Актуальное исследование благодетельного государства. С.Н. Бабурин. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма
Актуальное исследование благодетельного государства. С.Н. Бабурин. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма
Аннотация
Код статьи
S102694520016210-2-1
Тип публикации
Статья
Источник материала для отзыва
С.Н. Бабурин. НРАВСТВЕННОЕ ГОСУДАРСТВО. РУССКИЙ ВЗГЛЯД НА ЦЕННОСТИ КОНСТИТУЦИОНАЛИЗМА. М.: Норма, 2020. – 536 с.
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Загоров Орлин  
Аффилиация: Болгарская академия наук
Адрес: Болгария, София
Выпуск
Страницы
197-200
Аннотация

Данная статья - размышления автора над проблемами гуманизма, нравственности, традиционной культуры в связи с выдвинутой проф. С.Н. Бабуриным концепцией нравственного государства. Рассматривается роль духовности славянских народов и их вклад в укрепление европейской культурной самоидентификации. Аргументируется важность вывода, что добродетель государства как его внутреннее качество сама по себе превращает государство в гаранта добродетели как универсальной ценности и верность тезиса, что ценности и православного христианства, и славянской духовности представляют собой прочную основу нравственного государства. Автор видит в нравственном государстве механизм гармоничного сочетания духа революции с революцией духа.

Ключевые слова
нравственное государство, Россия, российский конституционализм, русский народ, славяне, гуманистический рационализм, православное христианство, славянская духовность, нравственность
Классификатор
Получено
05.03.2021
Дата публикации
12.08.2021
Всего подписок
15
Всего просмотров
1568
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf Скачать JATS
1

Новая монография известного российского ученого и государственного деятеля С.Н. Бабурина «Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма» – одна из самых ценных работ современной юридической науки, да в общественных науках вообще. Высокое значение этого исследования, одобренного к публикации Центром интеграционных и цивилизационных исследований Института государства и права Российской академии наук и юридическим факультетом Омского университета им. Ф.М. Достоевского, многогранно и представляет интерес не только для специалистов в областии теоретического и практического права, преподавателей вузов и высшего руководства, а также для студентов факультетов права и политической экономии, политологии и социологии. Несмотря на большой объем (536 с.), настоящая монография - монолитное исследование, посвященное проблеме, которую современная наука скорее упоминает в основном как историческое явление уровня самых смелых утопий. Рассматривая современные аспекты нравственно-интеграционных функций государства и дух законов, автор фактически обосновывает свой тезис о том, что философия государства содержит цивилизационную парадигму процесса управления. Он делает то же самое в ряде своих работ1.

Перевод с болгарского языка Н. Малинова. Translated from Bulgarian by N. Malinova. 1. См., напр.: Бабурин С.Н. Интеграционный конституционализм. М., 2020; Его же. Русская государственность и Российское государство в системе ценностей и интересов современной политики, международного и конституционного права. М., 2018; Его же. Страж нации. От защиты Советского Союза – до невооруженного восстания РГТЭУ. 2-е изд. М., 2019; Его же. Российский Путь: становление российской геополитики кануна ХХI века. М., 1995; Его же. Российский Путь: утраты и обретения. М., 1997; Его же. Российский Путь: накануне выбора. М., 1999; Его же. Российская реинтеграция: социально-экономические и политико-правовые проблемы. М., 2006; Его же. Государствоведение: научные труды. М., 2010; Его же. Новая русская империя. М., 2013.
2 Внимательное ознакомление с последним исследованием проф. С.Н. Бабурина убеждает читателя в том, что автор ищет историческую перспективу к теме нравственного государства или добродетельного правления, с давних времен волнующих человечество, в контексте современной цивилизационной парадигмы, реализованной в новой конституционной реформе Российской Федерации. Прежде всего его интересуют учение Конфуция, древнеиндийский трактат «Артхашастра» (наука о политике) как важный источник информации об общественных отношениях, экономике, политических учреждениях в Древней Индии, «идеальное государство» Платона – первого европейского мыслителя, создавшего относительно всеобъемлющую политическую философию, оказавшую значительное влияние почти на все основные политические доктрины, «Добродетельный город» аль-Фараби и т.д. Цель современного ученого С.Н. Бабурина – не отдельно изучить чрезвычайно смелые социально-политические точки зрения, а найти ответ на вопрос: почему они до сих пор остаются нереализованными? И он находит его в крайнем политическом прагматизме Никколо ди Бернардо Макиавелли. После ХVII в., когда капитализм вступил в новую фазу развития, в условиях которой буржуазия прожила свой «медовый месяц» и твердо придерживалась советам Макиавелли, что положило начало новой тоталитарной философии и идеологии государства.
3 Особый интерес представляет проведенное автором углубленное исследование исламской революции 1979 г. в Иране, ее последствий для самого Ирана и всего исламского мира. С.Н. Бабурин убежден в судьбоносном значении Великой Иранской революции в качестве успешной попытки вернуть современный мир на путь духовно-ценностной и конституционно-правовой ориентации. Он впечатляюще защитил тезис о том, что «революционное возвращение религиозных духовных ценностей в реальную политику важно не только для мусульман, но и для немусульманских народов» (с. 105). Здесь, конечно, важно отметить, что в исламском мире, в т.ч. и в Иране, в лоне ислама сосуществуют два противоположных государственно-идеологических течения, известных как суннизм (традиционный ислам) и шиизм, со значительными различиями в их концептуальных и ритуальных ценностях. Автор формулирует вывод, что «наличие разных факторов бывает решающим тем более тогда, когда в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующихся правовых систем» (с. 115).
4 Бесспорным вкладом является глубокая интерпретация взаимосвязи гуманизма в его различных воплощениях, таких как мировоззрение, моральная философия, правовая норма и т.д. В связи с этим автор отмечает особую важность умения различать крайние формы гуманистического рационализма, ведущие к отрицанию государства или прославлению абсолютной свободы – анархизма. В этом контексте он критикует практику членов Совета Европы грубо вмешиваться во внутренние дела государств - членов ЕС. Типичным примером навязчивых попыток, сопровождающихся грубым нарушением традиционных моральных ценностей государств - членов ЕС, является навязывание Стамбульской конвенции, Норвежской программы и др., применение которых представляет собой посягательство на духовную идентичность и суверенитет народов.
5 Ученый уделяет большое внимание формированию цивилизационных основ российского конституционализма, влиянию римского права на российские конституционные трансформации и др. В этом контексте в книге особое внимание уделяется разрушительным последствиям переворота 1993 г. в СССР.
6 В своей новой книге С.Н. Бабурин подчеркивает, что славянский мир может стать главной стабилизирующей силой в Объединенной Европе. Он утверждает, что славянская духовность резюмировала идею свободы и единения человечества как возможность защитить гуманистические идеи культуры. Он последовательно подчеркивает тезис о том, что в конце концов в начале ХХI в. славянская духовность все больше и больше становится общим цивилизационным кодом национальной и европейской идентичности. И не на последнем месте славянскому объединению еще предстоит утвердиться как конструктивная и объединяющая сила свободной и объединенной Европы2.
2. См.: Загоров О. Европа и славянский мир / пер. с болг. София, 2013; Его же. Славянская духовность – культурный код болгарской национальной идентичности // Славяне. Журнал Международной Славянской академии. 2018. № 3. С. 13 - 19.
7 Особенно актуальна идея о том, что претензия присоединения т.н. «нецивилизованных народов» к западной культуре основана на презумпции, что цивилизация – это высшее благо, во имя которого необходимо принести в жертву национальные особенности. Суть этой культуры, по Трубецкому, состоит в ненасытной жадности, заложенной в характере романо-германцев, в эгоцентризме, пронизывающем всю западную культуру. Это основа космополитизма и шовинизма.
8 Это естественным образом приводит к мысли об особой роли России в новом геополитическом пространстве, названном Евразия. С.Н. Бабурин убедительно отстаивает тезис о том, что евразийство, как и славянская духовность, есть нравственно-политическое движение, созданное российской интеллигенцией, не становясь широким народным движением и официальной политикой Российского государства. Это стало возможным благодаря реформе Конституции РФ в 2020 г. Решающее значение данной реформы заключается в том, что российский конституционализм возвращается на свой национальный путь. Важным в связи с этим является вывод автора о том, что без успешного преодоления хаоса и неразберихи 1991 г. и нарушения всех действующих в СССР законов невозможно дальнейшее успешное продолжение интеграционного конституционализма на постсоветском пространстве (с. 211).
9 Обладая глубоким познанием истории и основных идей, относящихся к изучаемым вопросам, ученый исследует аксиологические, эпистемологические, этические и духовно-идеологические аспекты формулы нравственного государства, долговременные черты которого формируются в совместных героических подвигах советских народов за великую победу над фашизмом, которая положила конец Второй мировой войне в 1945 г. Однако прошли десятилетия, в течение которых идея нравственного государства приобрела характер научной проблемы и неизбежной практической потребности, теоретическим освещением которой долгое время занимался политик С.Н. Бабурин. Чрезвычайно важной ценностью является убедительно защищенный тезис автора о том, что добродетель государства как его внутреннее качество сама по себе превращает государство в гаранта добродетели как универсальной ценности. Это механизм гармоничного сочетания духа революции с революцией духа, отсутствием которого, полагаю, можно объяснить крах могущественной в своей исторической миссии социалистической системы3.
3. См.: Загоров О. Славянската цивилизационна идентичност. София, 2016; Его же. Духовната криза. Устояване за нова духовност. София, 2010.
10 Особого внимания заслуживает тезис о том, что ценности как православного христианства, так и славянской духовности представляют собой прочную основу нравственного государства, несущую в себе гарантию братской взаимности между славянскими народами. Это заставляет автора рассматриваемой здесь книги исследовать конкретные общие ценностные характеристики православного христианства и славянской духовности как общий культурный код. Чтобы правильно решить эту проблему, российский ученый уделяет особое внимание российскому выбору. По его мнению, российский выбор есть «справедливое, социальное и правовое государство» (с. 512). И особенно важно подчеркнуть: выбор России – «единая нация как союз братских народов». Большое методологическое значение имеет вывод автора о том, что «русская нация никогда не была многоэтнической», что эта историческая правда отражена, как напоминает он, в Декларации XVIII Всемирного Русского Народного Собора 2014 г., в которой подчеркивается, что «русский народ имел сложный генетический состав, включающий потомков славянских, финно-угорских, скандинавских, балтийских, иранских и тюркских племен. И это генетическое богатство никогда не представляло угрозы национальному единству русского народа» (с. 513).
11 В связи с особой актуальностью идеи нравственного (добродетельного) государства, основные принципы и ценности которого провозглашаются в новой конституционной реформе в Российской Федерации, для ее успешной реализации, с одной стороны, необходимы совместные усилия всех политических факторов и каждого гражданина Федерации как драгоценное творение современного российского конституционного разума, а с другой – как можно больше специалистов, политиков и простых людей должны познакомиться с новой работой выдающегося ученого, общественного деятеля с богатой творческой биографией проф. С.Н. Бабурина, чтобы превратить высокие нравственные ценности добродетельного государства в устойчивое гуманистическое ядро мировоззрения и нравственной философии поколений. Успешно выполнив эту историческую задачу, Российская Федерация может стать глобальным позитивным примером, как это уже неоднократно происходило в мировой истории, утверждая устойчивое развитие как прочную основу для своего социально-экономического, духовно-идеологического, морально-политического и цивилизационного развития. Думаю, что это и есть послание проф. С.Н. Бабурина во всем его творческом развитии и активной общественно-политической реализации.

Библиография

1. Бабурин С.Н. Государствоведение: научные труды. М., 2010.

2. Бабурин С.Н. Интеграционный конституционализм. М., 2020.

3. Бабурин С.Н. Новая русская империя. М., 2013.

4. Бабурин С.Н. Нравственное государство. Русский взгляд на ценности конституционализма. М., 2020.

5. Бабурин С.Н. Российская реинтеграция: социально-экономические и политико-правовые проблемы. М., 2006.

6. Бабурин С.Н. Российский Путь: накануне выбора. М., 1999.

7. Бабурин С.Н. Российский Путь: становление российской геополитики кануна ХХI века. М., 1995.

8. Бабурин С.Н. Российский Путь: утраты и обретения. М., 1997.

9. Бабурин С.Н. Русская государственность и Российское государство в системе ценностей и интересов современной политики, международного и конституционного права. М., 2018.

10. Бабурин С.Н. Страж нации. От защиты Советского Союза – до невооруженного восстания РГТЭУ. 2-е изд. М., 2019.

11. Загоров О. Европа и славянский мир / пер. с болг. София, 2013.

12. Загоров О. Славянская духовность – культурный код болгарской национальной идентичности // Славяне. Журнал Международной Славянской академии. 2018. № 3. С. 13 - 19.

13. Загоров О. Духовната криза. Устояване за нова духовност. София, 2010.

14. Загоров О. Славянската цивилизационна идентичност. София, 2016.

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести