Влияние социальных сетей на протестное поведение (на примере Армении)
Влияние социальных сетей на протестное поведение (на примере Армении)
Аннотация
Код статьи
S013216250004280-1-1
Тип публикации
Статья
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Атанесян Артур Владимирович 
Должность: Заведующий кафедрой
Аффилиация: Кафедра прикладной социологии факультета социологии Ереванского государственного университета
Адрес: Армения, Ереван
Выпуск
Страницы
73-84
Аннотация

В статье анализируется роль виртуальных социальных сетей в современных массовых политических процессах. Рассматриваются отчасти противоположные точки зрения по данному вопросу, обсуждаются результаты исследований роли социальных сетей в массовых протестах в первой декаде XXI в. на постсоветском пространстве и в арабских странах. Представлено авторское исследование восприятий армянских пользователей соцсети Facebook (наиболее популярной в Армении) – участников массовых политических протестов весной 2018 г. в Армении касательно роли виртуальных коммуникаций в причинах, формах реализации и результативности протестной активности. Были выявлены объективные причины протестных настроений в восприятиях, в том числе высокий уровень коррупции, криминально-клановая структура и неэффективность власти, монополизация экономики. Сами участники митингов не считают влияние сайтов соцсетей причиной своего протестного поведения. Показано, что для определенного сектора пользователей Facebook их сугубо коммуникативно-виртуальная активность в период массовых протестов является не менее активной формой политического участия, нежели участие в митингах и другие прямые действия. Подтвердилась гипотеза о существенной роли виртуальных социальных сетей в обеспечении протестам массовости, популярности и синхронизированности.

Ключевые слова
сайты социальных сетей (ССС), массовые политические протесты в Армении весной 2018 г., Facebook, социальный капитал, восприятия, политическое участие
Классификатор
Получено
19.03.2019
Дата публикации
25.03.2019
Всего подписок
89
Всего просмотров
599
Оценка читателей
0.0 (0 голосов)
Цитировать   Скачать pdf
1

Постановка проблемы.

2 Протестное поведение общества в отношении правящих элит – одно из проявлений демократии. Оно может служить механизмом общественного контроля эффективности государственного управления. Положительный эффект массовых протестов – их воздействие на власть в ситуациях, когда она недостаточно эффективна, когда необходимо побудить элиты рассмотреть ряд вопросов в качестве первостепенных, тех, что считаются важными и срочными самим обществом. Наряду с деятельностью оппозиции, такие протесты служат дополнительным инструментом системы сдержек и противовесов, не позволяющим представителям правящих элит злоупотреблять узкопартийными интересами, политическим ресурсом и должностями. Политические протесты – один из существенных инструментов политического лоббизма [Grossmann, 2012].
3 Риски и последствия массовых протестов (дестабилизация политической системы, уличные беспорядки, вероятность применения насилия, и т.д.), приведшие в XXI веке к смене власти в ряде стран, послужили поводом для развития целого направления исследований роли информационных технологий в провоцировании массовых протестов извне. В качестве инструментария, используемого для влияния на протестный потенциал и активность населения, рассматриваются современные СМИ (в ходе информационной революции они все больше усиливают воздействие на сознание, мышление, ценности и поведение людей). В этом же направлении действуют и СМК – мобильные телефоны и смартфоны с включенным Интернетом, видеокамерами, сам Интернет в т.ч. сайты социальных сетей (ССС1).
1. Сайты социальных сетей - (Social Network Sites – SNS), см., например: [ >>>> , >>>> , Valenzuela, 2012].
4 Часть исследований роли ССС в реализации протестного потенциала обществ фокусируется на преимуществах виртуальной коммуникации по сравнению с традиционными СМИ. Указывается, что виртуальные коммуникации рецензируются в ограниченном объёме [Карпов, 2013: 143] и позволяют обмениваться информацией «за спиной» политической власти, критикуя ее и формируя оппозиционные настроения. Коммуникация в виртуальном пространстве способствует накоплению социального капитала [Valenzuela et al., 2009; de Zúñiga et al., 2012] и выработке у пользователей альтернативной групповой идентичности [Breuer, 2012; Войскунский и др., 2013]. Последняя может вступать в конфликт с гражданской идентичностью, а приобретенный социальный капитал служит ресурсом для организации совместных политических действий. Oбмен информацией через виртуальные социальные сети отличается оперативностью, позволяет преодолевать физическое пространство, оповещать жителей отдаленных районов о происходящем в центре событий, создавая схожие представления и синхронизируя действия участников коммуникации [Metzger, Tucker, 2017; Zayani, 2016; Сундиев, Смирнов, 2016]. Виртуальная коммуникация между различными слоями населения содействует сплочению людей с разным уровнем благосостояния, что особенно актуально в переходных обществах с неравномерным распределением доходов. Иными словами, виртуальный протестный дискурс, хоть ситуативно и временно, объединяет богатых и бедных, городских и сельских жителей (см., напр.: [Breuer, 2012: 25]). Благодаря виртуальным медиа информация с мобильного телефона (например, заснятое участником протеста видео) или предварительно заснятый пропагандистский сюжет может попасть на ССС или YouTube, оттуда – на телеканал. Таким образом, виртуальные соцсети обладают эффектом мультиплицирования информации [Brouwer, Bartels, 2014: 15]. С сугубо технической точки зрения ССС позволяют журналистам оперативно находить контакты лидеров и участников протестных движений, с которыми оперативно и в режиме онлайн можно провести интервью и транслировать его через официальные СМИ [Chebib, Sohail, 2011: 145].
5 Чем доступнее каналы коммуникации, тем больше они способствуют свободе слова и политической деятельности, в частности, оппозиционной. В условиях недемократических политических режимов либеральные виртуальные коммуникации (если правительство их не ограничивает и не запрещает) могут создать параллельную информационную реальность, оспаривающую деятельность официальных СМИ, и способствовать трансформации протестной коммуникативной активности в интерактивную, т.е. в коллективное протестное действие. Роль ССС в данном направлении - важнейший вызов традиционной власти.
6 Полевые исследования показывают: интернет-коммуникации через ССС, технологии современных СМК не являются причиной современных массовых политических протестов и революций2, однако могут активно использоваться протестующими и властью в качестве эффективного инструмента реализации политических целей [Comninos, 2011: 15]. Это означает, что использование политическими институтами и лидерами современных информационных технологий, в частности, ССС, может способствовать эффективности государственной информационной политики и снижению рисков протестного поведения граждан.
2. «Несмотря на растущую популярность ССС и попытки гражданских и политических организаций их использовать, ограниченное количество исследований свидетельствует о эффектах воздействия этих ресурсов на политическое отношение и поведение граждан» [ >>>> , >>>> , >>>> , 2012: 320].
7 Одним из выводов о воздействии интернет-коммуникаций на политическое поведение граждан является отрицание активизирующей и социализирующей роли социальных сетей в социально-политической активности [Gerbner et al., 1986; Gerbner, 2000]. По мере погружения в виртуальное пространство человек отдаляется от политических процессов, от включенности в реальное социальное пространство и время. В процессе приобретения виртуального социального капитала, высока вероятность потери реальных, функциональных социальных связей, так что в результате активной виртуальной жизни функциональный социальный капитал подменяется символическим. З. Бауман полагал: «Большинство людей пользуется социальными медиа не для того, чтобы объединяться, не ради того, чтобы расширить свои горизонты, а наоборот, чтобы отрезать себя от реальности и поместить себя в зону комфорта, в которой единственные звуки, какие они слышат – это эхо своих голосов, где единственное, что видят – отражения собственных лиц. Социальные медиа очень удобны, чтобы получать удовольствие, но затягивают в ловушку»3. Аналогичного мнения, основанного на лабораторных исследованиях, придерживаются социальные психологи [Alter, 2017].
3. Bauman Z. Social media are a trap. EL PAIS, 25.01.2016. URL: >>>> (accessed 31.08.2018).
8 Исследование особенностей поведения пользователей интернет-коммуникаций и социальных медиа в условиях массовых политических протестов способствует выявлению новых социальных фактов и доводов в пользу той или иной позиции по данному вопросу. С этой точки зрения представляют интерес приведшие к смене власти массовые протесты в Армении весной 2018 г.
9

Политические протесты и смена власти в Армении весной 2018 г.

10 Президент Армении Серж Саргсян был избран парламентским большинством (голосами Республиканской партии) премьер-министром Армении 17 апреля 2018 г. Ранее, после конституционных реформ и референдума (6.12.2015), по которым Армения перешла к парламентской форме власти, Саргсян официально заявил об отсутствии желания и планов выдвигаться на пост премьер-министра страны. Его выдвижение на пост премьера в условиях новой конституции было воспринято как продолжение авторитаризма в иной форме, а также как публичная ложь. Это стало толчком для нового витка протестов. Выразителем протестных настроений стал депутат от оппозиционного союза «Елк»4 («Выход»), журналист Н. Пашинян.
4. Союз представлен на странице в Facebook. URL: >>>> (accessed 15.08.2018).
11 Публичная встреча между Саргсяном и Пашиняном, инициированная Саргсяном состоялась 22 апреля 2018 г. Встреча продлилась несколько минут, где Пашинян сформулировал единственное требование к Саргсяну – уйти в отставку. После этого Саргсян отказался продолжать разговор и покинул зал. В тот же день более 230 протестующих было арестовано полицией, в т.ч. Пашинян и два депутата от его фракции, что способствовало еще большей волне протестов, в т.ч. блокированию автострады, ведущей в аэропорт.
12 Массовые протесты 23 апреля 2018 г. (с участием примерно 200 тыс. чел.) захлестнули Ереван, к митингующим стали присоединяться жители других городов и районов. Участники протестов перекрыли дороги, ведущие в центр Еревана, требовали отставки Саргсяна, представителей Республиканской партии, выражали поддержку Пашиняну и его политическим соратникам. Неожиданно для митингующих на сайте премьер-министра Армении было вывешено заявление Саргсяна об отставке, в котором он также делал вывод, что оппозиционный лидер Пашинян прав5. Данный факт был воспринят общественностью как результат мирной, ненасильственной и массовой протестной культуры, проявленной армянским обществом.
5. Заявление премьер-министра Сержа Саргсяна. Официальный сайт премьер-министра Армении. Доступ: >>>> (дата обращения: 13.05.2018).
13 Обсуждение кандидатуры Пашиняна в качестве премьер-министра состоялось 1 и 8 мая 2018 г. на заседаниях парламента страны. Первого мая парламентское большинство не поддержало Пашиняна. Однако под нажимом протестующей общественности, которая была к тому моменту готова к более категоричным действиям, большинство уступило давлению оппозиции и протестующих, избрав на заседании 8 мая 2018 г. премьер-министром Армении Н. Пашиняна.
14

Методика исследования.

15 В исследованиях роли интернет-коммуникации в политических процессах и, в частности, в массовых протестах, применяется контент-анализ массива информации в социальных сетях, сопутствующей политическим событиям и отражающей восприятия пользователей ССС. Одним из возможных подходов является анализ кратких высказываний пользователей социальных сетей (twits)6 в процессе виртуального дискурса по поводу происходящих массовых протестов [Wilson, 2017: 5-21].
6. «Твит – главная составляющая Твиттера. Твит – короткое сообщение длиною в 140 символов. Твит может содержать любую информацию, начиная от обычного смайла, личного или новостного сообщения, ответа на какой-то вопрос и заканчивая ссылкой на сайт, фотографией или видеороликом». Энциклопедия Твиттера от Twidium. 23.07.2014. URL: >>>> (дата обращения: 01.09.2018).
16 Рядом ученых применяется статистический и сравнительный анализ, позволяющий выявить частоту посещений ССС пользователями в обществах, в которых произошли массовые политические протесты и революции со сменой власти. Резкое увеличение количества пользователей в соцсетях в преддверии и в процессе протестной активности может служить индикатором активного использования соцсетей в протестной коммуникации, а также рассматриваться в ряду факторов массовости протестов [Jost et al., 20187; Lopes, 2014]. Как правило, использование статистической информации сочетается с анкетным опросом различных слоев населения на предмет выявления их участия в массовых протестах, что способствует выявлению корреляции между использованием ССС и уровнем участия в политических протестах [Salzman, 2016; Breuer, 2012].
7. См. также: Lopes A.R. (2014) The Impact of Social Media on Social Movements: The New Opportunity and Mobilizing Structure. Creighton University. URL: >>>> (дата обращения: 01.09.2018).
17 Интересным является изучение контента вывешенных в соцсетях протестных плакатов и фотографий, а также дискурс-анализ комментариев к ним [Al-Rawi, 2014: 930-931]. В ряде исследований сочетаются методика включенного наблюдения за протестной активностью населения с качественными методами глубинных интервью и экспертных опросов, в частности, через общение в соцсетях с активистами протестной деятельности [Brouwer, Bartels, 2014; Lee, 2018].
18 Существенная роль СМИ и социальных медиа в политических протестах в Армении обоснована тем фактом, что уровень свободы слова и СМИ в стране достаточно высокий для циркуляции оппозиционных мессиджей, a интернет-пространство еще более свободно8. Лидер протестов, ныне премьер-министр Армении Пашинян, охарактеризовал роль Facebook следующим образом: «В течение моей политической деятельности и протестов телевидение фактически было закрыто для оппозиции. Очень важно иметь альтернативный канал общения с народом. Сейчас у моей страницы в Facebook большая аудитория, которую можно сравнить с аудиторией телевидения. Это очень эффективный путь диалога с обществом, с гражданами. Конечно, Facebook сыграл большую роль в процессе нашей революции и был очень эффективным каналом для информационных потоков, чтобы пригласить людей на митинги»9.
8. См., например: Freedom House, Freedom in the World 2018. URL: >>>> (accessed 11.08.2018).

9. Пашинян: Facebook сыграл большую роль в революции в Армении. Deutsche Welle. 30.05.2018. URL: >>>> (дата обращения: 02.09.2018).
19 Среди различных социальных медиа (ССС) Facebook в Армении наиболее популярен (88,7% пользователей соцсетей в 2017-2018 гг.)10 и, по подсчетам специалистов, включает около 1,2 млн пользователей Армении11. Соответственно, изучение восприятий пользователей Facebook в Армении относительно причин их протестного поведения, а также роли ССС в детерминации их протестных установок, может способствовать выявлению механизмов влияния социальных сетей на политические протесты с возможностью экстраполирования полученных выводов на другие государства и общества.
10. Social Media Stats Armenia, July 2017- July 2018. URL: >>>> (аccessed 15.08.2018).

11. Martirosyan S. Changes in Social Networks in Armenia. Media.am. 16.05.2018. URL: >>>> (accessed 14.09.2018).
20 Для выявления роли Facebook в протестном поведении представителей армянского общества осуществлен частично стандартизированный анкетный опрос пользователей Facebook Армении. Сроки проведения опроса основаны на свежести впечатлений и воспоминаний представителей армянского общества о событиях весны 2018 г. и, вместе с тем, на определенной хронологической дистанциированности респондентов от непосредственных событий. Анкета была создана и распространена в Facebook через функциональную платформу онлайн-опросов SurveyMonkey Enterprise12. Распространение анкеты в сети Facebook производилось в свободном режиме (не ограниченном друзьями, и т.д.), что позволило избежать одностороннего взгляда групп взаимосвязанных людей. На анкету ответило 462 респондента. Результаты опроса приводятся в статье в переводе с армянского на русский язык.
12. Анкета была разослана 06.09.2018 и доступна по адресу >>>> вплоть до ее закрытия 20.09.2018 г., когда ответы прекратились.
21 Опрос не претендует на методическую строгость, однако является обоснованной попыткой выявления и корреляции особенностей онлайн- и офлайн-поведения армянских пользователей Facebook во время массовых протестов весной 2018 г. Среди задач исследования: оценка степени предпочтительности Facebook в сравнении с другими ССС; выявление направлений воздействия этой сетиk на армянских пользователей (социальные возможности и риски); определение степени участия армянских пользователей Facebook в массовых политических протестах весной 2018 г., а также причин и особенностей, включая различные формы онлайн и офлайн участия; описание информационно-коммуникативных функций и эффекта ССС (Facebook) в условиях массовых политических протестов.
22 Основная гипотеза исследования: социальные сети (особенно Facebook) существенно влияют на генерирование протестных настроений, а также на обеспечение пользователей альтернативной и инструментальной (в значении практического руководства к действиям) информацией, что способствует координации действий протестующих. Вместе с тем социальные сети не являются причиной массовых протестов, недовольства населения правящим режимом и положением дел в стране (экономическим, социальным, политическим состоянием). Пользователи социальных сетей как постоянно растущий сегмент общества, все больше реализуют свое политическое участие через новые информационно-коммуникативные формы, исходя из существенных, некоммуникативных причин, в частности, социально-экономических проблем и вопросов.
23

Результаты исследования.

24 Из 462 участников опроса 32% – мужчины, 68% - женщины. Среди ответивших 55% – молодые люди (18–30 лет), 44% – среднее поколение (31–55 лет), 1% –пожилого возраста (56 лет и старше). 7% участников опроса имеют школьное, 78% – высшее образование, 15% – ученую степень. Основной массив участников опроса проживает в Ереване (70%) и областях Армении (18%), около 12% живет за рубежом.
25 Около 18% опрошенных – студенты, 21% работает в государственных учреждениях, 49% – в частных фирмах и негосударственных организациях, 11% - безработные и менее 1% – пенсионеры. Пенсионеры – наиболее пассивная возрастная группа пользователей социальных сетей, хотя существует тенденция роста данной группы в интернет-пространстве и, в частности, в соцсетях.
26 Опрошенные в основном предпочитают Facebook (97% посещает его постоянно), на втором месте YouTube (85%) и на третьем Instagram (43%). Пользователи Facebook нечасто посещают русскоязычные социальные сети VKontakte (33%) и Odnoklassniki (около 23%). У большинства опрошенных (около 32%) в сети Facebook в среднем от 200 до 500 друзей.
27 Исходя из целей и задач исследования, мы попытались узнать, как, по мнению пользователей, в социальном плане действует на них Facebook, что он им дает, чему способствует и какую ценность имеет его посещение (рис. 1).
28 Как видим из полученных данных, армянские пользователи в основном уверены, что Facebook помогает быстро находить нужных людей и информацию (73%); способствует активному политическому участию (36%); содействует познаванию мира и людей (31%); помогает заполнить свободное время (29%).
29 Вместе с тем участники опроса убеждены в том, что Facebook развивает зависимость (42%); распространяет спам и пропаганду (38%); создает риски злоупотребления личной информацией другими субъектами (35%), а также вынуждает следить за бесполезной болтовней, конфликтами и сплетнями пользователей (30%). На предложение указать другие результаты и последствия использования Facebook ответов не поступило.
30 Итак, 36% опрошенных убеждено, а 46% согласны: Facebook способствует более активному вовлечению в политику. Это подтверждает распространенную в научной литературе гипотезу, что социальные сети и, в частности, Facebook, формирует у пользователей политические предпочтения и способствует их вовлеченности в политическую жизнь. Соответственно, было необходимо выяснить, какой процент армянских пользователей Facebook участвовал в массовых политических протестах в апреле–мае 2018 г. в Армении. Данные по участию увязаны с местом проживания (рис. 2).
31 Как видим из полученных ответов, в массовых протестах весной 2018 г. в Армении участвовала половина ответивших на опрос (49%), включая примерно одинаковое количество как жителей Еревана, так и граждан, проживающих в областях Армении. Наблюдается высокий (76%) уровень готовности и желания участвовать в протестах тех, кто в момент протестов находился за рубежом. Вместе с тем в протестах не захотело участвовать около 25% пользователей – жителей Еревана, и 17% - жителей областей. Уровень разочаровавшихся в участии в массовых протестах весной 2018 г. на момент опроса низок в столице и по областям.
32 Мы попытались выяснить восприятие опрошенными факторов (причин), которые сыграли ту или иную роль в детерминации их участия в событиях весны 2018 г. в Армении (рис. 3).
33 Из полученных данных следует, что основными мотивами участников протестов весны 2018г. в Армении были: (1) созданный в стране криминально-олигархический сегмент; (2) необходимость системных преобразований в стране; (3) коррупция; (4) неэффективность деятельности президента Саргсяна и Республиканской партии; (5) нарушения прав человека.
34 Заметим: по сравнению с данными факторами объективного характера субъективные детерминанты практически не имели существенного значения в восприятиях участников массовых протестов в Армении. В частности, в качестве основной причины участия в политических протестах желание поддержать лично Пашиняна указало всего 12%, а как второстепенную причину – 33% опрошенных.
35 Факторы информационно-коммуникативного плана, по мнению протестующих, имели еще меньшее влияние. Так, пропаганду в СМИ в качестве основной причины своего участия указали около 11% опрошенных, а призывы к участию в протестах через социальные сети – около 4% (и около 31%- в качестве второстепенной причины).
36 Учитывая важность и гипотетичность суждения, что виртуальные социальные сети – не только источник мотивации к политическому участию, но и площадки для определенных видов политического (информационно-коммуникативного) участия, мы попытались выяснить место подобной активности участников массовых протестов в Армении весной 2018 г. в контексте иных форм реализации политической активности (рис. 4).
37 Полученные ответы свидетельствуют: наиболее частыми формами реализации протестной активности большинства опрошенных было отслеживание информации: в соцсетях о протестах в целях осведомленности (84%), на страницах Пашиняна и Блока "Елк" в Facebook-е (82%), о протестных событиях в СМИ (66%); следование за установками в соцсетях о действиях, какие нужно предпринимать (66%); об участии в митингах на площади Республики в Ереване (56%); информирование знакомых за рубежом о событиях в Армении через соцсети и другие СМК (46%). Таким образом, основными формами политического участия в протестах, в восприятии опрошенных, были не столько актуальные, сколько – коммуникативно-виртуальные формы политической активности, в частности, целевое потребление и обмен информацией. Согласно структуре анкеты, блок вопросов о формах участия был адресован только респондентам, кто изначально указал на свое участие в протестах. Из этого следует, что большинство опрошенных считает коммуникацию о протестах, без реального участия в митингах, самостоятельной формой своего протестного участия. Для сравнения: свое реальное участие в митингах указало лишь 56% тех, кто считает, что участвовал в протестах, когда как на различные коммуникативно-виртуальные формы своего участия указало от 84–66% опрошенных.
38 Лишь немногие из опрошенных прибегали к более активным действиям: выступления на митингах с плакатами и флагами (15% – часто и столько же – редко); перекрытие дорог собственным автомобилем (около 8% – часто и 7% – редко); перевоз людей на митинги и с митингов на собственном автомобиле (10% - часто и 6% – редко). В стычках с полицией по собственной инициативе участвовало не более 2% (что вполне укладывается в мирный и ненасильственный характер протестов весны 2018 г. в Армении). Для сравнения: распространение заснятых на месте событий фотографий через социальные сети указало в качестве частой формы собственной активности 22%, редкой – 24%.
39 Необходимо отметить существенную роль социальных сетей (в данном случае – Facebook) в информировании населения о действиях лидеров протестного движения, в формулировании и синхронизации единых позиций и действий, а также создании общего информационного фона. Причем, если с инициативами коллективных протестных действий часто выступало в сети лишь 10% и изредка – около 20% опрошенных участников, то, соответственно, основной поток инициатив исходил не столько от рядовых участников, сколько от сравнительно небольшой группы протестующих и, судя по популярности страниц Пашиняна и Блока «Елк» в сети Facebook – прежде всего от лидеров оппозиции.
40 Наконец, мы попытались уточнить позицию участников массовых протестов весной 2018 г. в Армении касательно роли социальных сетей (Facebook) в детерминации их протестного настроения (рис. 5).
41 Как видно из рис. 5, большинство опрошенных участников протестов в Армении весной 2018 г. считает, что, если бы не Facebook и другие социальные сети, протесты в Армении не были бы массовыми (71%) и организованными (70%). Среди опрошенных несколько больше тех (38%), кто не считает роль Пашиняна критическим фактором протестной активности против прежней власти (за это высказалось около 35%).
42 Вместе с тем существенный процент опрошенных (45%) согласен с утверждением: если бы не Facebook и другие соцсети, протесты не привели бы к смене власти в стране. Это означает: гипотеза о существенной роли социальных сетей (Facebook) в организации, синхронизации и интенсификации массовой протестной активности (при наличии существенных объективных причин, а также площадок для информационно-коммуникативной активности населения), по крайней мере в восприятии участников протестов, подтверждается.
43

Выводы.

44 Результаты исследования свидетельствуют: прямой причинно-следственной связи между активным использованием социальных сетей (в частности, Facebook) и политико-протестным участием не наблюдается; из всего массива опрошенных армянских пользователей Facebook, 87% которых на момент протестов проживало в Армении, лишь 49% в той или иной форме (в режиме онлайн и/или офлайн) участвовало в протестах. Основными формами политического участия в протестах весной 2018 г. в Армении были коммуникативно-виртуальные действия: активное отслеживание информации о протестных событиях в СМИ и соцсетях, в частности, через страницы лидеров протестов в сети Facebook, следование за установками в соцсетях о том, какие коллективные действия планируется предпринимать, а также информирование знакомых за рубежом о происходящем в Армении.
45 Одним из элементов коммуникативно-виртуальной активности определенного сегмента общества было распространение фотографий с места событий через социальные сети. Субъектов информационно-коммуникативной активности (в частности, в сети Facebook) было существенно больше, нежели тех, кто реально участвовал в массовых протестах, причем, потребление и обмен информацией в соцсетях (онлайн) считается данными субъектами не менее активной формой протестной активности, чем прямое (офлайн) политическое участие. Согласно восприятиям определенной группы опрошенных, их коммуникативно-виртуальная активность весной 2018 г. была столь же «реалистичной» формой политико-протестного участия, сколько и актуальное прямое участие других людей в митингах.
46 Наиболее существенными считаются именно объективные причины протестов и смены власти в стране: криминально-олигархическая система власти; коррупция; необходимость системных преобразований в стране; неэффективная деятельность С. Саргсяна и Республиканской партии; нарушения прав человека. Вместе с тем восприятия существенного сегмента опрошенных подтверждают гипотезу о детерминирующей роли социальных сетей (Facebook) в генерировании, синхронизации и популяризации массовой протестной активности.

Библиография

1. Войскунский А. Е., Евдокименко А. С., Федунина Н. Ю. Альтернативная идентичность в социальных сетях // Вестник Московского Университета. Сер. 14. Психология. 2013. № 1. С. 66-83.

2. Карпов П.Н. Роль новых медиа в политической коммуникации: Интернет как инструмент формирования новой политической реальности // Вестник РУДН. 2013. Серия Политология. № 1. С. 137-149.

3. Сундиев И.Ю., Смирнов А.А. Теория и технологии социальной деструкции (на примере «цветных революций»). М.: Русск. биографич. ин-т, Ин-т эконом. страт., 2016.

4. Alter A. (2017) Irresistible: The Rise of Addictive Technology and the Business of Keeping Us Hooked. New York: Penguin Press.

5. Al-Rawi A.K. (2014) The Arab Spring and Online Protests in Iraq. International Journal of Communication. No. 8: 916–942.

6. Breuer A. (2012) The role of social media in mobilizing political protest. Evidence from the Tunisian revolution. Discussion Paper. No. 10. Bonn: German Development Institute.

7. Brouwer L., Bartels E. (2014) Arab Spring in Morocco: Social Media and the 20 February Movement. Afrika Focus. Vol. 27. No. 2: 9-22.

8. Chebib N.K., Sohail R.M. (2011) The Reasons Social Media Contributed to The 2011 Egyptian Revolution. International Journal of Business Research and Management (IJBRM). Vol. 2. Iss. 3: 139-162.

9. Comninos А. (2011) Twitter revolutions and cyber crackdowns User-generated content and social networking in the Arab spring and beyond. Association for Progressive Communications (APC).

10. Gerbner G.., Gross L., Morgan M., Signorielli N. (1986) Living with television: The dynamics of the cultivation process. In: Bryant J., Zillman D. (eds.) Perspectives on media effects. Hilldale, New Jersey: Lawrence Erlbaum Associates: 17-40.

11. Gerbner G. (2000) Cultivation Analysis: an Overview. Communicator. October-December: 3-12.

12. Grossmann M. (2012) Interest group influence on US policy change: An assessment based on policy history. Interest Groups & Advocacy. Vol. 1. No. 2: 171–192. DOI: 10.1057/iga.2012.9

13. Jost J.T., Barberá P., Bonneau R., Langer M., Metzger M., Nagler J., Sterling J., Tucker J.A. (2018) How Social Media Facilitates Political Protest: Information, Motivation, and Social Networks. Political Psychology. No.39: 85-118. DOI:10.1111/pops.12478

14. Lee S. (2018) The Role of Social Media in Protest Participation: The Case of Candlelight Vigils in South Korea. International Journal of Communication. No.12: 1523–1540.

15. Metzger M.M., Tucker J.A. (2017) Social Media and EuroMaidan: A Review Essay. Slavic Review. Vol. 76. No. 1 (Spring): 169-191. DOI: 10.1017/slr.2017.16

16. Salzman R. (2016) Exploring Social Media Use and Protest Participation in Latin America. Journal of Latin American Communication Research. No. 5 (2): 72-85.

17. Valenzuela S., Park N., Kee K.F. (2009) Is There Social Capital in a Social Network Site? Facebook Use and College Students’ Life Satisfaction, Trust, and Participation. Journal of Computer-Mediated Communication. No. 14: 875–901. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2009.01474.x

18. Wilson S.L. (2017) Detecting Mass Protest through Social Media. The Journal of Social Media in Society. No. 6 (2): 5-21.

19. Zayani M. (2016) On the Entangled Question of Media and Politics in the Middle East. In: S. Mirgani (ed.). Media and Politics in the Wake of the Arab Uprisings. Working Group Summary Report. Center for International and Regional Studies. Georgetown University School of Foreign Service in Qatar: 3-4.

20. de Zúñiga H.G., Jung N., Valenzuela S. (2012) Social Media Use for News and Individuals' Social Capital, Civic Engagement and Political Participation. Journal of Computer-Mediated Communication. Vol. 17. Iss. 3: 319–336. DOI: 10.1111/j.1083-6101.2012.01574.x

Комментарии

Сообщения не найдены

Написать отзыв
Перевести