ОИФНАзия и Африка сегодня

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online)2782-2389

Частный бизнес в экономике КНР после ХХ съезда КПК

Код статьи
S032150750028625-9-1
DOI
10.31857/S032150750028625-9
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №11
Страницы
41-47
Аннотация

глубление институциональной реформы в предпринимательской деятельности становятся важнейшими факторами в продвижении китайской модернизации и обеспечении качественного развития.

НИОКР, повышения инновационного и квалификационного уровня малых и средних предприятий, создания благоприятной политической, финансовой и конкурентной среды для предприятий всех форм собственности. Особое внимание уделено плану проведения партийно-государственных институциональных реформ с целью усиления партийного и правительственного руководства наукой и инновациями.

Ключевые слова
ХХ съезд КПК, частный и индивидуальный бизнес, МСП, инновации и модернизация
Дата публикации
23.11.2023
Всего подписок
10
Всего просмотров
274

ВВЕДЕНИЕ

После XVIII съезда КПК (2012 г.) особое внимание в Китае уделяется оптимизации бизнес-среды для частного сектора в целом и конкретно – для микро-, малого, среднего и индивидуального предпринимательства, чтобы в полной мере использовать возможности частного бизнеса в процессе «всестороннего строительства модернизированного социалистического государства» к середине XXI в. Этот период совпал с переходом китайской экономики к стратегии «новой нормальности», когда в силу объективных внутренних и внешних причин существенным образом снизились темпы роста экономики и начался активный переход от экстенсивного типа развития к интенсивному.

Новые требования заставили Китай в развитии экономики сделать акцент на повышение качества и эффективности, основываясь на высоких технологиях, передовых стандартах и национальных брендах, перейти от стратегии «Сделано в Китае – 2025» к стратегии «Создано Китаем – 2030», чтобы к середине столетия встать на один уровень с развитыми странами по научно-техническому, интеллектуальному и информационному уровню (подробнее см.: [1]). Частный сектор становится важнейшей составляющей в продвижении китайской модернизации, источником новаторства в науке и технологиях, обеспечении технического суверенитета.

В официальных документах ХХ съезда КПК (октябрь 2022 г.) и 1-й сессии ВСНП 14-го созыва (март 2023 г.) особо подчеркивалось, что в вопросе развития частного сектора Китай будет продолжать строго соблюдать принцип «двух непоколебимых» (кит. “两个毫不动摇”), а именно – неуклонно укреплять и развивать общественный сектор экономики и неуклонно поощрять, поддерживать и направлять развитие частных предприятий, содействовать развитию средних, малых и микропредприятий, индивидуального бизнеса1. Иными словами, выстраивать тесные и прозрачные отношения между властью и бизнесом, чтобы создать благоприятные условия для совместного развития предприятий всех форм собственности на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, с помощью эффективных мер стабилизировать рыночные ожидания и повышать уверенность субъектов рынка [3; 4; 5].

1. Впервые заявление о приверженности концепции «двух непоколебимых было сделано на XVI съезде КПК (ноябрь 2002 г.) (подробнее (см.: [2]).

Сосредоточиваясь на высококачественном инновационном развитии, Китай делает ставку на некрупный частный бизнес – микро-, малые и средние предприятия (ММСП), индивидуальное предпринимательство, поскольку именно там создается больше всего инновационной продукции, изобретений и технологических новинок и осуществляется их коммерциализация.

НАИБОЛЕЕ ДИНАМИЧНО РАЗВИВАЮЩАЯСЯ ЧАСТЬ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ

В настоящее время частное предпринимательство является движущей силой экономического роста Китая. Частные предприятия составляют более 90% субъектов рынка, на них приходится более 52% общего числа занятых в стране. Они обеспечивают более 60% ВВП2, более 50% налоговых поступлений, более 60% общего объема инвестиций в основные фонды (без учета крестьянских дворов), более 50% объема внешнеторгового оборота, более 70% технологических инноваций и более 80% рабочих мест в городах [7; 8].

2. Удельный вес основных участников рынка в ВВП распределяется следующим образом: частные предприятия – 65%, государственные – 25%, предприятия, основанные на иностранном капитале, – 10% (см.: [6]).

Быстро набирающий силу научно-технологический комплекс Китая делает страну одним из мировых лидеров в области науки, технологий, развития ключевых высокотехнологичных отраслей и становится основой для модернизации китайской экономики. Частные предприятия, малый и средний бизнес играют в этом процессе основополагающую роль. На долю малого и среднего бизнеса приходится 65% патентов, 75% технических новшеств и более 80% годового выпуска новой продукции (подробнее см.: [9]).

Согласно статистике, количество частных предприятий в Китае возросло с 10,86 млн в 2012 г. до 50,93 млн к середине 2023 г., увеличившись за 10,5 лет в 4,7 раза3. Среди специализированных инновационных малых и средних предприятий (МСП) национального уровня доля частных предприятий составляла более 80%, а число зарегистрированных на бирже – превысило 3 тыс.4 В качестве индивидуальных предприятий к середине 2023 г. регистрацию прошли 119 млн хозяйств (в 2012 г. их насчитывалось 40,59 млн), на которых было занято свыше 300 млн человек5. Почти 90% из них функционировали в сфере услуг, а более 30% занимались новыми видами интернет экономики, такими как онлайн-трансляции и электронная коммерция6.

3. Govt aims to bolster private firms’ confidence. China Daily, July 12, 2023. http://www.china.org.cn/business/2023-07/12/content_91997583.htm (accessed 12.07.2023)

4.  Жэньминь жибаоонлайн. 02.03.2023. >>>> (accessed 02.03.2023)

5. Number of individual businesses top 119 mln in China. Xinhua, July 13, 2023. http://www.china.org.cn/business/2023-07/13/content_92128297.htm (accessed 13.07.2023)

6. China pledges further efforts to support self-employed businesses. Xinhua. 01.11.2022. >>>> (accessed 01.11.2022)

ВАЖНЫЙ ФАКТОР ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ

Чтобы увеличить научно-технический потенциал страны, особое внимание в Китае уделяют повышению инновационного уровня частных предприятий, подавляющую часть которых составляют средние, малые и микропредприятия.

С этой целью Госсовет КНР и Министерство промышленности и информационных технологий (МПИТ) издали ряд документов, направленных на избирательное выращивание высокотехнологичных инновационных МСП, повышение степени их специализации и конкурентоспособности, в т.ч. «14-й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» (01.04.2022), «Временные меры по содействию развитию специализированных промышленных кластеров малых и средних предприятий» (13.09.2022) и др. (подробнее см.: [10]).

Согласно документам, качественные МСП делятся на 3 группы: «инновационные» МСП, т.н. «специализированные, специальные и новые» МСП, а также «специализированные, специальные и новые “маленькие гиганты”», которые различаются по уровню специализации, инновационных способностей, научно-технологического потенциала, конкурентоспособности, роли в основных отраслях промышленности и ключевых звеньях производственных цепочек и ранжированы по возрастающей – от находящихся на ранней стадии развития к МСП более высокого инновационного уровня.

Китай наметил к концу 2025 г. увеличить число МСП инновационного типа до 1 млн; количество «специализированных, оригинальных и новых» МСП – до 100 тыс.; МСП, идентифицированных как «специализированные, оригинальные и новые “маленькие гиганты”» – до 10 тыс., а также создать 200 промышленных кластеров МСП и 10 зон сотрудничества китайских и иностранных МСП [11].

Чтобы получить сертификат на присвоение качественным МСП одной из 3 указанных категорий, предприятию надлежало пройти процедуру квалификационной оценки способности к инновациям в соответствии с нормативами, установленными документом «Временные меры по градиентному выращиванию и управлению высококачественными малыми и средними предприятиями» (01.06.2022), учитывающей по 100-бальной системе специализацию предприятия, потенциал роста, размеры общих операционных доходов и доли в них расходов на НИОКР, владение независимыми брендами и патентами на изобретения и др. [12].

На 1-й сессии ВСНП 14-го созыва отмечалось, что особое место в градиентной политике Китая занимает выращивание при активной административной и финансовой поддержке государства высококачественных МСП – «маленьких гигантов», чтобы сделать их лидерами в сфере научно-технических инноваций и образцами для подражания [4].

Согласно опубликованному Министерством промышленности и информационных технологий «Отчету о развитии специализированных, специальных и новых предприятии в 2022 г.», с момента запуска программы по выращиванию «маленьких гигантов» в 2018 г. было сертифицировано 155 таких предприятий, в 2019 г. – 1584, в 2020 г. – 2930 , в 2021 г. – 4328 предприятий. В 2022 г. сертификацию прошли 8997 «маленьких гигантов» – технологически передовых МСП национального уровня, увеличив их численность за год в 2 с лишним раза [13]. К середине 2023 г. их количество достигло 12 тыс. и превысило плановый показатель на 2025 г. Каждое из них в среднем владело 17 патентами на изобретения7.

7. Китайская экономика в I полугодии 2023 г. Жэньминь жибао – онлайн. 29.08.2023. http://russian.people.com.cn/n3/2023/0829/c31518-20065041.html (accessed 29.08.2022)

Эти представители «новой элиты» действуют в основных отраслях промышленности и ключевых звеньях производственных цепочек, обладают уникальными инновационными возможностями и высокой конкурентоспособностью на внутреннем и международном рынках, владеют новыми технологиями и патентными преимуществами, стимулируют обрабатывающую промышленность Китая к развитию на более высоком интеллектуальном и экологическом уровне.

ПРАВОВАЯ СРЕДА ДЛЯ РАЗВИТИЯ ЧАСТНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

В последние 5 лет правительство Китая усилило внимание к нормативно-правовому обслуживанию частного сектора и разработке специальных документов, направленных на решение экономических и институциональных проблем, с которыми сталкивается бизнес на новом этапе модернизации страны. Среди них следует выделить: «Руководящие мнения по содействию здоровому развитию малых и средних предприятий» (07.04.2019), «Положение об обеспечении осуществления платежей малым и средним предприятиям» (01.07.2020), «Руководство Госсовета КНР по вопросам внедрения системы сертификации и лицензирования предпринимательской деятельности» (ноябрь 2020 г.), «Уведомление Госсовета КНР о дальнейшем усилении поддержки и помощи малым и средним предприятиям» (23.11.2021) и др.

В январе 2021 г. был впервые введен в действие Гражданский кодекс Китая, заложивший прочную основу верховенства закона в частной экономике. Реализация изданных документов стала гарантией защиты прав и интересов частного предпринимательства, обеспечения поддержки и оптимизации деловой среды, программой экономического стимулирования и управления бизнесом на местах (подробнее см: [14]).

Накануне и после ХХ съезда эта работа активизировалась с усилением акцента на адресной и точечной поддержке малых, средних, микро- и индивидуальных предприятий, чтобы привести их деятельность в соответствие с новыми задачами высококачественного развития, помочь обеспечить устойчивый рост и преодолеть трудности, с которыми они по-прежнему сталкиваются (недостаточное финансирование, налоговое бремя, рост стоимости сырья, рабочей силы, землепользования, аренды помещений, сокращение рыночного спроса и др.).

Чтобы создать более качественную среду для развития частных предприятий и внедрения инноваций, Госсовет КНР издал, например, такие документы, как «Руководство по содействию цифровой трансформации средних и малых предприятий» (09.11.2022), «Несколько мер, чтобы помочь микро-, малым и средним предприятиям стабилизировать рост, скорректировать структуру и повысить конкурентоспособность» или «15 мер» (11.01.2023), в которых был разработан механизм взаимодействия государства и бизнеса в новых условиях, развернута кампания по массовому сокращению, отсрочке, полному или частичному освобождению от уплаты налогов и сборов, возврату налоговых вычетов, льготному кредитованию и предоставлению других преференций для предприятий и отраслей, испытывающих трудности.

Для более эффективной поддержки индивидуальных предпринимателей, которые больше всего пострадали от последствий эпидемии COVID-19 и других проблем, Госсовет КНР издал обновленное «Положение о содействии развитию индивидуальных промышленных и торговых предприятий» (26.09.2022), вступившее в силу 1 ноября 2022 г. вместо действовавшего с 1 ноября 2011 г. [15]. В «Положении» подчеркивалась необходимость поощрять, поддерживать и направлять развитие индивидуальной экономики в новых условиях, защищать законные права и интересы отдельных промышленных и торговых хозяйств, развивать предпринимательскую и инновационную активность, способствовать росту экономического потенциала и структурной перестройке индивидуальных предприятий, преобразовывая их в товарищества или компании с ограниченной ответственностью.

Документ заложил прочную основу для создания системы качественного обслуживания индивидуальных предпринимателей путем упрощения порядка регистрации субъектов рынка; введения льготного финансово-кредитного и налогового режима; организации государственных платформ информационных услуг, закупок, торгов и тендеров, равного доступа к рынку; ускорения цифрового развития; профессиональной подготовки и обучения предпринимательству выпускников колледжей, вузов и безработной молодежи. Ответственность за реализацию этих установок с учетом местных особенностей возлагалась на соответствующие государственные ведомства и правительства всех уровней.

На 1-й сессии ВСНП 14-го созыва был поднят вопрос о необходимости разработки «Закона КНР о содействии здоровому развитию частных предприятий», чтобы более эффективно использовать частный капитал для обеспечения высококачественного социально-экономического развития. До сих пор такого закона не издавалось. Порядок функционирования частных предприятий устанавливался в общих документах: Закон КНР о компаниях (1993), Закон КНР о товариществах (1997), Закон КНР о предприятии физического лица на собственном капитале (1999), Закон КНР о содействии развитию малых и средних предприятий (2002), Закон о вещных правах (2007) и др.8

8. Впервые нормативные акты, касающиеся частных предприятий, были изданы в июне 1988 г. после легализации частного сектора на XIII съезде КПК (1987) – «Временное положение о частном предприятии КНР» и «Временное положение о взимании подоходного налога с частных предприятий в КНР» (Жэньминь жибао. 29.06.1988).

В целях борьбы с экономическими преступлениями и коррупцией, усиления партийного контроля незаконной предпринимательской деятельности высокопоставленных чиновников и их близких родственников Главное управление ЦК КПК издало «Положение о регулировании предпринимательской деятельности, ведущейся близкими родственниками руководящих кадров – супругами, детьми и их супругами» (19.06.2022) [16]. Документ ужесточил порядок контроля предпринимательской деятельности родственников руководящих кадров разных уровней и категорий, противоречащей общественным интересам, и меры дисциплинарной ответственности за нарушение установленных правил, а также установил порядок предоставления ежегодной отчетности кадровых работников о коммерческо-предпринимательской деятельности своих родственников9.

9. Первые документы, направленные на пресечение предпринимательской деятельности партийных и правительственных организаций и высокопоставленных кадровых работников, появились еще в начале реформенных преобразований в Китае (декабрь 1984 г., декабрь 1985 г., 1986 г.). В феврале 2010 г. внесены изменения и дополнения в изданные ЦК КПК в марте 1997 г. «Руководящие принципы добросовестности в политических вопросах», ужесточающие контроль предпринимательской деятельности членов партии, руководящих кадров и членов их семей на уровне уезда и выше, и др. (прим. авт.).

РЕОРГАНИЗАЦИЯ ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ НАУКОЙ И ИННОВАЦИЯМИ

Углубление институциональной реформы в предпринимательской и научно-технической деятельности после принятия решений ХХ съезда КПК потребовало проведения реформирования партийных и государственных органов управления наукой и инновациями, чтобы создать новую систему мобилизации ресурсов государства и частного бизнеса для высококачественного развития, облегчить коммерциализацию научных результатов и инновационной продукции. С этой целью в марте 2023 г. ЦК КПК и Госсовет КНР обнародовали «План партийно-государственных институциональных реформ» и «Уведомление», требующее от всех регионов и ведомств добросовестно выполнять этот план с учетом реальных условиях на местах. Согласно плану, центральные органы власти должны завершить реформу к концу 2023 г., а местные власти – к концу 2024 г. [17].

Для усиления партийного руководства работой в сфере науки и техники намечено создать при ЦК КПК Центральную комиссию по науке и технике. В её функции войдет создание национальной инновационной системы, изучение и обсуждение основных стратегий, планов и политики научно-технического развития страны, а также координация усилий по решению основных вопросов стратегического и фундаментального значения в научно-технической сфере. Для укрепления централизованного руководства в финансовой сфере намечено создать Центральную комиссию по финансово-экономическим вопросам, которая будет разрабатывать основные направления политики в финансово-экономическом секторе, совершенствовать систему управления государственными финансами и инвестициями.

Кроме того, при ЦК КПК предполагается создать Отдел по социальной работе с населением, который будет координировать работу по рассмотрению жалоб и сбору мнений граждан, а также налаживать работу по партийному строительству на предприятиях частной и смешанных форм собственности, в хозяйственных и общественных организациях нового типа, среди групп населения в новых сферах занятости. Партийные комитеты на провинциальном, городском и уездном уровнях должны создавать аналогичные Отделы.

В «Плане» также намечена реформа институтов Госсовета КНР, в частности, реорганизация отдельных профильных министерств и усиление роли отраслевых ведомств. После реструктуризации новое Министерство науки и техники будет играть важную роль в макроуправлении научно-техническим сектором страны, эффективнее координировать научные и технологические ресурсы для решения фундаментальных задач инновационного развития. Министерство промышленности и информационных технологий возьмет на себя разработку политики роста и модернизации высокотехнологичных отраслей, будет направлять строительство научных и технологических парков, зон высокотехнологичного промышленного развития, технологических услуг и технологических рынков.

Кроме того, Госсовет КНР намерен усовершенствовать систему управления государственным финансовым капиталом, создав в качестве нового финансового регулятора Главное государственное управление по регулированию финансовой деятельности. Непосредственно Госсовету будут подчиняться Главное государственное управление по регулированию рыночной деятельности, Народный банк Китая, Комиссия по регулированию рынка ценных бумаг, Государственное управление по делам интеллектуальной собственности и ряд других ведомств. Реформированию также подлежат органы финансового регулирования на местах и местные отделения Народного банка Китая [17].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

После принятия решений ХХ съезда КПК создание в стране благоприятной политической, экономической и институциональной среды для ускоренного высококачественного развития частного предпринимательства во всех его многообразных формах с упором на мелкий, средний и индивидуальный бизнес, оптимизация инновационной активности становятся приоритетными направлениями деятельности китайского руководства на новом этапе развития.

Выступая на пресс-конференции 13 марта 2023 г., вновь избранный премьер Госсовета КНР Ли Цян еще раз подтвердил, что частный сектор является важной составляющей экономической системы Китая. В вопросе развития частного сектора Китай занимает твердую и непоколебимую позицию, которая не менялась в прошлом и не изменится в будущем.

Правительство Китая намерено продолжать содействовать здоровому развитию частных предприятий, обеспечивать равное отношение к субъектам рынка в области предоставления материальных ресурсов, финансовых и налоговых преференций, государственных закупок и услуг, сосредоточиться на преодолении хозяйственных трудностей микро-, малого и среднего бизнеса, поддерживать создание государственной платформы технического, профессионального и консультационного обслуживания инновационных предприятий, улучшать институциональные механизмы регулирования частного предпринимательства [4; 5].

Библиография

  1. 1. Заклязьминская Е.О. Стратегическое планирование ключевых направлений науки и техники Китая в 14-й пятилетке (2021–2025 гг.). Новые горизонты экономики КНР в 14-й пятилетке (2021–2025 гг.). М.: ИКСА РАН, 2022. С. 29–34. DOI: 10.48647/IССА.2022.96.13.002
  2. 2. Бони Л.Д. Основная экономическая система социализма и рынка в Китае. Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 4. С. 22–40. DOI: 10.31857/S013128120021164-1
  3. 3. Xi Jinping. Report at the 20th National Congress of the Communist Party of China (October 16, 2022). People’s Daily. 26.10.2022. (In Chin.). http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2022–10/26/nw.D110000renmrb_20221026_3–01.htm (accessed 26.10.2022)
  4. 4. Report on the work of the Government. People’s Daily. 15.03.2023. (In Chin.). http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2023-03/15/nw.D110000renmrb_20230315_7-01.htm (accessed 15.03.2023)
  5. 5. Report on the implementation of the 2022 National Economic and Social Development Plan and the 2023 Draft National Economic and Social Development Plan. People’s Daily. 16.03.2023. (In Chin.). http://paper.people.com.cn/rmrb/html/2023-03/16/nbs.D110000renmrb_05.htm (accessed 16.03.2023)
  6. 6. Chen Yongjie. Private economic development and Chinese-style modernization: “Five, six, seven, eight, nine”, take it to the next level. Economic Observer, 14.01.2023. (In Chin.). https://baijiahao.baidu.com/s?id=1754960747771266864&wfr=spider&for=pc (accessed 26.03.2023)
  7. 7. China ramps up support for private businesses. Beijing Review, February 23, 2023. http://www.china.org.cn/business/2023-02/23/content_85123631.htm (accessed 23.02.2023)
  8. 8. Robert Kuhn. Private business of great significance in achieving common prosperity. http://www.ecns.cn/news/cns-wire/2023-03-13/detail-ihcmpfii8992905.shtml (accessed 15.03.2923)
  9. 9. Климова Н.В., Глущенко О.С. Инновационное предпринимательство в Китае. Фундаментальные исследования. 2018. № 10. С. 74–78. https://fundamental-research.ru/ru/article/ view?id=42283 (accessed 19.07.2022)
  10. 10. Чуванкова В.В. «14-й пятилетний план содействия развитию малых и средних предприятий» (2021–2025) в КНР: инновационная составляющая. Проблемы Дальнего Востока. 2022. № 6. С. 140–152. DOI: 10.31857/ S013128120023006-7
  11. 11. “14th Five-Year Plan to Promote the Development of Small and Medium-Sized Enterprises”. Comprehensive service docking platform for small and medium-sized enterprises in Shanxi Province. 01.04.2022. (In Chin.). http://www.sxsme.com/xzxk/46866.jhtml (accessed 02.06.2022)
  12. 12. “Specialized, special and new” certification standard! The three levels are interconnected and together form a gradient cultivation system. Release time: 16.09.2022. Shanghai Zhongshen Consulting official account. (In Chin.). https://baijiahao.baidu.com/s?id=1744087319947085362&wfr=spider&for=pc. (accessed 10.03.2023)
  13. 13. Compilation of achievements of national specialized and new small and medium-sized enterprises in 2022. 27.09.2022. Beijing. (In Chin.). https://mp.weixin.qq.com/s?__biz=MjM5OTEyMTc1MA==&mid=2652656738&idx=1&sn=b4eef8afbfd8cf084f067dfb3248b53e&chksm=bd28b25b8a5f3b4deaf34ed99ec2ad67d14e1658864694ea45cb7e7b867605f1db6a676f8a61&scene=27 (accessed 05.02.2023)
  14. 14. Чуванкова В.В. Китай наращивает поддержку малого и среднего бизнеса на завершающем этапе 13-й пятилетки. Социально-экономические итоги выполнения 13-й пятилетки КНР (2016–2020 гг.) и задачи 14-й пятилетки (2021–2025 гг.). М.: ИДВ РАН, 2021. С. 94–100.
  15. 15. Regulations on promoting the development of individual industrial and commercial enterprises. Information source: Xinhuanet. 26.10.2022. (In Chin.). http://www.acfic.org.cn/zcsd/fgzc/zy/202210/t20221026_183823.html (accessed 13.11.2022)
  16. 16. The Central Office issued the “Regulations on Business Management of Leading Cadres’ Spouses, Children and Their Spouses” (19.06.2022). People’s Daily. 20.06.2022. (In Chin.). http://cpc.people.com.cn/n1/2022/0620/c64387-32450588.html (accessed 26.10.2022)
  17. 17. The CPC Central Committee and the State Council issued the “Party and State Institution Reform Plan”. Information source: Xinhua News Agency. 16.03.2023. (In Chin.). https://chinasme.org.cn/html/mcms/shouye/xinwentongzhi/xinwendt/1636970040144928770.html (accessed 27.04.2023)
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека