Peace in Mali: The path to security in the Sahara-Sahel subregion
Table of contents
Share
QR
Metrics
Peace in Mali: The path to security in the Sahara-Sahel subregion
Annotation
PII
S032150750012180-0-1
Publication type
Article
Status
Published
Authors
Evgeny N. Korendyasov 
Occupation: Leading Research Fellow
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Olga Konstantinova
Occupation: Research Fellow, Centre for the Study of the Russian-African Relations and African States' Foreign Policy, Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Affiliation: Institute for African Studies, Russian Academy of Sciences
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Pages
17-25
Abstract

The article examines the evolution of political events in the Malian crisis, which has been going on since 2012. The resulting acute armed conflict bears an interethnic, religious, political and economic connotation.

 

The conflict is gradually changing its geography, shifting from the northern regions of Mali to the center of the country and poses a security threat not only to the countries of the Sahara-Sahel subregion, but also to the entire continent and the world community. The conflict continues. There is no security in Mali, the population is forced to leave their homelands. Refugees move to neighboring states, creating a situation of tension and a humanitarian crisis.

 

The political situation in the country has recently aggravated, demonstrations are taking place demanding the resignation of the President of Mali, who has failed to promote the implementation of the reconciliation agreement and achieve the necessary national cohesion. International forces operating in Mali are failing. Separatist groups carry out attacks and terrorist attacks against peacekeepers, government troops and civilians.

 

 

What is fueling this conflict and what are the ways to resolve it? These questions are relevant today, because the life and well-being of African peoples depends on the elimination of terrorist and extremist forces and ensuring stability in the country.

Keywords
Africa, Sahara-Sahel subregion, Malian crisis, terrorist threat, security
Received
11.08.2020
Date of publication
24.11.2020
Number of purchasers
16
Views
21616
Readers community rating
0.0 (0 votes)
Cite   Download pdf Download JATS
1 В настоящее время угрозы, в т.ч. терроризма и экстремизма, приобрели глобальный характер. Особую опасность представляют угрозы, очаги которых охватывают обширные территории, субрегионы. В этих условиях важно, чтобы мировое сообщество быстро и адекватно реагировало на опасности с целью предотвращения обострения конфликтов. Таким «взрывоопасным» субрегионом ныне является Сахаро-сахельский.
2

САХАРО-САХЕЛЬСКИЙ СУБРЕГИОН

3 Пустыня Сахара находится в северной части Африканского континента, занимая около 8,5 млн км2, что составляет примерно 30% его площади. Сахара располагается на территории 11 стран: Алжира, Египта, Ливии, Мавритании, Мали, Марокко, Нигера, Судана, Туниса, Чада, Эритреи.
4 Сахель представляет собой полосу, обрамляющую пустыню Сахара, покрытую кустарниковыми растениями, которая протянулась на 3900 км от Атлантического океана на Западе до Красного моря на Востоке, в поясе, ширина которого изменяется от нескольких сотен до тысяч километров, и покрывает площадь, равную 3 млн км2. Она включает южные области Алжира, территории Буркина Фасо, север Камеруна, Мавританию, Мали, Нигер, Нигерию, Сенегал, Судан, Чад, Эритрею.
5 Сахельская полоса выступает как своеобразный буфер между пустыней и плодородными почвами на юге. Однако из-за хозяйственной деятельности человека и засух пустыня расширяется, отнимая у местных жителей плодородные земли: увеличивается каждый год на 6-10 км к югу.
6 Природно-климатические особенности, сложный ландшафт и слабый пограничный контроль создают благоприятные условия для деятельности джихадистов, контрабанды оружия, наркотиков и нелегальной миграции.
7

РЕСПУБЛИКА МАЛИ

8 Республика Мали относится к группе наименее развитых стран (НРС) мира. В стране наблюдается динамичный рост численности населения: в 2000 г. - 10,9 млн человек, в 2019 г. - уже 19,7 млн [1], сохраняется высокий уровень фертильности - 5,9 (2018 г.), что выше мирового показателя в 2,5 раза [1]. Валовой внутренний продукт (ВВП) в 2019 г. составил $17,5 млрд [1], а по паритету покупательной способности - $47,6 млрд [1]. По уровню делового климата, согласно оценкам Всемирного банка за 2020 г., Мали занимает 148-е место из 190 [2, p. 4].
9 Страна потенциально очень богата. Выявленные ресурсы бокситов составляют около 2 млрд т (2,7% мировых ресурсов); ресурсы фосфоритовых руд оцениваются в 16 млн т оксида фосфора (V-валентного); запасы алмазов оценены в 1 млн карат. Прогнозные ресурсы железной руды оцениваются в 3-4 млрд т, свинца - 34 тыс. т, цинка - в 120 тыс. т. Выявленные ресурсы марганцевых руд достигают 10 млн т [3], лития - 1 млн т [4, p. 99].
10 В стране идут активные поиски нефти и газа с привлечением инвесторов, среди которых австралийские Baraka Petroleum Limited, Sphere Investments и Trans Ocean Securitie [5], итальянская компания ENI, алжирская группа Sonatrach [6].
11 Кроме того, нефтяная компания Мали (Petroma) не так давно (2013 г.) открыла огромное газовое месторождение в Буракебу, расположенное в 60 км от Бамако. Это открытие предоставляет возможность рассматривать Мали как крупного производителя электроэнергии для всей Западной Африки со стоимостью за кВт менее 10 франков КФА (0,02 евроцентов) [6], против 113 франков КФА в настоящее время [7].
12 Главным добываемым минеральным ресурсом в Мали на сегодня является золото. В настоящее время в стране работают рудники по добыче золота, которые принадлежат крупным международным компаниям (Anglogold Ashanti, B2Gold, Randgold Resources, Resolute Mining) [8, с. 56-57]. Руда отличается высоким качеством. Объем добычи в 2019 г. вырос на 7% относительно предыдущего года и составил 65,1 т [9].
13 Страна принимает активное участие в интеграционных процессах на континенте. Она является членом субрегиональных экономических сообществ: Сообщество сахельско-сахарских государств (СЕН-САД), Экономическое сообщество государств Западной Африки (ЭКОВАС) и ряда других межафриканских объединений.
14 Мали - член международной организации Франкофонии, в которую входят бывшие французские колонии, сохраняющие широкие экономические, политические, военные и культурные связи с Францией [10].
15

ТУАРЕГИ МАЛИ

16 Туареги представляют собой народ, объединенный общностью культуры, хозяйственной деятельностью и общим пространством обитания. В настоящее время туареги, которых насчитывается приблизительно 700-800 тыс., проживают в Нигере, Алжире, Ливии, Буркина Фасо, в отдалении от столиц, занимая наименее населенные и засушливые территории.
17 Туарегов объединяет религия - ислам, исповедуемый в довольно толерантной форме. Они используют общий язык - тамашек. Туареги имеют, присущую только им, письменность - тифинаг. При этом у них нет устойчивой этнически-клановой сплоченности. Их социум подвержен кастово-иерархическим, межклановым, родо-племенным и межсемейным противоречиям [11, с. 307-308].
18 Туарегский вопрос на протяжении всей истории независимости Мали оставался ключевым в плане сохранения политической стабильности и безопасности страны. Первое восстание туарегов с требованием создания автономии произошло в 1962-1964 гг. и было неоправданно жестко подавлено малийской армией, что породило недобрые чувства у туарегов к правительству. Позднее, в г. Кидаль в июле 1990 г. начались вооруженные стычки между частями армии Мали и повстанческими отрядами туарегов, которые вскоре приняли широкий масштаб и ожесточенный характер. После свержения режима генерала М.Траоре 26 марта 1991 г. восставшие возобновили военные действия в северных областях страны. При активном участии Алжира, Мавритании и Франции 11 апреля 1992 г. был подписан Национальный пакт между правительством Мали и Координационным бюро Азавад1.
1. Азавад - от туарегского слова Азауаг, означает саванна или «земля кочевников» (прим. авт.).
19 Однако военные столкновения продолжались фактически до 1996 г. В боевых действиях в 1990-1995 гг. погибло более 5 тыс. человек с обеих сторон. Затем, в 2006 г. под руководством подполковника малийской армии туарега Х.Фагага в Кидале и Менаке началось очередное военное противостояние. При посредничестве Алжира в июле 2006 г. в г. Алжир были приняты новые мирные соглашения, в которых предусматривалось формирование специального инвестиционного фонда и создание временного координационного совета для провинции Кидаль, сокращение малийских воинских частей в провинции, интеграция всех мятежников в ряды малийской армии, создание смешанных специальных подразделений безопасности, расширение представительства населения в местных органах власти Кидаль.
20 Но соглашения не выполнялись. Напротив, сам факт их принятия вызвал, в целом, негативную реакцию в стране. Между тем, военные стычки продолжились и прекратились лишь в 2009 г. Перемирие длилось недолго [11, с. 309-310].
21

МАЛИЙСКИЙ КРИЗИС 2012 ГОДА

22 В январе 2012 г. представительная туарегская политическая организация «Национальное движение за освобождение Азавад» (НДОА) подняла новое восстание. К нему присоединились отряды таурегов, входившие в состав ливийской армии [11, с. 309-310], и исламистские формирования - АКИМ («Аль-Каида в исламском Магрибе»), «Ансар Дин» («Защитник веры»), ДЕДЗА («Движение за единство веры и джихад в Западной Африке») [11, с. 311]. Исламисты вытеснили туарегов-сепаратистов, и движение приобрело радикальную исламистскую ориентацию.
23 Правительственные войска не смогли сдержать натиск и отступили, оставив крупные города (Томбукту, Кидаль, Мопти) [10]. Неудачи малийской армии в подавлении очередного туарегского восстания послужили предлогом для выступления военных заговорщиков.
24 22 марта 2012 г. в Мали произошел военный переворот, третий за годы независимости: группа младших офицеров во главе с капитаном А.Саного, прошедшего, кстати, военную подготовку в США, свергла президента генерала А.Т.Туре [11, с. 304]. Однако под давлением Африканского Союза (АС), ЭКОВАС военные вынуждены были отступить и вернуться в казармы. Были восстановлены конституционные органы власти, место временно исполняющего обязанности президента занял, согласно Конституции, председатель Национального собрания Д.Траоре.
25 Тем временем исламисты решили двинуться в сторону г. Бамако, а на контролируемых территориях повстанцы 6 апреля 2012 г. провозгласили «независимое государство Азавад», законодательной базой которого был установлен шариат [10]. Однако наступление на столицу страны было предотвращено в результате военного вмешательства Франции, которое было осуществлено в ответ на просьбу временно исполняющего обязанности президента Д.Траоре и с уведомлением Совета Безопасности ООН.
26

ИСЛАМИСТЫ В МАЛИ

27 Руководители исламистов еще в начале 1990-х гг. начали искать возможности создания опорной базы в Сахаро-сахельском субрегионе. Бен-Ладена, лидера «Аль-Каиды», привлекал его геополитический ресурс, близость к южным границам Северной Африки, слабость государственной власти в этих пустынных районах. Учитывался повстанческий потенциал туарегов и наличие ячеек алжирских салафитов, которые здесь скрывались от преследований алжирских властей [11, с. 310].
28 В настоящее время в Мали действует около 20 экстремистских исламистских группировок. Ведущую роль играют: «Группа поддержки ислама и мусульман» во главе с Аг Гали, «Исламское государство в Большой Сахаре» А.В.Сахрауи и «Фронт освобождения Масина» («Катиба Масина») во главе с А.Куфа. Кроме указанных выше, в Мали действуют исламистские формирования: «Защитники ислама» («Ансар уль-Ислам»), созданное в 2016 г. и поддерживаемое «Аль-Каидой» и ИГИЛ [12]; «Армия единобожия и джихада» («Джамаат ат-Таухид валь-Джихад»), возникшая еще во время военного переворота в Мали (2012 г.) и контролирующая северные области страны; «Сторонники шариата» («Ансар аш-Шариат») располагается в г. Гао (север страны), основанная О.В.Хама, лидеры которой происходят в основном из племени аль-барабиш (из Томбукту); джихадистская группировка «Стражи» («Аль-Мурабитун») была заметным ответвлением «Аль-Каиды» в Сахеле. Сейчас группировка действует в провинции Гао и является одной из наиболее организованных и хорошо вооруженных [13].
29

АФРИКАНСКИЙ СОЮЗ И ЭКОВАС В УРЕГУЛИРОВАНИИ КРИЗИСА

30 Афросоюз сразу же осудил военный переворот (март 2012 г.) и совместно с ЭКОВАС предпринял усилия для возвращения ситуации в конституционное русло. 2 апреля 2012 г. ЭКОВАС объявил о вступлении в силу дипломатических, экономических и финансовых санкций в отношении Мали, были закрыты общие границы. Санкции были сняты 8 апреля, когда лидер военного правительства А.Саного согласился передать власть главе Национального собрания Д.Траоре [14, с. 147].
31 По инициативе Африканского Союза СБ ООН принял решение о проведении операции под африканским руководством, и 20 декабря 2012 г., согласно Резолюции СБ ООН 2085 (2012), предусматривалось развертывание Международной миссии под африканским руководством по поддержке Мали (АФИСМА) в 6 тыс. военнослужащих с целью укрепления потенциала малийских сил обороны, оказания поддержки в восстановлении государственной власти в северных областях страны, находившихся под контролем экстремистских вооруженных групп и обеспечения процессов стабилизации, оказания помощи малийским властям в поддержании безопасности и укреплении государственной власти [15, с. 4-5].
32 Однако осуществление операции оказалось невозможным по ряду объективных причин. И было принято решение реорганизовать ее в полноформатную операцию по поддержанию мира в Мали - Многопрофильную комплексную миссию ООН по стабилизации в Мали (МИНУСМА).
33

РОЛЬ ФРАНЦИИ В УРЕГУЛИРОВАНИИ СИТУАЦИИ

34 У французов в традиции военное вмешательство в конфликты в Африке. На континенте размещены 4 французские военные базы (Джибути, Габон, Сенегал, Кот-д’Ивуар). Военное присутствие в Африке позволяет Франции оставаться влиятельным центром силы.
35 11 января 2013 г. в Мали высадился десант, состоявший из французского воинского контингента, включавшего части ВМС, ВВС, спецназ, бронетанковые и сухопутные подразделения общей численностью более 4 тыс. военнослужащих [10]. Эта операция получила название «Серваль». Со второй декады февраля 2013 г. к ней присоединились солдаты из ЭКОВАС.
36 Целью данной операции стало недопущение экстремистов в столицу Мали, освобождение севера страны от террористических группировок и подготовка к развертыванию международных миссий в зоне конфликта. Операция была завершена в июле 2013 г., террористы были оттеснены к Сахаре, малийские власти вернулись в крупные города.
37 Операция «Серваль» по своему окончанию была преобразована в операцию «Бархан», действующую и по сей день в 5 государствах Сахаро-сахельского субрегиона (Мали, Нигер, Буркина Фасо, Чад и Мавритания) [16].
38 Если говорить о вмешательстве Франции в ситуацию Мали, оно было обусловлено экономическими и политическими факторами. В Мали действуют около 50 французских фирм в различных отраслях: добыча золота, разработка месторождений нефти, газа (в северных областях) и урана. Париж учитывает, что если исламисты захватят Мали, то «джихад», поддерживаемый экстремистами, может распространиться на соседние государства (Мавритания, Нигер, Нигерия, Сенегал, Чад), где также действуют радикальные исламисты [10].
39

МИНУСМА

40 25 апреля 2013 г. Резолюцией СБ ООН 2100 была утверждена МИНУСМА - комплексная миссия ООН, которая была развернута к 1 июля того же года, с целью поддержки политических процессов и обеспечения безопасности в стране. Миссия состояла из 11,2 тыс. военнослужащих и 1440 полицейских [17, с. 7] (в настоящее время в ее составе 11,8 тыс. военнослужащих и 1748 полицейских)2 [18].
2. Данные по состоянию на март 2020 г. (прим. авт.).
41 При широком содействии МИНУСМА в 2013 г. (28 июля - первый тур, 11 августа - второй тур) были проведены президентские выборы, по итогам которых главой Мали стал И.Б.Кейта [14, с. 148]. Следующие выборы президента Мали состоялись в 2018 г. Они прошли в два тура. Власти страны заявили, что выборы были успешными практически везде, несмотря на нападения вооруженных боевиков на некоторые избирательные участки. Во втором туре (явка составила 32,84%), который состоялся 12 августа, победил действующий президент Мали И.Б.Кейта, набрав 67,16% голосов [19].
42

ОБСТАНОВКА В СЕВЕРНЫХ И ЦЕНТРАЛЬНЫХ ОБЛАСТЯХ МАЛИ

43 В 2015 г. было подписано мирное Соглашение между тремя сторонами: правительством Мали, коалицией «Координация движений Азавада» (объединившей арабские и туарегские группировки, которые добивались независимости северного Мали) и проправительственной группировкой «Платформа». Однако надежды на то, что Соглашение принесет мир, согласие и избавит страну от экстремистских атак, не оправдались, сохраняется напряженность в отношениях между подписавшими соглашение коалициями [20, с. 8].
44 Исламистские и этнические группировки в Мали, не подписавшие Соглашение, убили больше гражданских лиц в 2019 г., чем в любой другой год после начала кризиса в Мали в 2012 г. Несмотря на ухудшающиеся условия в плане безопасности, международные стороны (включая Францию, США, ООН), как полагают некоторые западные исследователи (Дж.Девермонт, М.Харрис) [21], продолжают считать осуществление Соглашения 2015 г. в качестве своей главной политической цели в Мали.
45 При этом Соглашение не исполняется, как нам представляется, из-за следующих причин: неспособность вовлечь всех участников, включая исламистов, гражданское общество (в т.ч. женщины и молодежь) в совместные действия, от которых зависит стабильность; ограниченный географический формат, т.к. оно создавалось для решения проблем безопасности на севере страны и оказалось не действенным, не учитывающим обостряющиеся межплеменные противоречия, затронувшие и центральную часть Мали; недостаточная последовательность и политическая предвзятость заинтересованности сторон, его подписавших [21].
46 Ситуация в области безопасности остается сложной как в северных, так и в центральных областях Мали. Идет расширение конфликта в результате столкновений между скотоводами и земледельцами. Засухи приводят к смещению территорий, пригодных для выпаса скота, и кочевым племенам приходится перемещаться на юг, что ведет к столкновению интересов скотоводов с догонами и бамбара, занимающихся земледелием.
47 При этом восстановление органов государственного управления идет очень медленно: в северных областях заполнено только 23%, в центральной части страны (Мопти) - 27% штата государственных служащих. Этот недостаток замещается квазиуправленческими структурами, основанными на принципах шариата.
48 В 2020 г. наконец состоялись парламентские выборы, которые не проводились с 2013 г. По итогам выборов расстановка сил в парламенте не претерпела значимых изменений. И он остается под контролем президентской партии - «Объединение за Мали» [22].
49 Количество внутренне перемещенных лиц (ВПЛ) в Мали в настоящее время увеличилось и составляет 218 тыс. человек (54% из них женщины), тогда как в ноябре 2019 г. оно составляло 199,4 тыс. В Буркина Фасо, Мавритании и Нигере остается прежнее число малийских беженцев - 140,8 тыс. человек. Для финансирования гуманитарной деятельности на период 2020-2022 гг. потребуется $390 млн [23, с. 13].
50 Все усилия, предпринятые международным сообществом (МИНУСМА, операции «Серваль», «Бархан» и пр.), не дали результатов, что является одной из главных причин формирования мощной оппозиции - «Движения 5 июня» и ее выступления с требованием отставки президента И.Б.Кейты, который не сумел добиться необходимой национальной сплоченности в борьбе против сепаратистов и джихадистов.
51 В июне 2020 г. в стране возобновились общенациональные протестные манифестации с требованием отмены результатов сфальсифицированных Конституционным судом парламентских выборов 2020 г. и отставки президента И.Б.Кейты. Они приняли широкий (около 500 тыс. человек участников) и острый характер в общенациональном масштабе под руководством «Движения 5 июня», в котором объединились все оппозиционные силы, поддержанные к тому же мусульманским духовенством. Власти применили оружие, и 5 июня 11 человек были убиты.
52 Все эти выступления и манифестации подтолкнули военных к решительным действиям. 19 августа 2020 г. состоялся военный переворот. Власть перешла в руки Национального комитета народного спасения (НКНС) в составе 14 офицеров. По требованию военных президент И.Б.Кейта заявил о своей отставке и роспуске Национального собрания.
53 Совбез ООН, АС, ЭКОВАС осудили военный переворот и потребовали освобождение военными президента из-под стражи (позднее И.Б.Кейта был освобожден и выехал на лечение в Арабские Эмираты). АС и ЭКОВАС заявили о приостановлении членства Мали в этих организациях. ЭКОВАС ввел торговые и финансовые санкции против страны.
54 Действия военных поддержала оппозиция, возглавлявшая антиправительственные акции протеста в Мали в преддверии военного переворота, и заявила о намерении сотрудничества в переходный период. Однако она потребовала, чтобы на переходный период были назначены гражданские президент и глава правительства, на что военные пока не соглашаются.
55 15 сентября 2020 г. в Гане состоялся саммит ЭКОВАС, где присутствовали представители военных Мали. Сообществом было принято решение о введении 23 сентября против Мали торгового эмбарго, включающего запрет на поставки нефтепродуктов и закрытие всех границ, если военные не передадут власть гражданским лицам - временному президенту Мали и главе переходного правительства, которые должны будут возглавить страну в предстоящие 18 месяцев переходного периода.
56 Реагируя на требования «Движения 5 июня» и ЭКОВАС, 21 сентября 2020 г. военные назначили президентом на переходный период генерала в отставке Б.Ндау, а вице-президентом - председателя НКНС А.Гоита.
57

РОССИЯ И МАЛИ

58 Дипломатические отношения между Советским Союзом и Республикой Мали были установлены 14 октября 1960 г. СССР поддерживал Мали во многих жизненно важных сферах: были построены стадион в Бамако, цементный завод, профтехучилище, госпиталь им. Габриэля Туре, 6 учебных заведений на безвозмездной основе (в их числе сельскохозяйственный политехнический институт, Высшая административная школа, медицинское училище), построен аэродром в г. Гао. Освоено около 9 тыс. га новых земель под рис в хозяйстве «Офис дю Нижер». Были проведены масштабные геологоразведочные работы, составлена минералогическая карта страны, создано Национальное общество разведки и эксплуатации национальных ресурсов Мали, золотодобывающее предприятие «Калана». Общая сумма кредитов, предоставленных СССР Мали, составила $570 млн. Государственный долг Мали перед Россией в $124 млн был списан в декабре 2003 г. в рамках Парижского клуба.
59 И сейчас малийцы заинтересованы в укреплении отношений с Россией. Осуществляется межпарламентское сотрудничество, развивается политический диалог и двустороннее внешнеполитическое взаимодействие [24].
60 За последние 5 лет товарооборот между Россией и Мали был подвержен колебаниям (см. диагр.). Наибольшее значение отмечено в 2017 г. - $100,4 млн, наименьшее в 2015 г. - $6,3 млн. В 2019 г. товарооборот составил $89,2 млн. Однако в условиях действующих относительно РФ санкций, введенных западными государствами, товарооборот с Мали мог бы значительно вырасти, что было продемонстрировано в 2017 г. Однако затем наблюдалось снижение в следующем году в 2,4 раза, что связано с уменьшением российского экспорта в 2,3 раза (с $94060 тыс. до $41148 тыс.) и в 234 раза импорта из Мали (с $6320 тыс. до $27 тыс.). В связи с этим считаем необходимым, прежде всего, российским экспортерам проявлять бóльшую активность для увеличения товарооборота между странами.
61

62 Диаграмма. Динамика товарооборота между РФ и Мали, 2015-2019 гг. ($ тыс.). Источник: Внешняя торговля Российской Федерации с отдельными странами. Федеральная Таможенная служба РФ. >>>> (accessed 04.05.2020)
63 Россия импортировала из Мали изделия из черных металлов, масличные семена и плоды, эфирные масла и резиноиды; фрукты, орехи и др. В товарообороте преобладает российский экспорт и в первую очередь - это металлы и изделия из них, продукция химической, фармацевтической промышленности, злаки [25].
64 Перспективными областями торгово-экономического сотрудничества РФ и Мали является геологоразведка и возможное освоение месторождений золота, урана, фосфатов, железа, редкоземельных металлов; аффинаж золотоносной руды; поставки энергетического оборудования; инфраструктурные проекты, включая строительство дорог и гидротехнических сооружений; производство упаковочных материалов для фруктов и овощей; закупка и переработка хлопка, манго, орехов дерева карите, а также модернизация объектов, построенных Советским Союзом [24].
65 Вопросы военного сотрудничества остаются наиболее актуальными для российско-малийских отношений, особенно в свете сложившейся нестабильной ситуации в стране. В период с момента обретения независимости Мали - 1960-2019 гг. - больше половины от всего закупленного вооружения приходилось на Советский Союз - $242 млн из $424 млн, которое используется до сих пор малийской армией. На втором месте - Болгария ($33 млн), на третьем Китай - $29 млн [26]. С начала кризиса 2012 г. Мали закупила вооружение в России на $23 млн (в т.ч. два транспортно-боевых вертолета Ми-35М), в Бразилии - на $18 млн, в Болгарии и Испании - на сумму по $12 млн, следом идет Франция (более $8 млн), за ней ЮАР - $7 млн (см. таблицу). За эти годы не было поставок вооружения от прежних партнеров: Чехии, Египта, Ливии, Молдовы, США.
66 Таблица Поставки вооружения в Мали, 2012-2019 гг., $ млн
67
Страна 2012 2013 2014 2016 2017 2018 2019 Всего
Болгария 7 5 12
Бразилия 18 18
ЕС > 0,5 > 0,5
Испания 12 12
Канада 2 2 4
Катар 3 3
Китай 4 4
Россия 23 23
Словакия 3 3
Украина 2 2
Франция 1 > 0,5 4 3 > 8,5
Швеция > 0,5 > 0,5
ЮАР 1 1 2 3 7
68 Примечание: > 0,5 - сумма менее $0,5 млн. Источник: TIV of arms exports to Mali, 1960-2019. >>>> (accessed 09.06.2020)
69 25 июня 2019 г. в Москве было подписано Соглашение между правительством РФ и правительством Республики Мали о военном сотрудничестве, что означало прекращение действия Протокола о сотрудничестве в военной области от 28 марта 1994 г, но не повлияло на выполнение уже начатых и еще не завершенных программ и мероприятий сотрудничества. Настоящее Соглашение было заключено на неопределенный срок и предусматривает дальнейшее развитие военного сотрудничества по основным направлениям, среди которых: обмен мнениями и информацией по военно-политическим вопросам, вопросам международной безопасности; развитие отношений в области совместной подготовки войск (сил), военного образования; обмен опытом миротворческой деятельности и взаимодействия в операциях по поддержанию мира и безопасности под эгидой ООН; взаимодействие в мероприятиях по борьбе с терроризмом [27].
70 Мали намерена и впредь развивать отношения с Россией, в т.ч. в военно-технической сфере, что в сложившейся обстановке вполне актуально, т.к. видимых результатов по улучшению ситуации не наблюдается. Малийцы устали, они возмущены и считают, что власти страны могли бы обратиться за помощью к России в борьбе с террористами, как это было сделано в Сирии, к тому же жители страны собирали подписи под петицией на имя президента РФ В.В.Путина об оказании помощи в становлении мира в Мали.
71 Мали так и остается «тлеющим углем» в зоне Сахеля, который может быстро перерасти в огромный пожар в Сахаро-сахельской зоне, а затем охватить запад и центр Африки. И на наш взгляд, определено верное решение этой сложнейшей военно-политической ситуации - укрепление G5-Сахель.
72 Африканская региональная организация «Сахельская группа пяти» (G5-Сахель) была создана в 2014 г. В нее вошли Буркина Фасо, Мавритания, Мали, Нигер, Чад. Она заручилась одобрением и поддержкой ООН (Резолюция 2359 (2017)), Африканского и Европейского Союза (ЕС) и ведущих западных стран. В 2018 г. G5-Сахель приступила к реализации планов по проведению совместных контртеррористических операций, ликвидации бандформирований на территориях своих стран [28, с. 22].
73 Россия приветствует «Сахельскую группу пяти» как «адекватный ответ на региональные вызовы в русле принципа “африканским проблемам - африканские решения”» [29].
74

«G5-САХЕЛЬ»

75 Во Франции 13 января 2020 г. состоялся саммит «G5-Сахель». Встреча проходила на фоне растущего недоумения у африканского населения об отсутствии улучшения ситуации в сфере безопасности, несмотря на присутствие довольно большого военного контингента Франции, миротворческих сил ООН [30].
76 Региональные и международные организации оказывают поддержку «Сахельской группе пяти», среди которых Западноафриканский экономический и валютный союз, ЭКОВАС. Кроме того, в 2017 г. Францией, Германией и ЕС был создан Альянс Сахеля (Sahel Alliance), в настоящее время состоящий из 12 доноров, с целью повышения эффективности помощи в целях развития стран «G5-Сахель» [31].
77 «G5-Сахель» стремится к адекватному реагированию на террористические угрозы. Так, комитетом Объединенных сил по обороне и безопасности 24 и 25 января 2020 г. была достигнута договоренность об увеличении максимального расстояния, на которое действует право преследования по горячим следам террористов, с правом вооруженных сил переходить границы соседних государств и углубляться на их территорию на расстояние до 100 км (ранее был установлен предел в 50 км) [32, с. 3]. Войска, находящиеся под командованием «G5-Сахель», более не ограничены операциями только на своей территории, и могут, на основании политического решения соответствующих правительств, быть развернуты в других секторах, в других странах «G5-Сахель» [32, с. 4].
78 Активизация джихадистских сил в Мали и Сахаро-сахельском субрегионе вызвала озабоченность как в Африке, так и у международного сообщества. 10 февраля 2020 г., на 33-й очередной сессии Афросоюз обратился к своей Комиссии с просьбой разработать рамочные положения возможного развертывания объединенной многонациональной оперативной группы (3 тыс. военнослужащих) в целях оказания сопротивления действиям террористических групп в Сахеле [23, с. 7].
79 Действительно, необходим новый подход к преодолению малийского кризиса. Назрела необходимость модернизировать Соглашение с учетом изменившейся ситуации, расширив круг его участников, среди которых должны быть и представители джихадистских формирований, и конфликтующих этнических групп.
80 * * *
81 На наш взгляд, широкое содействие мирового сообщества и региональных игроков остается важным условием выхода Мали из сложившейся ситуации и восстановления государственных органов управления на всей территории страны, особенно в северных и центральных областях, на основе обновленного мирного Соглашения, которое охватывало бы всех участников конфликта и могло бы ускорить переход к спокойной, мирной жизни населения, оздоровление экономики, возвращение в родные земли беженцев.

References

1. World Development Indicators. The World Bank. http://data.worldbank.org (accessed 16.07.2020)

2. Doing Business 2020. Comparing Business. Regulation in 190 Economies. World Bank Group. https://openknowledge.worldbank.org/handle/10986/32436 (accessed 07.05.2020)

3. Mali. Mineral Information and Analytical Center. (In Russ.). http://www.mineral.ru/Facts/world/116/143/index.html (accessed 16.03.2020)

4. Mineral commodity summaries 2020. U.S. Geological Survey. https://pubs.usgs.gov/periodicals/mcs2020/mcs2020.pdf (accessed 04.05.2020)

5. Amadou O. Wane Mali: Le petrole Malien, mythe ou realite: Selon des estimations, le Mali pourrait extraire environ 900 millions de barils sur une période de 25 ans à partir du bassin de Taoudéni. http://maliactu.net/mali-le-petrole-malien-mythe-ou-realite-selon-des-estimations-le-mali-pourrait-extraire-environ-900-millions-de-barils-sur-une-periode-de-25-ans-a-partir-du-bassin-de-taoudeni/ (accessed 12.05.2020)

6. Studer E. Mali: un pays riche en pétrole, en gaz et en mines d’or. http://www.leblogfinance.com/2013/01/mali-un-pays-riche-en-petrole-en-gaz-et-en-mines-dor.html (accessed 12.05.2020)

7. James J.P. Hausse des tarifs d’électricité au Mali: L’hypothèse du vide des caisses de l’Etat se confirme-t-elle? https://malijet.com/actualite-politique-au-mali/233739-hausse-des-tarifs-d’électricité-au-mali-l’hypothèse-du-vide-des-.html (accessed 11.05.2020)

8. Sharova A.Y. 2019. The impact of economic sanctions on landlocked states (comparative case studies of CAR and Mali). Journal of the Institute for African studies. № 3 (48). (In Russ.)

9. Gold production in Mali in 2019 increased by 7%. (In Russ.). https://gold.1prime.ru/news/20200116/346504.html (accessed 21.07.2020)

10. Dolgov B. Mali crisis, radical Islamism and the «Arab spring». (In Russ.). http://www.perspektivy.info/srez/val/malijskij_krizis_radikalnyj_islamizm_i_arabskaja_vesna_2013-03-07.htm (accessed 15.01.2020)

11. Korendyasov E.N. 2013. Crisis in the Republic of Mali. Conflicts in Africa: causes, genesis and problems of settlement (ethnopolitical and social aspects) Moscow. (In Russ.)

12. Blake J. Radical Islamists Have Opened a New Front in Mali. HTTPS://FOREIGNPOLICY.COM/2019/03/29/RADICAL-ISLAMISTS-HAVE-OPENED-A-NEW-FRONT-IN-MALI/ (accessed 04.05.2020)

13. The new massacre claimed the lives of 134 people. What's going on in Mali? (In Russ.). https://inosmi.ru/politic/20190328/244829495.html (accessed 04.05.2020)

14. Denisova T.S. ECOWAS and regional security problems. ECOWAS. Regional integration problems. Digest of articles. Moscow. (In Russ.)

15. Resolution 2085 (2012) Adopted by the Security Council at its 6898th meeting, on 20 December 2012. (In Russ.). https://undocs.org/ru/S/RES/2085 (2012) (accessed 06.05.2020)

16. Chikhachev A. Regional priorities of French foreign policy: Sahel. (In Russ.). https://russiancouncil.ru/analytics-and-comments/columns/la-france-du-macron/regionalnye-prioritety-vneshney-politiki-frantsii-sakhel/ (accessed 06.05.2020)

17. Resolution 2100 (2013) Adopted by the Security Council at its 6952nd meeting, on 25 April 2013. (In Russ.). https://digitallibrary.un.org/record/748429?ln=en (accessed 21.07.2020)

18. MINUSMA - fact sheet. (In Russ.). https://peacekeeping.un.org/ru/mission/minusma (accessed 18.06.2020)

19. In Mali, a court confirmed the re-election of the current president. RIA News. 20.08.2018. (In Russ.). https://ria.ru/world/20180820/1526858459.html (accessed 12.05.2020)

20. Situation in Mali. Report of the Secretary-General. S/2019/782. (In Russ.). https://undocs.org/ru/S/2019/782 (accessed 08.02.2020)

21. Devermont J., Harris M. Why Mali Needs a New Peace Deal. Center for Strategic and International Studies (CSIS). https://www.csis.org/analysis/why-mali-needs-new-peace-deal (accessed 27.05.2020)

22. Korendyasov E.N. Parliamentary elections in Mali: tensions in the country continue. (In Russ.). https://inafran.ru/node/2234 (accessed 08.06.2020)

23. Situation in Mali. Report of the Secretary-General. S/2020/223. (In Russ.). https://undocs.org/ru/S/2020/223 (accessed 10.06.2020)

24. Russian-Malian relations. (In Russ.). https://rusembmali.mid.ru/rossijsko-malijskie-otnosenia (accessed 16.03.2020)

25. Customs statistics of foreign trade of the Russian Federation. (In Russ.). http://stat.customs.ru (accessed 08.05.2020)

26. TIV of arms exports to Mali, 1960-2019. http://armstrade.sipri.org/armstrade/page/values.php (accessed 09.06.2020)

27. Agreement between the Government of the Russian Federation and the Government of the Republic of Mali on military cooperation. (In Russ.). http://docs.cntd.ru/document/560621130 (accessed 25.04.2020)

28. Panin A. 2019. Joint Forces of the «Sahel Group of Five». Foreign military review. № 2. (In Russ.)

29. Speech by the Permanent Representative of the Russian Federation to the UN V.A.Nebenzya during the meeting of the UN Security Council on the agenda item «Peace and security in Africa» (Joint Force of the Sahel Five). October 30, 2017. (In Russ.). https://russiaun.ru/ru/news/sahel3010 (accessed 22.01.2020)

30. Korendyasov E.N. Sahel: Jihadists are coming again. What to do? (In Russ.). https://inafran.ru/node/2141 (accessed 22.01.2020)

31. G5 Sahel Joint Force and the Sahel Alliance. https://www.diplomatie.gouv.fr/en/french-foreign-policy/security-disarmament-and-non-proliferation/crises-and-conflicts/g5-sahel-joint-force-and-the-sahel-alliance/ (accessed 15.06.2020)

32. Joint Force of the Group of Five for the Sahel. Report of the Secretary-General. (In Russ.). https://undocs.org/ru/S/2020/373 (accessed 10.06.2020)

Comments

No posts found

Write a review
Translate