Россия - Южная Корея: проблемы и перспективы российско-южнокорейского сотрудничества в сфере цифровых технологий
Россия - Южная Корея: проблемы и перспективы российско-южнокорейского сотрудничества в сфере цифровых технологий
Аннотация
Код статьи
S032150750020420-4-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Самсонова (Пак) Виктория Георгиевна 
Должность: Руководитель Центра корейских исследований, Институт Дальнего Востока РАН; ведущий научный сотрудник Центра исследований общих проблем современного Востока, Институт востоковедения РАН
Аффилиация:
Институт Дальнего Востока Российской академии наук
Институт востоковедения Российской академии наук
Адрес: Российская Федерация, Москва
Выпуск
Страницы
24-29
Аннотация

В статье анализируется современная ситуация с цифровизацией в РФ и РК, их положение в рейтинге цифровой конкурентоспособности. Исследуется и дается оценка государственной политики обоих государств в этой сфере. Отмечается, что в современных реалиях и, в том числе под влиянием пандемии COVID-19 необходим ускоренный переход на цифровые технологии и перед обеими странами стоят глобальные задачи по внедрению бесконтактных технологий, BigData, искусственного интеллекта на предприятия, в государственные учреждения и социальные объекты.

В реализации столь существенных программ по цифровизации экономики, стоящих перед РФ и РК, позитивную роль может сыграть и расширение технологического партнёрства между нашими странами, выделяя при этом ключевые отрасли, в развитии которых заинтересованы оба государства. В исследовании делается особый акцент на значимость сотрудничества России и РК в разработке дополнительных мер поощрения и поддержки представителей малого и среднего бизнеса, работающего в цифровой сфере и заинтересованных в совместных проектах.

Одной из основных проблем, препятствующих активизации нашего сотрудничества, является политическая составляющая и вмешательство третьих стран. В частности, усиление санкционной политики США, которая в настоящее время распространилась и на инновационную сферу России, включая цифровые технологии.

Ключевые слова
Республика Корея, Россия, цифровизация, 5G, кибербезопасность, санкции
Классификатор
Получено
27.01.2022
Дата публикации
07.06.2022
Всего подписок
11
Всего просмотров
886
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1 ВВЕДЕНИЕ
2 В современных реалиях все чаще звучат голоса о необходимости ускоренного технологического перехода и цифровизации экономики. При этом особо отмечается, что пандемия COVID-19, которая фактически перерубила все наработанные связи, сорвала производственные и логистические цепочки, заставила государства и компании резко перевести свою деятельность в дистанционное русло, используя новые цифровые технологии. Неуклонно растет значимость таких цифровых технологий, как: большие данные (Big Data), интернет вещей (Internet of Things, IoT), блокчейн, искусственный интеллект (ИИ) и др.
3 В настоящее время и Россия, и Республика Корея уделяют пристальное внимание всем вышеперечисленным цифровым технологиям, их внедрению в производственные процессы и, на наш взгляд, при тесном сотрудничестве мы смогли бы получить позитивный синергетический эффект и найти новые точки соприкосновения в двустороннем партнерстве.
4 СИТУАЦИЯ С ЦИФРОВИЗАЦИЕЙ В РФ И РК
5 Согласно рейтингу цифровой конкурентоспособности, составленному в 2021 г. Международным институтом управленческого развития (IMD), Республика Корея заняла 12-е место в 2021 г. (в 2020 г. - 8-е), а Россия - 42-е (2020 г. - 43-е место) [1]. Рейтинг охватывает 64 страны, которые оцениваются по 3-м основным направлениям (включающим в себя 52 показателя): знания, технологии и готовность к будущему (см. табл. 1).
6 При этом Россия по показателям «образование и тренинги» находилась на 6-м месте, «научная концентрация» - на 24-м, «женщины с учеными степенями» - на 2-м. Однако по большинству других показателей мы получили невысокий рейтинг. Уровень венчурного капитала, банковских и финансовых услуг слаб (60-е и 53-е места, соответственно). По расходам на НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (R&D) - 39-е место. Низкие показатели и по пункту ИТ интеграция: E-правительство - 33-е, информационная безопасность - 45-е, компьютерное пиратство - 53-е место.
7 Таблица 1. Рейтинг цифровой конкурентоспособности РФ и РК в 2021 г.
8 Table 1. Russia and South Korea digital competiveness ranking-2021
9
РФ РК
Место в рейтинге 42 12
1-й критерий: знания 24 15
Некоторые показатели:
образование и тренинги, включая данные: женщины с учеными степенями 6 2 16 21
научная концентрация, включая данные: расходы на НИОКР 24 39 3 2
2-й критерий: технологии 48 13
Некоторые показатели:
уровень венчурного капитала 60 39
уровень банковских и финансовых услуг 53 42
экспорт высокотехнологичных товаров 30 7
3-й критерий: готовность к будущему 47 5
Некоторые показатели:
E-правительство 33 2
информационная безопасность 45 23
компьютерное пиратство 53 20
10 Источник: IMD World digital competiveness ranking 2021. IMD World competitiveness center. 2021. Pp. 111, 142. >>>> (accessed 13.01.2022)
11 РК по этим же пунктам: «образование и тренинги» находилась на 16-м месте, «научная концентрация» - на 3-м, «женщины с учеными степенями» - на 21-м. Уровень венчурного капитала, банковских и финансовых услуг также невысок (39-е и 42-е места). По расходам на НИОКР страна заняла 2-е место. По пункту ИТ-интеграция: E-правительство - 2-е место, информационная безопасность - 23-е, компьютерное пиратство - 20-е место [1].
12 Однако, на наш взгляд, разрабатываемые рейтинги не позволяют увидеть объективную картину уровня технологического развития наших стран. Понятно, что рейтинг РФ по уровню затрат на НИОКР, по сравнению с ведущими странами, низок и составляет чуть более 1% ВВП [2]. Однако необходимо учитывать, что Россия последовательно увеличивает финансирование науки: общие затраты на НИОКР с 2000 г. увеличились в 13 раз - с 76,6 млрд руб. до 1028,2 млрд [3].
13 Что касается РК, финансирование на НИОКР значительно и превысило $100 млрд (4,64% ВВП) в 2019 г. [4]. Разное и распределение расходов: если в РК существенная часть НИОКР (более 70%) [5] финансируется за счет собственных средств предприятий, то в России доля предприятий в общих расходах на НИОКР составляет лишь 29,5%, а бόльшая часть финансируется за счет средств федерального и региональных бюджетов (67% всех расходов)1.
1. См.: >>>> (аccessed 11.01.2022)
14 Несмотря на значительные вызовы, Россия остается одним из мировых лидеров по абсолютным масштабам занятости в науке. В 2019 г. в научно-техническую деятельность было вовлечено 753,8 тыс. чел. (в эквиваленте полной занятости). По этому показателю Россия уступает только Китаю, США и Японии2.
2. Наука ждет бизнес. 15.12.2021. Российская газета. >>>> (аccessed 01.01.2022)
15 Для обеспечения ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, правительством РФ сформирована и реализуется масштабная национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации». В нее входят следующие федеральные проекты: Нормативное регулирование цифровой среды, Кадры для цифровой экономики, Информационная инфраструктура, Информационная безопасность, Цифровые технологии, Цифровое государственное управление, Искусственный интеллект3. На реализацию программы в 2022 г. выделено 210,6 млрд руб., в 2023 г. - 190,5 млрд, в 2024-м - 188,8 млрд4.
3. Цифровая экономика РФ. 25.10.2021. >>>> (аccessed 03.01.2022)

4. См.: https://tass.ru/ekonomika/12465313 (аccessed 01.01.2022)
16 Один из важных пунктов программы - привлечение молодежи в науку, чем уделяется пристальное внимание. В частности, в декабре 2021 г. президент РФ Путин В.В. встретился с молодыми учеными и отметил: «Если в начале 2000-х ученых до 40 лет было менее 25%, то сегодня - почти 50%»5.
5. См.: >>>> (аccessed 01.01.2022)
17 Наши страны показали свою технологическую зрелость и в борьбе с пандемией COVID-19. Россия, обладая фундаментальными разработками, смогла в кратчайшие сроки произвести вакцины от COVID-19, включая Спутник-V. Республика Корея оперативно внедрила технологии против пандемии, среди них отмечены: система CoronaBoard6, Classum7, Seegene8.
6. Дает возможность отслеживать актуальную информацию о распространение пандемии COVID-19, с указанием информации о зараженных (анонимно) и общаться между пользователями (прим. авт.).

7. Онлайн платформа, которая во время пандемии начала предоставлять свои услуги бесплатно, чтобы позволить преподавателям проводить занятия для обучения онлайн.

8. Компания Seegene разработала анализ Allplex 2019-nCoV, который сокращает время диагностики COVID-19 всего до 2 часов.
18 РК реализует сейчас новую стратегию - Korean New Deal («Корейский новый курс»), принятую в 2020 г. В ней сделана ставка на три главных направления - «зеленый новый курс», «новый цифровой курс» и укрепление системы социальной защиты.
19 Таблица 2. SWOT-анализ цифровой сферы в РК
20 Table 2. SWOT-analysis of the digital sphere in South Korea
21

22 Источник: Korea New deal. The Government of the Republic of Korea. Seoul. 2020. P. 17.
23 В рамках нашего исследования рассмотрим более подробно «Новый цифровой курс». РК выделяет на реализацию этого курса 58,2 трлн вон ($49,1 млрд)9. Осознавая сильные и слабые стороны уровня цифровизации в стране (см. табл. 2) внимание правительства будет направлено на решение следующих задач: интеграцию данных, сетей и искусственного интеллекта (сумма инвестиций - 31,9 трлн вон), продвижение «бесконтактных» технологий (2,1 трлн) и цифровизацию экономической и социальной инфраструктуры (10 трлн вон) [6].
9. Курс доллара к южнокорейской воне, по данным на 14.01.2022, - 1$ = 1184,74 воны (прим. авт.).
24 ПАРТНЕРСТВО РФ - РК В ЦИФРОВОЙ СФЕРЕ
25 В реализации столь существенных программ по цифровизации экономики, стоящих перед РФ и РК, позитивную роль может сыграть и расширение технологического партнёрства между нашими странами. В настоящее время согласно «Плану 2.0» по реализации концепции «Девяти мостов» 10, детально прописаны задачи по расширению именно инновационного сотрудничества (подробнее см.: [7]) , согласованы решения о цифровом сотрудничестве в области медицины (создание цифровой платформы здравоохранения, предоставление дистанционного медицинского обслуживания и т. п.), заключен меморандум о взаимопонимании в вопросе создания российско-южнокорейской инновационной платформы для четвертой промышленной революции с целью формирования нового бизнеса путем объединения российских и южнокорейских информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и построения инновационной экосистемы (см.: [9]).
10. В 2017 г. на Восточном экономическом форуме во Владивостоке президент РК Мун Чжэ Ин выступил с инициативой навести с Россией «Девять мостов», предусматривающей взаимодействие в 9 ключевых отраслях инвестиционного сотрудничества: энергетика, судостроение, сельское хозяйство, рыболовство, образование, здравоохранение и др. В октябре 2020 г. план реализации концепции «Девяти мостов» был актуализирован и получил название «План 2.0» (прим. авт.).
26 И, по нашему мнению, перспективным является партнёрство в следующих сферах:
27 Сотрудничество в области 5G
28 Позитивным для РФ может стать опыт РК, которая первой в мире начала коммерческое использование 5G в 2019 г. и продолжает удерживать лидерские позиции по этому показателю11.
11. Южная Корея лидирует по распространению 5G в мире, Швейцария - в Европе. 3dnews 02.10.2020. >>>> (аccessed 10.01.2022)
29 Тематика сотрудничества в сфере разработок 5G не раз обсуждалась между нашими странами, в т.ч. в ходе первого Российско-корейского ИКТ-Форума, состоявшегося в октябре 2019 г. в г. Москве. На повестке дня были рассмотрены вопросы укрепления с двустороннего сотрудничества в области ИКТ, развитие услуг 5G и подготовки высоквалифицированных кадров [8]. В карантинных реалиях и расширения дистанционной работы, перехода предприятий на удаленный режим особенно актуальным стали надежность и высокая скорость интернета, в т.ч. мобильного. По некоторым данным, доступ по технологии 5G со скоростью около гигабита в секунду уже доступен почти миллиарду человек в разных странах. И возможности этой технологии впечатляют12.
12. Главные научные достижения 2020 года. НТВ 30.12.2020. >>>> (аccessed 10.01.2022)
30 Сотрудничество в «бесконтактных» технологиях
31 Спрос на «бесконтактные технологии», сферу e-commerce, дистанционного обучения, разработки программного обеспечения, в т.ч. для систем видео и мобильной связи во время пандемии увеличилась в разы. В частности, по этой причине одной из самых успешных компаний в мире в прошлом году оказалась американская корпорация Zoom Video Communications: во II квартале 2021 г. выручка платформы для онлайн-конференций Zoom впервые превысила $1 млрд - это на 54% выше выручки годом ранее ($663,5 млн). Чистая прибыль составила $317 млн (+70%)13.
13.  https://www.forbes.ru/finansy/438675-bolee-1-mlrd-vyrucki-i-500-000-pol-zovatelej-pocemu-akcii-zoom-upali-posle-otceta (аccessed 11.01.2022)
32 И Россия, и РК имеют все возможности для разработки собственных «бесконтактных» технологий и могут тесно сотрудничать в этой сфере. Например, необходимость обработки помещений во время пандемии также требует широкого применения бесконтактных технологий, в т.ч. таких, как роботизированные системы дезинфекции и санитарной обработки, оснащенные резервуарами с дезинфекторами14.
14. См.: >>>> D0%B8 %D0%B8%20%D0%B4%D0%BB... P. 19 (accessed 11.01.2022)
33 В этом плане для южнокорейской стороны может быть интересна российская разработка робота-дезинфектора «Скорпион» компании «Проморобот», который легко преодолевает лестницы и бордюры, распыляет дезинфицирующую жидкость на расстояние до 10 метров и работает без подзарядки до четырех часов15.
15.  Пермская компания «Промобот» представила роботов для борьбы с коронавирусом. Накануне 14.04.2020. >>>> (аccessed 12.01.2022)
34 Сотрудничество в области технологий Big Data
35 Россия уделяет пристальное внимание области Big Data, которая также включена в государственную программу по цифровизации страны.
36 Российскими специалистами подсчитано, что накопленный экономический эффект от использования технологий Big Data может составить 2,9 трлн руб. в период с 2019 по 2024 гг.16 Планомерно решая поставленные перед отраслью ключевые задачи, такие как: создание специальной регуляторной среды в рамках R&D; стандартизация сбора, хранения и обработки (например таких данных, как медицинские); создание и обеспечение «озер данных»; стимулы для внедрения технологий больших данных (субсидии, принятие специальных программ поддержки, венчурное и проектное финансирование); проектный и технический кадровый резерв и доверие отраслей к технологиям больших данных, Россия может занять достойное место и на мировом рынке Big Data.
16.  См.: https://rubda.ru/media_assocation/tehnologii-big-data-prinesut-29-trln-rublej-ekonomicheskogo-effekta-za-5-let (аccessed 13.01.2022)
37 При этом сотрудничество между РФ и РК в сфере больших данных может включать в себя не только обмен и обучение ИТ-кадров, но и возможности совместных разработок в обработке и надежном хранении данных.
38 Сотрудничество в борьбе с киберпреступностью:
39 Существенным вызовом цифровизации и для РФ, и для РК является киберпреступность.
40 Что касается, РК, уже сейчас кибератаки против государственного и частного секторов Южной Кореи увеличились на 9% в первой половине 2021 г. по сравнению со второй половиной 2020 г.17 В этой связи сотрудничество с ведущими ИТ-компаниями России по предотвращению кибератак и усилению программной защиты может оказать существенный положительный эффект для РК.
17.  Корея спрогнозировала рост числа кибератак из-за рубежа во время выборов. ИА Красная Весна 05.12.2021. >>>> (accessed 11.01.2022)
41 Перспективными на наш взгляд, являются сферы, в которых российские компании уже смогли добиться успехов на внешних рынках. Успешным опытом зарубежных продаж могут поделиться производители техники и технологий воспроизведения видеоконтента, систем безопасности и охраны, криптоалгоритмов, компьютерного и мобильного софта. Интеллектуальные системы безопасности отечественного производства давно и прочно укрепились на зарубежных рынках. Одними из наиболее известных в мире являются российские компании Аргус-Спектр и ISS. Они предлагают уникальные высокотехнологичные продукты и имеют внушительный список партнёров в России, европейских и азиатских странах. К примеру, услугами обеих компаний пользуется китайский ИТ-гигант -Huawei 18.
18. Россия и её регионы в международной торговле ИКТ-услугами. >>>> (аccessed 11.01.2022)
42 В настоящее время взаимовыгодное партнерство двух стран в цифровой сферепробуксовывает из-за усиливающегося влияния политической составляющей. Во многом под давлением США в марте 2022 г. РК ввела запрет на операции с ведущими российскими банками. К тому же, с конца марта 2022 г. начал действовать экспортный контроль со стороны РК по ввозу в Россию 57 товарных позиций, что существенно ограничивает наше сотрудничество19 [10].
19. Korea to Control Exports of 57 Non-strategic Goods to Russia and Belarus. >>>> (аccessed 23.05.2022)
43 Приход к власти нового президента РК Юн Сок Ёля, выступающего за более тесное взаимодействие с США, только прибавил существенную долю неопределенности в дальнейшей судьбе нашего двустороннего сотрудничества во всех сферах, в т.ч. и инновационной.
44 ЗАКЛЮЧЕНИЕ
45 Южная Корея и Россия находятся на активной стадии внедрения цифровых технологий в экономические процессы и имеют схожие задачи, в решении которых могут помочь друг другу. Однако реализация совместных проектов в цифровой сфере возможна при условии преодоления вызовов, в т.ч. политических, создающих серьезные препятствия для наших стран.
46 Существенным, по нашему мнению, является тесное взаимодействие двух государств в разработке дополнительных мер поощрения и поддержки представителей малого и среднего бизнеса, работающего в цифровой сфере и заинтересованных в совместных проектах. Программы поддержки должны включать, но не ограничиваться, льготными схемами кредитования, освобождением от налоговых платежей, информационным и юридическим сопровождением и др.
47 На наш взгляд, последовательное решение вышеуказанных вызовов и развитие мер поддержки может дать дополнительный толчок развитию двустороннего экономического сотрудничества и цифровизации обоих государств.

Библиография

1. World Digital Competitiveness Ranking 2021. IMD 2021. Р. 24. https://www.imd.org/ (аccessed 11.01.2022)

2. Gross domestic spending on R&D. OECD. Calculated per tab: Russia. https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm (аccessed 11.01.2022)

3. Счетная палата назвала главные проблемы российской науки. РБК. 07.02.2020. https://www.rbc.ru/politics/ 07/02/2020/5e3c1bf19a7947cce149aa99 (аccessed 11.01.2022)

4. Gross domestic spending on R&D. OECD. Calculated per tab: Korea Republic. https://data.oecd.org/rd/gross-domestic-spending-on-r-d.htm (аccessed 11.01.2022)

5. Top 15 R&D spenders. UNESCO. http://uis.unesco.org/apps/visualisations/research-and-development-spending/ (аccessed 10.01. 2022)

6. Korea New Deal. The Government of the Republic of Korea. Seoul. 2020. P. 15.

7. A meeting was held between the co-chairs of the intergovernmental commission of the Russian Federation and the Republic of Korea on the occasion of the 30th anniversary of the establishment of diplomatic relations between the countries (In Kor.). https://www.moef.go.kr/nw/nes/detailNesDtaView.do?menuNo=4010100&searchNttId1=MOSF_000000000052087&searchBbsId1=MOSFBBS_000000000028. (аccessed 11.12.2021)

8. The Ministry of Science and ICT of the Republic of Korea held the first ICT forum with Russia. The Ministry of Science and ICT of the Republic of Korea 21.10.2019 (In Kor.). https://www.korea.kr/news/pressReleaseView.do?newsId=156356663 (аccessed 11.12.2021)

9. Ючжон Ким, Яхменев П.А. О расширении сотрудничества Республики Корея и Российской Федерации в сфере цифровой экономики. Вестник ИЭ РАН. 2009. № 5. С.157.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести