English
English
en
Русский
ru
About
Archive
Archive 2007-2019
Contact
Везде
Везде
Author
Title
Text
Keywords
Искать
Home
>
Issue 4
>
To the 90th anniversary of M.V. Sedova
To the 90th anniversary of M.V. Sedova
Table of contents
Annotation
Estimate
Publication content
References
Comments
Share
Metrics
To the 90th anniversary of M.V. Sedova
4
To the 90th anniversary of M.V. Sedova
Nikolay Makarov
Annotation
PII
S086960630013065-0-1
Publication type
Personal
Status
Published
Authors
Nikolay Makarov
Send message
Affiliation:
Institute of Archaeology RAS
Address: Russian Federation, Moscow
Edition
Issue 4
Pages
115-117
Abstract
Date of publication
21.12.2020
Number of purchasers
14
Views
430
Readers community rating
0.0
(0 votes)
Cite
Download pdf
GOST
Makarov N. To the 90th anniversary of M.V. Sedova // Russian archeology. – 2020. – Issue 4 C. 115-117 . URL: https://rosarchras.ru/s1811-038x0000617-8-1-ru-26/?version_id=57063
MLA
Makarov, Nikolay "To the 90th anniversary of M.V. Sedova."
Russian archeology.
4 (2020).:115-117.
APA
Makarov N. (2020). To the 90th anniversary of M.V. Sedova.
Russian archeology.
no. 4, pp.115-117
Publication content
1
Мария Владимировна Седова оказала заметное влияние на развитие средневековой археологии в Москве во второй половине XX в., хотя никогда не претендовала на роль лидера в этой области, создателя собственной научной школы, и не занимала командных должностей в академической иерархии.
Мария Владимировна Седова оказала заметное влияние на развитие средневековой археологии в Москве во второй половине XX в., хотя никогда не претендовала на роль лидера в этой области, создателя собственной научной школы, и не занимала командных должностей в академической иерархии.
Мария Владимировна Седова оказала заметное влияние на развитие средневековой археологии в Москве во второй половине XX в., хотя никогда не претендовала на роль лидера в этой области, создателя собственной научной школы, и не занимала командных должностей в академической иерархии.
2
Выпускница кафедры археологии МГУ (1953 г.), ученица А.В. Арциховского, прошедшая школу новгородских раскопок начала 1950-х годов и сформировавшаяся как ученый в Новгородской экспедиции, она на всю жизнь сохранила верность двум большим изначально выбранным темам – изучению древнерусского города и средневековых ювелирных изделий.
Выпускница кафедры археологии МГУ (1953 г.), ученица А.В. Арциховского, прошедшая школу новгородских раскопок начала 1950-х годов и сформировавшаяся как ученый в Новгородской экспедиции, она на всю жизнь сохранила верность двум большим изначально выбранным темам – изучению древнерусского города и средневековых ювелирных изделий.
Выпускница кафедры археологии МГУ (1953 г.), ученица А.В. Арциховского, прошедшая школу новгородских раскопок начала 1950-х годов и сформировавшаяся как ученый в Новгородской экспедиции, она на всю жизнь сохранила верность двум большим изначально выбранным темам – изучению древнерусского города и средневековых ювелирных изделий.
3
Дочь поэта В.А. Луговского и театроведа Т.Э. Груберт, воспитанная в литературной среде, Мария Владимировна воспринимала археологические памятники средневековья не только как «источники», «материалы», но и как образы прошлого, обладающие безусловной художественной ценностью: острое чувство красоты прошлого, будь то ландшафты Владимирской земли или изделия новгородских ювелиров, усиливало интерес к его научному изучению.
Дочь поэта В.А. Луговского и театроведа Т.Э. Груберт, воспитанная в литературной среде, Мария Владимировна воспринимала археологические памятники средневековья не только как «источники», «материалы», но и как образы прошлого, обладающие безусловной художественной ценностью: острое чувство красоты прошлого, будь то ландшафты Владимирской земли или изделия новгородских ювелиров, усиливало интерес к его научному изучению.
Дочь поэта В.А. Луговского и театроведа Т.Э. Груберт, воспитанная в литературной среде, Мария Владимировна воспринимала археологические памятники средневековья не только как «источники», «материалы», но и как образы прошлого, обладающие безусловной художественной ценностью: острое чувство красоты прошлого, будь то ландшафты Владимирской земли или изделия новгородских ювелиров, усиливало интерес к его научному изучению.
4
М.В. Седова получила известность как исследователь древностей Северо-Восточной Руси, организатор успешных многолетних раскопок на Пировом городище (1967–1970 гг.) и в Суздале (1974–1991 гг.), руководитель Суздальской археологической экспедиции ИА РАН, много сделавший для осознания значимости археологического наследия Владимиро-Суздальской земли. Личное обаяние М.В. Седовой, живое общение с ней, ее способность организовывать ученых для общей работы необычайно ценили коллеги в экспедициях и в отделе славяно-русской археологии ИА РАН, где она проработала более пятидесяти лет. Обращение к ней за консультациями для атрибуции неординарных находок было важным и радостным ритуалом после завершения полевого сезона. Научное наследие М.В. Седовой после ее ухода для многих осталось как бы в тени личных воспоминаний. С течением времени ощущается необходимость заново оценить вклад Марии Владимировны в изучение средневековой Руси.
М.В. Седова получила известность как исследователь древностей Северо-Восточной Руси, организатор успешных многолетних раскопок на Пировом городище (1967–1970 гг.) и в Суздале (1974–1991 гг.), руководитель Суздальской археологической экспедиции ИА РАН, много сделавший для осознания значимости археологического наследия Владимиро-Суздальской земли. Личное обаяние М.В. Седовой, живое общение с ней, ее способность организовывать ученых для общей работы необычайно ценили коллеги в экспедициях и в отделе славяно-русской археологии ИА РАН, где она проработала более пятидесяти лет. Обращение к ней за консультациями для атрибуции неординарных находок было важным и радостным ритуалом после завершения полевого сезона. Научное наследие М.В. Седовой после ее ухода для многих осталось как бы в тени личных воспоминаний. С течением времени ощущается необходимость заново оценить вклад Марии Владимировны в изучение средневековой Руси.
М.В. Седова получила известность как исследователь древностей Северо-Восточной Руси, организатор успешных многолетних раскопок на Пировом городище (1967–1970 гг.) и в Суздале (1974–1991 гг.), руководитель Суздальской археологической экспедиции ИА РАН, много сделавший для осознания значимости археологического наследия Владимиро-Суздальской земли. Личное обаяние М.В. Седовой, живое общение с ней, ее способность организовывать ученых для общей работы необычайно ценили коллеги в экспедициях и в отделе славяно-русской археологии ИА РАН, где она проработала более пятидесяти лет. Обращение к ней за консультациями для атрибуции неординарных находок было важным и радостным ритуалом после завершения полевого сезона. Научное наследие М.В. Седовой после ее ухода для многих осталось как бы в тени личных воспоминаний. С течением времени ощущается необходимость заново оценить вклад Марии Владимировны в изучение средневековой Руси.
5
М.В. Седова – автор трех книг, посвященных трем большим темам археологической медиевистики. Все три книги находятся в обороте: они растрепаны и заново переплетены в библиотеках, отсканированы, размещены в интернете на многих сайтах. Во всех трех публикациях новых археологических материалов – основа для историко-культурных обобщений. Все они представляют значимые достижения в археологическом изучении средневековой Руси 1960–1990-х годов.
М.В. Седова – автор трех книг, посвященных трем большим темам археологической медиевистики. Все три книги находятся в обороте: они растрепаны и заново переплетены в библиотеках, отсканированы, размещены в интернете на многих сайтах. Во всех трех публикациях новых археологических материалов – основа для историко-культурных обобщений. Все они представляют значимые достижения в археологическом изучении средневековой Руси 1960–1990-х годов.
М.В. Седова – автор трех книг, посвященных трем большим темам археологической медиевистики. Все три книги находятся в обороте: они растрепаны и заново переплетены в библиотеках, отсканированы, размещены в интернете на многих сайтах. Во всех трех публикациях новых археологических материалов – основа для историко-культурных обобщений. Все они представляют значимые достижения в археологическом изучении средневековой Руси 1960–1990-х годов.
6
«Древнерусский город Ярополч» (1978) – книга, написанная в тот период, когда изучение древнерусских городов и их социально-экономической природы стояло на повестке дня как магистральная тема советской археологии, а раскопки «малых городов» как особой категории городских центров, составлявших основу территориально-административной организации Руси (как тогда считалось), рассматривались как один из приоритетов. Экспедиции вели работы во многих малых городах, но лишь в редких случаях они завершились обобщением и монографической публикацией материалов. Книга о Ярополче – один из наиболее совершенных примеров такого обобщения, сделавшего Пирово городище эталоном малого города. Между тем сам выбор этого памятника для долговременных раскопок (они были начаты В.В. Седовым в 1959 г.) был смелым и неожиданным шагом. Пирово городище находится в стороне от основного территориального ядра Северо-Восточной Руси и не известно по письменным источникам как сколько-нибудь значимый политический центр. Исследования начинались, когда главные города центра Ростово-Суздальской земли были еще мало затронуты раскопками. Пирово городище как археологический памятник оправдал ожидания Валентина Васильевича и Марии Владимировны Седовых: целостность ландшафта и оборонительных сооружений, уникальная сохранность культурного слоя, присутствие ярких находок, документирующих связь поселения с княжеской властью, христианизацию, развитие ремесла сделали материалы раскопок исключительно информативными не только для характеристики культуры городов Северо-Восточной Руси, но и для осмысления их социально-экономического облика и статуса. Ярополч стал классическим памятником, раскрывающим общие черты этой категории городских центров.
«Древнерусский город Ярополч» (1978) – книга, написанная в тот период, когда изучение древнерусских городов и их социально-экономической природы стояло на повестке дня как магистральная тема советской археологии, а раскопки «малых городов» как особой категории городских центров, составлявших основу территориально-административной организации Руси (как тогда считалось), рассматривались как один из приоритетов. Экспедиции вели работы во многих малых городах, но лишь в редких случаях они завершились обобщением и монографической публикацией материалов. Книга о Ярополче – один из наиболее совершенных примеров такого обобщения, сделавшего Пирово городище эталоном малого города. Между тем сам выбор этого памятника для долговременных раскопок (они были начаты В.В. Седовым в 1959 г.) был смелым и неожиданным шагом. Пирово городище находится в стороне от основного территориального ядра Северо-Восточной Руси и не известно по письменным источникам как сколько-нибудь значимый политический центр. Исследования начинались, когда главные города центра Ростово-Суздальской земли были еще мало затронуты раскопками. Пирово городище как археологический памятник оправдал ожидания Валентина Васильевича и Марии Владимировны Седовых: целостность ландшафта и оборонительных сооружений, уникальная сохранность культурного слоя, присутствие ярких находок, документирующих связь поселения с княжеской властью, христианизацию, развитие ремесла сделали материалы раскопок исключительно информативными не только для характеристики культуры городов Северо-Восточной Руси, но и для осмысления их социально-экономического облика и статуса. Ярополч стал классическим памятником, раскрывающим общие черты этой категории городских центров.
«Древнерусский город Ярополч» (1978) – книга, написанная в тот период, когда изучение древнерусских городов и их социально-экономической природы стояло на повестке дня как магистральная тема советской археологии, а раскопки «малых городов» как особой категории городских центров, составлявших основу территориально-административной организации Руси (как тогда считалось), рассматривались как один из приоритетов. Экспедиции вели работы во многих малых городах, но лишь в редких случаях они завершились обобщением и монографической публикацией материалов. Книга о Ярополче – один из наиболее совершенных примеров такого обобщения, сделавшего Пирово городище эталоном малого города. Между тем сам выбор этого памятника для долговременных раскопок (они были начаты В.В. Седовым в 1959 г.) был смелым и неожиданным шагом. Пирово городище находится в стороне от основного территориального ядра Северо-Восточной Руси и не известно по письменным источникам как сколько-нибудь значимый политический центр. Исследования начинались, когда главные города центра Ростово-Суздальской земли были еще мало затронуты раскопками. Пирово городище как археологический памятник оправдал ожидания Валентина Васильевича и Марии Владимировны Седовых: целостность ландшафта и оборонительных сооружений, уникальная сохранность культурного слоя, присутствие ярких находок, документирующих связь поселения с княжеской властью, христианизацию, развитие ремесла сделали материалы раскопок исключительно информативными не только для характеристики культуры городов Северо-Восточной Руси, но и для осмысления их социально-экономического облика и статуса. Ярополч стал классическим памятником, раскрывающим общие черты этой категории городских центров.
7
«Ювелирные изделия древнего Новгорода» (1981 г.) – издание уникальное по широте охвата материала и по изначальной установке на систематизацию всей новгородской коллекции украшений и металлических деталей костюма из раскопок 1951–1974 гг., насчитывающей около 2500 предметов. Начав изучение этой коллекции еще в рамках дипломной работы в МГУ, М.В. Седова не торопилась с ее окончательным завершением, осознавая важность новгородских украшений из цветного металла как для хронологических построений, так и разработки проблем культурной истории. «Ювелирные изделия древнего Новгорода» уже сорок лет служат археологам как незаменимый хронологический определитель средневековых предметов из цветного металла. Предлагая поправки к датировкам М.В. Седовой, никто из исследователей пока не взялся за новую систематизацию новгородской коллекции ювелирных изделий, объем которой многократно увеличился, с перспективой верификации и уточнения хронологии. Однако книга о ювелирных украшениях по своему содержанию представляет собой не только публикацию новгородской коллекции, разработку типологии и хронологии предметов из цветного металла, - значительная ее часть посвящена вопросам культурной атрибуции украшений, общей характеристике новгородского женского костюма, соотношению в нем предметов и категорий украшений, связанных с различными культурными традициями, изменениям этого костюма и художественных стилей новгородской металлопластики на протяжении пяти столетий. Среди новгородских материалов идентифицированы предметы западноевропейского и восточного происхождения, в орнаментике и стилистике украшений выделены мотивы, отражающие влияние византийского и скандинавского искусства. Принципиальное значение имеют наблюдения о едином пути развития новгородского ювелирного искусства и художественного ремесла других древнерусских земель, основанные на сравнительном анализе предметов из цветного металла.
«Ювелирные изделия древнего Новгорода» (1981 г.) – издание уникальное по широте охвата материала и по изначальной установке на систематизацию всей новгородской коллекции украшений и металлических деталей костюма из раскопок 1951–1974 гг., насчитывающей около 2500 предметов. Начав изучение этой коллекции еще в рамках дипломной работы в МГУ, М.В. Седова не торопилась с ее окончательным завершением, осознавая важность новгородских украшений из цветного металла как для хронологических построений, так и разработки проблем культурной истории. «Ювелирные изделия древнего Новгорода» уже сорок лет служат археологам как незаменимый хронологический определитель средневековых предметов из цветного металла. Предлагая поправки к датировкам М.В. Седовой, никто из исследователей пока не взялся за новую систематизацию новгородской коллекции ювелирных изделий, объем которой многократно увеличился, с перспективой верификации и уточнения хронологии. Однако книга о ювелирных украшениях по своему содержанию представляет собой не только публикацию новгородской коллекции, разработку типологии и хронологии предметов из цветного металла, - значительная ее часть посвящена вопросам культурной атрибуции украшений, общей характеристике новгородского женского костюма, соотношению в нем предметов и категорий украшений, связанных с различными культурными традициями, изменениям этого костюма и художественных стилей новгородской металлопластики на протяжении пяти столетий. Среди новгородских материалов идентифицированы предметы западноевропейского и восточного происхождения, в орнаментике и стилистике украшений выделены мотивы, отражающие влияние византийского и скандинавского искусства. Принципиальное значение имеют наблюдения о едином пути развития новгородского ювелирного искусства и художественного ремесла других древнерусских земель, основанные на сравнительном анализе предметов из цветного металла.
«Ювелирные изделия древнего Новгорода» (1981 г.) – издание уникальное по широте охвата материала и по изначальной установке на систематизацию всей новгородской коллекции украшений и металлических деталей костюма из раскопок 1951–1974 гг., насчитывающей около 2500 предметов. Начав изучение этой коллекции еще в рамках дипломной работы в МГУ, М.В. Седова не торопилась с ее окончательным завершением, осознавая важность новгородских украшений из цветного металла как для хронологических построений, так и разработки проблем культурной истории. «Ювелирные изделия древнего Новгорода» уже сорок лет служат археологам как незаменимый хронологический определитель средневековых предметов из цветного металла. Предлагая поправки к датировкам М.В. Седовой, никто из исследователей пока не взялся за новую систематизацию новгородской коллекции ювелирных изделий, объем которой многократно увеличился, с перспективой верификации и уточнения хронологии. Однако книга о ювелирных украшениях по своему содержанию представляет собой не только публикацию новгородской коллекции, разработку типологии и хронологии предметов из цветного металла, - значительная ее часть посвящена вопросам культурной атрибуции украшений, общей характеристике новгородского женского костюма, соотношению в нем предметов и категорий украшений, связанных с различными культурными традициями, изменениям этого костюма и художественных стилей новгородской металлопластики на протяжении пяти столетий. Среди новгородских материалов идентифицированы предметы западноевропейского и восточного происхождения, в орнаментике и стилистике украшений выделены мотивы, отражающие влияние византийского и скандинавского искусства. Принципиальное значение имеют наблюдения о едином пути развития новгородского ювелирного искусства и художественного ремесла других древнерусских земель, основанные на сравнительном анализе предметов из цветного металла.
8
Монография «Суздаль в X–XV веках» (М., 1997) – историко-археологическое исследование одного из трех крупнейших городских центров Северо-Восточной Руси, большого «стольного» города, основанное в значительной степени на материалах раскопок Суздальской экспедиции. Подготовка этой книги шла уже с начала 1990-х годов, а рукопись одного из ранних вариантов была защищена в качестве докторской диссертации. Полнота и объемность исторических построений, изложенных в монографии, во многом определялась продуманной программой и масштабом полевых работ экспедиции, включавших исследование средневековой застройки в различных частях города, оборонительных сооружений, курганного некрополя на Михайловской стороне, пригородных сел и их некрополей. Перечитывая книгу, мы видим, что автор ставил перед собой целый ряд задач, которые непросто соединить: представить картину возникновения и развития Суздаля как города с яркой и необычной исторической судьбой, прояснить по археологическим данным причины его возвышения и высокого статуса, систематизировать и опубликовать с возможно большей полнотой огромные археологические материалы, полученные за 17 лет раскопок. В итоге Суздаль оказался одним из немногих больших городов средневековой Руси, археология которого была представлена к концу XX в. в систематическом виде, со всеми ее составляющими, в одной книге. Мария Владимировна приложила большие усилия для того, чтобы иллюстративная часть книги была столь же полновесной, как и ее текст. Однако издательская судьба монографии (как и многих других книг по археологии, изданных в 1990-х годах) оказалась несчастливой: коммерческое издательство выбрало для нее неудачный формат, а утрата издателем всех оригиналов иллюстраций, готовившихся долгие годы (83 таблицы) сделала невозможным качественное переиздание.
Монография «Суздаль в X–XV веках» (М., 1997) – историко-археологическое исследование одного из трех крупнейших городских центров Северо-Восточной Руси, большого «стольного» города, основанное в значительной степени на материалах раскопок Суздальской экспедиции. Подготовка этой книги шла уже с начала 1990-х годов, а рукопись одного из ранних вариантов была защищена в качестве докторской диссертации. Полнота и объемность исторических построений, изложенных в монографии, во многом определялась продуманной программой и масштабом полевых работ экспедиции, включавших исследование средневековой застройки в различных частях города, оборонительных сооружений, курганного некрополя на Михайловской стороне, пригородных сел и их некрополей. Перечитывая книгу, мы видим, что автор ставил перед собой целый ряд задач, которые непросто соединить: представить картину возникновения и развития Суздаля как города с яркой и необычной исторической судьбой, прояснить по археологическим данным причины его возвышения и высокого статуса, систематизировать и опубликовать с возможно большей полнотой огромные археологические материалы, полученные за 17 лет раскопок. В итоге Суздаль оказался одним из немногих больших городов средневековой Руси, археология которого была представлена к концу XX в. в систематическом виде, со всеми ее составляющими, в одной книге. Мария Владимировна приложила большие усилия для того, чтобы иллюстративная часть книги была столь же полновесной, как и ее текст. Однако издательская судьба монографии (как и многих других книг по археологии, изданных в 1990-х годах) оказалась несчастливой: коммерческое издательство выбрало для нее неудачный формат, а утрата издателем всех оригиналов иллюстраций, готовившихся долгие годы (83 таблицы) сделала невозможным качественное переиздание.
Монография «Суздаль в X–XV веках» (М., 1997) – историко-археологическое исследование одного из трех крупнейших городских центров Северо-Восточной Руси, большого «стольного» города, основанное в значительной степени на материалах раскопок Суздальской экспедиции. Подготовка этой книги шла уже с начала 1990-х годов, а рукопись одного из ранних вариантов была защищена в качестве докторской диссертации. Полнота и объемность исторических построений, изложенных в монографии, во многом определялась продуманной программой и масштабом полевых работ экспедиции, включавших исследование средневековой застройки в различных частях города, оборонительных сооружений, курганного некрополя на Михайловской стороне, пригородных сел и их некрополей. Перечитывая книгу, мы видим, что автор ставил перед собой целый ряд задач, которые непросто соединить: представить картину возникновения и развития Суздаля как города с яркой и необычной исторической судьбой, прояснить по археологическим данным причины его возвышения и высокого статуса, систематизировать и опубликовать с возможно большей полнотой огромные археологические материалы, полученные за 17 лет раскопок. В итоге Суздаль оказался одним из немногих больших городов средневековой Руси, археология которого была представлена к концу XX в. в систематическом виде, со всеми ее составляющими, в одной книге. Мария Владимировна приложила большие усилия для того, чтобы иллюстративная часть книги была столь же полновесной, как и ее текст. Однако издательская судьба монографии (как и многих других книг по археологии, изданных в 1990-х годах) оказалась несчастливой: коммерческое издательство выбрало для нее неудачный формат, а утрата издателем всех оригиналов иллюстраций, готовившихся долгие годы (83 таблицы) сделала невозможным качественное переиздание.
9
Тем не менее значение «Суздаля» трудно переоценить: книга показала, что домонгольское наследие центра Северо-Восточной Руси не ограничивается белокаменными храмами, что «сухой» культурный слой городов Волго-Клязьменского междуречья – полноценный исторический источник, заслуживающий сохранения и изучения. Публикация ярких элитных комплексов конца XI в. из Суздальского Кремля, открытых раскопками 1978–1979 гг., в том числе клада золотых украшений, ввела в науку уникальные археологические свидетельства военно-политического конфликта 1096–1097 гг., обозначившего появление Суздаля на общей исторической сцене Древней Руси. Убедительно реконструирована картина пространственного развития города в XI–XIII вв., с выходом застройки за пределы Кремля в излучине р. Каменки в XII в., формированием жилых кварталов и укреплений Окольного города (середина XII в.), длительным функционированием двух курганных могильников в его ближайших окрестностях (XI – начало XII вв.).
Тем не менее значение «Суздаля» трудно переоценить: книга показала, что домонгольское наследие центра Северо-Восточной Руси не ограничивается белокаменными храмами, что «сухой» культурный слой городов Волго-Клязьменского междуречья – полноценный исторический источник, заслуживающий сохранения и изучения. Публикация ярких элитных комплексов конца XI в. из Суздальского Кремля, открытых раскопками 1978–1979 гг., в том числе клада золотых украшений, ввела в науку уникальные археологические свидетельства военно-политического конфликта 1096–1097 гг., обозначившего появление Суздаля на общей исторической сцене Древней Руси. Убедительно реконструирована картина пространственного развития города в XI–XIII вв., с выходом застройки за пределы Кремля в излучине р. Каменки в XII в., формированием жилых кварталов и укреплений Окольного города (середина XII в.), длительным функционированием двух курганных могильников в его ближайших окрестностях (XI – начало XII вв.).
Тем не менее значение «Суздаля» трудно переоценить: книга показала, что домонгольское наследие центра Северо-Восточной Руси не ограничивается белокаменными храмами, что «сухой» культурный слой городов Волго-Клязьменского междуречья – полноценный исторический источник, заслуживающий сохранения и изучения. Публикация ярких элитных комплексов конца XI в. из Суздальского Кремля, открытых раскопками 1978–1979 гг., в том числе клада золотых украшений, ввела в науку уникальные археологические свидетельства военно-политического конфликта 1096–1097 гг., обозначившего появление Суздаля на общей исторической сцене Древней Руси. Убедительно реконструирована картина пространственного развития города в XI–XIII вв., с выходом застройки за пределы Кремля в излучине р. Каменки в XII в., формированием жилых кварталов и укреплений Окольного города (середина XII в.), длительным функционированием двух курганных могильников в его ближайших окрестностях (XI – начало XII вв.).
10
Работа над еще одной большой темой, которой М.В. Седова была увлечена с 1970-х годов, – изучением древнерусских металлических образков – осталась не завершенной. Седова первая обратила внимание на эту своеобразную категорию христианских предметов, до начала использования металлодетекторов в полевой практике остававшихся редкими находками, и поставила вопросы об их происхождении и связи со становлением новых церковных центров на северо-востоке Руси. Она показала, что исходными образцами для некоторых изображений на иконках послужили изображения на печатях. Серия статей М.В. Седовой о христианской металлопластике с полными сводками археологических находок и их аргументированными хронологическими атрибуциями заложила основы изучения этой группы древностей, весьма значимой для характеристики христианской культуры домонгольского времени.
Работа над еще одной большой темой, которой М.В. Седова была увлечена с 1970-х годов, – изучением древнерусских металлических образков – осталась не завершенной. Седова первая обратила внимание на эту своеобразную категорию христианских предметов, до начала использования металлодетекторов в полевой практике остававшихся редкими находками, и поставила вопросы об их происхождении и связи со становлением новых церковных центров на северо-востоке Руси. Она показала, что исходными образцами для некоторых изображений на иконках послужили изображения на печатях. Серия статей М.В. Седовой о христианской металлопластике с полными сводками археологических находок и их аргументированными хронологическими атрибуциями заложила основы изучения этой группы древностей, весьма значимой для характеристики христианской культуры домонгольского времени.
Работа над еще одной большой темой, которой М.В. Седова была увлечена с 1970-х годов, – изучением древнерусских металлических образков – осталась не завершенной. Седова первая обратила внимание на эту своеобразную категорию христианских предметов, до начала использования металлодетекторов в полевой практике остававшихся редкими находками, и поставила вопросы об их происхождении и связи со становлением новых церковных центров на северо-востоке Руси. Она показала, что исходными образцами для некоторых изображений на иконках послужили изображения на печатях. Серия статей М.В. Седовой о христианской металлопластике с полными сводками археологических находок и их аргументированными хронологическими атрибуциями заложила основы изучения этой группы древностей, весьма значимой для характеристики христианской культуры домонгольского времени.
11
Обращение к предметам из цветного металла из культурного слоя поселений как к хроноиндикаторам, источникам для изучения этнокультурных традиций, маркерам культурных контактов и торговых связей объединяет работы М.В. Седовой, связанные с Новгородом и с памятниками Северо-Восточной Руси, и во многом определяет ее исследовательский почерк. Вещеведение, предполагающее точную атрибуцию археологических предметов, внимание к их морфологическим и художественным особенностям органично служит здесь решению масштабных исторических задач. Научное наследие М.В. Седовой демонстрирует, что это направление не теряет актуальности с развитием археометрии и широким внедрением естественно-научных методов в изучение средневековых артефактов. Оно дает опору для развития современных вещеведческих штудий в изменившейся среде, когда вещевые коллекции разрослись, когда их широкий охват и систематизация требуют все больших усилий.
Обращение к предметам из цветного металла из культурного слоя поселений как к хроноиндикаторам, источникам для изучения этнокультурных традиций, маркерам культурных контактов и торговых связей объединяет работы М.В. Седовой, связанные с Новгородом и с памятниками Северо-Восточной Руси, и во многом определяет ее исследовательский почерк. Вещеведение, предполагающее точную атрибуцию археологических предметов, внимание к их морфологическим и художественным особенностям органично служит здесь решению масштабных исторических задач. Научное наследие М.В. Седовой демонстрирует, что это направление не теряет актуальности с развитием археометрии и широким внедрением естественно-научных методов в изучение средневековых артефактов. Оно дает опору для развития современных вещеведческих штудий в изменившейся среде, когда вещевые коллекции разрослись, когда их широкий охват и систематизация требуют все больших усилий.
Обращение к предметам из цветного металла из культурного слоя поселений как к хроноиндикаторам, источникам для изучения этнокультурных традиций, маркерам культурных контактов и торговых связей объединяет работы М.В. Седовой, связанные с Новгородом и с памятниками Северо-Восточной Руси, и во многом определяет ее исследовательский почерк. Вещеведение, предполагающее точную атрибуцию археологических предметов, внимание к их морфологическим и художественным особенностям органично служит здесь решению масштабных исторических задач. Научное наследие М.В. Седовой демонстрирует, что это направление не теряет актуальности с развитием археометрии и широким внедрением естественно-научных методов в изучение средневековых артефактов. Оно дает опору для развития современных вещеведческих штудий в изменившейся среде, когда вещевые коллекции разрослись, когда их широкий охват и систематизация требуют все больших усилий.
12
М.В. Седова и организованная ею Суздальская экспедиция принесли в археологию мощный заряд нового интереса к древностям Владимиро-Суздальской земли, осознание важности их сохранения, необходимости проведения спасательных раскопок в средневековых городах. Современные исследования археологических памятников Северо-Восточной Руси, в том числе работы Суздальской экспедиции ИА РАН и ГИМ в обновленном составе, начатые в 2001 г., продолжают изыскания 1970–1990–х годов, используют их опыт, во многом следуют проблематике и методическим подходом, обозначенным М.В. Седовой.
М.В. Седова и организованная ею Суздальская экспедиция принесли в археологию мощный заряд нового интереса к древностям Владимиро-Суздальской земли, осознание важности их сохранения, необходимости проведения спасательных раскопок в средневековых городах. Современные исследования археологических памятников Северо-Восточной Руси, в том числе работы Суздальской экспедиции ИА РАН и ГИМ в обновленном составе, начатые в 2001 г., продолжают изыскания 1970–1990–х годов, используют их опыт, во многом следуют проблематике и методическим подходом, обозначенным М.В. Седовой.
М.В. Седова и организованная ею Суздальская экспедиция принесли в археологию мощный заряд нового интереса к древностям Владимиро-Суздальской земли, осознание важности их сохранения, необходимости проведения спасательных раскопок в средневековых городах. Современные исследования археологических памятников Северо-Восточной Руси, в том числе работы Суздальской экспедиции ИА РАН и ГИМ в обновленном составе, начатые в 2001 г., продолжают изыскания 1970–1990–х годов, используют их опыт, во многом следуют проблематике и методическим подходом, обозначенным М.В. Седовой.
Comments
No posts found
Write a review
Translate
Sign in
Email
Password
Войти
Forgot your password?
Register
Via social network
Comments
No posts found