конфликтология, вооруженные конфликты в Африке, экономика и политика Судана
Over the past decade or even longer, a lot has been contemplated and written about the need for Russia to «return» to the African continent. An increase in the importance of Africa’s resource, human and economic potential within the emerging model of world development is undeniable, and with Russia once again claiming to be a weighty player on the global arena, it cannot but seek to expand its presence on the continent to restore its international standing. The first Russia-Africa Summit poised to take place in Sochi (Russia) in October 2019 attests to the growing importance that Moscow attaches to the continent.
In recent years, within its new foreign policy approach to Africa, Russia has established special relations with a number of African countries. Russia developed particularly close cooperation with Sudan, just short of establishing a full-fledged strategic partnership, raising hopes in Moscow that it gained a viable foothold on the continent and, consequently, access to farther parts of the continent. Indeed, Russia capitalized on its standing with Khartoum as it managed to penetrate politically and economically into the Central African Republic.
On 11 April 2019, Sudan’s President Omar al-Bashir was removed from power by the Sudanese military and placed under arrest. This put Moscow, which was seen as a close ally of the ousted President, in a precarious position. Even so, the present study argues that the intensity of political and military relations and the convergence of national interests have laid a solid foundation for the close friendship and comprehensive ties between Russia and Sudan. However, the shortcomings of Moscow’s economic policy for Africa in general and Sudan in particular must be addressed promptly if Russia were to establish itself on the continent.
С 2012 г. Центральноафриканская Республика (ЦАР) охвачена конфликтом, среди участников которого - власти страны, повстанческие коалиции «Селека» и «Антибалака», общинные ополчения, криминальные группы, вооруженные группировки соратников бывших президентов Ф.Бозизе и М.Джотодии и др. В статье рассматриваются мотивы создания этих групп, исследуется значение политических, социально-экономических и религиозных факторов эволюции их деятельности. Особое внимание уделяется «экономике войны», получившей в годы политического кризиса в ЦАР бурное развитие.
Институт Африки РАН провел круглый стол, посвященный проблемам туристической отрасли в Африке. Главными темами обсуждения стали развитие внутриконтинентального туризма, влияние политической нестабильности и терроризма на туристический бизнес, а также меры, принимаемые африканскими государствами в этой сфере. Участники мероприятия сделали вывод, что большинство стран континента имеет высокий, но малореализованный туристический потенциал, для раскрытия которого необходима активная государственная поддержка отрасли.
В условиях формирования многополярного мира изучение характера отношений между отдельными между- народными игроками - государствами, группами государств, международными и региональными организациями - приоб- ретает особое значение, при этом внимание исследователей обычно фокусируется на двустороннем и многостороннем со- трудничестве; трехсторонние же отношения пока не получили достаточного внимания в отечественной и зарубежной литературе. В статье рассматриваются процессы развития трехстороннего сотрудничества в области содействия международному развитию между ЕС, Китаем и Африкой.
2019 год в Гвинее-Бисау ознаменовался двумя важными событиями: в сентябре страна отметила 45-ю го- довщину обретения независимости, а в декабре состоялись очередные президентские выборы.
В течение всего постколониального периода развития Гвинея-Бисау находилась в состоянии перманентной политиче- ской нестабильности. Приход к власти У.С. Эмбало возродил надежды бисайцев на политическое и экономическое возрож- дение страны.
В статье рассматриваются причины и предпосылки политических кризисов в Гвинее-Бисау; анализируются электоральные процессы и дается характеристика политических лидеров, оставивших наибольший след в истории страны.
В феврале 2020 г. в Того состоялись президентские выборы, победу на которых одержал действующий прези- дент Фор Эссозимна Гнассингбе - сын и политический преемник Гнассингбе Эйадемы (до 8 мая 1974 г. - Этьен Эйадема), управлявшего страной 38 лет (1967-2005 гг.). Приняв в 2019 г. поправки к конституции, ограничивающие период пребывания одного и того же лица на высшей государственной должности двумя сроками, но одновременно обнулив два предыдущих срока своего президентства, Ф.Гнассингбе отыграл для себя возможность баллотироваться в 2025 г. и, таким образом, управлять страной до 2030 г. Эти антиконституционные действия президента вызвали массовые протесты оппозиции. В статье рассматриваются причины и предпосылки политического кризиса в Того.
В конце 2019 - начале 2020 гг. весь мир охватила эпидемия COVID-19. В «африканском гиганте» - Нигерии первый инфицированный появился в феврале, и уже в марте правительство приняло ряд антикризисных мер, позволивших притормозить распространение инфекции. Благодаря опыту, полученному в 2014 г. во время эпидемии лихорадки Эбола, охватившей тогда несколько стран Западной Африки, Нигерия оказалась лучше, чем многие другие африканские государ- ства, подготовленной к эпидемии коронавируса.
Республика Бенин (до 1975 г. - Дагомея) обрела независимость 1 августа 1960 г. За свою 60-летнюю историю страна пережила несколько военных переворотов и ненасильственных смен режима, «социалистическую ориентацию» и «демократизацию». Несмотря на частые политические трансформации, в течение десятилетий Бенин оставался «островком стабильности» в Западной Африке, большинство государств которой неоднократно оказывались в состоянии войны или военно-политического конфликта. Не располагающая значительными природными ресурсами, страна, тем не менее, последовательно наращивала темпы экономического роста, если и не опережая, то и не отставая в этом отношении от других государств региона.
Параллельные, но дисгармоничные процессы глобализации и регионализации, которые в наши дни во многом определяют мировую политику, нельзя должным образом проанализировать без учета феномена миграции. Конференция, проведенная Институтом Африки РАН, была посвящена обсуждению исторического и современного положения Африки в глобальных миграционных процессах и оценке роли миграции как фактора политического и социального развития. Главными темами дискуссии стали миграционная политика стран-импортеров и экспортеров мигрантов, эволюция диаспор, вынужденная и трудовая миграции, влияние миграции на экономическое развитие.
В конце 2020 г. закончился первый срок президентства Наны Акуфо-Аддо. 7 декабря состоялись очередные всеобщие выборы, в результате которых действующий глава государства сохранил свои позиции, хотя его поддержка жителями страны не была единодушной, и он получил чуть более половины голосов избирателей. В известной мере это было связано с ростом коррупции, ухудшением материального положения граждан в условиях пандемии COVID-19, а также с дестабилизацией политической обстановки, вызванной сепаратистскими выступлениями на востоке страны и их жестким подавлением. Наряду с недостатками правления Акуфо-Аддо в статье отмечаются успехи правительства в социально-экономической сфере: заметный рост экономики в доковидный период, эффективная реализация различных программ развития промышленности, сельского хозяйства и инфраструктуры, введение бесплатного школьного образования на всех уровнях, создание сотен тысяч новых рабочих мест и т.д.
Особое внимание уделяется анализу причин и предпосылок возникновения сепаратистских настроений в регионе Вольта с преимущественным проживанием эве. Указывается, что в регионе существует множество группировок, имеющих различные цели: создание независимого государства, достижение более полной автономии Западного Тоголенда в границах Ганы и др. Делается вывод о бесперспективности идеи отделения региона прежде всего из-за разногласий между различными сепаратистскими группировками по поводу статуса и путей развития региона Вольта (Volta). Отмечается, что выступления сепаратистов в сентябре 2020 г., приуроченные к президентским выборам, свидетельствуют о том, что видимая политическая стабильность в Гане маскировала нерешенность серьезных и давно назревших проблем.
В январе 2021 г. в Уганде состоялись президентские выборы, победу на которых одержал действующий глава государства Йовери Мусевени, в шестой раз занявший пост главы государства, хотя его поддержка жителями страны не была единодушной, и он получил чуть более половины голосов избирателей. В статье рассматриваются итоги деятельности лидера угандийского режима, особенности осуществляемого им государственного управления и характер его отношений с оппозицией. Анализируются причины роста недовольства политикой Мусевени и популярности молодого оппозиционного лидера Боби Вайна.
Отмечается, что победа действующего президента была предсказуемой, в частности, благодаря сохранению им реальной поддержки значительной частью населения: ведь в первые три десятилетия после провозглашения 9 октября 1962 г. независимости Уганда пережила множество переворотов и вооруженных конфликтов, но после прихода к власти Мусевени обрела репутацию «очага региональной стабильности». Кроме того, в годы его правления был эффективно осуществлен ряд политических и социально-экономических реформ, получивших одобрение угандийцев, считающих нынешнего президента единственным гарантом стабильности и благополучия - несмотря на рост коррупции и расширение репрессивной тактики в отношении оппозиции.
В настоящее время альтернативы Йовери Мусевени, находящемуся у власти 34 года, в Уганде нет, но все обостряющаяся борьба с оппозицией, безусловно, будет сопровождать его правление на протяжении всего периода до следующих президентских выборов в 2026 г.
Особое внимание уделяется принятым правительством мерам противодействия пандемии COVID-19.
Радикализация ислама в Камеруне быстро меняет религиозный ландшафт страны и способствует распространению религиозной нетерпимости. В отличие, например, от соседних Нигерии и Центральноафриканской Республики Камерун ранее редко сталкивался с серьезными проявлениями межконфессиональной напряженности, однако в последние годы традиционный суфийский ислам все больше вытесняется идеологией ваххабизма. Ваххабизм быстро распространяется не только на севере страны, но и на юге, до недавнего времени населявшемся преимущественно христианами и анимистами. Распространение ваххабизма активно поддерживается и финансируется Саудовской Аравией, Кувейтом, Катаром и Египтом. Суфизм же, последователями которого являются в основном фулани, проживающие в северных районах, постепенно утрачивает свои позиции. Специфическая интерпретация ислама ведет к дестабилизации религиозной и общественной политической жизни, а коранические школы и лагеря беженцев становятся «инкубаторами террористов».
Рост влияния радикального ислама в Камеруне в значительной степени обусловлен экспансией на территорию страны террористической организации «Боко Харам»; одним из следствий этого является присоединение камерунцев, вдохновленных призывами к «очищению ислама» и введению законов шариата, к этой вооруженной исламистской группировке. Как и в других африканских странах, радикализация ислама сопровождается активизацией террористической деятельности, ведущей к обострению внутриполитической обстановки, к росту числа беженцев, к ухудшению социально-экономического положения населения и т.д.
Неспособность камерунского правительства противостоять террористической деятельности на севере страны в недалеком будущем может привести к эскалации военно-политического конфликта на религиозной почве в условиях политической нестабильности, которую Камерун переживает в настоящее время.
В июле 2011 г. Юг Судана отделился от Республики Судан (РС) и на карте мира появилось новое государство - Республика Южный Судан (РЮС). В то время перспективы Южного Судана казались обнадеживающими: кроме богатых нефтяных ресурсов у молодой страны была серьезная поддержка мирового сообщества и влиятельной диаспоры, оказывавших гуманитарную помощь. Провозглашая независимость, Южный Судан рассчитывал на серьезное увеличение нефтяных поступлений, однако Джуба не могла экспортировать «черное золото» без использования нефтепроводов, проложенных по территории Севера. В результате «развод» и «нефтяная война» дорого обошлись обеим странам, хотя РС вышла из конфликта если не победителем, то и с меньшими потерями, нежели РЮС, в которой, к тому же, сразу после обретения независимости начались внутренние вооруженные и межфракционные конфликты. После обретения независимости Южный Судан - на фоне экономического спада - постепенно погружался в хаос полномасштабной гражданской войны, формально закончившейся в сентябре 2018 г., а фактически продолжавшейся до февраля 2020 г. Деструктивные явления, предопределившие обострение политической ситуации в РЮС, включают прогрессирующий («динкоцентричный») трибализм высшего руководства страны, отстранение представителей многих малых народов от процесса принятия ответственных решений, а также отказ от реформирования армии и урегулирования отношений между вооруженными силами и гражданским населением. Уровень эффективности государственного управления в РЮС не только весьма низкий, но и постепенно снижается. Южный Судан не только не стал «демократичным», как планировалось, но и регрессировал в сторону репрессивного государства, ввергшего население в крайнюю нищету. Хотя сецессия стала решением конфликта между Севером и Югом, она привела к эскалации насилия и возникновению новых проблем - не менее серьезных, нежели те, которые она была призвана решить.
Судан имеет долгую историю гражданских войн и конфликтов, значительная часть которых пришлась на период 30-летнего (1989-2019) правления Омара аль-Башира. Кризис в арабском мире, получивший название «арабская весна» и проявившийся в начале 2010-х гг. в крупных политических потрясениях в странах Северной Африки, охватил и Судан, переживший в последнее десятилетие несколько волн народных протестов, что позволяет относить его к сахаро-сахельской «зоне турбулентности». Политическая ситуация в этой стране заметно обострилась в связи с утратой в результате разделения Судана на два государства - Республику Судан (РС) и Республику Южный Судан (РЮС) - части нефтяных месторождений, с резким сокращением доходов от производства и экспорта «черного золота» и, соответственно, с ухудшением материального положения населения. Хотя мятежи солдат и офицеров были обычным явлением для РС, именно массовые протесты в конце 2018 - начале 2019 гг., организованные гражданской оппозицией и получившие название «Декабрьская революция», спровоцировали военный переворот 2019 г., в результате которого президент-долгожитель был свергнут. Однако создание переходного военно-гражданского правительства не разрешило многочисленных противоречий в суданском обществе - между армией и гражданским обществом, между отдельными силовыми структурами, между правящей коалицией и лидерами повстанческих движений, с которыми было подписано мирное соглашение, и т.д. Политическая нестабильность усугублялась экономическими проблемами, связанными с пандемией COVID-19 и падением цен на нефть, и 25 октября 2021 г. произошел очередной военный переворот, который, впрочем, не сопровождался трансформацией режима и значительными изменениями в составе правящей группы, но позволил военным продлить переходный период и отсрочить передачу, которую требовала оппозиция, всей полноты власти гражданским лидерам.
Заметный рост геополитической напряженности, связанный с началом спецоперации Вооруженных сил России на Украине, повлиял на ситуацию, сложившуюся в мире. Африка в этом смысле - не исключение: усилились старые угрозы безопасности и возникли новые, обусловленные сложным взаимодействием местных и международных политических и экономических факторов. Конференция «Надежды и угрозы: безопасность в Африке в XXI веке», проведенная в июне 2022 г. Институтом Африки РАН, была посвящена обсуждению вопросов миротворчества, терроризма и роли частных военных компаний и др.
В 2020 г. между Россией и Республикой Судан было подписано соглашение о создании в г. Порт-Судан, расположенном на побережье Красного моря, пункта материально-технического обслуживания (ПМТО) Военно-морского флота (ВМФ) РФ. Договоренность до сих пор не реализована, но в феврале 2023 г. военные власти Судана заявили о состоявшемся пересмотре обеими сторонами условий соглашения и о своей поддержке проекта, который, таким образом, приблизился к стадии его осуществления. В статье утверждается, что создание ПМТО послужит достижению интересов как Москвы, так и государств красноморского бассейна.
В начале 2023 г. закончился второй (и последний) срок президентства Мухаммаду Бухари. 25 февраля состоялись очередные всеобщие выборы, в результате которых новым главой государства был избран Бола Тинубу – кандидат от правящей партии «Конгресс всех прогрессивных сил». Выборы проходили на фоне заметной поляризации страны по этническому и религиозному принципам, усиливавшейся разобщающей риторикой некоторых претендентов на пост президента.
Перед новым лидером страны встанет множество проблем самого разного свойства – от кризиса в сфере безопасности до плохо управляемой экономики. Однако приход к власти в Нигерии Б.Тинубу, активно участвовавшего в политической жизни страны при правлении М.Бухари и поддерживавшего бывшего президента во многих начинаниях, вряд ли приведет к кардинальным изменениям в формировании внутренней, экономической и внешней политики, в т.ч. в отношениях между Москвой и Абуджей.
Scopus
Crossref
Высшая аттестационная комиссия
При Министерстве образования и науки Российской Федерации
Научная электронная библиотека