ОИФНАзия и Африка сегодня

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online)2782-2389

Операции по защите свободы судоходства как инструмент политики США в Южно-Китайском море

Код статьи
S207054760015868-1-1
DOI
10.18254/S207054760015868-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск № 2
Страницы
0
Аннотация

Статья посвящена анализу политики США в отношении конфликта в Южно-Китайском море. Особое внимание уделено изучению особенностей операций по защите свободы судоходства (FONOP), проводимых ВМС США в оспариваемой акватории. Подробно проанализированы политико-правовые основы операций, особенности их проведения в Южно-Китайском море в последние годы, в том числе и первые шаги новой президентской администрации Дж. Байдена. Доказано, что помимо непосредственного оспаривания незаконных китайских правопритязаний, данные операции также стали своеобразным инструментом сдерживания Китая в ЮКМ и проецирования американской военной силы в регионе.

Ключевые слова
Азиатско-Тихоокеанский регион, Южно-Китайское море, внешняя политика США, Китай, свобода судоходства, международное морское право
Дата публикации
19.07.2021
Всего подписок
16
Всего просмотров
2744

Введение

 

На протяжении последних лет конфликт в Южно-Китайском море (далее – ЮКМ) остаётся потенциальной «горячей точкой» в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Долгое время конфликт носил характер сугубо регионального, на который обращали внимание лишь учёные-востоковеды и специалисты по международному праву. Однако за последнее десятилетие резко возросло стратегическое значение самого Южно-Китайского моря, усилилась борьба за его ресурсы и пролегающие через него водные пути, а конфликт в спорной акватории вышел на новый, глобальный уровень. Эксперты связывают это в первую очередь с вмешательством в конфликт Соединённых Штатов, а чуть позже и их внерегиональных союзников1. На фоне растущего ухудшения двусторонних американо-китайских отношений Вашингтон начал проводить в ЮКМ операции военно-морских сил по защите свободы судоходства, официально предъявляя претензии Пекину в нарушении норм международного морского права. Данные действия американского руководства привели лишь к ещё большему напряжению в ЮКМ, кроме того, вызвав подозрения, что Соединённые Штаты заботятся не только о свободе судоходства, но и используют подобные военно-морские операции как инструмент проецирования силы и сдерживания Китая в регионе.

1. Мосяков Д.В. Новое качество конфликта в Южно-Китайском море // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XX. № 36, 2017. С. 6.

Политико-правовые основы проведения FONOP

 

Соединённые Штаты исторически стоят на страже свободы судоходства в Мировом океане. Свобода судоходства является одной из общепризнанных свобод открытого моря (наряду со свободой полётов, прокладки трубопроводов и кабелей, возведения искусственных островов, допускаемых в соответствии с международным правом, а также свободой рыболовства и научных исследований)2. Она распространяется как на торговые суда, так и на военные корабли. Свобода судоходства распространяется на открытое море и 200-мильную исключительную экономическую зону (далее – ИЭЗ), так как изначально, до принятия Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. ИЭЗ была частью открытого моря. Кроме того, в территориальном море, находящемся под суверенитетом прибрежного государства, согласно международному праву, иностранные суда имеют право на мирный проход, не запрашивая согласия прибрежного государства. Эти нормы прописаны в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. – в «Конституции морей», главном международном соглашении, регулирующем порядок освоения и эксплуатации пространств и ресурсов Мирового океана.

2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. 10.12.1982. Ч. VII. Р.1. Ст.87.

США, будучи ведущей морской державой, чья военная и экономическая гегемония зависит от быстрой переброски вооружённых сил морем, а также свободной и беспрепятственной морской торговли, всегда были максимально заинтересованы в соблюдении свободы судоходства по всему миру. Американские власти неоднократно заявляли, что защищают свободу судоходства ради процветания своей страны и своих союзников. Фактически для Соединённых Штатов сохранение и укрепление нынешнего режима свободы судоходства не только одно из важнейших условий обеспечения собственной национальной безопасности, но и фактор поддержания всего современного миропорядка, в котором Вашингтон продолжает играть главенствующую роль.

В 1979 г., с целью поддержания свободы судоходства в Мировом океане, Государственный департамент и Министерство обороны США инициировали программу «Свобода мореплавания/судоходства» (Freedom of navigation, FON). Особенность данной программы заключается в том, что она направлена на оспаривание абсолютно всех морских правопритязаний: ограничения прав мирного/транзитного/архипелажного проходов, ограничения свободы судоходства в пределах ИЭЗ, незаконного применения статуса внутренних исторических вод, некорректного проведения исходных линий3. Программа может осуществляться в различных форматах: путём проведения дипломатических переговоров, нот дипломатического протеста, проведения военно-морских учений. Кроме того, практикуется привлечение боевых кораблей ВМС США для оспаривания конкретных правопритязаний – так называемые операции по защите свободы судоходства (Freedom of Navigation Operations, FONOP)4.

3. Гудев П.А. Политика США в Мировом океане // Международные процессы. Том 14, №1 (44), 2016. С.107.

4. Гудев П.А. Политико-правовые аспекты морской политики США в АТР // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Том I, №1 (42), 2019. С. 53.

Главными регионами, где проводятся операции по защите свободы судоходства стали: Ближний Восток (в первую очередь, Ормузский пролив), Юго-Восточная Азия, Южная Америка, Южная Азия. В последние годы отечественными и зарубежными экспертами неоднократно высказывались мнения о возможном скором проведении FONOP в российской части Арктики5. Стоит подчеркнуть, что операции могут быть направлены Вашингтоном как на недружественные государства (Китай, Иран, Венесуэлу), так и страны-союзники. Например, согласно отчёту Министерства обороны, в 2020 г. операции по защите свободы судоходства были проведены ВМС США в отношении Японии (причина проведения – некорректное установление прямых исходных линий в проливе Цусима), Южной Кореи (некорректное установление прямых исходных линий в Жёлтом море), Тайваня (уведомительный характер прохода военных кораблей и судов, находящихся на государственной некоммерческой службе через территориальное море в Южно-Китайском море)6.

5. См., напр.: Auerswald D. Now is Not the Time for a FONOP in the Arctic // War on the Rocks.11.10.2019. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 28.03.2021)

6. Department of Defense Report to Congress. Annual Freedom of Navigation Report. Fiscal Year 2020. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 28.03.2021).

Действия Китая в ЮКМ

 

Экспансионистские настроения со стороны Китая в ЮКМ имеют давнюю историю. Ещё в 1974 г. КНР оккупировала Парасельские острова, находящиеся на севере Южно-Китайского моря, насильно отторгнув их от ещё существовавшей тогда Республики Вьетнам (Южный Вьетнам). На островах началось активное строительство китайской гражданской и военной инфраструктуры. Начиная с 1970-х годов китайское руководство неоднократно официально заявляло, что «все острова ЮКМ с древнейших времён являются священной территорией страны и принадлежат китайскому народу»7. В 1994–1995 гг. ВМФ НОАК захватил риф Мисчиф (Mischief Reef), находящийся в ИЭЗ Филиппин. На рифе и вблизи него также развернулось военное строительство. За последнее десятилетие на Мисчифе Китаем была построена взлётно-посадочная полоса, ангары для военных самолётов, были развёрнуты системы ПВО8.

7. Цит.по: Канаев Е. А. Конфликт из-за островов Южно-Китайского моря: история, характер урегулирования, перспективы эволюции. - М.: Готика, 2007. С. 87.

8. China’s New Spratly Island Defenses // Asia Maritime Transparency Initiative.13.12.2016 [Электронный ресурс] URL: >>>  (дата обращения: 28.03.2021).

Стоит заметить, что на протяжении десятилетий Соединённые Штаты не предавали конфликту в Южно-Китайском море большого значения, во многом закрывая глаза на наступательные действия КНР. Во время захвата Пекином Парасельских островов Вашингтон соблюдал строгий нейтралитет, боясь испортить недавно нормализованные (1972 г.) двусторонние американо-китайские отношения. Позднее, в 1990-е годы американское военно-политическое руководство считало, что НОАК не имеет серьёзных возможностей представлять непосредственную угрозу США в Южно-Китайском море9. Даже после оккупации КНР рифа Мисчиф Вашингтон ограничился заявлением о том, что нарушение свободы судоходства в водах ЮКМ может подтолкнуть США задействовать свои боевые корабли для конвоирования коммерческих судов10. Однако не произошло и этого. Опять же сказывалось нежелание американцев излишне антагонизировать Китай. Командующий ВС США на Тихом океане адмирал Р. Макк отмечал в 1995 г., что «США не рассматривают Китай в качестве противника, которого нужно сдерживать каким-либо образом»11. Действительно, экономические и, в первую очередь, военные возможности КНР в середине 1990-х годов были не сопоставимы с американскими.

9. Канаев Е. А. Указ. соч. С. 194.

10. Там же.

11. Richardson M. American Commander Aims to Calm China // International Herald Tribune. 15-16.07.1995. P.4.

Однако бурный экономический рост КНР в дальнейшем повлёк за собой активизацию внешней политики, которая в ЮКМ приняла черты экспансии и милитаризации. Основной рост китайской активности начался с 2013–2014 гг., когда Пекин провёл масштабную программу превращения рифов и атоллов Южно-Китайского моря в искусственные острова. К 2018 г. главные мероприятия затронули рифы Фиэри Кросс (Fiery Cross), Суби (Subi), Мисчиф в составе архипелага Спратли и рифы Три (Tree) и Тритон (Triton Islands) на Парасельских островах. За короткий срок на новых искусственных островах была построена военная инфраструктура, включающая в себя взлётно-посадочные полосы, средства ПВО и РЭБ12. Кроме того, в последние годы заметно увеличилось количество военно-морских учений ВМФ НОАК в Южно-Китайском море, участились облёты спорных островов китайской авиацией. Уже привычной ситуацией стали регулярные рейды кораблей Береговой охраны или ВМФ НОАК в ИЭЗ и территориальные моря других стран (в первую очередь, Вьетнама и Филиппин), к тому же нередко сопровождающиеся применением силы против рыболовецких шхун этих государств.

12. A Constructive Year for Chinese Base Building // Asia Maritime Transparency Initiative. 14.12.2017 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 28.03.2021).

При этом экспансионистская стратегия Пекина в Южно-Китайском море сопровождается явным нарушением международного права. В чём же заключаются актуальные претензии к Китаю со стороны мирового сообщества и США?

Во-первых, Китай официально заявляет свои правопритязания в ЮКМ на основе так называемой «9-пунктирной линии» – виртуальных границ, проведённых на китайских географических картах, согласно которым до 90% всей акватории Южно-Китайского моря должно находиться под полным суверенитетом КНР. Китайское руководство отстаивает тезис об «исторических водах», как законной причины владения ЮКМ. По версии Поднебесной первыми людьми, достигшими Южно-Китайского моря и начавшими его хозяйственное освоение, а затем установившими над островами свою юрисдикцию, были китайские мореплаватели эпохи Династии Западная Хань (206 г. до н.э. – 220 г. н. э.)13. Ответить на вопрос «правда это или нет?», на сегодняшний день не представляется возможным за давностью лет, а ведь, кроме того, вьетнамские власти предъявляют свои «многовековые доказательства», как истинных первопроходцев в ЮКМ. Ни одно государство региона не признает «9-пунктирную линию», как легитимное доказательство притязаний Китая. В июле 2016 г. Постоянная палата Третейского суда (ППТС) в Гааге вынесла вердикт, официально отвергнув «исторические права» Китая в ЮКМ14. Согласно вердикту, КНР не может ссылаться ни на какие «исторические правооснования» в ЮКМ, так как самим фактом подписания и ратификации Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., она юридически отказалась от любых прав и привилегий, выходящих за рамки очерченных Конвенцией15. Впрочем, как известно, Пекин ни разу не принимал участия в судебных разбирательствах, не признавал юрисдикцию суда, не принял окончательного вердикта ППТС, а, следовательно, в дальнейшем не отказался от своей «9-пунктирной линии».

13. White Paper: China Adheres to the Position of Settling Through Negotiation the Relevant Disputes Between China and the Philippines in the South China Sea. 07.13.2016. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 30.03.2021).

14. PCA Press Release: The South China Sea Arbitration (The Republic of the Philippines v.The People’s Republic of China. The Hague, 12 July 2016 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 31.03.2021)

15. Локшин Г.М. Южно-Китайское море: трудный поиск согласия. М.: ИДВ РАН, 2013. С.145-146.

Во-вторых, КНР стремится к тому, чтобы иметь те же права, что и государства-архипелаги, территория страны которых полностью состоит из островов. В настоящее время в мире насчитывается 22 государства-архипелага (в основном это небольшие островные государства Океании и Карибского бассейна, а также Кабо-Верде, Филиппины, Индонезия, Мальдивы, Маврикий)16. Китай, будучи, безусловно, континентальной страной, в этот список не входит. Однако в 1996 г. Пекин в одностороннем порядке провёл прямые архипелажные исходные линии вокруг Парасельских островов, объявив, что воды внутри островов являются внутренними китайскими17. В результате Китай настаивает на том, что иностранные военные корабли не имеют права пересекать эти акватории. Такие же действия КНР провела в сентябре 2012 г. в Восточно-Китайском море, где у Китая также территориальный спор вокруг островов Сенкаку (Дяоюйдао) с Японией и Тайванем18. На протяжении нескольких лет существует вероятность, что следующий географический объект, где Пекин проведёт прямые исходные линии – острова Спратли, обладающие наибольшим конфликтным потенциалом в ЮКМ. Сделать это, правда, будет сложнее, так как морская зона Спратли в 12 раз больше, чем у Парасельских островов (от 160 тыс. до 180 тыс. кв. км)19.

16. Государство-архипелаг // Международное право [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 31.03.2021).

17. Reading between the Lines: The Next Spratly Legal Dispute // Asia Maritime Transparency Initiative. 21.03.2019 [Электронный ресурс] URL:>>> (дата обращения: 31.03.2021)

18. Roach A. China’s Straight Baseline Claim: Senkaku (Diaoyu) Islands // American Society of International Law. Volume 17.13.02.2013. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 31.03.2021).

19. South China Sea / Spratly Islands // GlobalSecurity.org [Электронный ресурс] URL: >>>  (дата обращения: 01.04.2021).

В-третьих, Китай настаивает на своих правах по установлению зон суверенитета и юрисдикции вокруг островов Спратли, которые, однако, не могут формировать вокруг себя расширенные морские зоны, так как не являются полноценными островами с правовой точки зрения, а скалами и осыхающими при отливе возвышениями, не говоря уже об искусственных островах с правом лишь на зоны безопасности (см. ст. 121 Конвенции 1982 г.). Более того, китайская интерпретация режима территориального моря заключается в том, что государство имеет исключительное право принимать, применять и исполнять свои собственные законы в этом пространстве без всякого согласования с кем-либо20. Но, согласно Конвенции 1982 г., все военные корабли и гражданские суда пользуются правом мирного прохода через территориальные моря других государств21.

20. Mastro O. How China is bending the rules in the South China Sea // The Interpreter. 17.02.2021 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 31.02.2021).

21. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. 10.12.1982. Ч. II. Р. 3.Ст.17.

Наконец, Пекин заявляет, что в пределах 200-мильной ИЭЗ имеет право регулировать иностранную военно-морскую деятельность. Соединённые Штаты настаивают на том, что свобода судоходства для военных кораблей – это общепризнанная практика, закреплённая в международном праве, а государства не имеют права ограничивать судоходство в ИЭЗ. Впрочем, Китай в своей позиции находится не в одиночестве – порядка двадцати стран (включая Бразилию, Индию, Малайзию и Вьетнам) считают, что любая возможная военная активность, такая как непосредственное наблюдение или разведка, осуществляемая страной в ИЭЗ другой страны незаконна, нарушает безопасность прибрежной страны и не должна проходить под прикрытием свободы судоходства.

На основе вышеперечисленных фактов можно сделать некоторые выводы. Своими действиями в Южно-Китайском море КНР действительно нарушает международное морское право и Конвенцию ООН 1982 г., подписантом которой она является. Очевидно, что своими действиями в последние годы в Южно-Китайском море Пекин поставил интересы национальной безопасности выше международного права, учитывая, что к настоящему времени ЮКМ стал стратегически важной морской артерией, необходимой для сохранения и укрепления экономической и военной мощи Поднебесной. Ещё в 2009 г., Дай Бинго, один из высших государственных деятелей КНР, в своём заявлении приравнял ЮКМ к «ключевым интересам» Китая. Этот термин часто употребляется китайской властью в отношении Тибета, Тайваня и Синьцзяня22.

22. China’s spreading “сore interests» // Financial Times. [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 01.04.2021).

Подобные грубые нарушения международного права со стороны Китая не могли остаться без внимания Соединённых Штатов, ревностно следящих за соблюдением свободы судоходства в общемировом масштабе. Однако дают ли эти нарушения право Вашингтону для проведения в ЮКМ операций по защите свободы судоходства с привлечением боевых кораблей ВМС США?

Защита свободы судоходства или проецирование силы?

 

Официально Соединённые Штаты проводят операций по защите свободы судоходства в ЮКМ с целью оспаривания конкретных китайских правопритязаний. Вашингтон не может позволить Пекину сформировать новую норму международного обычного права в Южно-Китайском море (в случае постоянной практики нарушения КНР конвенционных норм). По мнению США, в случае допущения их легитимизации, существует риск создания правового прецедента, который будет принят другими странами в разных регионах мира. Это в свою очередь приведёт к параличу морского конвенционного режима и изменению баланса сил сначала в региональном, а потом и в мировом масштабе. Главными бенефициарами подобных изменений американцы традиционно называют Китай и Россию23. Таким образом, американские операции по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море направлены на сохранение статус-кво и поддержание норм международного обычного и договорного права, которые выгодны США и их союзникам. Профессор Дж. Краска, один из ведущих американских специалистов по конфликту в ЮКМ, в своём выступлении перед Конгрессом утверждал, что операции по защите свободы судоходства ВМС США представляют собой ключевой инструмент в утверждении верховенства права в Мировом океане. Они укрепляют Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г. и подчеркивают важность принятия правовых концепций24.

23. Castellucci M.US FONOPs in the South China Sea: Whose lane is it anyway? U.S. Naval War College. 14.05.2020. P. 6.

24. Kraska J. “Testimony”, House, Hearing on Seapower and Projection Forces: Hearing before the Seapower and Projection Forces Subcommittee. 114 Cong.,2 sess., 2016. P.4.

Однако здесь стоит отметить важный фактор, оказывающий серьёзное влияние на весь конвенционный режим в Мировом океане. В течение практически 40 лет с момента открытия для подписания в 1982 г. Соединённые Штаты так и не присоединились к Конвенции ООН по морскому праву. Мотивация неприсоединения США подробно изучена в отечественных и зарубежных работах. Среди главных причин: первоначальное нежелание соглашаться с введением особого режима разработки континентального шельфа за пределами 200 морских миль и ресурсов Международного режима морского дна за пределами национальной юрисдикции; боязнь потерять «свободу рук» при подписании международного документа, который приведёт к ограничению американского суверенитета; различие в трактовках определений Конвенции, таких как «морские научные исследования», «использование в мирных или военных целях» и т.д.25. На протяжении многих лет ведутся дискуссии о возможном присоединении США к Конвенции, однако до сих пор никаких подвижек в этом направлении сделано не было.

25. Гудев П.А. Конвенция ООН по морскому праву: проблемы трансформации режима - М.: ИМЭМО РАН, 2014. С.95-96.

Таким образом, в противостоянии между Китаем и США в ЮКМ сложился определённый парадокс. КНР, являющаяся подписантом Конвенции ООН по морскому праву, это самое право активно нарушает. Среди международных экспертов неоднократно высказывались мнения о Пекине как о главном современном нарушителе международного морского права. В свою очередь США, рьяно защищающие режим свободы судоходства в Мировом океане и в частности в ЮКМ, даже не подписывали Конвенцию ООН по морскому праву. Неприсоединение США, ведущей мировой державы к Конвенции, серьёзно влияет на их легитимность проведения операций по защите свободы судоходства. Такая позиция Вашингтона позволяет отдельным государствам высказываться о политике двойных стандартов со стороны Соединённых Штатов.

Китай как объект проведения операций по защите свободы судоходства стоит особняком. Растущая, потенциально вторая сверхдержава, бросающая вызов Вашингтону в АТР, а в перспективе и в мировом масштабе, не может не вызывать тревогу у США. В американском политическом истеблишменте практически сформирован консенсус, что глобальное соперничество с Китаем – событие уже неминуемое. В доктринальных документах США администрации Трампа Китай называется одним из главных соперников, характеризуясь как «ревизионистская держава»26. Американское руководство регулярно обвиняет КНР в хакерских атаках, нарушении интеллектуального права, махинациях с курсом национальной валюты. Критике подвергаются нарушения прав человека в Синьцзяне, Гонконге и Тибете. В 2020 г. госсекретарь США Майк Помпео беспрецедентно назвал коммунистический Китай «новой тиранией», призвав «весь свободный мир объединиться для противодействия КНР»27. Отдельное беспокойство у американцев вызывает масштабная реформа и модернизация армии и флота НОАК.

26. Indo-Pacific Strategy Report. Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region. The Department of Defense. 01.06.2019. P. 7-11.

27. Госсекретарь США Помпео назвал Китай новой тиранией // DW. 24.07.2020 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 12.04.2021)

Поэтому на фоне стремительно ухудшающихся двусторонних отношений вполне логично представление об операциях по защите свободы судоходства в ЮКМ, как удобном американском инструменте проецирования силы и сдерживания Китая. Тем более что отправка военных кораблей в качестве демонстрации силы к берегам недружественных Соединённым Штатам стран событие совсем не новое.

Придя к власти, администрация Д. Трампа в начале 2017 г. разработала «годовой график, согласно которому американские боевые корабли будут проходить через спорную акваторию Южно-Китайского моря»28. По словам тогдашнего министра обороны США Дж. Мэттиса, цель графика заключалась в том, чтобы отойти от представления об операциях по защите свободы судоходства как о разовых мероприятиях, воспринимаемых исключительно как ответные меры на действия Китая29. В результате при президентстве Д. Трампа США значительно увеличили масштаб и частоту операций по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море. Если при Б. Обаме было проведено две операции в 2015 г. и три в 2016 г., то при Д. Трампе частота операций достигла показателя один военно-морской рейд в восемь недель (шесть в 2017 г., пять в 2018, девять в 2019)30. Американское военное командование отмечало, что за один 2019 г. было совершено больше операций, чем за любой другой год с начала их проведения. Не прекращались операции по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море и во время распространения коронавирусной инфекции в 2020 году.

28. Zhou L. Trump signs off on plan to allow US Navy more freedom to patrol in South China Sea, report say // South China Morning Post. 22.07.2017 [Электронный ресурс] URL: >>>  (дата обращения: 04.04.2021).

29. Ibidem.

30. Larter D. In challeging China’s claims in the South China Sea, the US Navy is getting more assertive // Defence News. 05.02.2020 [Электронный ресурс] URL: >>>  (дата обращения: 04.04.2021).

Основными объектами проведения операций по защите свободы судоходства стали Парасельские острова (о. Вуди) и Спратли (рифы Скарборо, Мисчиф, Фиэри-Кросс, Гэвен и Джонсон), на которых Пекин активно развивает гражданскую и военную инфраструктуры. Постоянное военное патрулирование над ЮКМ осуществляют стратегические бомбардировщики B-52 ВВС США. При этом привлечение в ЮКМ даже нескольких авианосных ударных групп (АУГ) летом 2020 г. обосновывалось американцами как защита свободы судоходства.

Кроме того, Соединённые Штаты, очевидно, приветствуют проведение операций по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море своими союзниками, в том числе и внерегиональными. Ещё в 2014 г. Великобритания осудила китайские правопритязания в ЮКМ, заявив о готовности дополнить действия США в проведении операций31. В 2016 г. Франция обратилась к партнёрам по Евросоюзу с требованием увеличить своё присутствие в водах Южно-Китайского моря, заявляя, что свобода судоходства является ключевым вопросом в регионе32. В мае 2018 г. на форуме «Диалог Шангри-Ла» министры обороны Франции и Великобритании заявили о совместном присоединении к операциям по защите свободы судоходства в ЮКМ, а уже в апреле и мае 2019 г. французские корабли провели собственные операции по защите свободы судоходства, пройдя через Южно-Китайское море и Тайваньский пролив, что вызвало резко негативную реакцию Пекина33. В августе 2021 г. планируется проведение первой операции по защите свободы судоходства со стороны Германии. Это станет первым проходом немецкого военного корабля в ЮКМ с 2002 г.34. Кроме того, Вашингтон неоднократно пытался привлечь Австралию к проведению операций, впрочем, до сих пор безрезультатно35. Канберра, хотя и отвергла летом 2020 г. на официальном дипломатическом уровне все китайские правопритязания в ЮКМ, солидаризировавшись с США, тем не менее, от проведения совместных военно-морских операций уклоняется, не желая резкого ухудшения двусторонних отношений с Китаем.

31. The UK National Strategy for Maritime Security. Secretary of State for Defence. UK, May 2014. P. 16-17.

32. France to Push for Coordinated EU Patrols in South China Sea // Bloomberg. 05.06.2016 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 10.04.2021).

33. Exclusive: In rare move, French warship passes through Taiwan Strait. Reuters. 24.04.2019 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.04.2021)

34. U.S. calls German warship’s plan to sail South China Sea support for rules-based order. Reuters. 04.03.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.04.2021).

35. US official urges Australia to participate in South China Sea freedom of navigation operations // ABC. 27.07.2020 [Электронный ресурс] URL: >>> (дата обращения: 05.04.2021).

Проведение многосторонних операций по защите свободы судоходства в ЮКМ явно на руку Вашингтону. Оно позволяет представить конфликт в ЮКМ не как американо-китайское соперничество, а противостояние «злостного нарушителя Китая» со всем «цивилизованным сообществом», стоящим на страже международного права. Подобное развитие ситуации в дальнейшем может привести к определённой стигматизации КНР, снижению активности Пекина в ЮКМ и смещению баланса сил в регионе в пользу США.

В результате стоит констатировать, что благодаря значительному увеличению частоты и масштабов проводимых операций, подход администрации Д.Трампа к проблеме ЮКМ стал заключаться в закреплении операций по защите свободы судоходства уже как рутинного мероприятия, направленного не просто на оспаривание конкретных правопритязаний Китая, но и на демонстрацию постоянного присутствия американского флота в водах Южно-Китайского моря.

Первые шаги администрации Дж. Байдена

 

После победы Дж. Байдена высказывались осторожные предположения, что политика Соединённых Штатов в Южно-Китайском море может стать более компромиссной, скорее с упором на дипломатию, нежели на военную силу. Однако события, произошедшие в ЮКМ за несколько месяцев при новой демократической администрации, явно свидетельствуют, что речь продолжает идти о последовательном американском курсе на долгое и жёсткое соперничество с Китаем. Марк Валенсия, один из ведущих американских специалистов по АТР и конфликту в ЮКМ, считает, что первые действия администрации Байдена в Южно-Китайском море являются даже более наступательными и конфронтационными, чем при президентстве Трампа36.

36. Valencia M. Biden should quickly address East, South China Sea issues // Asia Times. 08.03.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).

Во-первых, всего 16 дней прошло с момента вступления в должность Дж. Байдена до проведения первой операции ВМС США по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море. 5 февраля 2021 г. эсминец УРО «Джон Маккейн» прошёл возле Парасельских островов на севере ЮКМ, территориальную принадлежность которых оспаривают Китай, Вьетнам и Тайвань. Накануне (4 февраля) «Джон Маккейн» также совершил транзит через Тайваньский пролив. Основания для проведения операций по защите свободы судоходства остаются традиционными для последних лет: в релизе Седьмого флота ВМС США заявлено, что «проход корабля демонстрирует приверженность Соединённых Штатов свободному и открытому Индо-Тихоокеанскому региону. Вооружённые силы США будут продолжать летать, плавать и действовать везде, где позволяет международное право»37.

37. US Conducts 1st South China Sea Freedom of Navigation Op Under Biden // Radio Free Asia. 05.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).

Вторая операция по защите свободы судоходства прошла 17 февраля – на этот раз эсминец УРО «Рассел»” прошёл вблизи островов Спратли в центральной части Южно-Китайского моря. 10 марта эсминец УРО «“Джон Финн» ещё раз прошёл через Тайваньский пролив. После каждой американской операции по защите свободы судоходства в ЮКМ, Пекин заявлял решительный протест, называя такие операции «“грубым нарушением суверенитета и безопасности Китая». Обращает на себя внимание и значительное сокращение интервалов между американскими военно-морскими операциями в Тайваньском проливе и Южно-Китайском море.

К слову, первая операция по защите свободы судоходства в Южно-Китайском море при Д.Трампе прошла лишь спустя четыре месяца после инаугурации – в мае 2017 г. Тогда пауза между проведениями операций была столь продолжительной, что к президенту официально обратилась группа высокопоставленных сенаторов (Б.Коркер, Б.Кардин, М.Рубио) с настоятельным призывом возобновить операции по защите свободы судоходства в спорной акватории38.

38. Cardin, Corker, Colleagues write to Trump about U.S. Navigation Operations in South China Sea. United States Senate Committee on Foreign Relations. 10.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 10.04.2021)

Во-вторых, продолжается практика задействования сразу двух авианосных ударных групп ВМС США в Южно-Китайском море. С 9 февраля две АУГ во главе с авианосцами «Нимиц» и «Теодор Рузвельт» проводили совместные учения в акватории ЮКМ. Официально учения были направлены на повышение оперативной совместимости между соединениями, а также возможностей командования и управления39. Привлечение двух авианосных ударных групп в ЮКМ, которое Пекин формально считает находящимся под своим суверенитетом, стоит рассматривать как серьёзный американский инструмент проекции силы в регионе и средство системного сдерживания Китая.

39. Две авианосные группы США проводят учения в Южно-Китайском море // Международная жизнь. 09.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).

В-третьих, новая администрация начинает активно выстраивать отношения с партнёрами и союзниками, в том числе имеющими территориальные споры в ЮКМ с Китаем. Отдельно стоит обратить внимание на риторику официальных лиц, чьи слова о конфликте в Южно-Китайском море практически неотличимы от заявлений чиновников предыдущей администрации. Так, госсекретарь Э.Блинкен в телефонном разговоре со своим филиппинским коллегой отметил, что Вашингтон остаётся привержен своим союзническим обязательствам перед Манилой, отвергая территориальные претензии Китая в ЮКМ. Госсекретарь заверил в поддержке страны Юго-Восточной Азии перед лицом давления Китая40. Ранее в момент утверждения своей кандидатуры в Сенате, Блинкен заявлял, что согласен с «жёстким подходом Трампа в отношении Китая, расходясь с ним лишь в тактике»41. Новый советник президента США по нацбезопасности Дж. Салливан подчёркивает, что необходимо объединиться с европейскими союзниками и партнёрами по «Четырёхстороннему диалогу по безопасности» (Quadrilateral Security Dialogue, QSD, QUAD), чтобы дать отпор Китаю42.

40. U.S.stands with SE Asian countries against China pressure, Blinken said // Reuters. 28.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).

41. Antony Blinken, US Secretary of state nominee, says Trump’s tough approach to China was right but tactics were wrong // SCMP. 20.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).

42. Biden aide Jake Sullivan calls for ’chorus of voices’ to counter China // Nikkei Asia. 30.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).

Руководство США продолжает делать ставку в АТР на формат «Четырехстороннего диалога по безопасности» с участием Австралии, Индии, США и Японии, где антикитайская составляющая будет играть существенную роль. 19 февраля 2021 г. министры иностранных дел «четвёрки» заявили о «решительном противодействии любым попыткам Китая силой изменить статус-кво в Индо-Тихоокеанском регионе»43. Вероятно, в дальнейшем Вашингтон постарается максимально привлечь партнёров по диалогу к проведению совместных операций по защите свободы судоходства в ЮКМ, либо, как минимум, согласовать общую официальную позицию по конфликту.

43. Вода К. Чего ждут в Японии от администрации Джо Байдена? Часть 1. Сэнкаку, QUAD, торговля. ИМЭМО РАН. 10.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: >>> (дата обращения: 08.03.2021).

Очевидно, что предвыборное обещание Дж.Байдена заставить КНР следовать провозглашённому американцами «международному порядку, основанном на правилах» (rules-based international order), касается не только двусторонних экономических отношений или сферы интеллектуального права, но и конфликта в Южно-Китайском море, где, по мнению Вашингтона, Пекин грубо нарушает международное морское право.

Заключение

 

За последние годы конфликт в ЮКМ стал той сферой, где стратегия Соединённых Штатов мало зависит от смены президентских администраций. Причин этому несколько. Почти 30% мировой торговли ежегодно проходят через ЮКМ, в том числе примерно 1,2 трлн долл. приходится на морскую торговлю, идущую в США44. Здесь же проходит существенная часть углеводородного сырья, транспортируемого с Ближнего Востока в Соединённые Штаты и их страны-союзники в АТР. Кроме того, через ЮКМ проходит кратчайший морской путь переброски американских вооружённых сил в западную часть Тихого океана в случае резкого обострения конфликта в районе Тайваньского пролива или на Корейском полуострове. Для США поддержание и укрепление режима свободы судоходства – не только одно из важнейших условий обеспечения собственной национальной безопасности, но и фактор сохранения всего современного миропорядка. Поэтому «ползучая» экспансия КНР в Южно-Китайском море и сами действия Пекина, пытающегося постепенно взять под полный контроль данную акваторию, трактуются в Вашингтоне как серьёзный вызов.

44. The Asia-Pacific Maritime Security Strategy: Achieving U.S. National Security Objectives in a Changing Environment. Department of Defense. 14.08.2015. P.1.

Стоит отметить, что многочисленные нарушения морского права в ЮКМ со стороны Китая могут дать основания США для проведения операций по защите свободы судоходства. Однако в условиях ухудшения американо-китайских отношений и одновременного усиления КНР в ЮКМ и АТР, операции по свободе судоходства ВМС США мгновенно приобрели элемент политизации. В современной международной обстановке американские операции в Южно-Китайском море следует рассматривать не только как военно-морские рейды, направленные на защиту свободы судоходства и оспаривание конкретных китайских правопритязаний, но и удобный инструмент проецирования силы и сдерживания Китая в регионе. Каждый морской рейд ВМС США привносит лишь ещё большее напряжение в ЮКМ и грозит перерасти в неконтролируемый конфликт с Китаем. В этом же ряду и активное желание Вашингтона привлечь своих союзников к проведению совместных операций. Цель очевидна – создание неформальной коалиции с участием США и их партнёров для сдерживания китайских амбиций в регионе под вывеской защиты свободы судоходства в ЮКМ.

Библиография

  1. 1. Мосяков Д.В. Новое качество конфликта в Южно-Китайском море // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Выпуск XX. № 36, 2017. С. 6.
  2. 2. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. 10.12.1982. Ч. VII. Р.1. Ст.87.
  3. 3. Гудев П.А. Политика США в Мировом океане // Международные процессы. Том 14, №1 (44), 2016. С.107.
  4. 4. Гудев П.А. Политико-правовые аспекты морской политики США в АТР // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. Том I, №1 (42), 2019. С. 53.
  5. 5. См., напр.: Auerswald D. Now is Not the Time for a FONOP in the Arctic // War on the Rocks.11.10.2019. [Электронный ресурс] URL: https://warontherocks.com/2019/10/now-is-not-the-time-for-a-fonop-in-the-arctic/ (дата обращения: 28.03.2021)
  6. 6. Department of Defense Report to Congress. Annual Freedom of Navigation Report. Fiscal Year 2020. [Электронный ресурс] URL: https://policy.defense.gov/Portals/11/Documents/FY20%20DoD%20FON%20Report%20FINAL.pdf (дата обращения: 28.03.2021).
  7. 7. Цит.по: Канаев Е. А. Конфликт из-за островов Южно-Китайского моря: история, характер урегулирования, перспективы эволюции. - М.: Готика, 2007. С. 87.
  8. 8. China’s New Spratly Island Defenses // Asia Maritime Transparency Initiative.13.12.2016 [Электронный ресурс] URL: https://amti.csis.org/chinas-new-spratly-island-defenses/ (дата обращения: 28.03.2021).
  9. 9. Канаев Е. А. Указ. соч. С. 194.
  10. 10. Там же.
  11. 11. Richardson M. American Commander Aims to Calm China // International Herald Tribune. 15-16.07.1995. P.4.
  12. 12. A Constructive Year for Chinese Base Building // Asia Maritime Transparency Initiative. 14.12.2017 [Электронный ресурс] URL: https://amti.csis.org/constructive-year-chinese-building/ (дата обращения: 28.03.2021).
  13. 13. White Paper: China Adheres to the Position of Settling Through Negotiation the Relevant Disputes Between China and the Philippines in the South China Sea. 07.13.2016. [Электронный ресурс] URL: http://www.china.org.cn/chinese/2016-07/13/content_38870185_2.htm (дата обращения: 30.03.2021).
  14. 14. PCA Press Release: The South China Sea Arbitration (The Republic of the Philippines v.The People’s Republic of China. The Hague, 12 July 2016 [Электронный ресурс]. URL: https://docs.pca-cpa.org/2016/07/PH-CN-20160712-Press-Release-No-11-English.pdf (дата обращения: 31.03.2021)
  15. 15. Локшин Г.М. Южно-Китайское море: трудный поиск согласия. М.: ИДВ РАН, 2013. С.145-146.
  16. 16. Государство-архипелаг // Международное право [Электронный ресурс] URL: https://interlaws.ru/gosudarstvo-arhipelag/ (дата обращения: 31.03.2021).
  17. 17. Reading between the Lines: The Next Spratly Legal Dispute // Asia Maritime Transparency Initiative. 21.03.2019 [Электронный ресурс] URL: https://amti.csis.org/reading-between-lines-next-spratly-dispute/ (дата обращения: 31.03.2021)
  18. 18. Roach A. China’s Straight Baseline Claim: Senkaku (Diaoyu) Islands // American Society of International Law. Volume 17.13.02.2013. [Электронный ресурс] URL: https://www.asil.org/insights/volume/17/issue/7/china%E2%80%99s-straight-baseline-claim-senkaku-diaoyu-islands (дата обращения: 31.03.2021).
  19. 19. South China Sea / Spratly Islands // GlobalSecurity.org [Электронный ресурс] URL: https://www.globalsecurity.org/military/world/war/spratly.htm (дата обращения: 01.04.2021).
  20. 20. Mastro O. How China is bending the rules in the South China Sea // The Interpreter. 17.02.2021 [Электронный ресурс] URL: https://www.lowyinstitute.org/the-interpreter/how-china-bending-rules-south-china-sea (дата обращения: 31.02.2021).
  21. 21. Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву. 10.12.1982. Ч. II. Р. 3.Ст.17.
  22. 22. China’s spreading “сore interests» // Financial Times. [Электронный ресурс] URL: https://www.ft.com/content/7aadbf36-bdd2-373e-98f6-3d9e46547e7c (дата обращения: 01.04.2021).
  23. 23. Castellucci M.US FONOPs in the South China Sea: Whose lane is it anyway? U.S. Naval War College. 14.05.2020. P. 6.
  24. 24. Kraska J. “Testimony”, House, Hearing on Seapower and Projection Forces: Hearing before the Seapower and Projection Forces Subcommittee. 114 Cong.,2 sess., 2016. P.4.
  25. 25. Гудев П.А. Конвенция ООН по морскому праву: проблемы трансформации режима - М.: ИМЭМО РАН, 2014. С.95-96.
  26. 26. Indo-Pacific Strategy Report. Preparedness, Partnerships, and Promoting a Networked Region. The Department of Defense. 01.06.2019. P. 7-11.
  27. 27. Госсекретарь США Помпео назвал Китай новой тиранией // DW. 24.07.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.dw.com/ru/gossekretar-ssha-pompeo-nazval-kitaj-novoj-tiraniej/a-54302048 (дата обращения: 12.04.2021)
  28. 28. Zhou L. Trump signs off on plan to allow US Navy more freedom to patrol in South China Sea, report say // South China Morning Post. 22.07.2017 [Электронный ресурс] URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy-defence/article/2103718/trump-signs-plan-allow-us-navy-more-freedom-patrol (дата обращения: 04.04.2021).
  29. 29. Ibidem.
  30. 30. Larter D. In challeging China’s claims in the South China Sea, the US Navy is getting more assertive // Defence News. 05.02.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.defensenews.com/naval/2020/02/05/in-challenging-chinas-claims-in-the-south-china-sea-the-us-navy-is-getting-more-assertive/ (дата обращения: 04.04.2021).
  31. 31. The UK National Strategy for Maritime Security. Secretary of State for Defence. UK, May 2014. P. 16-17.
  32. 32. France to Push for Coordinated EU Patrols in South China Sea // Bloomberg. 05.06.2016 [Электронный ресурс] URL: https://www.bloomberg.com/news/articles/2016-06-05/france-to-push-for-coordinated-eu-patrols-in-south-china-sea (дата обращения: 10.04.2021).
  33. 33. Exclusive: In rare move, French warship passes through Taiwan Strait. Reuters. 24.04.2019 [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-taiwan-france-warship-exclusive-idUSKCN1S027E (дата обращения: 10.04.2021)
  34. 34. U.S. calls German warship’s plan to sail South China Sea support for rules-based order. Reuters. 04.03.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-southchinasea-germany-usa-idUSKCN2AW016 (дата обращения: 10.04.2021).
  35. 35. US official urges Australia to participate in South China Sea freedom of navigation operations // ABC. 27.07.2020 [Электронный ресурс] URL: https://www.abc.net.au/news/2020-07-27/australia-pressured-to-participate-in-south-china-sea-operation/12496326 (дата обращения: 05.04.2021).
  36. 36. Valencia M. Biden should quickly address East, South China Sea issues // Asia Times. 08.03.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://asiatimes.com/2021/03/biden-should-quickly-address-east-south-china-sea-issues/ (дата обращения: 08.03.2021).
  37. 37. US Conducts 1st South China Sea Freedom of Navigation Op Under Biden // Radio Free Asia. 05.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.rfa.org/english/news/china/usa-southchinasea-02052021171547.html (дата обращения: 08.03.2021).
  38. 38. Cardin, Corker, Colleagues write to Trump about U.S. Navigation Operations in South China Sea. United States Senate Committee on Foreign Relations. 10.05.2017 [Электронный ресурс]. URL: https://www.foreign.senate.gov/press/ranking/release/cardin-corker-colleagues-write-to-trump-about-us-navigation-operations-in-south-china-sea (дата обращения: 10.04.2021)
  39. 39. Две авианосные группы США проводят учения в Южно-Китайском море // Международная жизнь. 09.02.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://interaffairs.ru/news/show/29015 (дата обращения: 08.03.2021).
  40. 40. U.S.stands with SE Asian countries against China pressure, Blinken said // Reuters. 28.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.reuters.com/article/us-usa-china-south-china-sea-idUSKBN29X0C1 (дата обращения: 08.03.2021).
  41. 41. Antony Blinken, US Secretary of state nominee, says Trump’s tough approach to China was right but tactics were wrong // SCMP. 20.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://www.scmp.com/news/china/diplomacy/article/3118412/antony-blinken-next-us-secretary-state-says-trumps-tough (дата обращения: 08.03.2021).
  42. 42. Biden aide Jake Sullivan calls for ’chorus of voices’ to counter China // Nikkei Asia. 30.01.2021 [Электронный ресурс]. URL: https://asia.nikkei.com/Politics/International-relations/Biden-s-Asia-policy/Biden-aide-Jake-Sullivan-calls-for-chorus-of-voices-to-counter-China (дата обращения: 08.03.2021).
  43. 43. Вода К. Чего ждут в Японии от администрации Джо Байдена? Часть 1. Сэнкаку, QUAD, торговля. ИМЭМО РАН. 10.03.2021. [Электронный ресурс]. URL: https://www.imemo.ru/publications/relevant-comments/text/what-does-japan-expect-from-the-joe-biden-administration-part-1-senkaku-quad-trade (дата обращения: 08.03.2021).
  44. 44. The Asia-Pacific Maritime Security Strategy: Achieving U.S. National Security Objectives in a Changing Environment. Department of Defense. 14.08.2015. P.1.
QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека