ОИФНАзия и Африка сегодня

  • ISSN (Print) 0321-5075
  • ISSN (Online)2782-2389

Энциклопедия культуры народов Африки южнее Сахары

Код статьи
S032150750003349-5-1
DOI
10.31857/S032150750003349-5
Тип публикации
Рецензия
Статус публикации
Опубликовано
Авторы
Том/ Выпуск
Том / Выпуск №1
Страницы
78-79
Аннотация

  

Ключевые слова
Африка южнее Сахары, зрелищная культура, музыкальная культура
Дата публикации
21.03.2019
Всего подписок
90
Всего просмотров
3250

Обычаи, традиции, календарные праздники народов мира всегда вызывают интерес у читателей. В 1980-е гг. увидела свет серия книг, посвященных календарным обычаям и обрядам народов зарубежных Европы и Азии – она была задумана советским этнографом С.А.Токаревым (1899-1985) и выходила под его общей редакцией. Было запланировано продолжение этой темы, включающее народы Африки.

Однако 1990-е гг. нарушили издательские планы. И только теперь, спустя два десятилетия, эта тема достойно продолжена, в частности, в монографиях советской/российской африканистки, этнографа, доктора исторических наук, профессора Э.С.Львовой – ученицы и последовательницы С.А.Токарева.

Элеонора Сергеевна – прекрасный знаток культуры народов Африки южнее Сахары. Она умеет рассказать о ней живым языком очевидца. Если собрать вышедшую из под ее пера «африканскую коллекцию» книг, перед нами окажется объемный труд, охватывающий многообразие культур большинства крупных африканских этносов. В этом можно еще раз убедиться, открыв книгу Э.С.Львовой «Зрелищная и музыкальная культура народов Африки южнее Сахары» (М., издательство «Ключ-С», 2016, с илл.).

Первая глава знакомит читателей с праздниками (конфессиональными, традиционными и другими) народов этой части континента и сопряженными с этими праздниками действами. В каждом из праздников, замечает автор, «заложен глубокий смысл, связывающий его с историей народа, верованиями, жизненным циклом» (с. 4).

Читатели познакомятся с интересными подробностями истории праздников народов Эфиопии, Мадагаскара, Ганы, других стран, с их местными особенностями, связанными с ними легендами. Многие впервые узнают, что самое «старое» христианство в Африке за пределами ее северных районов – в Эфиопии, принявшей его еще в IV в. Читатели с интересом прочтут о том, что в этой же стране христиане-католики и протестанты (кроме адвентистов седьмого дня) «в своей праздничной церковной практике используют те же, что и монофиситы, музыкальные инструменты, ритмичные танцы»: в этих праздниках участвуют все жители, вне зависимости от религиозных предпочтений (с. 13).

В африканском исламе, отмечает автор, сохранилось немало своеобразия, заимствований, влияния традиционных представлений – благодаря этому некоторые исследователи даже выделяют отдельно «черный ислам». У суахили Танзании и Кении, считающих себя ортодоксальными мусульманами, живы многие доисламские обряды.

Тем, кто побывал в Африке – неоднократно или в длительных поездках, – известно, что одна группа праздников и зрелищ «связана с локальными традиционными верованиями, календарем, поклонением природным объектам или духам» – они «четко регламентированы и определены по времени» (с. 22). Другая группа объединяет праздники «жизненного цикла», социализации – от рождения человека до его погребения.

С провозглашением суверенитета у народов этих стран появились новые праздники и зрелища от парадов в День независимости, спортивных праздников до светских зрелищ, включая театр и кино. Но, пожалуй, наиболее устойчивыми, свидетельствует автор, остаются обряды и праздники, отмечающие смены сезонов и связанные с ними виды хозяйственной деятельности. Как и для большинства народов других континентов, для африканцев важнейшим сезонным праздником остается «день урожая». Э.С.Львова, демонстрируя глубокое знание африканской культуры, подробно и увлекательно описывает календарную обрядность субсахарских этносов, сопровождая ее фрагментами из местного устного фольклора.

Большое внимание в книге уделено праздникам, связанным с жизненным циклом. Здесь особое место принадлежит одному из важнейших обрядов – инициации. Немало любопытного читатель узнает об обрядах, сопутствующих свадьбе, рождению ребенка, похоронам.

Неповторимостью отмечены праздники, инициированные властью. Мы узнаем о церемониалах, многие из которых пришли из средневековья, а то и из более отдаленных времен. Автор приводит воспоминания очевидцев парадных церемоний рубежа ХIХ-ХХ вв. Например, австрийский путешественник Ф.Бибер, побывавший в начале ХХ столетия на приеме у правителя Эфиопии Менелика II, вспоминал: «…Император приглашает придворных к себе и удостаивает их беседы, а в зале слуги и служанки накрывают столы и наполняют сотни и сотни кубков превосходным теджем. Внезапно снаружи раздается дробь барабанов, и зал наполняется тысячами людей, преимущественно солдатами. Все усаживаются. Чаши тотчас идут по кругу. Истребляются горы мяса… Сам император сидит на троне величественно и неподвижно, как статуя. Но тем живее его глаза. С видимым удовлетворением наблюдает он за своим народом» (с. 79).

Вторая часть книги посвящена музыке и танцам, без которых немыслима культура африканцев. У каждого народа, отмечает автор, свой рисунок танца. Очень выразительны танцы-пантомимы, стилизованные охотничьи танцы земледельцев и скотоводов. Однако важнейшее место, считает Э.С.Львова, занимают культовые и ритуальные музыка и танцы, связанные с употреблением масок, дворцовые (церемониальные) и военные танцы (с. 112-113).

Особое место в социальной структуре любого народа принадлежит сказителям. В условиях отсутствия письменности они сохраняли в исторической памяти (а во многих местах Африки до сих пор позволяют сохранять) события, подвиги, чудеса, имена людей. За этой особой группой давно закрепилось название «гриоты». Их положение в обществе, отмечает автор книги, было разным: у одних народов они стояли выше ремесленников, но ниже земледельцев, у других – не только занимали значительное место среди придворных, но и были довольно богатыми людьми (с. 116).

Читаешь об этом, и на память приходят древнерусские сказители и певцы – бояны. Сколь все же удивительно схожи проявления культуры в жизни и творчестве народов, пространственно удаленных друг от друга!

Что касается африканских музыкальных инструментов, то здесь, показывает автор книги, большое разнообразие струнных, духовых, ударных инструментов (наиболее распространены барабаны). В ход идет все – от растений до человеческого тела. Звуки извлекаются посредством ударов, потрясывания, потирания, пощипывания…

Выражение «самобытная африканская музыка» давно перестало быть простым клише. В России все большую популярность приобретают концерты, где выступают артисты-африканцы, где присутствуют африканские музыкальные инструменты, звучат африканские ритмы. К слову, именно на Чемпионате мира по футболу 2010 г. в ЮАР «прославился» и после этого начал распространяться по всему миру местный рожок «вувузела», перекочевавший теперь в арсенал болельщиков других стран и напомнивший о себе и на ЧМ-2018 в России.

Прочитав книгу Э.С.Львовой, с благодарностью думаешь об авторе, создавшем подлинную мини-энциклопедию культуры народов Африки южнее Сахары, поделившимся не только этнографическими знаниями, интересными для увлеченных Африкой, но и практически полезными сведениями для путешественников, этнографов, культурологов, дипломатов и других специалистов. Этому способствуют и цветные фотографии, которыми книга хорошо проиллюстрирована.

Библиография

QR
Перевести

Индексирование

Scopus

Scopus

Scopus

Crossref

Scopus

Высшая аттестационная комиссия

При Министерстве образования и науки Российской Федерации

Scopus

Научная электронная библиотека