Мир в Мали: путь к безопасности в Сахаро-сахельском субрегионе
Мир в Мали: путь к безопасности в Сахаро-сахельском субрегионе
Аннотация
Код статьи
S032150750012180-0-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Корендясов Евгений Николаевич 
Должность: ведущий научный сотрудник
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Константинова Ольга Владимировна
Должность: н.с. Центра изучения российско-африканских отношений и внешней политики стран Африки, Институт Африки РАН
Аффилиация: Институт Африки РАН
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
17-25
Аннотация

В статье рассматриваются вопросы эволюции политических событий Малийского кризиса, который продолжается с 2012 г. и затрагивает не только Мали, но и соседние государства. Возникший острый вооруженный конфликт носит межэтническую, религиозную, политическую и экономическую окраску, представляет угрозу безопасности всему континенту и мировому сообществу. Конфликт продолжается. Что же его подпитывает и каковы пути его решения? Эти вопросы актуальны сегодня, т.к. жизнь и благополучие африканских народов зависит от ликвидации террористических, экстремистских сил.

Ключевые слова
Африка, Сахаро-сахельский субрегион, Малийский кризис, террористическая угроза, безопасность
Классификатор
Получено
11.08.2020
Дата публикации
24.11.2020
Всего подписок
16
Всего просмотров
21614
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1 В настоящее время угрозы, в т.ч. терроризма и экстремизма, приобрели глобальный характер. Особую опасность представляют угрозы, очаги которых охватывают обширные территории, субрегионы. В этих условиях важно, чтобы мировое сообщество быстро и адекватно реагировало на опасности с целью предотвращения обострения конфликтов. Таким «взрывоопасным» субрегионом ныне является Сахаро-сахельский.
2

САХАРО-САХЕЛЬСКИЙ СУБРЕГИОН

3 Пустыня Сахара находится в северной части Африканского континента, занимая около 8,5 млн км2, что составляет примерно 30% его площади. Сахара располагается на территории 11 стран: Алжира, Египта, Ливии, Мавритании, Мали, Марокко, Нигера, Судана, Туниса, Чада, Эритреи.
4 Сахель представляет собой полосу, обрамляющую пустыню Сахара, покрытую кустарниковыми растениями, которая протянулась на 3900 км от Атлантического океана на Западе до Красного моря на Востоке, в поясе, ширина которого изменяется от нескольких сотен до тысяч километров, и покрывает площадь, равную 3 млн км2. Она включает южные области Алжира, территории Буркина Фасо, север Камеруна, Мавританию, Мали, Нигер, Нигерию, Сенегал, Судан, Чад, Эритрею.
5 Сахельская полоса выступает как своеобразный буфер между пустыней и плодородными почвами на юге. Однако из-за хозяйственной деятельности человека и засух пустыня расширяется, отнимая у местных жителей плодородные земли: увеличивается каждый год на 6-10 км к югу.
6 Природно-климатические особенности, сложный ландшафт и слабый пограничный контроль создают благоприятные условия для деятельности джихадистов, контрабанды оружия, наркотиков и нелегальной миграции.
7

РЕСПУБЛИКА МАЛИ

8 Республика Мали относится к группе наименее развитых стран (НРС) мира. В стране наблюдается динамичный рост численности населения: в 2000 г. - 10,9 млн человек, в 2019 г. - уже 19,7 млн [1], сохраняется высокий уровень фертильности - 5,9 (2018 г.), что выше мирового показателя в 2,5 раза [1]. Валовой внутренний продукт (ВВП) в 2019 г. составил $17,5 млрд [1], а по паритету покупательной способности - $47,6 млрд [1]. По уровню делового климата, согласно оценкам Всемирного банка за 2020 г., Мали занимает 148-е место из 190 [2, p. 4].
9 Страна потенциально очень богата. Выявленные ресурсы бокситов составляют около 2 млрд т (2,7% мировых ресурсов); ресурсы фосфоритовых руд оцениваются в 16 млн т оксида фосфора (V-валентного); запасы алмазов оценены в 1 млн карат. Прогнозные ресурсы железной руды оцениваются в 3-4 млрд т, свинца - 34 тыс. т, цинка - в 120 тыс. т. Выявленные ресурсы марганцевых руд достигают 10 млн т [3], лития - 1 млн т [4, p. 99].
10 В стране идут активные поиски нефти и газа с привлечением инвесторов, среди которых австралийские Baraka Petroleum Limited, Sphere Investments и Trans Ocean Securitie [5], итальянская компания ENI, алжирская группа Sonatrach [6].
11 Кроме того, нефтяная компания Мали (Petroma) не так давно (2013 г.) открыла огромное газовое месторождение в Буракебу, расположенное в 60 км от Бамако. Это открытие предоставляет возможность рассматривать Мали как крупного производителя электроэнергии для всей Западной Африки со стоимостью за кВт менее 10 франков КФА (0,02 евроцентов) [6], против 113 франков КФА в настоящее время [7].
12 Главным добываемым минеральным ресурсом в Мали на сегодня является золото. В настоящее время в стране работают рудники по добыче золота, которые принадлежат крупным международным компаниям (Anglogold Ashanti, B2Gold, Randgold Resources, Resolute Mining) [8, с. 56-57]. Руда отличается высоким качеством. Объем добычи в 2019 г. вырос на 7% относительно предыдущего года и составил 65,1 т [9].
13 Страна принимает активное участие в интеграционных процессах на континенте. Она является членом субрегиональных экономических сообществ: Сообщество сахельско-сахарских государств (СЕН-САД), Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и ряда других межафриканских объединений.
14 Мали - член международной организации Франкофонии, в которую входят бывшие французские колонии, сохраняющие широкие экономические, политические, военные и культурные связи с Францией [10].
15

ТУАРЕГИ МАЛИ

16 Туареги представляют собой народ, объединенный общностью культуры, хозяйственной деятельностью и общим пространством обитания. В настоящее время туареги, которых насчитывается приблизительно 700-800 тыс., проживают в Нигере, Алжире, Ливии, Буркина Фасо, в отдалении от столиц, занимая наименее населенные и засушливые территории.
17 Туарегов объединяет религия - ислам, исповедуемый в довольно толерантной форме. Они используют общий язык - тамашек. Туареги имеют, присущую только им, письменность - тифинаг. При этом у них нет устойчивой этнически-клановой сплоченности. Их социум подвержен кастово-иерархическим, межклановым, родо-племенным и межсемейным противоречиям [11, с. 307-308].
18 Туарегский вопрос на протяжении всей истории независимости Мали оставался ключевым в плане сохранения политической стабильности и безопасности страны. Первое восстание туарегов с требованием создания автономии произошло в 1962-1964 гг. и было неоправданно жестко подавлено малийской армией, что породило недобрые чувства у туарегов к правительству. Позднее, в г. Кидаль в июле 1990 г. начались вооруженные стычки между частями армии Мали и повстанческими отрядами туарегов, которые вскоре приняли широкий масштаб и ожесточенный характер. После свержения режима генерала М.Траоре 26 марта 1991 г. восставшие возобновили военные действия в северных областях страны. При активном участии Алжира, Мавритании и Франции 11 апреля 1992 г. был подписан Национальный пакт между правительством Мали и Координационным бюро Азавад1.
1. Азавад - от туарегского слова Азауаг, означает саванна или «земля кочевников» (прим. авт.).
19 Однако военные столкновения продолжались фактически до 1996 г. В боевых действиях в 1990-1995 гг. погибло более 5 тыс. человек с обеих сторон. Затем, в 2006 г. под руководством подполковника малийской армии туарега Х.Фагага в Кидале и Менаке началось очередное военное противостояние. При посредничестве Алжира в июле 2006 г. в г. Алжир были приняты новые мирные соглашения, в которых предусматривалось формирование специального инвестиционного фонда и создание временного координационного совета для провинции Кидаль, сокращение малийских воинских частей в провинции, интеграция всех мятежников в ряды малийской армии, создание смешанных специальных подразделений безопасности, расширение представительства населения в местных органах власти Кидаль.
20 Но соглашения не выполнялись. Напротив, сам факт их принятия вызвал, в целом, негативную реакцию в стране. Между тем, военные стычки продолжились и прекратились лишь в 2009 г. Перемирие длилось недолго [11, с. 309-310].
21

МАЛИЙСКИЙ КРИЗИС 2012 ГОДА

22 В январе 2012 г. представительная туарегская политическая организация «Национальное движение за освобождение Азавад» (НДОА) подняла новое восстание. К нему присоединились отряды таурегов, входившие в состав ливийской армии [11, с. 309-310], и исламистские формирования - АКИМ («Аль-Каида в исламском Магрибе»), «Ансар Дин» («Защитник веры»), ДЕДЗА («Движение за единство веры и джихад в Западной Африке») [11, с. 311]. Исламисты вытеснили туарегов-сепаратистов, и движение приобрело радикальную исламистскую ориентацию.
23 Правительственные войска не смогли сдержать натиск и отступили, оставив крупные города (Томбукту, Кидаль, Мопти) [10]. Неудачи малийской армии в подавлении очередного туарегского восстания послужили предлогом для выступления военных заговорщиков.
24 22 марта 2012 г. в Мали произошел военный переворот, третий за годы независимости: группа младших офицеров во главе с капитаном А.Саного, прошедшего, кстати, военную подготовку в США, свергла президента генерала А.Т.Туре [11, с. 304]. Однако под давлением Африканского Союза (АС), ЭКОВАС военные вынуждены были отступить и вернуться в казармы. Были восстановлены конституционные органы власти, место временно исполняющего обязанности президента занял, согласно Конституции, председатель Национального собрания Д.Траоре.
25 Тем временем исламисты решили двинуться в сторону г. Бамако, а на контролируемых территориях повстанцы 6 апреля 2012 г. провозгласили «независимое государство Азавад», законодательной базой которого был установлен шариат [10]. Однако наступление на столицу страны было предотвращено в результате военного вмешательства Франции, которое было осуществлено в ответ на просьбу временно исполняющего обязанности президента Д.Траоре и с уведомлением Совета Безопасности ООН.
26

ИСЛАМИСТЫ В МАЛИ

27 Руководители исламистов еще в начале 1990-х гг. начали искать возможности создания опорной базы в Сахаро-сахельском субрегионе. Бен-Ладена, лидера «Аль-Каиды», привлекал его геополитический ресурс, близость к южным границам Северной Африки, слабость государственной власти в этих пустынных районах. Учитывался повстанческий потенциал туарегов и наличие ячеек алжирских салафитов, которые здесь скрывались от преследований алжирских властей [11, с. 310].
28 В настоящее время в Мали действует около 20 экстремистских исламистских группировок. Ведущую роль играют: «Группа поддержки ислама и мусульман» во главе с Аг Гали, «Исламское государство в Большой Сахаре» А.В.Сахрауи и «Фронт освобождения Масина» («Катиба Масина») во главе с А.Куфа. Кроме указанных выше, в Мали действуют исламистские формирования: «Защитники ислама» («Ансар уль-Ислам»), созданное в 2016 г. и поддерживаемое «Аль-Каидой» и ИГИЛ [12]; «Армия единобожия и джихада» («Джамаат ат-Таухид валь-Джихад»), возникшая еще во время военного переворота в Мали (2012 г.) и контролирующая северные области страны; «Сторонники шариата» («Ансар аш-Шариат») располагается в г. Гао (север страны), основанная О.В.Хама, лидеры которой происходят в основном из племени аль-барабиш (из Томбукту); джихадистская группировка «Стражи» («Аль-Мурабитун») была заметным ответвлением «Аль-Каиды» в Сахеле. Сейчас группировка действует в провинции Гао и является одной из наиболее организованных и хорошо вооруженных [13].
29

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ И ЭКОВАС В УРЕГУЛИРОВАНИИ КРИЗИСА

30 Афросоюз сразу же осудил военный переворот (март 2012 г.) и совместно с ЭКОВАС предпринял усилия для возвращения ситуации в конституционное русло. 2 апреля 2012 г. ЭКОВАС объявил о вступлении в силу дипломатических, экономических и финансовых санкций в отношении Мали, были закрыты общие границы. Санкции были сняты 8 апреля, когда лидер военного правительства А.Саного согласился передать власть главе Национального собрания Д.Траоре [14, с. 147].
31 По инициативе Африканского Союза СБ ООН принял решение о проведении операции под африканским руководством, и 20 декабря 2012 г., согласно Резолюции СБ ООН 2085 (2012), предусматривалось развертывание Международной миссии под африканским руководством по поддержке Мали (АФИСМА) в 6 тыс. военнослужащих с целью укрепления потенциала малийских сил обороны, оказания поддержки в восстановлении государственной власти в северных областях страны, находившихся под контролем экстремистских вооруженных групп и обеспечения процессов стабилизации, оказания помощи малийским властям в поддержании безопасности и укреплении государственной власти [15, с. 4-5].
32 Однако осуществление операции оказалось невозможным по ряду объективных причин. И было принято решение реорганизовать ее в полноформатную операцию по поддержанию мира в Мали - Многопрофильную комплексную миссию ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА).
33

РОЛЬ ФРАНЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ

34 У французов в традиции военное вмешательство в конфликты в Африке. На континенте размещены 4 французские военные базы (Джибути, Габон, Сенегал, Кот-д’Ивуар). Военное присутствие в Африке позволяет Франции оставаться влиятельным центром силы.
35 11 января 2013 г. в Мали высадился десант, состоявший из французского воинского контингента, включавшего части ВМС, ВВС, спецназ, бронетанковые и сухопутные подразделения общей численностью более 4 тыс. военнослужащих [10]. Эта операция получила название «Серваль». Со второй декады февраля 2013 г. к ней присоединились солдаты из ЭКОВАС.
36 Целью данной операции стало недопущение экстремистов в столицу Мали, освобождение севера страны от террористических группировок и подготовка к развертыванию международных миссий в зоне конфликта. Операция была завершена в июле 2013 г., террористы были оттеснены к Сахаре, малийские власти вернулись в крупные города.
37 Операция «Серваль» по своему окончанию была преобразована в операцию «Бархан», действующую и по сей день в 5 государствах Сахаро-сахельского субрегиона (Мали, Нигер, Буркина Фасо, Чад и Мавритания) [16].
38 Если говорить о вмешательстве Франции в ситуацию Мали, оно было обусловлено экономическими и политическими факторами. В Мали действуют около 50 французских фирм в различных отраслях: добыча золота, разработка месторождений нефти, газа (в северных областях) и урана. Париж учитывает, что если исламисты захватят Мали, то «джихад», поддерживаемый экстремистами, может распространиться на соседние государства (Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Чад), где также действуют радикальные исламисты [10].
39

МИНУСМА

40 25 апреля 2013 г. Резолюцией СБ ООН 2100 была утверждена МИНУСМА - комплексная миссия ООН, которая была развернута к 1 июля того же года, с целью поддержки политических процессов и обеспечения безопасности в стране. Миссия состояла из 11,2 тыс. военнослужащих и 1440 полицейских [17, с. 7] (в настоящее время в ее составе 11,8 тыс. военнослужащих и 1748 полицейских)2 [18].
2. Данные по состоянию на март 2020 г. (прим. авт.).
41 При широком содействии МИНУСМА в 2013 г. (28 июля - первый тур, 11 августа - второй тур) были проведены президентские выборы, по итогам которых главой Мали стал И.Б.Кейта [14, с. 148]. Следующие выборы президента Мали состоялись в 2018 г. Они прошли в два тура. Власти страны заявили, что выборы были успешными практически везде, несмотря на нападения вооруженных боевиков на некоторые избирательные участки. Во втором туре (явка составила 32,84%), который состоялся 12 августа, победил действующий президент Мали И.Б.Кейта, набрав 67,16% голосов [19].
42

ОБСТАНОВКА В СЕВЕРНЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ МАЛИ

43 В 2015 г. было подписано мирное Соглашение между тремя сторонами: правительством Мали, коалицией «Координация движений Азавада» (объединившей арабские и туарегские группировки, которые добивались независимости северного Мали) и проправительственной группировкой «Платформа». Однако надежды на то, что Соглашение принесет мир, согласие и избавит страну от экстремистских атак, не оправдались, сохраняется напряженность в отношениях между подписавшими соглашение коалициями [20, с. 8].
44 Исламистские и этнические группировки в Мали, не подписавшие Соглашение, убили больше гражданских лиц в 2019 г., чем в любой другой год после начала кризиса в Мали в 2012 г. Несмотря на ухудшающиеся условия в плане безопасности, международные стороны (включая Францию, США, ООН), как полагают некоторые западные исследователи (Дж.Девермонт, М.Харрис) [21], продолжают считать осуществление Соглашения 2015 г. в качестве своей главной политической цели в Мали.
45 При этом Соглашение не исполняется, как нам представляется, из-за следующих причин: неспособность вовлечь всех участников, включая исламистов, гражданское общество (в т.ч. женщины и молодежь) в совместные действия, от которых зависит стабильность; ограниченный географический формат, т.к. оно создавалось для решения проблем безопасности на севере страны и оказалось не действенным, не учитывающим обостряющиеся межплеменные противоречия, затронувшие и центральную часть Мали; недостаточная последовательность и политическая предвзятость заинтересованности сторон, его подписавших [21].
46 Ситуация в области безопасности остается сложной как в северных, так и в центральных областях Мали. Идет расширение конфликта в результате столкновений между скотоводами и земледельцами. Засухи приводят к смещению территорий, пригодных для выпаса скота, и кочевым племенам приходится перемещаться на юг, что ведет к столкновению интересов скотоводов с догонами и бамбара, занимающихся земледелием.
47 При этом восстановление органов государственного управления идет очень медленно: в северных областях заполнено только 23%, в центральной части страны (Мопти) - 27% штата государственных служащих. Этот недостаток замещается квазиуправленческими структурами, основанными на принципах шариата.
48 В 2020 г. наконец состоялись парламентские выборы, которые не проводились с 2013 г. По итогам выборов расстановка сил в парламенте не претерпела значимых изменений. И он остается под контролем президентской партии - «Объединение за Мали» [22].
49 Количество внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в Мали в настоящее время увеличилось и составляет 218 тыс. человек (54% из них женщины), тогда как в ноябре 2019 г. оно составляло 199,4 тыс. В Буркина Фасо, Мавритании и Нигере остается прежнее число малийских беженцев - 140,8 тыс. человек. Для финансирования гуманитарной деятельности на период 2020-2022 гг. потребуется $390 млн [23, с. 13].
50 Все усилия, предпринятые международным сообществом (МИНУСМА, операции «Серваль», «Бархан» и пр.), не дали результатов, что является одной из главных причин формирования мощной оппозиции - «Движения 5 июня» и ее выступления с требованием отставки президента И.Б.Кейты, который не сумел добиться необходимой национальной сплоченности в борьбе против сепаратистов и джихадистов.
51 В июне 2020 г. в стране возобновились общенациональные протестные манифестации с требованием отмены результатов сфальсифицированных Конституционным судом парламентских выборов 2020 г. и отставки президента И.Б.Кейты. Они приняли широкий (около 500 тыс. человек участников) и острый характер в общенациональном масштабе под руководством «Движения 5 июня», в котором объединились все оппозиционные силы, поддержанные к тому же мусульманским духовенством. Власти применили оружие, и 5 июня 11 человек были убиты.
52 Все эти выступления и манифестации подтолкнули военных к решительным действиям. 19 августа 2020 г. состоялся военный переворот. Власть перешла в руки Национального комитета народного спасения (НКНС) в составе 14 офицеров. По требованию военных президент И.Б.Кейта заявил о своей отставке и роспуске Национального собрания.
53 Совбез ООН, АС, ЭКОВАС осудили военный переворот и потребовали освобождение военными президента из-под стражи (позднее И.Б.Кейта был освобожден и выехал на лечение в Арабские Эмираты). АС и ЭКОВАС заявили о приостановлении членства Мали в этих организациях. ЭКОВАС ввел торговые и финансовые санкции против страны.
54 Действия военных поддержала оппозиция, возглавлявшая антиправительственные акции протеста в Мали в преддверии военного переворота, и заявила о намерении сотрудничества в переходный период. Однако она потребовала, чтобы на переходный период были назначены гражданские президент и глава правительства, на что военные пока не соглашаются.
55 15 сентября 2020 г. в Гане состоялся саммит ЭКОВАС, где присутствовали представители военных Мали. Сообществом было принято решение о введении 23 сентября против Мали торгового эмбарго, включающего запрет на поставки нефтепродуктов и закрытие всех границ, если военные не передадут власть гражданским лицам - временному президенту Мали и главе переходного правительства, которые должны будут возглавить страну в предстоящие 18 месяцев переходного периода.
56 Реагируя на требования «Движения 5 июня» и ЭКОВАС, 21 сентября 2020 г. военные назначили президентом на переходный период генерала в отставке Б.Ндау, а вице-президентом - председателя НКНС А.Гоита.
57

РОССИЯ И МАЛИ

58 Дипломатические отношения между Советским Союзом и Республикой Мали были установлены 14 октября 1960 г. СССР поддерживал Мали во многих жизненно важных сферах: были построены стадион в Бамако, цементный завод, профтехучилище, госпиталь им. Габриэля Туре, 6 учебных заведений на безвозмездной основе (в их числе сельскохозяйственный политехнический институт, Высшая административная школа, медицинское училище), построен аэродром в г. Гао. Освоено около 9 тыс. га новых земель под рис в хозяйстве «Офис дю Нижер». Были проведены масштабные геологоразведочные работы, составлена минералогическая карта страны, создано Национальное общество разведки и эксплуатации национальных ресурсов Мали, золотодобывающее предприятие «Калана». Общая сумма кредитов, предоставленных СССР Мали, составила $570 млн. Государственный долг Мали перед Россией в $124 млн был списан в декабре 2003 г. в рамках Парижского клуба.
59 И сейчас малийцы заинтересованы в укреплении отношений с Россией. Осуществляется межпарламентское сотрудничество, развивается политический диалог и двустороннее внешнеполитическое взаимодействие [24].
60 За последние 5 лет товарооборот между Россией и Мали был подвержен колебаниям (см. диагр.). Наибольшее значение отмечено в 2017 г. - $100,4 млн, наименьшее в 2015 г. - $6,3 млн. В 2019 г. товарооборот составил $89,2 млн. Однако в условиях действующих относительно РФ санкций, введенных западными государствами, товарооборот с Мали мог бы значительно вырасти, что было продемонстрировано в 2017 г. Однако затем наблюдалось снижение в следующем году в 2,4 раза, что связано с уменьшением российского экспорта в 2,3 раза (с $94060 тыс. до $41148 тыс.) и в 234 раза импорта из Мали (с $6320 тыс. до $27 тыс.). В связи с этим считаем необходимым, прежде всего, российским экспортерам проявлять бóльшую активность для увеличения товарооборота между странами.
61

62 Диаграмма. Динамика товарооборота между РФ и Мали, 2015-2019 гг. ($ тыс.). Источник: Внешняя торговля Российской Федерации с отдельными странами. Федеральная Таможенная служба РФ. >>>> (accessed 04.05.2020)
63 Россия импортировала из Мали изделия из черных металлов, масличные семена и плоды, эфирные масла и резиноиды; фрукты, орехи и др. В товарообороте преобладает российский экспорт и в первую очередь - это металлы и изделия из них, продукция химической, фармацевтической промышленности, злаки [25].
64 Перспективными областями торгово-экономического сотрудничества РФ и Мали является геологоразведка и возможное освоение месторождений золота, урана, фосфатов, железа, редкоземельных металлов; аффинаж золотоносной руды; поставки энергетического оборудования; инфраструктурные проекты, включая строительство дорог и гидротехнических сооружений; производство упаковочных материалов для фруктов и овощей; закупка и переработка хлопка, манго, орехов дерева карите, а также модернизация объектов, построенных Советским Союзом [24].
65 Вопросы военного сотрудничества остаются наиболее актуальными для российско-малийских отношений, особенно в свете сложившейся нестабильной ситуации в стране. В период с момента обретения независимости Мали - 1960-2019 гг. - больше половины от всего закупленного вооружения приходилось на Советский Союз - $242 млн из $424 млн, которое используется до сих пор малийской армией. На втором месте - Болгария ($33 млн), на третьем Китай - $29 млн [26]. С начала кризиса 2012 г. Мали закупила вооружение в России на $23 млн (в т.ч. два транспортно-боевых вертолета Ми-35М), в Бразилии - на $18 млн, в Болгарии и Испании - на сумму по $12 млн, следом идет Франция (более $8 млн), за ней ЮАР - $7 млн (см. таблицу). За эти годы не было поставок вооружения от прежних партнеров: Чехии, Египта, Ливии, Молдовы, США.
66 Таблица Поставки вооружения в Мали, 2012-2019 гг., $ млн
67
Страна 2012 2013 2014 2016 2017 2018 2019 Всего
Болгария 7 5 12
Бразилия 18 18
ЕС > 0,5 > 0,5
Испания 12 12
Канада 2 2 4
Катар 3 3
Китай 4 4
Россия 23 23
Словакия 3 3
Украина 2 2
Франция 1 > 0,5 4 3 > 8,5
Швеция > 0,5 > 0,5
ЮАР 1 1 2 3 7
68 Примечание: > 0,5 - сумма менее $0,5 млн. Источник: TIV of arms exports to Mali, 1960-2019. >>>> (accessed 09.06.2020)
69 25 июня 2019 г. в Москве было подписано Соглашение между правительством РФ и правительством Республики Мали о военном сотрудничестве, что означало прекращение действия Протокола о сотрудничестве в военной области от 28 марта 1994 г, но не повлияло на выполнение уже начатых и еще не завершенных программ и мероприятий сотрудничества. Настоящее Соглашение было заключено на неопределенный срок и предусматривает дальнейшее развитие военного сотрудничества по основным направлениям, среди которых: обмен мнениями и информацией по военно-политическим вопросам, вопросам международной безопасности; развитие отношений в области совместной подготовки войск (сил), военного образования; обмен опытом миротворческой деятельности и взаимодействия в операциях по поддержанию мира и безопасности под эгидой ООН; взаимодействие в мероприятиях по борьбе с терроризмом [27].
70 Мали намерена и впредь развивать отношения с Россией, в т.ч. в военно-технической сфере, что в сложившейся обстановке вполне актуально, т.к. видимых результатов по улучшению ситуации не наблюдается. Малийцы устали, они возмущены и считают, что власти страны могли бы обратиться за помощью к России в борьбе с террористами, как это было сделано в Сирии, к тому же жители страны собирали подписи под петицией на имя президента РФ В.В.Путина об оказании помощи в становлении мира в Мали.
71 Мали так и остается «тлеющим углем» в зоне Сахеля, который может быстро перерасти в огромный пожар в Сахаро-сахельской зоне, а затем охватить запад и центр Африки. И на наш взгляд, определено верное решение этой сложнейшей военно-политической ситуации - укрепление G5-Сахель.
72 Африканская региональная организация «Сахельская группа пяти» (G5-Сахель) была создана в 2014 г. В нее вошли Буркина Фасо, Мавритания, Мали, Нигер, Чад. Она заручилась одобрением и поддержкой ООН (Резолюция 2359 (2017)), Африканского и Европейского Союза (ЕС) и ведущих западных стран. В 2018 г. G5-Сахель приступила к реализации планов по проведению совместных контртеррористических операций, ликвидации бандформирований на территориях своих стран [28, с. 22].
73 Россия приветствует «Сахельскую группу пяти» как «адекватный ответ на региональные вызовы в русле принципа “африканским проблемам - африканские решения”» [29].
74

«G5-САХЕЛЬ»

75 Во Франции 13 января 2020 г. состоялся саммит «G5-Сахель». Встреча проходила на фоне растущего недоумения у африканского населения об отсутствии улучшения ситуации в сфере безопасности, несмотря на присутствие довольно большого военного контингента Франции, миротворческих сил ООН [30].
76 Региональные и международные организации оказывают поддержку «Сахельской группе пяти», среди которых Западноафриканский экономический и валютный союз, ЭКОВАС. Кроме того, в 2017 г. Францией, Германией и ЕС был создан Альянс Сахеля (Sahel Alliance), в настоящее время состоящий из 12 доноров, с целью повышения эффективности помощи в целях развития стран «G5-Сахель» [31].
77 «G5-Сахель» стремится к адекватному реагированию на террористические угрозы. Так, комитетом Объединенных сил по обороне и безопасности 24 и 25 января 2020 г. была достигнута договоренность об увеличении максимального расстояния, на которое действует право преследования по горячим следам террористов, с правом вооруженных сил переходить границы соседних государств и углубляться на их территорию на расстояние до 100 км (ранее был установлен предел в 50 км) [32, с. 3]. Войска, находящиеся под командованием «G5-Сахель», более не ограничены операциями только на своей территории, и могут, на основании политического решения соответствующих правительств, быть развернуты в других секторах, в других странах «G5-Сахель» [32, с. 4].
78 Активизация джихадистских сил в Мали и Сахаро-сахельском субрегионе вызвала озабоченность как в Африке, так и у международного сообщества. 10 февраля 2020 г., на 33-й очередной сессии Афросоюз обратился к своей Комиссии с просьбой разработать рамочные положения возможного развертывания объединенной многонациональной оперативной группы (3 тыс. военнослужащих) в целях оказания сопротивления действиям террористических групп в Сахеле [23, с. 7].
79 Действительно, необходим новый подход к преодолению малийского кризиса. Назрела необходимость модернизировать Соглашение с учетом изменившейся ситуации, расширив круг его участников, среди которых должны быть и представители джихадистских формирований, и конфликтующих этнических групп.
80 * * *
81 На наш взгляд, широкое содействие мирового сообщества и региональных игроков остается важным условием выхода Мали из сложившейся ситуации и восстановления государственных органов управления на всей территории страны, особенно в северных и центральных областях, на основе обновленного мирного Соглашения, которое охватывало бы всех участников конфликта и могло бы ускорить переход к спокойной, мирной жизни населения, оздоровление экономики, возвращение в родные земли беженцев.

Библиография

1. World Development Indicators. The World Bank. http://data.worldbank.org (accessed 16.07.2020)

2. Doing Business 2020. Comparing Business. Regulation in 190 Economies. World Bank Group. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/32436 (accessed 07.05.2020)

3. Мали. Информационно-аналитический центр Минерал. http://www.mineral.ru/Facts/world/116/143/index.html (accessed 16.03.2020)

4. Mineral commodity summaries 2020. U.S. Geological Survey. https://pubs.usgs.gov/periodicals/mcs2020/mcs2020.pdf (accessed 04.05.2020)

5. Amadou O. Wane Mali: Le petrole Malien, mythe ou realite: Selon des estimations, le Mali pourrait extraire environ 900 millions de barils sur une période de 25 ans à partir du bassin de Taoudéni. http://maliactu.net/mali-le-petrole-malien-mythe-ou-realite-selon-des-estimations-le-mali-pourrait-extraire-environ-900-millions-de-barils-sur-une-periode-de-25-ans-a-partir-du-bassin-de-taoudeni/ (accessed 12.05.2020)

6. Studer E. Mali: un pays riche en pétrole, en gaz et en mines d’or. http://www.leblogfinance.com/2013/01/mali-un-pays-riche-en-petrole-en-gaz-et-en-mines-dor.html (accessed 12.05.2020)

7. James J.P. Hausse des tarifs d’électricité au Mali: L’hypothèse du vide des caisses de l’Etat se confirme-t-elle? https://malijet.com/actualite-politique-au-mali/233739-hausse-des-tarifs-d’électricité-au-mali-l’hypothèse-du-vide-des-.html (accessed 11.05.2020)

8. Шарова А.Ю. Влияние санкций на экономику стран, не имеющих выхода к морю (на примере ЦАР и Мали). Ученые записки Института Африки РАН. 2019, № 3 (48), c. 49-63.

9. Производство золота в Мали в 2019 году выросло на 7%. https://gold.1prime.ru/news/20200116/346504.html (accessed 21.07.2020)

10. Долгов Б. Малийский кризис, радикальный исламизм и «арабская весна». http://www.perspektivy.info/srez/val/malijskij_krizis_radikalnyj_islamizm_i_arabskaja_vesna_2013-03-07.htm (accessed 15.01.2020)

11. Корендясов Е.Н. Кризис в Республике Мали. Конфликты в Африке: причины, генезис и проблемы урегулирования (этнополитические и социальные аспекты). М., Институт Африки РАН, 2013, с. 304-327.

12. Blake J. Radical Islamists Have Opened a New Front in Mali. HTTPS://FOREIGNPOLICY.COM/2019/03/29/RADICAL-ISLAMISTS-HAVE-OPENED-A-NEW-FRONT-IN-MALI/ (accessed 04.05.2020)

13. Новая бойня унесла жизни 134 человек. Что происходит в Мали? https://inosmi.ru/politic/20190328/244829495.html (accessed 04.05.2020)

14. Денисова Т.С. ЭКОВАС и проблемы региональной безопасности. ЭКОВАС. Проблемы региональной интеграции. Сборник статей. М.: Институт Африки РАН, 2016, с. 140-158.

15. Резолюция 2085 (2012), принятая Советом Безопасности на его 6898-м заседании 20 декабря 2012 года. https://undocs.org/ru/S/RES/2085 (2012) (accessed 06.05.2020)

16. Чихачев А. Региональные приоритеты внешней политики Франции: Сахель. https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/la-france-du-macron/regionalnye-prioritety-vneshney-politiki-frantsii-sakhel/ (accessed 06.05.2020)

17. Резолюция 2100 (2013), принятая Советом Безопасности на его 6952-м заседании 25 апреля 2013 года. https://digitallibrary.un.org/record/748429?ln=en (accessed 21.07.2020)

18. МИНУСМА - фактологический бюллетень. https://peacekeeping.un.org/ru/mission/minusma (accessed 18.06.2020)

19. В Мали суд подтвердил переизбрание действующего президента. РИА новости. 20.08.2018. https://ria.ru/world/20180820/1526858459.html (accessed 12.05.2020)

20. Ситуация в Мали. Доклад Генерального секретаря. S/2019/782. https://undocs.org/ru/S/2019/782 (accessed 08.02.2020)

21. Devermont J., Harris M. Why Mali Needs a New Peace Deal. Center for Strategic and International Studies (CSIS). https://www.csis.org/analysis/why-mali-needs-new-peace-deal (accessed 27.05.2020)

22. Корендясов Е.Н. Парламентские выборы в Мали: напряженность в стране не снижается. https://inafran.ru/node/2234 (accessed 08.06.2020)

23. Ситуация в Мали. Доклад Генерального секретаря. S/2020/223. https://undocs.org/ru/S/2020/223 (accessed 10.06.2020)

24. Российско-малийские отношения. https://rusembmali.mid.ru/rossijsko-malijskie-otnosenia (accessed 16.03.2020)

25. Таможенная статистика внешней торговли РФ. http://stat.customs.ru (accessed 08.05.2020)

26. TIV of arms exports to Mali, 1960-2019. http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/values.php (accessed 09.06.2020)

27. Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Мали о военном сотрудничестве. http://docs.cntd.ru/document/560621130 (accessed 25.04.2020)

28. Панин А. Объединенные силы «Сахельской группы пяти». Зарубежное военное обозрение. 2019, № 2, с. 22-25.

29. Выступление Постоянного представителя Российской Федерации при ООН В.А.Небензи в ходе заседания Совета Безопасности ООН по пункту повестки дня «Мир и безопасность в Африке» (Совместные силы Сахельской «пятерки»). 30 октября 2017 года. https://russiaun.ru/ru/news/sahel3010 (accessed 22.01.2020)

30. Корендясов Е.Н. Сахель: джихадисты вновь наступают. Что делать? https://inafran.ru/node/2141 (accessed 22.01.2020)

31. G5 Sahel Joint Force and the Sahel Alliance. https://www.diplomatie.gouv.fr/en/french-foreign-policy/security-disarmament-and-non-proliferation/crises-and-conflicts/g5-sahel-joint-force-and-the-sahel-alliance/ (accessed 15.06.2020)

32. Объединенные силы Сахельской группы пяти. Доклад Генерального секретаря. https://undocs.org/ru/S/2020/373 (accessed 10.06.2020)

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести