.04.2020)
- 6. Trade Report 2019. African Export-Import Bank. https://afr-corp-media-prod.s3-eu-west-1.amazonaws.com/afrexim/African-Trade-Report-2019.pdf (accessed 03.05.2020)
- 7. Nigeria. Observatory of Economic Complexity. 2018. https://oec.world/en/profile/country/nga/ (accessed 09.04.2020)
- 8. Annual report and statement of accounts 1994/1995. African Export-Import Bank.
- 9. Trade Report 2014. African Export-Import Bank. https://s3-eu-west-1.amazonaws.com/demo2.opus.ee/afrexim/ Afreximbank-2014-Annual-Report-1.pdf (accessed 09.04.2020)
- 10. Trade Report 2018. African Export-Import Bank. https://www.tralac.org/documents/news/2042-african-tradereport-2018-afreximbank/file.html (accessed 13.03.2019)
- 11. West-Africa Economic Outlook, 2018. https://www.afdb.org/fileadmin/uploads/afdb/Documents/Publications/2018AEO/African_Economic_Outlook_2018_West-Africa.pdf (accessed 08.10.2019)
- 12. Economic Complexity Rankings. Observatory of Economic Complexity. 2018. https://oec.world/en/rankings/country/eci/ (accessed 09.04.2020)
- 13. The United Nations Commodity Trade Statistics Database (UN COMTRADE). DESA/UNSD. 2017. https://comtrade.un.org/labs/data-explorer/ (accessed 01.05.2020)
- 14. South Africa: Intra-Africa trade and tariff profile. Trade Law Centre (TRALAC). 2018. https://www.tralac.org/resources/our-resources/13142-south-africa-intra-africa-trade-and-tariff-profile.html (accessed 24.04.2020)
- 15. The World Factbook. Central Intelligence Agency. 2019. https://www.cia.gov/library/publications/the-worldfactbook/ (accessed 12.12.2019)
- 16. Doing Business 2019 Regional Profile: Sub-Saharan Africa. World Bank Group. https://www.doingbusiness.org/content/dam/doingBusiness/media/Profiles/Regional/DB2019/SSA.pdf (accessed 11.04.2020)
- 17. NigExit: Senate urges FG to leave ECOWAS. Daily Post – Nigeria News. 29.11.2016. https://dailypost.ng/2016/11/29/nigexit-senate-urges-fg-leave-ecowas/ (accessed 11.04.2020)
- 18. African Continental Free Trade Area – Questions & Answers. United Nations Economic Commission for Africa. 2018. https://www.uneca.org/publications/african-continental-free-trade-area-questions-answers (accessed 05.04.2020)
- 19. Nigeria: Why Nigeria Should Sign AfCFTA Agreement – AfDB. AllAfrica. 11.06.2019. https://allafrica.com/stories/201906120033.html (accessed 09.04.2020)
- 20. Nigeria: State of play on the AfCFTA sensitization and consultation exercise. Trade Law Centre (TRALAC). 2018. https://www.tralac.org/news/article/13222-nigeria-state-of-play-on-the-afcfta-sensitization-and-consultation-exercise.html (accessed 12.03.2020)
- 21. Nigeria had good reasons to delay signing Africa’s free trade deal. QUARTZ Africa. 27.07.2018. https://qz.com/africa/1342153/nigerias-buhari-delay-to-africa-free-trade-agreement-was-necessary/ (accessed 11.03.2020)
- 22. President Cyril Ramaphosa hails African Continental free trade area. The Presidency Republic of South Africa. 2018. http://www.presidency.gov.za/press-statements/president-cyril-ramaphosa-hails-african-continental-free-trade-area (accessed 09.04.2020)
- 23. AfCFTA awaits four more ratifications to become effective. The Guardian. 20.02.2019. https://m.guardian.ng/businessservices/afcfta-awaits-four-more-ratifications-to-become-effective/amp/ (accessed 09.04.2020)