- Код статьи
- S032150750012800-2-1
- DOI
- 10.31857/S032150750012800-2
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том / Выпуск №12
- Страницы
- 58-63
- Аннотация
В статье рассмотрен рынок ядерного сырья и технологий в Монголии, степень вовлечённости в него различных внешних игроков. Предлагается обзор литературы по теме исследования, характеризуется состояние энергетической сферы в Монголии и рассматривается деятельность представителей Европейского Союза и отдельно Франции, Канады, России, КНР и Индии. Предпринимается попытка дать краткосрочный прогноз развития ситуации.
- Ключевые слова
- Монголия, рынок ядерного сырья, ядерные технологии
- Дата публикации
- 09.12.2020
- Всего подписок
- 16
- Всего просмотров
- 3486
В экономике Монголии вопросы энергетической безопасности - одни из наиболее приоритетных. Страна, граничащая с двумя великими державами - Россией и КНР, по мере интенсификации структурных преобразований в экономике нуждается в новых источниках энергии.
Проблемы ядерной энергетики в Монголии и вопросы международного сотрудничества в области атомной энергетики недостаточно изучены в российской и зарубежной научной литературе, несмотря на наличие обобщающих публикаций по урановым месторождениям Монголии, которые явились результатом разработок советской геологии [2; 3; 4]. Как отмечает политолог из ДВФУ С.В.Севастьянов, Монголия остаётся на периферии энергетической проблематики в Северо-Восточной Азии на фоне более крупных соседей [5].
Украинско-монгольский коллектив авторов рассмотрел отдельные технологические компоненты возможной добычи уранового сырья в стране на примере ряда месторождений [6]. В совместной работе южнокорейских и монгольских специалистов отмечается необходимость перехода к низкоуглеродной энергетике в обоих государствах, однако как жизнеспособная альтернатива ядерная энергетика рассматривается лишь в Республике Корея [7]. Отмечается также, что низкое содержание урана в монгольских рудах, высокая себестоимость их добычи - это факторы, сдерживающие разработки урановых месторождений российскими специалистами [8].
ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ СИТУАЦИЯ В МОНГОЛИИ
В стране регулярно отмечается дефицит энергоснабжения. На конец 2019 г. 15% населения не было обеспечено электричеством [9], несмотря на то, что система энергоснабжения в Монголии отличается довольно диверсифицированной структурой: помимо традиционных источников энергии, среди которых богатые запасы угля, активно внедряются ВИЭ — ветряные установки и гидроэнергетика [10].
При текущем энергопотреблении Монголия сохраняет относительную автономность от зарубежных энергоресурсов: на 2018 г. импортировалось менее 20% электроэнергии [10, p. 11]. Однако темпы экономического роста страны (7,2% в 2019 г.) приводят к повышению энергетических потребностей [11], предполагается, что к 2030 г. они вырастут в 4 раза [12], так что ядерная энергетика рассматривается в качестве одной из возможных опций для государства.
Несмотря на то, что авария на японской АЭС «Фукусима-1» в 2011 г. поставила под вопрос перспективы расширения атомной энергетики в мире, монгольские власти высказывались в пользу создания собственной АЭС - такие планы были, прежде всего, у государственной компании MonAtom LLC [13]. Кроме того, по словам одного из предыдущих руководителей компании Ц.Гомбо, у Монголии в том же 2011 г. были планы снабжения ядерным топливом рынка Северо-Восточной Азии. Это вписывается в декларируемую Улан-Батором амбициозную цель - обеспечивать энергией всю Азию [9].
По данным World Nuclear Association на 2016 г., Монголия обладала залежами 141 тыс. т природного урана [14] - 12-й показатель в мире1. Среди перспективных районов, в которых может вестись разработка, - Мардай и Гурванбулаг в аймаке (области) Дорнод на востоке страны, а также 4 сомона (района) в аймаке Дундговь - на юге. В июне 2020 г. разведка урана, проводимая компанией «Гурвансайхан», на последнем участке была приостановлена [15].
Несмотря на значительные запасы урановой руды в Монголии, препятствие для ее добычи иностранными компаниями - непоследовательная инвестиционная политика часто сменяемого правительства страны и общая риторика т.н. «ресурсного/экономического национализма» [16; 17], возникшего в Монголии в результате горнодобывающего бума: недра Монголии богаты залежами угля, меди, молибдена, золота, серебра, редкоземельных металлов, которые активно разрабатываются транснациональными корпорациями.
«Ресурсный национализм» формирует некоторые основы современного отношения к любому иностранному присутствию в горнодобывающей промышленности. Монгольская нация объявляется собственником всех природных ресурсов. Этот аргумент становится главным в планировании государственной инвестиционной политики, при которой бόльшая часть финансовых средств, полученных в результате добычи полезных ископаемых, должна остаться в стране.
Действительно, в 2008 г. все запасы урана были объявлены стратегическими, более 50% каждого уранового месторождения с этого времени должно принадлежать государству [18]. Соответствующий закон был принят Великим Государственным хуралом в 2010 г. [14].
Кроме того, важным фактором является самопозиционирование Монголии как страны, добровольно и в одностороннем порядке объявившей в феврале 1992 г. свою территорию безъядерной зоной [19]. Этот статус был принят и поддержан Генеральной Ассамблеей ООН в конце 1990-х гг. и окончательно закреплён в национальном законодательстве в 2000 г.
Страна стала полноценной участницей международного режима ядерного нераспространения, подписав и ратифицировав Договор 1968 г. о нераспространении ядерного оружия и ряд других документов (таких, как Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний). Монголия, подписала соглашение о гарантиях с МАГАТЭ (INFCIRC/188) ещё в 1973 г. [20]. В 2003 г. вступил в силу Дополнительный протокол между Агентством и Улан-Батором о расширенных гарантиях ядерной безопасности [21].
В связи с этим необходимо рассмотреть позиции ключевых игроков, заинтересованных в реализации различных стадий ядерного топливного цикла в Монголии - от добычи и первичной обработки ядерного сырья до строительства и эксплуатации АЭС.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ
ЕС, как правило, следует тренду на налаживание научно-технического сотрудничества со странами-партнёрами. В частности, в сфере мирного атома это реализуется за счёт совместных проектов с Евратомом - одной из первых в истории структур евроинтеграции.
В рамках сотрудничества с ЕС в 2014-2017 гг. был реализован проект по определению условий для добычи урана в Монголии. С британской стороны в нём участвовала Amec Foster Wheeler Earth & Environmental Ltd., с германской - WISUTEC GmbH [22]. Документы не носили окончательного характера, ограничиваясь лишь рекомендациями. Монголия также получала финансовую помощь от ЕС, цель которой состояла в покрытии издержек на экологический мониторинг урановых месторождений. Однако более предметно исследуемая тематика прорабатывается на межгосударственном уровне в отношениях с конкретными странами.
Франция
Париж активно занимается продвижением на мировом рынке ядерного сырья и технологий автономно от ЕС. Заметно и французское участие в разработке месторождений: компания «Areva» (с 2018 г. известна как «Orano») присутствует на монгольском рынке уже более 20 лет [23; 24], на рубеже 2000-2010-х гг. геолого-разведывательные работы велись Mongol LLC - дочерней компанией «Areva». В то время «Areva» вынашивала до сих пор не реализованные планы поставки в страну ядерного реактора для АЭС. Ныне «Orano» обладает лицензиями на добычу монгольского ядерного сырья.
Весной 2019 г. французы и монгольская государственная компания MonAtom LLC создали совместное предприятие ООО «Бадрах Энержи» для добычи урана. По состоянию на конец 2019 г., французские геологи вели исследования в аймаке Дундговь. Компания пытается принимать меры социальной ответственности бизнеса [25] Тем не менее, по мнению членов общественного движения «Монголия без урана», французы производят работы без соблюдения соответствующих природоохранных требований, что приводит к гибели, мутации скота и загрязнению источников питьевой воды и почвы [26].
Канада
Неудивительно, что Канада, будучи одним из основных игроков на мировом рынке ядерного сырья и вторым экспортёром урана в мире2, проявляет интерес к Монголии. Канадская Khan Resources Inc. вела разработки в аймаке Дорнод с 1995 по 2010 гг. [27]. Контрольный пакет акций монгольского объединения «Төв Азийн уран» (58%), которое владеет месторождением Мардай, принадлежит этой компании. Однако в 2007 г. по рассмотренным выше причинам оно было внесено в список стратегических месторождений, что привело впоследствии к неопределённому характеру его статуса и лишению Khan Resources Inc. лицензии. После пятилетней судебной тяжбы за право обладания урановым рудником с правительством Арбитражный суд страны принял решение в пользу канадской компании. Тем не менее, законность сделок, сопровождавших продажу права на месторождение, изначально вызывала вопросы [27].
Россия
С 1948 г. советские геологи проводили поисковые работы на северо-востоке Монголии [27]. К 1981 г. гипотеза о наличии в этом районе урановых месторождений подтвердилась, и на основе межправительственного соглашения между СССР и МНР к 1988 г. в аймаке Дорнод было введено в строй предприятие «Эрдэс», включавшее карьер «Дорнод» и всю сопутствующую инфраструктуру (железнодорожные линии, жилые объекты и проч.). Разработка урана в районе Мардай продолжалась до середины 1990-х гг. По некоторым данным, общие затраты на поиски месторождений урана в МНР в 1970-1991 гг. составили почти 300 млн рублей [28; 29, p. 18.4]. Однако нерентабельность (с учётом падения цен на уран в 1990-е гг.) стала причиной прекращения работ.
С 1995 г. право добывать уран на месторождении получила Central Asian Uranium Co. Ltd. - совместное предприятие, 58% принадлежали канадской Khan Resources Inc., по 21% российскому Приаргунскому производственному горно-химическому объединению и монгольской MonAtom LLC). В начале 2010-х гг. канадская компания была вытеснена из сделки, что западные СМИ объясняли «сговором» между Улан-Батором и Москвой [30].
В 2008 г. на фоне «уранового бума», когда рыночные цены на ядерное сырьё выросли в 5 раз, появились новые проекты совместного освоения монгольских урановых месторождений [31]. В конце 2010 г. премьеры РФ и Монголии подписали соглашение о создании совместного уранодобывающего предприятия «Дорнод-Уран», которое должно было начать разработку одноимённого месторождения на востоке страны [32]. Контрольный пакет (51%) оставался за монгольской стороной.
В феврале 2018 г. ГК «Росатом» и монгольская Комиссия по ядерной энергетике подписали Меморандум о сотрудничестве и создании научно-технологического «Центра ядерной науки и технологий». Предполагалось, что с обеих сторон будут созданы экспертные группы для координации работы [33]. Эта возможность вписывается в стратегию ГК «Росатом» по расширению присутствия на азиатских рынках в условиях банкротства и глобальной реструктуризации конкурентов (американо-японской «Westinghouse» и французской «Orano»).
Не исключено, что современная тенденция к активизации совместных проектов в области энергетики может стать благоприятным стимулом и для развития взаимодействия в атомной сфере. Тем не менее, и в этом отношении есть определённые трудности. В 2017-2018 гг. наблюдался спад в экспорте российского оборудования в энергетической сфере, входящего, в частности, в одну группу с ядерными реакторами [34]. В сентябре 2019 г. стало известно о намерении расширить двустороннее сотрудничество в сфере энергетики, однако о конкретизации совместных проектов в атомной сфере речь не шла [12].
Россия, по некоторым данным, обладает бо́льшим объёмом информации о залежах урана на территории Монголии, нежели сам Улан-Батор [35]. В теории это даёт ГК «Росатом» и её дочерним структурам дополнительные конкурентные преимущества, однако они пока далеки от практической реализации.
КНР
Китай не только интенсивно развивает ядерную отрасль внутри страны, но и планирует выходить на международный уровень. Так, масштабный инфраструктурный проект Пекина «Один пояс - один путь» предполагает активную деятельность страны на азиатском рынке ядерных технологий и сырья [36], который также затрагивает и Монголию. Это неудивительно, учитывая тесную связь монгольской экономики с китайской (на долю КНР приходится более 90% монгольского экспорта).
В 2010 г. China Nuclear Group и Управление по атомной энергии Монголии подписали меморандум, касающийся сотрудничества в области добычи урана и ядерной энергетики. В июне 2012 г. было достигнуто предварительное соглашение между местным отделением CNNC (Китайской национальной ядерной корпорации) и монгольским Управлением о добыче урана на месторождении Гурванбулаг. Предполагалось начать работы в течение трёх лет. В 2014 г. сообщалось, что соответствующие правительственные учреждения с монгольской стороны дали позитивную оценку плану CNNC по добыче урана на этом месторождении [37]. При этом китайской стороной отмечалась беспрецедентность такого рода проекта [38]. Однако добыча урана год за годом откладывалась.
Индия
Заинтересованность Индия в монгольском уране объясняется низким качеством собственного уранового сырья, а также юридическими сложностями с поставками ядерного топлива из-за ее неучастия в Договоре о нераспространении ядерного оружия 1968 г. Эти трудности, впрочем, были несколько разрешены в 2008 г. после заключения американо-индийской ядерной сделки, но вполне вероятно, что этот прецедент и дал толчок развитию отношений между Улан-Батором и Нью-Дели в указанной области.
В сентябре 2009 г. было подписано двустороннее соглашение о сотрудничестве между странами в сфере мирного атома [39]. Договор предполагал начало поставок урана из Монголии в Индию. Тем не менее, реализация его на практике не привела к сколько-нибудь ощутимым результатам: Нью-Дели рассматривал монгольское ядерное сырьё лишь как возможную альтернативу австралийскому [40]. В 2017 г. Индия планировала начать предметные переговоры по импорту монгольского урана, но с тех пор значительного прогресса сторонам добиться не удалось, в особенности с учётом практических проблем с добычей сырья в Монголии.
* * *
Монголия видится периферией международной системы, а страны и объединения, составляющие её условное «ядро» (США, ЕС, КНР и др.) либо относящиеся к «полупериферии», нацелены на добычу монгольских ресурсов, в частности, урана, на максимально выгодных для себя условиях. Реализацией подобных планов занимаются крупные государственные корпорации, ведущие переговоры с соответствующими агентствами Монголии для достижения соглашений с последующим запуском технологических процессов.
Тем не менее, ряд факторов стоит на пути такого развития событий.
Несмотря на наличие в Монголии природного урана, объективное препятствие, затрудняющее его добычу и экспорт, - отсутствие у руководства страны политической воли. Необходимость импорта зарубежных технологий даже для начальной стадии ядерного топливного цикла (front-end) ставит Улан-Батор в зависимость от потенциальных поставщиков оборудования. Это утверждение верно и для остальных стадий ядерного топливного цикла: строительство АЭС потребует обеспечения специалистами по сооружению и эксплуатации, наличия технологий обращения с отработавшим ядерным топливом. Кроме того, правительство в качестве альтернативы видит возобновляемые источники энергии: к началу 2021 г. их доля в общем энергобалансе должна достичь 20%, а к 2030 г. - 30% [41]. Таким образом, у пока гипотетического ядерного сектора имеется вполне реальный конкурент.
Отдельный фактор, сдерживающий развитие ядерной энергетики, - деятельность природоохранных и некоммерческих организаций, из которых наиболее известны движение «Монголия без урана» («Урангүй Монгол») и «Anti-Nuclear Movement - Mongolia». При их активном участии были приостановлены работы монгольской компании в аймаке Дундговь, на очереди - работа французской «Orano».
Репутацию последней и, в целом, ядерной тематики в стране испортил первый в Монголии случай заражения коронавирусом COVID-19 французского гражданина, работавшего инженером в «Orano» [42]3.
Экологические проблемы в Монголии - одна из ключевых тем в общественной повестке, поэтому этот вопрос стал главным агитационным лозунгом руководителя движения «Монголия без урана» Ж.Ганбаатара - одного из кандидатов-самовыдвиженцев на парламентских выборах в Монголии 24 июня 2020 г. Это подчеркивает злободневность темы развития добычи урана и будущего атомной энергетики в Монголии.
Учитывая 30-летний опыт существования демократической Монголии, отметим, что только исключительно совместными усилиями правительство и общественность страны способны разрешить поставленный объективной реальностью вопрос о развитии ядерных технологий. Что касается дальнейших перспектив предприятий ядерного топливного цикла на территории страны, они зависят не только от указанных факторов, но и от заинтересованности в этом внешних игроков, их способности адекватно оценить специфику монгольского энергетического рынка. В этом отношении имеют значение как политика крупных корпораций, так и двусторонние связи соответствующих государств с Монголией.
Библиография
- 1. Дианова В.М. Запад и Восток в свете мир-системного анализа. Обсерватория культуры. 2014, № 6. https://observatoria.rsl.ru/jour/article/viewFile/103/243 (accessed 05.06.2020)
- 2. Миронов Ю.Б. Уран Монголии. СПб, 2003.
- 3. Миронов Ю.Б., Афанасьев А.М., Булычев А.В. Урановые месторождения Монголии. СПб, 2009.
- 4. Жанчив Б., Хоменко О.Е., Ценджав Л. Современное состояние и тенденции развития урановой отрасли Монголии. Школа підземної розробки. Ялта, 2011, с. 122-125.
- 5. Севастьянов С.В. Роль новых российских инфраструктурных проектов в обеспечении энергетической безопасности Северо-Восточной Азии. Ойкумена. Региональные исследования. 2012, № 1, с. 48-60.
- 6. Жанчив Б., Хоменко О.Е., Ценджав Л. Геотехнологические параметры вскрытия гидрогенных месторождений урана в Монголии. Сборник научных трудов Национального горного университета. Днепр (Украина). 2013, № 40, с. 63-69.
- 7. Ryu H., Dorjragchaab S., Kim Y., Kim K. Electricity-generation mix considering energy security and carbon emission mitigation: Case of Korea and Mongolia. Energy. 2014, Vol. 64, pp. 1071-1079. https://www.sciencedirect.com/science/article/abs/pii/S0360544213009560 (accessed 10.06.2020)
- 8. Соболев А.О. Страницы истории работ геологов СССР и РФ по поискам и освоению месторождений урана на территории Монголии. https://legendtour.ru/rus/mongolia/text/sobolev_1.shtml (accessed 10.06.2020)
- 9. Жаргалсайхан Д. Энергетика, утратившая энергию. The Defacto Gazette. 08.11.2019. http://jargaldefacto.com/files/c94b89d2-94ac-4468-83a9-272c168f118a/191108%20Gazette%20Russian%20No.45.pdf (accessed 05.06.2020)
- 10. Jamsran J. Energy sector of Mongolia, country report. https://eneken.ieej.or.jp/data/8044.pdf (accessed 10.06.2020)
- 11. Экономический рост в Монголии составит 7,2% в 2019 г. - ВБ. Рамблер. 25.04.2019. https://finance.rambler.ru/realty/42092796-ekonomicheskiy-rost-v-mongolii-sostavit-7-2-protsenta-v-2019-godu-vb/ (accessed 15.10.2020)
- 12. Дудина Г., Скорлыгина Н. Кредит-Батор. Коммерсант. 04.09.2019. https://www.kommersant.ru/doc/4080996 (accessed 06.06.2020)
- 13. Shen R. Mongolia eyes first nuclear power plant by 2020: MonAtom. Reuters. 07.04.2011. https://www.reuters.com/article/us-mongolia-nuclear/mongolia-eyes-first-nuclear-power-plant-by-2020-monatom-idUSTRE73625A20110407 (accessed 15.06.2020)
- 14. Uranium in Mongolia. World Nuclear Association. https://www.world-nuclear.org/information-library/country-profiles/countries-g-n/mongolia.aspx (accessed 06.06.2020)
- 15. Sambaa G. Uranium Mining Company Ceased Activities in the Dundgobi Province. News.mn. 17.06.2020 (In Mongol.). https://gereg.mn/news/57042 (accessed 17.06.2020)
- 16. High M.M. Dangerous fortunes. Wealth and patriarchy in the Mongolian informal gold economy. (The thesis submitted for the degree of Doctor of Philosophy.) Cambridge, 2008.
- 17. Jackson S.L. 2015. Imagining the mineral nation: contested nation-building in Mongolia. Nationalities papers. № 43. 2015. http://dx.doi.org/10.1080/00905992.2014.969692 (accessed 28.01.2020)
- 18. Hornby L. Mongolia debates uranium policy, foreign miners fret. Reuters. 13.12.2007. https://www.reuters.com/article/mongolia-uranium-idCAPEK10717420071212 (accessed 22.07.2020)
- 19. Ахтамзян И.А. Безъядерный статус Монголии. Ядерное нераспространение: краткая информация. М., 2009. http://pircenter.org/sections/33-bezyadernyj-status-mongolii (accessed 24.06.2020)
- 20. The text of the agreement between Mongolia and the agency for the application of safeguards in connection with the treaty on the non-proliferation of nuclear weapons. https://www.iaea.org/sites/default/files/publications/documents/infcircs/1973/infcirc188.pdf (accessed 05.06.2020)
- 21. Protocol Additional to the Agreement between Mongolia and the International Atomic Energy Agency for the Application of Safeguards in Connection with the Treaty on the Non-proliferation of Nuclear weapons. https://www.iaea.org/sites/default/files/publications/documents/infcircs/1973/infcirc188a1.pdf (accessed 01.05.2020)
- 22. EU and Mongolia cooperation project on uranium mining and milling successfully completed. Europian Union External Action. https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homepage/18437/eu-and-mongolia-cooperation-project-uranium-mining-and-milling-successfully-completed_en (accessed 10.06.2020)
- 23. Orano en Mongolia. https://www.orano.group/fr/orano-dans-le-monde/mongolie (accessed 09.06.2020)
- 24. Économie et commerce. http://www.ambassademongolie.fr/mongolie/economie-et-commerce/ (accessed 22.07.2020)
- 25. В Монголии компания «Бадрах Энержи» передала скот 79 семьям в сомоне Улаанбадрах. https://news.myseldon.com/ru/news/index/224524786 (accessed 22.07.2020) (In Russ.)
- 26. Temuulen G. Mongolia without Uranium: A goatling was born with a human head and no hair. Unuudur, 05.11.2019 (In Mongol.). http://unuudur.mn/урангүй-монгол-хөдөлгөөн-хүн-толгойтой-үсгүй-ишиг-төрсөн/ (accessed 24.06.2020)
- 27. Цолмон Г. Хроника о Мардай. Приграничный регион в историческом развитии: партнерство и сотрудничество. Чита, 2017. С. 162-168.
- 28. VitNik. Миф о «Монгольском урановом Эльдорадо». Back in СССР. Отпуск 2018. https://smart-lab.ru/blog/505371.php (accessed: 10.06.2020)
- 29. Wu J.C. The mineral industry of Mongolia. 1998. Minerals Yearbook. Asia and the Pacific. Vol. 3. https://books.google.ru/books?id=dIH_LjOGmIgC&pg=PT31&lpg=PT31&dq=dornod+Central+Asian+Uranium+Co.+Ltd&source=bl&ots=e3G0yAUEhW&sig=ACfU3U145I4cJU5iyVViwjDQLvCoKwFF2g&hl=en&sa=X&ved=2ahUKEwjBrfqx-4XoAhWDi8MKHfvZCOYQ6AEwAnoECAkQAQ#v=onepage&q=dornod%20Central%20Asian%20Uranium%20Co.%20Ltd&f=false (accessed 15.06.2020)
- 30. Pannier B. Canadian mining company faces troubles In Mongolia. https://www.rferl.org/a/Canadian_Mining_Company_Faces_Troubles_In_Mongolia/2001788.html (accessed 15.06.2020)
- 31. Денисова А. За ураном в Монголию. Ведомости. 27.05.2008. https://www.vedomosti.ru/library/articles/2008/05/27/za-uranom-v-mongoliyu (accessed 02.03.2020)
- 32. Дзагуто В. Россия и Монголия поделили уран. Коммерсант. 15.12.2010. https://www.kommersant.ru/doc/1557685 (accessed 05.06.2020)
- 33. Монголия - перспективный рынок для российских атомных технологий: эксперт. Regnum. https://regnum.ru/news/economy/2385919.html (accessed 10.06.2020)
- 34. Торговля между Россией и Монголией в 2018 г. https://russian-trade.com/reports-and-reviews/2019-02/torgovlya-mezhdu-rossiey-i-mongoliey-v-2018-g/ (accessed 10.10.2019)
- 35. Nerguyi G. Russians know Mongolian uranium better than Mongolians. News.mn. 13.12.2010 (In Mongol.). https://news.mn/en/44587/ (accessed 10.06.2020)
- 36. Nuclear energy is a key part of China's Belt and Road policy. https://www.world-nuclear-news.org/Articles/Nuclear-energy-is-a-key-part-of-China%E2%80%99s-Belt-and-R (accessed 24.06.2020)
- 37. CNNC Uranium Mining Project in Mongolia Produces Significant Results. China National Nuclear Corporation. 10.07.2014 (In Chin.). http://www.cnnc.com.cn/cnnc/300555/300557/423479/index.html (accessed 27.07.2020)
- 38. CNNC Uranium Mining Project in Mongolia Undergoes Assessment Process. Yicai Global. 14.07.2014 (In Chin.). https://m.yicai.com/news/3992839.html (accessed 27.07.2020)
- 39. India, Mongolia ink pact for uranium supply. The Hindu. 14.09.2009. https://www.thehindu.com/news/national/India-Mongolia-ink-pact-for-uranium-supply/article16881429.ece (accessed 24.06.2020)
- 40. Chandramohan B. India and Mongolia: Uranium and Beyond. Strategic Analysis Paper. Future Directions International. 19.05.2015. http://www.futuredirections.org.au/publication/india-and-mongolia-uranium-and-beyond/ (accessed 20.06.2020)
- 41. Feller G. Investors Keen to Support Mongolia’s Renewable Energy Goals. Renewable Energy World. https://www.renewableenergyworld.com/2017/12/29/investors-keen-to-support-mongolia-s-renewable-energy-goals/#gref (accessed 25.06.2020)
- 42. «Areva» that brought the coronavirus (In Mongol.). http://tovch.mn/2ew (accessed 10.03.2020)