- Код статьи
- S020595920000420-8-1
- DOI
- 10.31857/S020595920000068-0
- Тип публикации
- Статья
- Статус публикации
- Опубликовано
- Авторы
- Том/ Выпуск
- Том 39 / №5
- Страницы
- 26-36
- Аннотация
Изучалась опосредующая роль воспитания во взаимосвязи индивидуально-психологических особенностей ребенка с поведенческими проблемами от раннего дошкольного до младшего школьного возраста. В исследовании приняли участие 1139 родителей детей в возрасте от 2 до 12 лет (51% девочек, 49% мальчиков): 370 дошкольников и 769 школьников. Была выявлена медиирующая роль дисфункционального воспитания: низкий уровень сознательности и уступчивости у детей предрасполагал к применению телесных наказаний родителями, непоследовательному дисциплинированию детей дошкольного возраста и недостаточному присмотру за детьми младшего школьного возраста, а данные воспитательные практики, в свою очередь, вносили вклад в уровень экстернальных проблем. Позитивное воспитание и вовлеченность не играло роли медиатора и переставало выступать фактором защиты поведенческих проблем детей при учете их индивидуально-психологических особенностей. Выявленные паттерны взаимосвязи были одинаковы для детей разного пола.
- Ключевые слова
- child individual differences, parenting, parents questionnaires, externalizing problems, preschool and primary school age, mediation.
- Дата публикации
- 02.11.2018
- Год выхода
- 2018
- Всего подписок
- 10
- Всего просмотров
- 947
Библиография
- 1. Брушлинский А.В. Психология субъекта. СПб.: Алетейя, 2003.
- 2. Варшал А.В., Слободская Е.Р. Оценка эффективности тренинга родительской компетентности припроблемах поведения у детей // Консультативная психология и психотерапия. 2016. Т. 24. №. 1. С. 80–96.
- 3. Виленская Г.А. Роль взаимодействия с родителями в раннем онтогенезе контроля поведения // Психологические исследования. 2008. Т. 2. №. 2. С. 1–1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 25.07.2017).
- 4. Гудман Р., Скотт С. Детская психиатрия. М.: ТриадаX, 2008.
- 5. Логинова С.В., Слободская Е.Р., Козлова Е.А., Корниенко О.С. Адаптация опросника для изучения практик родительского воспитания детей дошкольного возраста (APQ-PR) // Психологические исследования. 2016. Т. 9. № 47. С. 12.
- 6. Логинова С.В., Слободская Е.Р., Федорова Н.А., Козлова Е.А. Адаптация краткой версии Алабамского опросника методов родительского воспитания (APQ-BF) // Психологический журнал. 2016. Т. 37. 5. С. 79–90.
- 7. Сергиенко Е.А. Принципы психологии развития: современный взгляд. Психологические исследования. 2012. Т. 5. №. 24. С. 1–1. URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 22.07.2017).
- 8. Спирева Е.Н., Лидерс А.Г. Связь стиля семейного воспитания с темпераментом ребенка // Семейная психология и семейная терапия. 2002. № 2.
- 9. Шведовская А.А. Особенности переживания детско-родительских отношений и взаимодействие с родителями детей старшего дошкольного возраста: автореф. дис. … канд. психол. наук. Москва, 2006. С. 30.
- 10. Arbuckle J L. 5. Amos 17.0 User’s Guide. Chicago, IL: SPSS Inc. 2008.
- 11. Baron R.M., Kenny D.A. The Moderator-Mediator Variable Distinction in Social Psychological Research: Conceptual, Strategic, and Statistical Considerations // Journ of Pers. and Social Psychology. 1986. No. 6. P. 1173–1182.
- 12. Clerkin S.M. Halperin J.M., Marks D. J., Policaro K.L. Psychometric Properties of the Alabama Parenting Questionnaire–Preschool Revision // Journ. of Clinical Child and Adol. Psychology. 2007. V. 36. No. 1. P. 19–28.
- 13. Dadds M.R., Maujean A., Fraser J.A. Parenting and conduct problems in children: Australian data and psychometric properties of the Alabama Parenting Questionnaire // Australian Psychologist. 2003. V. 38. P. 238–241.
- 14. Deal J.E., Halverson C.F., Martin R.P., Victor J., Baker S. The Inventory of Children’s Individual Differences: development and validation of a short version // Journ. of Pers. Assessment. 2007. V. 89. P. 162–166.
- 15. Frick P.J., Christian R.E., Wootton J.M. Age Trends in the Association Between Parenting Practices and Conduct Problems // Behavior Modification. 1999. V. 23. No.1. 106–128.
- 16. Ge X., Conger R.D., Cadoret R.J., Neiderhise, J.M., Yates W., Troughton E. et al. The developmental interface between nature and nurture: A mutual influence model of child antisocial behavior and parent behaviors // Devel. Psychology. 1996. V. 32. P. 574–589.
- 17. Goodman R. Psychometric properties of the Strengths and Difficulties Questionnaire (SDQ) // Journ. of the American Academy of Child and Adol. Psychiatry. 2001. V. 40. No. 11. P. 1337–1345.
- 18. Goodman R., Slobodskaya H.R., Knyazev G.G. Russian child mental health: A cross-sectional study of prevalence and risk factors // European Child and Adol. Psychiatry. 2005. V. 14. No. 1. P. 28–33.
- 19. Jaffee S. R., Caspi A., Moffitt T. E., Polo-Tomas M., Price T. S., Taylor A. The limits of child effects: evidence for genetically mediated child effects on corporal punishment but not on physical maltreatment // Devel. Psychology. 2004. V. 40. No. 6. Р. 1047.
- 20. Knyazev G.G., Zupancic M., Slobodskaya H.R. Comparison of personality structure and mean level of traits in Slovenian and Russian children // Journ of CrossCultural Psychol. 2008. V. 39. No. 3. P. 317–334.
- 21. Mander, W.A., Scholte R.H., Janssens J.M., De Bruyn, E.E. Adolescent personality, problem behavior and the quality of the parent–adolescent relationship // European Journ. of Pers. 2006. V. 20. No. 3. P. 237–254.
- 22. Prinzie P., Van Der Sluis C.M., De Haan A.D., Dekovic M. The mediational role of parenting on the longitudinal relation between child personality and externalizing behaviour. // J ourn of Pers. 2010. V. 78. No. 4. P. 1301–1323.
- 23. Shaw D.S., Winslow E.B., Owens E.B., Vondra J.I., Cohn J.F., Bel, R.Q. The development of early externalizing problems among children from low-income families: A transformational perspective // Journal of abnormal child psychology. 1998. V. 26. No. 2. P. 95–107.
- 24. Slobodskaya H.R., Akhmetova O.A. Personality development and problem behavior in Russian children and adolescents // Intern Journ. Behavioral Development. 2010. V. 34. No 5.
- 25. Slobodskaya H.R., Zupancic M. Development and Validation of the Inventory of Child Individual Differences- Short Version in Two Slavic Countries // Studia Psychologica. 2010. V. 52. No. 1. P. 23–39.
- 26. Scott S., Briskman J., Dadds M.R. Measuring parenting in community and public health research using brief child and parent reports // Journ. of Child and Family Studies. 2011. V. 20. No. 3. P. 343–352.